Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”)




Скачать 50.91 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”)
Дата публикации11.06.2014
Размер50.91 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Литература > Конспект
Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили...”).

Учитель Ковригина Н.Н.
Цели урока:

  1. повторить имеющийся у учащихся сведения по всем разделам языка;

  2. развить умения и навыки по анализу текста художественного произведения (лингвистический анализ, литературоведческий анализ);

  3. дать представления об особенностях поэзии Марины Цветаевой;

  4. способствовать развитию литературного вкуса учащихся;

  5. показать связь русского языка со смежными дисциплинами (литературой, лингвистикой).


Тип урока: итоговый.



  1. “Если есь в мире вещи, достойные названия “чуда”, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.” (Л. Успенскй). Долгие годы на уроках русского языка и лингвистики вы изучали “слово”, рассматривая его на разных языковых уровнях: фонетическом, лексическом и т.д. Учились его чувствовать, думать над словом, искать го истинный смысл, восхищаться словом, выражать в нем себя, овладевая богатствами родного языка. Наш сегодняшний урок – попытка соединить все это; показать через лингвистический анализ текста красоту и образность пэтической речи. Ведь приблизиться, прикоснуться к словесной ткани художественного произведения – значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла (на материалах поэзии М. Цветаевой).



^ 2. Чтение стихотворения.

“Рас-стояния: версты, мили...”

Перед чтением: Стихотворение было нписано в 1925г. В Чехии, в эмиграции, и посвящено Б. Пастернаку.

Вдумайтесь:

- Какое настроение передает стихотворение?

- О чем оно?

- Его главная мысль?

^ 3. Вступительная беседа.

- Что почувствовали?

- О чем?

(Стихотворение о разлуке, о 2-х нсильно разлученных людях => о насильственной рзлуке).

- Выделите ключевые, с вашей точки зрения, слова, помогающие понять состояние лирического героя?

(записать эти слова в столбик на доске)

- Как бы вы определили жанровое своеобразие стихотворения?

(страстный, нервный монолог, монолог - упрек).

Нервность – и в то же время сдержанность... Только две строки выбиваются из общей тональности.

- Какие?

(последние – прорвавшийся голос отчаяния

- Как это подчеркивается строфикой?

(последнее двустишие).
4. Наш разговор о стихотворении, наше понимание было бы неполным без осмысления лингвистических средств создания образности. Проследи, как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетические, грамматические, лексические). Как раскрываются возможности слова?

^ Фонетический организм текста.

Любой текст мы воспринимаем прежде всего на слух, то есть затрагиваем звуковую сторону, которая в поэтической речи играет особую роль.
Читаем еще раз: 2 строфы.

Перед чтением: обратите внимание на мелодику речи, паузы, ритм, звукопись (фонетические средства образности, усиливающие образ насильственной разлуки).

- Почему так сложно читать?

(строка рвется, единица речи – слово, слог, не фраза).

“Я не люблю стихи, которые льются, рвутся да” (М. Цветаева).

- Мелодично ли стихотворение?

(Да, но музыкальность иная не “наивность”, “плавность”. Здесь имеетя в виду ярко выраженное ритмическое строение стиха, которое сближает с музыкальными произведениями).

- Паузы? Почему их так много?

(“Красноречивое молчание”).

Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держит внимание читателея. Пауза смещена, поэтому стихотворение “спотыкается”.

- Какой согласный повторяется в начале?

(Р)

- Как называется этот прием?

(аллитерация)

[р] – резкий, бьющий, разъединяющий.

^ Лексические средства образности.

Образ насильственной разлуки усиляется и лексическими средствами.

- Что объединяет слова: “расстояние”, “версты”, ”мили”, ”дали”?

(Это слова со значением пространства).

- С какой целью использует их автор?

(Это образ того пространства, которое разъединило двух близких людей).

- Какие слова, словосочетания использует поэтесса, характеризуя двух участников драмы?

- Что придает особую выразительность фразе – “нерассорили - рассорили”?

(Игра за счет омографов).

- Посмотрите на ключевые слова. Какой прием использует Цветаева?

(Прием градации).

- Много ли изобразительно-выразительных средств использовано?

(Нет, лаконизм, немногословие – это помогает сохранить предельно сдержанный тон).

^ Изобразительные ресурсы словообразования.

Порой весьма необычным образом авторы пытаются подчеркнуть смысл нужных слов, привлечь внимание к слову.

Словообразовательная система русского языка открывает для этого широкие возможности.

- Что обращает ваше внимание в первых двух словах?

(рас-стояния)

- Зачем Цветаева выделила морфему? Графически отделила ее?

(Увеличивается пропасть между влюбленными людьми, приставка усиливает ощущение разъединения).

Цветаева использует особый прием – семантизацию морфемы, то есть привлечение внимания к значению морфемы.

Цветаева часто использует и другой прием – повтор слов, образованных по одной модели (морфемный повтор).

- Приведите примеры использования этого приема.

(расставили, рассадили, расклеили, развели...)

Именно эти слова передают (на фоне сдержанности) внутреннее состояние лирической героини ее силу. (14 раз повторяется эта модель).

^ Морфологическая структура.

- Ключевые слова. Какая часть речи преобладает?

(глагол в прошедшем времени).

- Случайно ли это?

(это связано с основной мыслью стихотворения главным образом – образом разлуки).

Даже части речи могут использоваться как выразительные средства языка, хотя может быть, они менее заметны.

^ Синтаксическая организация текста.

- Чем интересен синтаксис стихотворения?

(Повтор синтаксических конструций).

- Какие предложения преобладают?

(Односоставные, неопределенно-личные).

- Какие знаки вызывают вопросы?

(тире, многоточия – любимые знаки Цветаевой)

Итог: какие особенности яыка Цветаевой вы увидели сегодня?

- ритм основа, нерв стиха;

- лаконизм

- пауза

Вывод:

^ Марина Цветаева, "Рас-стояние: версты, мили"

Б. Пастернаку

Рас-стояние: версты, мили...

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали...

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...

Не рассорили - рассорили,

Расслоили...

Стена да ров.

Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...

Не расстроили - растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж, ну который - март?!

Разбили нас - как колоду карт!

24 марта 1925
Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

23 мая 1920
Настанет день - печальный, говорят!

Отцарствуют, отплачут, отгорят,

- Остужены чужими пятаками -

Мои глаза, подвижные как пламя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”) iconРабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как...
Факультативный курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет такую возможность

Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”) iconУрок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!»
Марины Ивановны Цветаевой, проанализировать отдельные стихотворения ее любовной лирики; повторить биографию Цветаевой

Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”) iconЗадания для отборочного этапа олимпиады I. Комплексный анализ поэтического текста
Комплексный анализ прозаического текста (на примере одного из произведений, выбранных участником олимпиады)

Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”) iconМетодическая разработка урока на тему: «Комплексный анализ текста»
Хамрина Марина Александровна, учитель русского языка литературы, Владимирская область Судогодский район село Мошок, e- mail

Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”) iconТема урока: Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество
Оформление урока: портрет Марины Цветаевой, выставка книг о Цветаевой и сборники её стихотворений; музыкальное сопровождение; компьютерная...

Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”) iconПоэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла
Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с биографией Марины Ивановны Цветаевой, проверим качество усвоения материала. Вопросы...

Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”) iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе

Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”) iconМалюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс
Егэ начинается с комплексного анализа текста. Помимо этого, комплексная работа с текстом является в настоящее время одной из форм...

Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”) iconТема урока : Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению рассуждению...
Тема урока: Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению рассуждению на основе исходного текста (подготовка к егэ, часть 3 С....

Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”) iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница