«Какого цвета стихотворение Фета?»




Скачать 95.33 Kb.
Название«Какого цвета стихотворение Фета?»
Дата публикации26.06.2014
Размер95.33 Kb.
ТипИсследовательская работа
lit-yaz.ru > Литература > Исследовательская работа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 65

Всероссийский детский конкурс

научно-исследовательских и творческих работ

«Первые шаги в науке»


Исследовательская работа по теме
«Какого цвета стихотворение Фета?»

Выполнила: Чурикова В. (ученица 8 класса)

Руководитель: Кошечкина Л.Н.

( учитель литературы высшей категории )


Оглавление.


  1. Введение.

  2. Анализ текста А. Фета через словесные образы.

  3. Методика звукоцветового анализа.

  4. Звукоцветовой анализ текста А. Фета.

  5. Расшифровка символики цвета в стихотворении.

  6. Заключение.

  7. Приложение

  8. Список литературы.


Слайд 1-2

Введение.
Фет, как и вся литература, жил вопросами, заданными им самому себе: «Только человек, и только он один во всем мире чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? откуда все это? Что такое он сам? откуда? зачем? куда? И чем выше человек, тем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».
Мир литературы – особая страница в школьной программе. Одним из учебных навыков является навык анализа поэтического текста. Чтобы проникнуть в тайну текста, расшифровать его смысл, понять идею автора, текст нужно уметь читать. Для этого существует много механизмов чтения, приемов и инструментов анализа.

Актуальность нашей работы очевидна. В своем исследовании мы покажем, какими способами можно анализировать текст.
Слайд 3

Основная цель нашей работы – разъяснить прочитанный текст, проникнуть в глубину его смысла.
Перед нами стояли следующие задачи:

  1. с помощью словесных образов составить цветовую гамму стихотворения;

  2. изучить и использовать методику звукоцветового анализа текста;

  3. через цветовую гамму объяснить символику цвета;


Объектом нашей работы является стихотворение А.А. Фета «Осенняя роза».

Часть 1.

Для того чтобы глубже понять текст, разгадать его тайну, нужно научиться комментировать его на разных уровнях: объяснение простых реалий, объяснение понятий, терминов, разгадка значений имен, фамилий, названий, объяснение топографии произведения, расшифровка деталей. Мы решили прокомментировать символику ЦВЕТА в стихотворении А.А.Фета «Осенняя роза»

Первым делом подумали, какие краски будут преобладать в тексте с названием "Осенняя роза". Ассоциации, связанные с этими словами, вызвали в воображении осенние краски: желтый, багровый, красный, золотой, коричневый и т.д. Слайд 4


Теперь прочитаем текст: Слайд 5
Осенняя роза.
А. Фет
Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.
Как правило, цвет обозначают прилагательные. Давайте посчитаем, сколько здесь таких прилагательных. Результат оказался неожиданным: ни одного! Выходит, что перед нами бесцветное стихотворение?

Попробуем через словесные образы всё-таки увидеть цвет. Читаем первую строфу. Слайд 6

В ней основные образы - голый лес, сад с облетевшими листьями и небо, которого сейчас много, оно хорошо просматривается. Значит, основные цвета - тёмно-коричневый, черный, синий. Георгины, прихваченные первыми осенними заморозками, тоже ассоциируются с черным цветом (не случайно про подмороженные растения говорят: "почернели").

Читаем вторую строфу. Слайд 7 Основной образ - роза, и, естественно, цвет-красный.

Третья строфа. . Слайд 8 Появляется новый образ - гаснувший день, закат, что вызывает в воображение красный цвет.

Итак, через словесные образы мы увидели три цвета: темно-коричневый (до черного), красный, синий.
Часть 2.

А имеют ли звуки цвет? Чтобы ответить на этот вопрос, используем материалы исследований, изложенные в книге А.П.Журавлёва "Звук и смысл" (М.: Просвещение, 1991)

Ученые-лингвисты решили провести немудреный пробный эксперимент. На доске в строчку написали шесть гласных: е, о, ы, у, и, а. Сбоку в столбик - названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зелёный, белый. Испытуемым нужно было написать, в какой из шести цветов окрашен каждый из гласных.

Нужно сказать, что мы тоже провели такой эксперимент. Результаты нас просто ошеломили: против ^ А почти все написали "красный", И для большинства "синий", О - "желтый" Ы - черный. Эксперимент показал, что звукоцветовые соответствия существуют. Слайд 9. А раз существуют, значит должны где-то использоваться, проявляться. И, прежде всего, эта интересная особенность звуков проявится в поэзии. Поэт, конечно, может не осознавать этих звукоцветовых соответствий, но тонкое чутьё художника подскажет ему, что подбор именно таких гласных усиливает нужное эмоционально-образное впечатление. И мы решили проверить это предположение, используя методику, предложенную в книге «Звук и смысл».

Будем считать Е вместе с Э, Ё с О, Ю с У, Я с А. Чтобы знать долю такой звукобуквы в тексте, нужно посчитать общее количество букв в нем, считая за две все ударные, и на него разделить количество отдельных звукобукв. Ученые предлагают свою шкалу нормы долей звукобукв в тексте (см. в таблице). Далее считаем отношение звукобукв в тексте к норме. Определяем место звукобуквы по ее преобладанию над нормой и цвет преобладающих звукобукв.


Часть 3.

Проведем анализ звукоцвета по данной методике интересующего нас текста и посмотрим, каких гласных будет больше нормы. Результаты подсчетов сведём в таблицу.

^ 1 строфа (94 буквы) Слайд 10


Звуко-буквы

Количество

Доли

Норма

Отношения

Место

Цвет

А-я

16

0.170

0.117

1.45

3

Красный

Ы

5

0.053

0.018

2.94

1

Чёрный

Е-э

3

0.031

0.085

0.36

5

 

И

14

0.148

0.056

2.64

2

Синий

О

8

0.085

0.109

0.77

4

 


2 строфа (84 буквы) Слайд 11


Звуко-буквы

Количество

Доли

Норма

Отношения

Место

Цвет

А-я

20

0.23

0.117

1.96

2

Красный

Ы

3

0.035

0.018

1.94

3

Чёрный

Е-э

3

0.035

0.085

0.41

5

 

И

10

0.119

0.056

2.12

1

Синий

О

5

0.059

0.109

0.54

4

 


3 строфа (90 букв) Слайд 12


Звуко-буквы

Количество

Доли

Норма

Отношения

Место

Цвет

А-я

16

0.17

0.117

1.45

3

Красный

Ы

3

0.03

0.018

1.66

2

Чёрный

Е-э

4

0.04

0.085

0.47

5

 

И

10

0.11

0.056

1.96

1

Синий

О

8

0.08

0.109

0.73

4

 


Полученные результаты звукоцветового анализа поразительны: они совпадают со словесной цветовой гаммой. Опять - красный, темно-коричневый до чёрного, синий.

Что это? Простое совпадение? Фантастика? Трудно сказать. Но ясно одно: звуковая и словесная цветовые гаммы находятся в полном взаимосоответствии. Художественный талант Фета включает в себя поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которые помогают ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха гореть красками живописи.
Часть 5.

Остаётся только подумать, почему в тексте стихотворения преобладают эти цвета. Красный, черный, синий цвета символичны. Что же они символизируют? Слайд 13 Черный цвет- это символ мрака, страха, смерти, одиночества. Красный цвет- символ огня, радости, жизни, красоты. В данном случае эти два цвета будут контрастны. А еще есть синий - символ надежды, простора, свободы.

Если учесть, что чёрные цвета преобладают в описании осени, а красный - розы, то как это помогает понять смысл стихотворения?

Природа встречает осень-холодную, мрачную, жестокую. Всё уснуло, замерло в ожидании долгой зимы. И среди этой безрадостной картины – роза как яркое живое пятно. Она - огонёк, в котором еще теплится жизнь. Она противостоит этому жестокому миру, борется, не сдаётся - также красива и жива. И синее небо вселяет в неё надежду, поддерживает в неравной борьбе.
Заключение.

Сложно устроен язык, многообразны законы его жизни. Но язык – самое ценное достояние человека, самое важное его творение, главное орудие в сложном труде развития разума, развития человеческой цивилизации. И чем лучше мы будем знать это орудие, тем лучше оно будет нам служить. Поэтому мы и стремимся, и призываем других постичь тайны устройства языка.


Список литературы.


  1. Журавлев А.П. Звук и смысл: Кн. для внекл. чтения учащихся ст. классов. – М. : Просвещение, 1991.

  2. Литература. 7 кл. : Учебник-хрестоматия под редакцией Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2007.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Какого цвета стихотворение Фета?» iconДидактическая игра «Живая неделя»
Нужно расставить правильно дни недели. На столе карточки с цифрами иопределённого цвета цвета радуги: 1-красного цвета-понедельник,...

«Какого цвета стихотворение Фета?» iconАнализ стихотворения Фета «Осень» Стихотворение А. А. Фета написано в 1883 год
Осень, как и человек, способна жить (“ в крови золотолиственных уборов”), любить (“ Горящих осень ищет взоров // и знойных прихотей...

«Какого цвета стихотворение Фета?» iconНашего вечера, посвященного творчеству А. Фета
Оформление: портреты и фотографии А. Фета, кластер Характерные черты творчества А. Фета, иллюстрации картин Дега, Моне, Ренуара....

«Какого цвета стихотворение Фета?» iconМоу «Джанайская сош»
Какого цвета луна в стихах Есенина? (Роль цветовых прилагательных в лирике Есенина)

«Какого цвета стихотворение Фета?» iconЗ задания к олимпиадам По литературе в 10, 11 классах
Проанализируйте стихотворение А. Фета. Обратите внимание на художественные средства, используемые

«Какого цвета стихотворение Фета?» iconStars
Ведь всем хочется знать, каковы звезды в жизни, с кем они спят, где и как живут, что едят и какого цвета у них туалетная бумага

«Какого цвета стихотворение Фета?» iconМастерская по творчеству А. А. Фета
Учитель читает стихотворения Фета «Жизнь пронеслась без явного следа…» и «Я пришел к тебе с приветом…»

«Какого цвета стихотворение Фета?» iconЧей нос называется так же, как мелкая монетка?
Если Вы ещё не читали сказку Аксакова “Аленький цветочек”, обязательно прочтите. А пока ответьте, какого цвета этот цветочек

«Какого цвета стихотворение Фета?» iconПриложение 1
Поэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумной пародии показал стихотворение Фета как бессмыслен­ный набор хаотических фраз

«Какого цвета стихотворение Фета?» iconТест по творчеству А. А. Фета (разработан учеником 10 класса Умурзаковым Владимиром)
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница