Муниципальная общеобразовательная школа-интернат




НазваниеМуниципальная общеобразовательная школа-интернат
Дата публикации25.06.2014
Размер73.7 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»

__________________________________________________________________________

ул. Первомайская 19, с. Салемал, Ямальский район, ЯНАО, 629709, тел. (34996) 2-30-09, факс (34996) 2-32-12


р/с 40204810900000000013, БИК 047182000, ркц Салехард г. Салехард,

ИНН:/КПП 8909000965 / 890901001 ОКПО 43131735 огРН 1028900508757

электронный адрес: school–salemal@rambler.ru

педагогический форум

«новая школа»


Урок изобразительного искусства

2класс
Тема: « ^ РИТМ ПЯТЕН КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ».



Автор: Насонова Наталья Анатольевна, учитель изобразительного искусства «Салемальская школа-интернат среднего /полного/ общего образования», Ямальский район.

Код автора №SC-3556

2011 г.

^ Разработка урока по изобразительному искусству во 2 классе.
Раздел программы: Как говорит искусство.
Тема: « Ритм пятен как средство выражения».
Цели и задачи:

  1. Дать представление о композиции, изменении ее содержания в зависимости от ритма.

  2. Продолжить знакомство с отрезной аппликацией.

  3. Учить работе по памяти.

  4. Воспитывать любовь к музыке, литературе, изобразительному искусству;

аккуратность, чувство товарищества.

5. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук.
^ Продолжительность урока: 40 минут.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, тонированная бумага, белая бумага, карандаш, ножницы, клей.
Зрительный ряд: методическая таблица «Ритм», мультимедийная презентация репродукций с картин художников: А. Рылов «В голубом просторе», Е. Чарушин «Воробьи», И. Левитан «Над вечным покоем», П. Синьяк «Желтый парусник», К. Богоевский «Последние лучи».
^ Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.
Литературный ряд: отрывки стихов: А.Пушкин «Бесы», В. Жуковский «Лесной царь»,

А. Блок « На железной дороге».

^ Ход урока
1.Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.

<Рисунок 1>

- Дети мы с вами на предыдущих уроках говорили о том, что искусство имеет свой язык, что оно может говорить. Вспомните и скажите при помощи, каких выразительных средств говорит искусство?

< Рисунок 2>

-Искусство может говорить цветом, линией, силуэтом, украшением.

- Да благодаря этому искусство может нам рассказать о добре и зле, прекрасном и безобразном. Есть еще одно средство художественной выразительности, о котором мы еще не говорили - это Ритм.

< Рисунок 3>

Обратимся к словарю С.И. Ожегова, как же он объясняет это слово.

< Рисунок 4>

РИТМ – это повторение или чередование, каких – нибудь элементов.

А сейчас подумайте и скажите, где в своей жизни вы встречались с этим понятием.

- В музыке, поэзии, танцах.

< Рисунок 5>

- В музыке - это повторяемость, чередование музыкальных звуков. Я предлагаю, вам прослушать музыкальные произведение и сказать, отличаются ли они друг от друга. (Звучит музыка с ярко выраженной ритмитечской организацией)

- Да отличаются. Первая мелодия торжественная, быстрая. А вторая спокойная, ровная.

- Если в музыке ритм – это повторение или чередование музыкальных звуков, то в поэзии чередование или повторение ударных слогов.

Прослушайте отрывки стихов и определите, одинаково ли звучат они, одинаков ли ритм звучания стихов?


  1. ^ А. Пушкин. «Бесы»

Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий

Мутно небо, ночь мутна

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин …

Страшно, страшно поневоле

Средь невидимых равнин!..



  1. ^ В.Жуковский «Лесной царь»

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.
^ 3. А.Блок «На железной дороге»

Вагоны шли привычной линией

Подрагивали и скрипели,

Молчали желтые и синие,

В зеленых плакали и ели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом …
Как вы считаете, ритм у всех стихов одинаковый или нет?

-Нет.

- Совершенно верно стихи отличаются друг от друга чередованием и повторением ударных

слогов. А сейчас мы будем знакомиться с ритмом в изобразительном искусстве.

В изобразительном искусстве слово ритм обозначает повторение пятен или элементов.

< Рисунок 6>

Внимательно посмотрите на картину К. Богоевского »Последние лучи» и скажите, видите ли вы

здесь ритм-повторение каких-либо элементов?

- Мы видим повторение деревьев. Они повторяются в определенном ритме и вдруг …неожиданная

пауза.

Обратите внимание на вторую картину «Желтый парусник» художника П. Синьяка. Что

чередуется?

-Паруса. Чередование парусов идет в спокойном, ровном ритме.

Сравните эти картины и скажите, какое настроение вызывают у вас. Первая картина вызывает

тревожное настроение, а вторая спокойное. Художники передают настроение при помощи ритма

определенных элементов.

Существует несколько видов ритмов.

< Рисунок 7>

1.Ритм хаотичный, беспорядочный, без четкого построения элементов. Передает взволнованность. (Звуки бубна звучат беспорядочно, хаотично). Демонстрация на доске ритма (на фоне голубого неба размещаются летящие в разные стороны птицы).

< Рисунок 8>

На рисунке Е. Чарушина «Воробьи» мы видим хаотичный, беспорядочный ритм и поэтому настроение тревожное, полное неожиданности.

2.Ритм с ярко выраженным построением элементов. Передает спокойное, ровное настроение. (Звучит музыкальный ритм при помощи бубна. Звуки ровные, одинаковые по звучанию). Демонстрация на доске ритма (на фоне голубого неба размещаются равномерно летящие птицы).

< Рисунок 9>

На картине А.Рылова «В голубом просторе» Мы видим спокойный, уравновешенный, ритм

3.Ритм выраженный, но с неожиданной паузой. Передает тревожность, неожиданность. (Сначала звуки ровные, одинаковые, но вдруг, неожиданная тишина…и снова звуки бубна). Демонстрация на доске ритма (на фоне голубого неба размещаются равномерно летящие птицы, но между ними неожиданно возникает разрыв).

Так и мы с вами сегодня на уроке попробуем создать композицию из летящих птиц с определенным ритмом.

III.Объяснение последовательности выполнения работы

Задание выполним в технике аппликации.

Последовательность выполнения работы:

1.Рисование птиц.

2.Вырезание птиц.

3.Наклеивание на бумагу.

Для каждого ряда прозвучит свой ритм бубном.
Повторение правил безопасной работы с ножницами, клеем.

< Рисунок 10>
Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли дети погулять.

Дети шли, шли, шли…

Воробья нашли

Наклонились, посмотрели и дальше пошли.

Дети шли, шли, шли…

Куропатку нашли.

Присели, посмотрели и дальше пошли.

Дети шли, шли, шли… и в класс пришли.
^ III. Практическая работа.

Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа учителя с учащимися. Учащиеся работают в парах. Рисуют летящих птиц, вырезают их и наклеивают в определенной последовательности на тонированную бумагу цвета неба.
^ IV. Выставка работ.

Разбор и обсуждение работ. Все работы крепятся на доске. Каждая пара детей при помощи деревянных ложек простукивает ритм своей аппликации. Учащиеся говорят какое настроение они передали в своей работе при помощи ритма.
^ V. Подведение итогов.

Скажите ребята, с каким новым выразительным средством в изобразительном искусстве мы сегодня познакомились.

< Рисунок 11>

- С ритмом.

- Какие ритмы запомнили?

- Ровный, с ярко выраженным построением элементов. Передает спокойное, ровное настроение.

-С паузой. Передает тревожность, неожиданность.

- Хаотичный, беспорядочный, без четкого построения элементов. Передает взволнованность.

Эти ритмы хорошо видны в работах художников.

< Рисунок 12>

Первая картина И.Левитана «Над вечным простором». Какое настроение вызывает она.

-Спокойное, уравновешенное.

-Действительно, мы видим с вами как равномерно и спокойно располагаются повторяющиеся острова.

А на рисунке Е. Чарушина «Воробьи» мы видим хаотичный, беспорядочный, не выстроенный ритм и поэтому настроение беспокойное, взволнованное.

-Ребята, вам понравился урок? Что больше всего понравилось, запомнилось?
^ Домашнее задание: Увидеть в окружающей жизни выразительные ритмические ситуации.

Литература:

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» Под руководством Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2006г.

  2. Изобразительное искусство 2 класс « Поурочные планы» Автор - составитель С.Б. Дроздова 2007г.

  3. Учебник 2 класса «Искусство и ты» Е.И. Коротеева. Москва «Просвещение» 2009г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат iconРабочая программа курса «Литература»
Муниципальная казенная общеобразовательная школа интернат г. Астрахани общеобразовательная школа

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат iconНа уроках русского языка и литературы
Муниципальная общеоюразовательная школа – интернат школа – интернат среднего (полного) общего образования с. Некрасовка

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат iconСценарий общешкольной торжественной линейки, посвященной Дню учителя, «Спасибо вам, Учителя!»
Казенное образовательное учреждение Орловской области – общеобразовательная школа-интернат «Знаменская общеобразовательная школа-интернат...

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат iconСпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями...

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат iconЗаседание мо
Муниципальная бюджетная общеобразовательная средняя общеобразовательная школа №1 г. Асино

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат iconУчебный план государственного бюджетного образовательного учреждения...
«Северодвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», VI вид

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат icon«Ужурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат 8 вида»
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными...

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат iconСпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат iconСпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат iconПрезентация сборника стихотворений местного поэта Н. Зотьев «Завещанное слово казака»
Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Верхнекардаильская средняя общеобразовательная школа»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница