Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение»




Скачать 256.78 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение»
Дата публикации15.06.2014
Размер256.78 Kb.
ТипОбразовательная программа
lit-yaz.ru > Литература > Образовательная программа


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3»

Центр экологического образования, краеведения,

детско-юношеского туризма и отдыха



Рассмотрена на педагогическом совете

Центра экологического образования,

краеведения, детско-юношеского

туризма и отдыха

протокол №4 от 14.06.2011

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Гимназия № 3»

__________________А.В. Жмурко


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Литературное краеведение»


Автор составитель:

Алексеева Оксана Александровна, методист

Возраст обучающихся: 5-9 классы

Срок реализации программы: 1 год

Великий Новгород

2011 год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Литературное краеведение» имеет художественно-эстетическую направленность.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. Программа реализуется педагогами дополнительного образования Центра экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3».

^ Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что изучение литературного краеведения не только способствует расширению знаний учащихся по литературе, а также интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, эстетическому и патриотическому воспитанию. Кроме того, курс «Литературное краеведение» предлагается как элемент активизации интереса к гуманитарным дисциплинам и может служить предпрофильной подготовкой для последующего выбора профессии.

Актуальность данного курса определяется тем, что обращение к литературе родного края способствует духовно-нравственному развитию школьников, являющемуся одной из важнейших задач образования на современном этапе. Обращение к литературе формирует личностное, эмоционально-ценностное отношение учащихся к культуре Новгородской земли, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Новизна программы заключается в том, что программа включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых курсах по литературе, а основой для изучения является местная литература.

^ Цель: создание условий для духовно-нравственного развития учащихся через изучение литературного наследия родного края.

Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с наиболее значительными произведениями литературы Новгородского края, с жизнью, творчеством, взглядами наиболее известных писателей и поэтов,

  • расширять литературный кругозор учащихся,

  • формировать читательские потребности, навыки анализа и критической оценки литературных произведений.

Развивающие:

  • развивать:

  • интерес к литературе родного края,

  • умение эстетического анализа художественных произведений;

  • творческие способности учащихся,

  • совершенствовать умение учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал.

Воспитательные:

  • воспитывать

  • чувство патриотизма через поэтическое, художественное познание Родины;

  • эмоционально-ценностное отношение к литературе Новгородского края;

  • культуру поведения в процессе общения;


Отличительной особенностью данной программы является то, что она является экспериментальной. В рамках эксперимента апробируется: соответствие содержания и количества часов, отведенных для реализации программы, возрасту учащихся 5-9 классов, а также новая область знаний для школьников.

^ Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 5-9 классы.
Сроки реализации образовательной программы: 1 год обучения - 2 часа в неделю, ^ 72 учебных часа в год.
Формы и режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей, наполняемость групп – не менее 15 человек, не более 30 человек.

Занятия могут быть спаренными, по 2-3 часа в день, с обязательными переменами между занятиями – 10 минут

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

  • учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

  • смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

В течение учебного года воспитанники могут быть зачислены в группу по результатам собеседования.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально.

Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.

^ Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

По окончании курса учащийся должен знать:

  • наиболее значительные произведения литературы Новгородского края,

  • основные жанровые особенности новгородского фольклора, тематическую и жанровую классификацию фольклорных произведений;

  • факты биографии русских писателей и поэтов, связывающих их с Новгородской землей,

  • места расположения литературных музеев области,

По окончании курса учащийся должен уметь:

  • давать раткую характеристику произведений литературы;

  • соотносить содержание программных произведений с природой, историей, культурой Новгородского края;

  • анализировать литературное произведение;

  • уметь работать с краеведческой литературой, энциклопедиями, каталогом.


^ Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. Диагностика проводится 3 раза в учебном году: стартовая (первое занятие), промежуточная (декабрь); итоговая (май) в виде составление карты «По литературным местам Земли Новгородской».
^ Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

Активное участие в выпуске сборника детских стихов, рассказов, очерков, сказок и т.п., посвященных Новгородскому краю, составление карты «По литературным местам Земли Новгородской».


^

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






^ Название темы

Количество часов

Всего часов

Теорети­ческие занятия

Практи­ческие занятия




Введение

1

1

00

I

Устное народное творчество

0

0

0



Новгородские пословицы, поговорки, сказки

4

2

2



Новгородские былины

6

3

3



Новгородские песни

2

1

1

II

Древнерусская литература

0

0

0

1
^

Древнерусская словесность в Новгороде


2

2

0

2

Житийная литература. Святые в истории новгородской духовной культуры


5

3

2

III

Литература конца XVIII – XIX века

0

000

000



Новгородская тема в творчестве писателей и поэтов конца XVIII – XIX века

2

1

1



Образы исторических личностей, связанных с Новгородом, в творчестве писателей и поэтов конца XVIII – XIX веков

2

1

1



Русские писатели, поэты конца XVIII – XIX века на Новгородской земле

2

1

1



Г.Р. Державин на Новгородской земле

3

2

1



Новгородская земля в творчестве А.С. Пушкина

4

3

1



М.Ю. Лермонтов. Две встречи с Новгородом

2

1

1



Новгородская действительность в стихотворениях Н.А. Некрасова

4

2

2



Ф. М. Достоевский в Старой Руссе

4

2

2

IV

Литература ХХ века

0

0

0



Новгородская тема в поэзии «серебряного века»

3

2

1



Писатели первой половины ХХ века на Новгородской земле

1

1

0



М.М. Пришвин на Солецкой земле

2

1

1



В.В. Бианки на Новгородской земле

4

2

2



Тема Великой Отечественной войны

4

2

2



Новгород в литературе второй половины ХХ века

3

2

1



Новгородская земля в стихах и прозе писателей-новгородцев

5

3

2



Литературное творчество юных новгородцев

6

1

5




^ Итоговое занятие

1

0

1

Итого:

72

39

33

СОДЕРЖАНИЕ
Введение

Знакомство с целями, задачами, формами работы, требованиями. Предмет курса. Основные понятия и определения.
^ I. Устное народное творчество, сказки

Тема 1. Новгородские пословицы, поговорки

Теоретическое занятие:

Новгородские пословицы, поговорки.

Сказки «Наговорная водица», «Как баба шиша напугала», «Дурачок», «Горшок» и др. Ироничность, остроумие, сюжетное и эстетическое своеобразие сказок. Внимание к внутреннему миру человека. Иллюстрации семьи Гребенниковых к новгородским сказкам.

^ Практическое занятие:

Анализ сказки «Горшок».

Практическое занятие:

Чтение и анализ сказок (по выбору педагога), работа в группах.
Тема 2. Новгородские былины

^ Теоретическое занятия:

Новгородские былины. Художественные особенности новгородских былин.

«Садко». Историчность образа главного героя. Новгородский «Торг» как место действия былины. Образ Садко в живописи, в музыке и в поэзии (А.М.Васнецов «Пристань в Великом Новгороде», И.Е. Репин «Садко»; М.А.Врубель - эскизы декораций, костюмов к опере «Садко», скульптуры «Волхова», «Садко»; поэма И.З. Сурикова «Садко», опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко»; скульптурная композиция А.И. Завьялова «Садко и Волхова»; баллада А.К. Толстого «Садко».

«Василий Буслаевич и новгородцы». Буслаев и знатные новгородцы. Отличительные черты характера героя. Образ Василия Буслаева в литературе (поэма С.С. Наровчатова «Василий Буслаев»), в кино (х/ф «Василий Буслаев»).

^ Практическое занятие:

Просмотр художественного фильма «Садко» и сравнительно-сопоставительный анализ сюжета и образов главных героев в былине и фильме.
^ Тема 3. Новгородские песни

Теоретическое занятие:

Песни. Напевность и многообразие тематики новгородских песен. Лирические песни: «Ивушка, ивушка, зеленая моя», «Выйду я на море», «По горенке похожу, в окошечко погляжу» и др.

Хороводные и плясовые песни. Частушки, лирические и шуточные припевки, страдания. Свадебные песни.

Исторические песни («Иван Грозный и новгородцы»).
Практическое занятие:

Анализ песни (по выбору педагога).

^ II. Древнерусская литература.

Тема 1. Древнерусская словесность в Новгороде

Теоретическое занятие:

Берестяные грамоты.

История создания "Толкового словаря живого великорусского языка" В.Даля.

Топонимика Новгородского края - источник сведений об истории и языке.

Древнейшие рукописные книги (Остромирово Евангелие, Библия архиепископа Геннадия, Новгородские своды древнерусских летописей: "Повесть временных лет"; "Слово о полку Игореве", "Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе", «Четьи-Минеи», «Домострой», «Хождение Стефана Новгородца в Царьград»).

Художественное оформление древнерусских книг.
^ Тема 2. Житийная литература. Святые в истории новгородской духовной культуры

Теоретическое занятие:

Святые в истории новгородской духовной культуры. Жанр жития, воплощение в нем идеала нравственной красоты человека-подвижника, страдальца за землю русскую («Житие Александра Невского», "Житие Варлаама Хутынского", «Житие Антония Римлянина", "Житие Михаила Клопского").

"Житие Александра Невского". Отражение в житии наиболее значимых событий и идеальных черт биографии князя-воина. Образ Александра Невского в литературе и искусстве XIX-XX вв. (х/ф С.М.Эйзенштейна "Александр Невский"; картина П.Д Корина "Александр Невский"; кантата С.С.Прокофьева "Александр Невский"; стихотворение А.Н. Майкова "В Городце в 126З г.", поэма К.М. Симонова "Ледовое побоище" и т.п.).

^ Практическое занятие:

Экскурсия в Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь или Свято-Троицкий Михайло-Клопский монастырь (по выбору педагога).
III. Литература конца XVIII – XIX веков

^ Тема 1. Новгородская тема в творчестве писателей и поэтов конца XVIII – XIX веков

Теоретическое занятие:

А.Н.Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву» («новгородские главы»). В.Н. Григорьев "Берега Волхова". Д.В.Веневитинов «Новгород». Н.М.Языков «Новгородская песнь первая 1170 г.». А.С.Хомяков «Новгород». Э.И.Губер «Новгород». Л.А. Мей «Вечевой колокол». В.К. Кюхельбекер «Новгородская песнь» (из повести «Або»). В.Ф. Раевский «Певец в темнице». А.И. Одоевский Новгородский цикл стихотворений: «Зосима», «Неведомая странница», «Старица-пророчица», «Иоанн преподобный» (обзор и подробное изучение одного из произведений по выбору педагога).

Практическое занятие:

Написание сочинения "Что бы написал А.Н.Радищев сегодня в своем "Путешествии из Петербурга в Москву"?"
^ Тема 2. Образы исторических личностей, связанных с Новгородом, в творчестве писателей и поэтов конца XVIII – XIX веков

Теоретическое занятие:

Н.М. Карамзин «Марфа Посадница, или покорение Новгорода». К. Рылеев "Думы", "Вадим", "Марфа Посадница". Я.Б. Княжнин «Вадим Новгородский». В.А. Жуковский "Двенадцать спящих дев" (часть II) (браз Вадима Новгородского). А.А. Бестужев-Марлинский "Роман и Ольга" (обзор и один из авторов по выбору педагога).

^ Практическое занятие:

Семинар на тему «Образ Марфы Посадницы в литературе» или «Образ Вадима Новгородского в литературе» (по выбору педагога).
Тема 3. Русские писатели, поэты конца XVIII – XIX веков на Новгородской земле

^ Теоретическое занятие:

Жизненные и творческие связи с Новгородским краем. Новгородская земля как источник творчества русских литераторов (Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Ф.К. Сологуб, Г.И. Успенский, А.К. Толстой, А.И. Герцен и др.) (обзор).

Практическое занятие:

Заполнение таблицы «Русские писатели и поэты конца XVIII-XIX веков на Новгородской земле».
^ Тема 4. Г.Р. Державин на Новгородской земле

Теоретическое занятие:

Г.Р. Державин. Званка - источник вдохновения поэта, могила Г.Р Державина в Хутынском монастыре. Поэзия "жизни действительной", природы, радости человеческого бытия, изображение нравов, силы и удали русского народа. Стихотворения "Евгению. Жизнь Званская", "Снегирь", "Новгородский волхв Злогор», «Радуга», "Крестьянский праздник", "Похвала сельской жизни", "Осень", "Лето", "Утро", "Тишина", "Русские девушки", "Крестьянский праздник" и др. Использование поэтом местного фольклора.

^ Практическое занятие:

Анализ стихотворений (по выбору педагога).
Тема 5. Новгородская земля в творчестве А.С. Пушкина

Теоретическое занятие:

А. С. Пушкин. Пушкин и Новгород. Любовь к путешествиям, интерес к древним русским городам. "Зимняя дорога" - поэтический рассказ о поездке по новгородской земле.

Стихотворения "Князю Горчакову", "Моя родословная", "Новгородская строфа" в "Путешествии Онегина".

Образ Вадима Новгородского в творчестве А.С. Пушкина (неоконченные поэма и драма).

"Борис Годунов". Новгородские мотивы в трагедии (сцена разговора Бориса с сыном).

^ Практическое занятие:

Написание сочинения "Пушкинские "тропинки" Новгородской земли".
Тема 6. М.Ю. Лермонтов. Две встречи с Новгородом

Теоретическое занятие:

^ М. Ю. Лермонтов. Две встречи с Новгородом. Пребывание поэта в Гродненском гусарском полку, в Селищенских казармах. Потаенная любовь поэта - Наталья Федоровна Иванова - в замужестве Обрескова. Стихотворения "Новгород", "Приветствую тебя, воинственных славян святая колыбель...", "Поэт". Поэма "Последний сын вольности". Художественное своеобразие произведений и поэтические образы новгородцев.

^ Практическое занятие:

Анализ стихотворений (по выбору педагога).
Тема 7. Новгородская действительность в стихотворениях Н.А. Некрасова.

Теоретическое занятие:

^ Н.А. Некрасов. Биографические связи с новгородским краем (Чудово, Боровичи). Чудовский цикл стихотворений: "Горе старого Наума", "Ночлеги", "Путешественник", "На покосе", "Пожарище" и др.

Связь с новгородским краем стихотворений "Железная дорога", "Крестьянские дети". Отражение в стихотворениях новгородской действительности ("На покосе", "Страшный год", "У Трофима", "Элегия", "Пожарище").

^ Практическое занятие:

Заочная экскурсия с представлением презентации в дом-музей Н.А. Некрасова в г. Чудово.

Практическое занятие:

Читение и анализ стихотворений (по выбору педагога).
^ Тема 8. Ф.М. Достоевский в Старой Руссе.

Ф.М. Достоевский. Писательские связи с краем и их отражение в биографии и творчестве писателя.

История создания романов "Братья Карамазовы", "Подросток", "Бесы".

Практическое занятие:

Экскурсия в дом-музей Ф.М. Достоевского в г. Старая Русса (очная или заочная по выбору педагога).
^ IV. Литература XX века

Тема 1. Новгородская тема в поэзии «серебряного века»

Теоретическое занятие:

«Серебряный век» русской литературы, поэты «серебряного века» о Новгороде.

А.А. Блок. Новгородские "корни" поэта. Интерес к героям новгородских былин.

^ С.А. Есенин. "Марфа Посадница".

А.А. Ахматова. "Новгород", "Приду туда, и отлетит томленье", "Россия Достоевского. Луна...". Приезд Ахматовой к Гумилеву в Новгород.

^ Н.С. Гумилев. Пребывание на Новгородской земле. "Маркиз де Карабас".

В. Хлебников на Новгородской земле. Последние годы жизни (д. Санталово, Ручьи Крестецкого района). Хлебниковские чтения.

^ Практическое занятие:

Чтение и анализ стихотворений о Новгороде А.А. Ахматовой.
Тема 2. Писатели первой половины ХХ века на Новгородской земле

Теоретическое занятие:

^ Б.С. Жидков, К.Г. Паустовский, А.М. Горький, И.С. Соколов-Микитов. Писательские связи с краем, отражение их в творчестве (обзор).
Тема 3. М.М. Пришвин на Солецкой земле.

Теоретическое занятие:

М.М. Пришвин на Новгородской земле. Памятный знак М.М. Пришвину в д. Песочки Солецкого района. Любовь писателя к новгородской природе, точность и поэтичность пейзажей. Тема войны, разрушающей гармонию человека и природы. "Августовские леса".

^ Практическое занятие:

Сочинение на тему «Природа Новгородского края в творчестве М.М. Пришвина».
Тема 4. В.В. Бианки на Новгородской земле.

Теоретическое занятие:

^ В.В. Бианки. "Страна Див" на Новгородской земле - художественное открытие писателя. Бианковские чтения в Великом Новгороде и Окуловском районе (д. Боровно). Человек и природа в произведениях писателя. «Лесная газета», «Это было на озере Боровно», «Аришка-трусишка», «В разлив с лодки», «Егоркины заботы», «Черный сокол» и др.

^ Практическое занятие:

Семинар на тему «Природа Новгородского края в творчестве М.М. Пришвина и в творчестве В.В. Бианки».

Практическое занятие:

Чтение и анализ рассказа «Это было на озере Боровно».


^ Тема 5. Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэтов

Теоретическое занятие:

В. Багрицкий. Служба в рядах 2-й ударной армии. "Над головой раскаленный свист", "Мы двое суток лежали в снегу".

^ П. Шубин. Служба в рядах 2-й ударной армии. «Волховская застольная».

М. Джалиль. Служба в рядах 2-й ударной армии. "Перед атакой", "Письмо из окопа","Каска","Прости, Родина" и др.

М. Матусовский. Сборник стихов "Когда шумит Ильмень-озеро".

С. Орлов. "А было под Волховом синим", "Та землянка в волховских болотах", "Тысячелетия России разбитый памятник в снегу" и др.

^ М. Светлов. Служба под Старой Руссой. Тема Родины, героизма, стойкости русского народа, "Боевая дружба", "Завет Родины", "Слава бесстрашному", "Итальянец" и др.

^ С. Щипачев. "Поединок", "В засаде", "Новгороду" и др.

Практическое занятие:

Литературная гостиная «Великая Отечественная война в творчестве поэтов-фронтовиков» с представлением учебной презентации.

^ Практическое занятие:

Чтение и анализ стихотворений (по выбору педагога).
Тема 6. Новгород в литературе второй половины ХХ века

Теоретическое занятие:

Ю. Нагибин "Человек и дорога".

В. Рождественский "Новгородская София".

Д. Гранин. Старорусские мотивы в повести "Картина".

^ Н. Сладков «Лесные сказки», «Заяц и белка», «Лиса и мышь», «Сорока и медведь», «Золотая осень», «Лесное озеро», «Одуванчик и дождь», «Толик и Катя», «Первый снег», «Ручей».

^ В. Солоухин «Валдай, золотая погода» (из книги «Сорок звонких капелей»).

(обзор)

Практическое занятие:

Чтение и анализ одного из произведений (по выбору педагога).
Тема 7. Новгородская земля в стихах и прозе писателей-новгородцев

Теоретические занятия:

Л.И. Воробьев "Земной закон".

М. Костров. Повести и рассказы.

В. Кулагин. "В разгар весны", "Майское утро", "В лесном царстве", "Осенний пейзаж" и др.

^ Е. Русаков. "Новгородчина", "Перед рассветом", "Рябина".

В. Топоров. "Зимняя картинка", "Черемуха", "Синеют вечерние тропы...".

Д. Балашов. "Господин Великий Новгород", "Марфа Посадница" "Младший сын".

^ С. Десятсков. "Персонных дел мастер".

В. Смирнов. "Третий ангел", "Феофан Прокопович".

Н.М. Полякова. "Журавли над Мстой" и др. (из сборника "Избранное").

(обзор и подробное изучение творчества одного-двух авторов по выбору педагога)

Практическое занятие:

Литературная гостиная «Новгородская земля в творчестве писателей-новгородцев».
^ Тема 8. Литературное творчество юных новгородцев

Теоретическое занятие:

Альманах "Свеча"; рубрика в журнале "Чело"; журнал "Зазеркалье" (гимназия №2 Великого Новгорода); журнал "Недоросль" (областной педагогический лицей); детская газета "Свеча" (Воскресная школа Софийского собора), журнал «Перемена» (СОШ №2) и др.

^ Практическое занятие:

Сочинение сказки (былины, стихотворения, рассказа и др.) по новгородским мотивам.

Практическое занятие:

Выпуск сборника детских стихов, рассказов, очерков, сказок и т.п., посвященных Новгородскому краю.
Итоговое занятие

Подведение итогов. Составление карты «По литературным местам Земли Новгородской».

^

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • рекомендации по проведению анализа художественных произведений.

  • разработки по составлению презентации в программе MS PowerPoint с требованиями к оформлению презентаций.

^ Рекомендации по организации практических работ:

Практические работы предусматривают выполнение различных практических и творческих заданий по темам; проведение занятий в форме экскурсий, литературных гостиных; составление карты «По литературным местам Земли Новгородской».

Дидактический материал представлен:

  • задания по теории;

  • презентации по темам программы.

  • видеоматериалы;

  • газетные статьи;

  • справочники;

  • словари;

  • подборка школьных газет и журналов.

Лекционный материал представлен:

Тематическими беседами по темам программы.

Материально-техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения:

    • доска – 1 штука

    • столы – 8 штук,

    • стулья – 15 штук,

    • компьютер – 8 штук,

    • мультимедийный видеопроектор – 1 штука,

    • экран– 1 штука,

Материалы: ватман, офисная бумага, мел, скотч, клей, фломастеры, цветные карандаши.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА


  1. Дойникова Н.А. Времен прослеживая связь: Путеводитель по памятным литературным местам Новгорода. - Новгород: НРЦРО, 1997.

  2. Город-сказка, Новгород Великий. Поэтический путеводитель/ Сост. С.А. Воробьева, Т.И. Карпова. – В.Новгород, 2008

  3. От Фонтанки до Званки. – Чудово, 2009

  4. Писатели на Пестовской земле/ Т.Д. Беспалова, Г.И. Веселова, Т.А. Выучейская, Н.Н. Ширяева, Н.И. Яблочкова. - 1999.

  5. Тюрин В.В. История одного письма// Чело. – 1999. – N 1(14). – С.32-33. (О писателе Всеволоде Рождественском, воевавшем на Северо-Западном фронте).

  6. Тюрин В.В. Начало всех начал// Чело. – 1999. – 2(15). – С.56-57; Зазеркалье. – 1999. – № 2. – С.5-7. (О творчестве А. С. Пушкина).

  7. Тюрин В.В. Новгородская глава в жизни и творчестве Пушкина// Чело. – 1999. – N 2(15). – С.14-17 (география населенных пунктов Новгородской губернии, связанных с поездками А.С. Пушкина из Петербурга в Москву и обратно (через Новгород).

  8. Тюрин В.В. Это было недавно, это было давно// Чело. – 2001. – N 1(20). – С.100-103. (О поэте М. Л. Матусовском, воевавшем на Северо-Западном фронте).

  9. У древних стен, у Ильмень-озера/ Сост. В.Соколов. – М.: Современник, 1979.

  10. Ф.М. Достоевский в Старой Руссе/ Сост.В.И. Богданова. – Л., 1986



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

  1. У древних стен, у Ильмень-озера / Сост. В.Соколов. – М.: Современник, 1979.

  2. Город-сказка, Новгород Великий. Поэтический путеводитель/ Сост. С.А. Воробьева, Т.И. Карпова. – В.Новгород, 2008



Произведения для чтения

  1. "Житие Александра Невского".

  2. «Ивушка, ивушка, зеленая моя», «Выйду я на море», «По горенке похожу, в окошечко погляжу» (песни).

  3. «Наговорная водица», «Как баба шиша напугала», «Дурачок», «Горшок» и др. (новгородские сказки).

  4. «Садко» (былина).

  5. Ахматова А.А. "Новгород", "Приду туда, и отлетит томленье", "Россия Достоевского. Луна...".

  6. Багрицкий В. "Над головой раскаленный свист", "Мы двое суток лежали в снегу".

  7. Балашов Д. "Господин Великий Новгород".

  8. Бианки В.В. «Лесная газета», «Это было на озере Боровно», «Аришка-трусишка», «В разлив с лодки», «Егоркины заботы», «Черный сокол».

  9. Веневитинов Д.Д. «Новгород».

  10. Воробьев Л.И. "Земной закон".

  11. Григорьев В.Н. "Берега Волхова".

  12. Губер Э.И. «Новгород».

  13. Гумилев Н.С. "Маркиз де Карабас".

  14. Державин Г.Р. Стихотворения "Евгению. Жизнь Званская", "Снегирь", "Новгородский волхв Злогор», «Радуга», "Крестьянский праздник", "Похвала сельской жизни", "Осень", "Лето", "Утро", "Тишина", "Русские девушки", "Крестьянский праздник".

  15. Десятсков С. "Персонных дел мастер".

  16. Джалиль М. "Перед атакой", "Письмо из окопа","Каска","Прости, Родина" и др.

  17. Карамзин Н.М. «Марфа Посадница, или покорение Новгорода».

  18. Кулагин В. "В разгар весны", "Майское утро", "В лесном царстве", "Осенний пейзаж" и др.

  19. Кюхельбекер В.К. «Новгородская песнь» (из повести «Або»).

  20. Лермонтов М.Ю. Стихотворения "Новгород", "Приветствую тебя, воинственных славян святая колыбель...", "Поэт".

  21. Матусовский М. Сборник стихов "Когда шумит Ильмень-озеро".

  22. Мей Л.А. «Вечевой колокол».

  23. Некрасов Н.А. Стихотворения "Горе старого Наума", "Ночлеги", "Путешественник", "На покосе", "Пожарище", "Страшный год", "У Трофима", "Элегия".

  24. Орлов С. "А было под Волховом синим", "Та землянка в волховских болотах", "Тысячелетия России разбитый памятник в снегу" и др.

  25. Полякова Н.М. "Журавли над Мстой".

  26. Пушкин А.С. "Зимняя дорога", "Князю Горчакову", "Моя родословная", "Новгородская строфа" в "Путешествии Онегина".

  27. Радищев А.Н. «Путешествия из Петербурга в Москву» («новгородские главы»).

  28. Рождественский В. "Новгородская София".

  29. Русаков Е. "Новгородчина", "Перед рассветом", "Рябина".

  30. Рылеев К.Ф. "Думы", "Вадим", "Марфа Посадница".

  31. Светлов М. "Боевая дружба", "Завет Родины", "Слава бесстрашному", "Итальянец" и др.

  32. Сладков Н. «Лесные сказки», «Заяц и белка», «Лиса и мышь», «Сорока и медведь», «Золотая осень», «Лесное озеро», «Одуванчик и дождь», «Толик и Катя», «Первый снег», «Ручей».

  33. Смирнов В. "Третий ангел".

  34. Топоров В. "Зимняя картинка", "Черемуха", "Синеют вечерние тропы...".

  35. Хомяков А.С. «Новгород».

  36. Шубин П. «Волховская застольная».

  37. Щипачев С. "Поединок", "В засаде", "Новгороду".

^ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Краеведение через сказку»
Образовательная программа «Краеведение через сказку» детей имеет туристко-краеведческую направленность

Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Вокальный...
В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение» iconОбразовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю»
Любимый Новгородский край" (литературное краеведение с элементами топонимики и ономастики), Основной целью её является воспитание...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»
Тип программы –примерная, разработана на основе программы «Юные экскурсоводы» (автор Н. В. Черных). Реализуется в гбоу дюц «Звезда»...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей кружка «авторская песня»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – центр развития творчества детей и юношества

Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение» iconОбразовательная программа «хоровод муз» дополнительного образования...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центра развития творчества детей и юношества»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение» iconОбразовательная программа «В движении к гармонии»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Паново»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Модульное оригами»
Программа разработана педагогом дополнительного образования Базановой Ю. В. на основе следующей литературы

Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Направление:...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «мари-турекский дом детского творчества»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Волшебные узоры»
В мбоу дод «цдт» Ленинского района г. Ижевска в 2013-2014 уч году реализуются следующие программы дополнительного образования детей...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница