Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году




Скачать 212.58 Kb.
НазваниеКонкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году
Дата публикации26.06.2014
Размер212.58 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Литература > Конкурс
Конкурс

учебно-исследовательских проектов школьников

«Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани

в 2012-2013 учебном году
Секция: Литературоведение

ТЕМА:

«РОЗА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА»
Автор: Щербань Юлия Игоревна

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя образовательная школа №10

х.Куликовского муниципального образования

Ленинградский район Краснодарского края

11 класс

Научный руководитель: Анисимова Татьяна

Александровна, учитель русского языка и

литературы муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней образовательной школы №10

х.Куликовского муниципального образования

Ленинградский район Краснодарского края




^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Введение____________________________________________стр.3-5

2. Основная часть. Роза как художественная деталь в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева.

2.1 Символическое значение розы в литературе______________стр.5-10

2.2 Роза - «знак» любви главных героев повести

И.С. Тургенева «Вешние воды»________________________стр.10-14

2. 3. Роза как атрибут красивой женщины в повести

И.С. Тургенева «Первая любовь»._______________________стр.10-11

2.4 Роза у Тургенева - символ любви, а не причина бед.

(Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»)__________________стр. 12-15

2.5 Роза – символ жизни и смерти в «Стихотворениях в прозе»

И.С. Тургенева _____________________________________стр.15-18

3. Заключение_________________________________________ стр.18-19

4. Список литературы___________________________________стр.19-20

Роза как художественная деталь

в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева

^ Щербань Юлия Игоревна

Россия, Краснодарский край, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №10 х.Куликовского

муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края, 11 класс

  1. Введение

Начало XXI века – это время испытаний для человека и человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в шумных посёлках, городах, среди бетонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Мы не знаем, какой была жизнь в прошлом веке. Но мы можем представить ее благодаря пленительным произведениям русской литературы. Они формируют в нашем сознании любовь и уважение к родной русской природе. Посредством художественной детали выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к героям произведения. С данным компонентом предметной выразительности, художественной подробностью в литературном произведении, имеющей значительную смысловую эмоциональную нагрузку, у автора, прежде всего, неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.

«Как видно, деталь - средство сильнодействующее. Применять ее следует осмотрительно и осторожно. Нужно смотреть за тем, чтобы деталь стояла в тексте спокойно, не фасонила бы, не кичилась своей необычностью. Как только читатель заметит, что автор сам любуется талантливо найденной деталью и старается выставить ее напоказ и так и эдак - все пропало. От длительного употребления деталь изнашивается. Деталь, к месту вставленная в диалог, ярко и отчетливо характеризует персонаж. Но мало в тексте найти деталь, надо еще сообразить - кто ее видит и кто о ней говорит», - так пишет в своей книге "Я читаю рассказ" С. Антонов. Актуальность исследования определяется тем

В школьном курсе литературы, знакомясь с творчеством поэтов и писателей, не уделяется должного внимания подробному исследованию художественной детали. Актуальность данной темы заключается в том, что в произведениях русских писателей интересным является не только лексические особенности и стиль текста, но и определенные детали, которые придают произведению особый характер и несут за собой определенный смысл. Детали в произведении указывают на какую-либо черту героя или его поведения, так как писатели учат нас не просто анализировать жизнь, но и через деталь познавать психику человека. Поэтому я решила подробнее рассмотреть розу как художественную деталь в произведениях И.С. Тургенева и определить, какую особенность она выражает и какую роль играет в произведении. Интерес к данной теме вызван тем, что немаловажную роль играет у Тургенева художественная деталь - так называемый “язык цветов”, очень распространённый в XIX веке, согласно которому каждое растение имело определённое символическое значение, и подбором цветов в букете можно было “разговаривать”. “Язык цветов” помогает открывать потаённый смысл произведения, позволяет глубже понять характеры персонажей, разобраться в их судьбе. Во многих произведениях И.С. Тургенева фигурирует роза. Именно об этом наша работа .

Цель работы – выявление художественной детали – розы в произведениях И.С. Тургенева, исследование влияние её на характеры персонажей, их судьбу.

Задачи исследования:

  1. Доказать важность роли художественной детали в произведениях.

  2. Определить символическое значение розы в литературе.

  3. Исследовать предназначение розы как художественной детали в произведениях И.С. Тургенева.

  4. Доказать, что роза - это не случайная аллегория в творчестве поэта.

Объект исследования – произведения писателя, в которых упоминается цветок роза.

  1. Основная часть. Роза как художественная деталь в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева.

  2. 2. 1 Символическое значение розы в литературе


В тургеневскую эпоху символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве и литературе. Опубликованное в 1811 году в Париже пособие Б. Делашене «Азбука Флоры, или Язык цветов» быстро получило известность в России. В книге описано символическое значение около 200 видов растений и предложен алфавит, где каждая буква заменялась изображением цветка. В 1830 году в Петербурге была издана книга «Селам, или Язык цветов». В ней не только перечислены символы цветов, но и дано толкование значения букетов.
Селам можно назвать «проекцией» мира людей на мир растений, когда цветы, деревья, плоды ассоциируются с внешними и внутренними качествами людей, их чувствами и взаимоотношениями.

Говорят, что своим происхождением роза - цветок любви обязана иранской литературе. В тамошних поэмах существовал такой мотив, как роза и вино, символизирующий опьянение любовью и любовный аромат. Позже в любовном контексте роза перешла в литературу европейскую и проявилась в куртуазной литературе Средневековья и любовной лирике Новых времен. Использование символа розы в эротических образах в литературе восемнадцатого века ученые-литературоведы связывают с отображением чувственной страсти, как контрасте духовной любви, которую часто символизировал голубь.

Образ розы веками не стоял на месте, он эволюционировал вместе с литературным процессом. Символизм и романтизм любой литературы мира отмечены таким образом, в основном в поэзии, хотя встречается роза и в прозаических произведениях

Точно могу сказать лишь то, что во все времена роза считалась символом красоты и любви. И да простят меня мужчины, но, говоря: «красота», мы подразумеваем: «женщина». Вот и большинство легенд о розе связаны с прекрасными женщинами.

Интересно, что обычно в легендах сначала появлялась белая роза, а вот красная почти всегда связывалась с какими-то кровавыми событиями. Родина розы – Персия, ее еще называли Гюлистаном, что переводится как «Сад роз». Персы считали, что белоснежная роза – это подарок самого Аллаха. Как рассказывает одна легенда, долгое время повелителем всех цветов был Лотос, но он так любил спать, что у него не оставалось время на выполнение своих «царских» обязанностей. И тогда Аллах внял мольбам цветов и создал для них новую царицу. Она была так прекрасна, что очарованный Соловей не смог удержаться и прижал ее к своей груди. Шипы пронзили сердце несчастного влюбленного, и его кровь оросила девственно-белые лепестки розы. Так и появилась алая роза.

Однако самая древняя легенда о розе родилась не в Персии, а в Индии и связана она с прекраснейшей из женщин – Лакшми. Однажды, так гласит сказание, распустившийся бутон розы явил на свет спящую красавицу. Ее увидел бог Вишну, хранитель Вселенной. Пораженный красотой девушки, он разбудил ее поцелуем, а затем сделал своей женой и богиней красоты. А роза с тех пор у всех восточный народов считалась священной. Наверное, мы даже не можем представить себе, какую свадьбу закатил Вишну (все могут короли, а тем более боги), шутка ли – самая красивая женщина! Мое воображение способно нарисовать лишь слонов в гирляндах из роз, путь, усыпанный розами, храмы, покои, спальню – все в лепестках роз. Лакшми непременно в красном сари и венке из белых роз. И трубы, барабаны, россыпи риса… Извините, увлеклась. Тем не менее, в Индии свадебная процессия традиционно не обходится без роз и в наши дни.

Греки посвятили белую розу другой прекраснейшей женщине – богине любви Афродите. В одном предании говорится, что розу создала Земля. Увидев дивную красоту Афродиты, она захотела создать нечто подобное. Другая же легенда говорит о том, что в розу превратилась морская пена, из которой появилась прекрасная богиня. Белые розы украшали алтарь Афродиты и сад вокруг него. Но однажды, как говорит та же легенда, Афродита узнала ужасную новость: ее возлюбленный Адонис был смертельно ранен вепрем. Богиня бросилась к своему любимому через сад. Обезумев от горя, она даже не обратила внимания на то, что шипы роз искололи ей ноги до крови. Кровь капала на белые розы, превращая их в кроваво-красные. (Приложение 7).

В Германии и Риме розу считали райским цветком и посвятили ее Пресвятой Богородице. Одно из преданий рассказывало о том, что белоснежные розы выросли на кусте, на котором Дева Мария сушила пеленки Христа. Но существуют и более ранние, дохристианские, легенды о происхождении розы. Согласно одной из них, в розу была превращена прекрасная девушка Ротонда (Роданта). Была она необычайно красива, и покорила сердца многих мужчин. Ее же сердце оставалось неприступным. Однажды, одержимые страстью, отвергнутые поклонники взломали дверь и вломились в комнату Ротонды. На помощь ей пришла богиня Диана. В гневе она не стала разбираться, кто виноват, и решила проучить всех. Ротонду она превратила в прекрасный цветок, а ее поклонников в шипы. Но, прежде всего, в дохристианском Риме розу связывали с богиней любви и красоты Венерой. Легенды говорили о том, что в розы превратились слезы богини. В Скандинавии в языческие времена считали, что розы появляются тогда, когда смеется бог огня Локи. От его смеха холод убегает, приходит весна, а земля покрывается розами.

Красота розы снискала себе славу и у других народов. Согласно Талмуду, красная роза, выросла там, где была пролита невинная кровь Авеля. Есть история о том, что белая роза была создана Богом и помещена в Эдемский сад. А когда ее поцеловала Ева, роза зарделась от удовольствия и оттого превратилась в красную. В Коране говорится о том, что роза возникла из капель пота пророка Магомета.

Роза - один из наиболее распространенных мифопоэтических образов. В древности с образом Розы связывали радость, позже - тайну, тишину, но и любовь.

Более полный набор символических значений Розы включает: красота, совершенство, радость, изящество, любовь, слава, блаженство, аромат, гордость, мудрость, молитва, тайна, тишина.

Роза может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты женщины.

«Роза ветров» рисуется в виде круга, охватывающего двойной крест, что символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями, тем самым она разделяет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса.

Греки считали, что Белая Роза явилась из пены, которая покрывала рождающуюся Афродиту, богиню любви и красоты. Роза стала красной, когда неосторожный Амур во время пира богов опрокинул на нее сосуд с божественным напитком - нектаром. Тогда Роза стала красной.

Ни один цветок не наделяли такими разными символами, как розу.

В бутоне Розы греки видели символ бесконечности, потому что роза круглая, - а круг не имеет начала и конца и поэтому символизирует бесконечность;

к тому же в бутоне листья туго скручены, так что его нельзя развернуть. Но как только Роза раскрылась - ее век недолог: лепестки ее осыпаются или увядают, будучи сорваны. Недолгая пленительная красота Розы напоминала о кратковременности красоты, о быстротечности человеческой жизни.

Роза - царица цветов. Ей поклонялись, ее любили и воспевали с незапамятных времен. У Иоганна Вольфганга Гете есть стихотворение «Дикая роза», в котором он сравнивает розу с неприступной и в то же время опасной девушкой. Мальчик, который пытается сорвать прекрасную розу, страдает от ее острых шипов: « Он сорвал, забывши страх, Розу в чистом поле. Кровь алела на шипах. Но она – увы и ах! – Не спаслась от боли». Так страдают многие люди, которых пленяет красота. Поэтому Гейне показал через поступок мальчика, что и человек, пленивший кого-то красотой, сам страдает от этого. Стихотворение Гейне воскрешает воспоминания о встрече с постаревшей кузиной Терезой, героиней цикла «Опять на родине» из «Книги песен». В этом стихотворении роза - символ утраты молодости и искусства: «Генрих, вспомни! Генрих, верь!» От восхода до заката. И беда лишь в том теперь, Что невеста бородата».

С древнейших времён люди боготворят розу. Символика розы в литературе вполне ясна и ординарна – по большей части это символ любви. Роза – это не только символ великой любви. Роза – это символ земных страданий

В таком значении роза построила мостик объединения между литературой Востока и Запада: Шекспир, Конфуций и другие гении обращали свое внимание на этот цветок. Причем не просто обращали – у Конфуция изучению и созерцанию розы посвящено около 600 томов библиотеки.

Считается, что розы похожи на женщин. Или это женщин можно сравнить с розами?

Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нем лежала… белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америки по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…

Метафорические розы часто встречаются у И.С. Тургенева, что неудивительно, поскольку роза – амбивалентный, многозначный символ, зависящий от цвета и состояния. Роза может символизировать небесное совершенство и земные, далекие от идеала любовные страсти, скромную девственность и сладострастие, милосердие и мученичество, красоту, триумф, счастье и превратности любви и брака, олицетворяемые шипами. Бутон розы – метафора юной невинной девушки, еще не познавшей любви.

^ 2.2 Роза - «знак» любви главных героев повести

И.С. Тургенева «Вешние воды»

Во многих произведениях И.С. Тургенева фигурирует роза. Так, в повести «Вешние воды» роза олицетворяет красоту главной героини: «Черта тени останавливалась над самыми губами: они рдели девственно и нежно — как лепестки столиственной розы...» Не случайна в этой связи сама фамилия героини — Розелли.

Роза в ходе повествования исполняет предназначенную ей роль, согласно своей символике: она становится «знаком» любви между Саниным и Джеммой.

Роза эта служила также символом чистоты. Но красота и чистота едва не оказались запятнанными. Пошлая выходка пьяного офицера, схватившего цветок со стола, поставила под угрозу всё, что воплощала собой роза. Писатель замечает, что этот цветок Донгоф поочередно давал нюхать друзьям. Деталь немаловажная, позволяющая сделать вывод о том, как офицеры относятся к любви. Санин вмешался — этим он показал, что Джемма ему небезразлична, что он собирается бороться за свою любовь, отстаивать чистоту чувств. «Возвращённую розу» Санин вложил в руку Джемме. Затем последовал вызов на дуэль. Но поединок закончился мирным договором. Возможно, это значило то, что и за розу, и за любовь Джеммы Санин не готов бороться до конца. Дуэли предшествует эпизод ночного разговора юноши и девушки, когда герои внезапно оказываются охвачены «знойным вихрем» любви. Кульминационным является момент, когда Джемма передаёт Санину эту отвоёванную им у обидчика розу как символ своих чувств. Писатель делает акцент на том, что героиня вынула цветок из-за корсажа, что говорит о сокровенности и глубине чувств девушки. Джемма трепетно охраняет цветок от чужих глаз. Период бурного расцвета чувств проходит под «знаком» розы: Санин три дня носил её «у себя в кармане» и без конца «лихорадочно прижимал к губам».

В сцене свидания Санина и Джеммы, «когда мгновенно как вихрь налетела на него любовь», девушка, «достав из корсажа уже увядшую розу, бросила ее Санину. – «Я хотела дать вам этот цветок…» Он узнал розу, которую отвоевал накануне…» (VIII, 297-298). Эта красная роза – метафорический образ Джеммы и ее жизни, которые девушка отдает Дмитрию Санину.

Роза – одна из внешних причин, вызывающих поступки Санина. После дуэли он понимает, что любит Джемму. «Он вспомнил о розе, которую вот уже третий день носил у себя в кармане: он выхватил ее и с такой лихорадочной силой прижал ее к своим губам, что невольно поморщился от боли» (VIII, 314).

Тургеневская повесть наполнена красными розами. Они цветут в саду Джеммы, вазы украшают ее дом.

В глубокой старости Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны — загубленную жизнь героя.

В зрелом возрасте Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны – загубленную жизнь героя.
^ 2.3 Роза как атрибут красивой женщины в повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц – так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя.

После описания портрета юноши автор рисует портрет главной героини Зинаиды. Она, несмотря на кажущееся легкомыслие, способна на страдания и серьезные чувства. Она страдает от "незаконности" своего чувства, это толкает ее на непредсказуемые поступки. Это тип "тургеневской девушки" - ребячество, детские повадки с силой любви и чувством взрослой девушки.

Владимир видит девушку среди зелени, в саду — это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ее образа. «…Дня три спустя она встретила меня в саду. Я хотел уклониться в сторону, но она сама меня остановила.

-- Дайте мне руку, -- сказала она мне с прежней лаской, -- мы давно с вами не болтали.

Я взглянул на нее: глаза ее тихо светились и лицо улыбалось, точно сквозь дымку.

-- Вы все еще нездоровы? -- спросил я ее.

-- Нет, теперь все прошло, -- отвечала она и сорвала небольшую красную розу. -- Я немножко устала, но и это пройдет…». Почему же героиня сама сорвала розу – символ любви? Неужели юноша не мог этого сделать в знак уважения и восхищения женщиной? И.С. Тургенев хочет показать, что Володя совсем юный, хотя влюблён в Зинаиду. Она относится к нему как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

«… -- И вы опять будете такая же, как прежде? -- спросил я. ^ Зинаида поднесла розу к лицу -- и мне показалось, как будто отблеск ярких лепестков упал ей на щеки…»

Автором раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять – «молодые люди так охотно подставляли свои лбы – а в движениях девушки <...> было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Конечно, двадцатилетняя девушка свысока смотрела на поклонника шестнадцати лет.

«… -- Разве я изменилась? -- спросила она меня.

-- Да, изменились, -- ответил я вполголоса.

-- Я с вами была холодна -- я знаю, -- начала Зинаида, -- но вы не должны были обращать на это внимания... Я не могла иначе... Ну, да что об этом говорить!

-- Вы не хотите, чтоб я любил вас, вот что! -- воскликнул я мрачно, с невольным порывом.

-- Нет, любите меня -- но не так, как прежде.

-- Как же?

-- Будемте друзьями -- вот как! -- Зинаида дала мне понюхать розу…»

Издавна известно, что аромат розы благотворно действует на душу и на сердце, роза с давних времен была предметом нежных подношений.

«…-- Послушайте, ведь я гораздо старше вас -- я могла бы быть вашей тетушкой, право; ну, не тетушкой, старшей сестрой. А вы...

-- Я для вас ребенок, -- перебил я ее.

-- Ну да, ребенок, но милый, хороший, умный, которого я очень люблю. Знаете ли что? Я вас с нынешнего же дня жалую к себе в пажи; а вы не забывайте, что пажи не должны отлучаться от своих госпож. Вот вам знак вашего нового достоинства, -прибавила она, вдевая розу в петлю моей курточки, -- знак нашей к вам милости.,..»

Тронутая его робким поклонением, Зинаида отчасти шутливо, отчасти серьезно, «жалует» его своим пажом. Это признание и подаренная роза как атрибут красивой женщины переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

^ 2.4 Роза у Тургенева - символ любви, а не причина бед.

(Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”. Уже при обрисовке портрета молодой женщины в этой сцене появляется символ розы. Фенечка "очень похорошела": "Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки".

Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» уделяет внимание символике розы: «…Однажды, часу в седьмом утра, Базаров… застал в давно отцветшей, но еще густой и зеленой сиреневой беседке Фенечку. Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению, белый платок на голову; подле нее лежал целый пук еще мокрых от росы красных и белых роз…». Розы, букет из которых она вяжет в своей беседке, - атрибут Богородицы. Это символ любви, красоты, памяти, вечности. Роза - атрибут богинь любви, весны.

Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков.

Когда после размолвки с Одинцовой, Базаров вновь оказался в имении

Кирсановых, он с игривостью кавалера многозначительно намекает Фенечке, что докторам за услуги полагается платить, и в качестве платы просит розу из срезанного ею букета в подарок: "Какую вам, красную или белую?" Ответ очевиден, он не мог бы быть другим: "Красную, и не слишком большую". Роза как таковая Базарову ни к чему, она нужна только как символ. (Приложение 12) « А вы небось не знаете? Понюхайте, как славно пахнет роза, что вы мне дали». «.. Фенечка вытянула шейку и приблизила лицо к цветку…»

Возможно, Базаров способен все-таки нравиться женщинам, а может, ему хочется чьего-то сочувствия и сострадания, и его слова: «Хоть бы кто-нибудь надо мною сжалился», - были далеко не шуточными.

Получается, что Базаров посредством «языка цветов» иносказательно просил о любви, хоть небольшой, хоть на краткий миг. Словно в противовес другим писателям роза у Тургенева - символ любви, а не причина бед, ключик от дверцы, которая не дает нам выйти из мира огорчения.
^ 2.5 Роза – символ жизни и смерти в «Стихотворениях в прозе»

И.С. Тургенева

«Как хороши, как свежи были розы..» И.С. Тургенев

«Стихотворения в прозе» создавались на протяжении 1877-1882 годов. Критика увидела в новом произведении Тургенева прежде всего отражение наиболее сокровенных мыслей и переживаний писателя, «зеркало его духовного состояния». Этот маленький по объёму цикл – квинтэссенция всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева – писателя.

Задумчивая элегия Мятлева «Розы» возродилась в 19веке в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева. Одно так и называется: «Как хороши, как свежи были розы…».

Начинается такими строками: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

« Как хороши , как свежи были розы …»

Почему Тургенев вспоминает давно прошедшее? Вспоминает то, о чём не хотел думать в юности? Тема стихотворения в прозе Тургенева — грусть при воспоминаниях о давно прошедшей юности, Тургеневу-писателю всегда было характерно интенсивное лирическое переживание.

Какие образы возникают в этом произведении?

Зима- старость;

Мороз- холодность в отношениях с другими людьми;

Запушенные стёкла окон- враждебность внешнего мира;

Тёмная комната- страх смерти;

Горит одна свеча- человек еще жив, но он одинок;

Угол- психологическая защита от страха смерти;

Роза - молодость.

Уже на уровне композиции стихотворения мы понимаем неразрывность этих понятий: жизни и смерти, молодости и старости. Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья…

Становится грустно от того, что ощущаешь конечность человеческого бытия, но символ розы пробуждает уверенность в том, что есть что-то вечное.

В стихотворении в прозе 6 абзацев. Каждый завершается строчкой из одноимённого стихотворения И.Мятлева. В дальнейшем абзацы строго чередуются: в нечётных (1,3,5) - представлено прошлое, в чётных (2,4,6) – настоящее. (Приложение 14) Причем развитие мысли движется как бы по синусоиде: то вверх, то вниз. (Приложение 15) 3Первые два абзаца почти одинаковы по размеру. Само строение 1-го абзаца – короткие фразы, плавно переходящие в более длинные, - создаёт ощущение музыкальности, медленного кружения в танце. 2-й же абзац – контрастный - состоит из коротких, чётких фраз. На морфологическом уровне также видно ритмическое несходство: 1абзац – 3 глагола, 2абзац – 5+1 деепричастие (они убыстряют ритм, делают его жёстким, в результате чего чувство блаженства исчезает и сменяется чувством безнадёжности. Зима- это зима в природе, это зима в жизни человека, это старость.

Вторая антонимическая пара абзацев не совпадает по размеру. Воспоминания увлекают рассказчика, он постепенно погружается в них, забывая обо всём. Теперь темнота создаёт совсем другое ощущение – романтического ожидания, любви, надежды. Интонация тоже изменяется: если в 1-м абзаце она была мечтательной, то здесь она становится восторженной. ( Пр.: обилие восклицательных предложений.) Это – прошлое. В настоящем настроение совсем другое. Два предложения заканчиваются многоточием, подчёркивая монотонность мысли, недоговорённость. Всё безрадостно, тоскливо, скучно.

Последние два абзаца снова различны по объёму. В 5-м – бурная, радостная жизнь. «Весёлый шум», «сдержанный смех», «добрые голоса», «воркотня самовара», «вальс» - кажется, будто ритм вальса уносит героя всё дальше в счастливое прошлое, во времена молодости, жизни, счастья. Речь вдруг резко обрывается. В последнем абзаце сначала исчезает свет: гаснет свеча… Звуки становятся глуше…Вздрагивает старый пёс, зябнет хозяин. Холодно. В 6 предложениях – 6 многоточий. Абзац заканчивается словами: «И все они умерли…умерли.» Последнее воспоминание перед смертью - «Как хороши, как свежи были розы…»

Строчки из стихотворения И.Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…» - своеобразное напоминание о том, как прекрасна молодость, особенно когда в душе живет любовь. А розы – это символ, увы, прошедшего счастья, радости, всего мира далекого прошлого.

А еще два десятилетия спустя строки вдохновили знаменитого русского скульптора Беклемишева на создание статуи из мрамора «Как хороши, как свежи были розы», изображающей молодую девушку с букетом увядших роз.

«Роза» И.С. Тургенев

Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина, которой автор не дает ни имени, ни биографии. Он называет ее просто — Она, придавая тем самым всему стихотворению обобщенный смысл. Любовь налетела на нее внезапно. Глубину и сложность переживаний человека, оказавшегося во власти любви, передает Тургенев с помощью двух образов природы: внезапного порывистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и запачканными лепестками розы, брошенной в горящий камин. Первый олицетворяет собой неожиданное и бурное проявление чувства, вторая — разрушительную силу любви, которая в своем пламени сжигает человека.

«Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование», - писал в восхищении Павел Анненков, отзываясь на «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева

3. Заключение

В заключение своей работы можно отметить, что роль детали в русской литературе имеет огромное значение: без неё невозможно было бы емко и точно, несколькими фразами дать индивидуальную характеристику героям, показать авторское к ним отношение, создать и охарактеризовать изображаемый мир.

Я считаю, что художественная деталь в произведениях говорят нам о том, о чем автор не пишет напрямую, но хочет донести до читателя, таким образом, деталь может сказать о большем, чем сказано открыто. Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русской классики. Но если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.

В ходе данного исследования мне удалось доказать, что роза как художественная деталь в произведениях И.С. Тургенева – это не случайная аллегория, а образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и радость, и молодость, и счастье, а также разлуку и смерть.

Таким образом, с помощью исследования произведений И.С. Тургенева мы смогли не только установить соответствия между отдельными образами тех или иных персонажей, настроением повествования и художественной деталью - цветком, но и верно определить тему и идею произведений.

«Когда придёт лето, смотрите не забудьте сверху донизу покрыться цветами... И пусть хорошо будет людям в вашей пахучей тени под лепечущий говор ваших листьев...» — так обращался один из тургеневских героев к своему другу. Эти слова позволяют понять, какое значение придавал И.С. Тургенев сопоставлению человека с миром природы. “Человек гораздо большее растение <...> чем сам он полагает», — утверждал писатель.

Таким образом, И.С.Тургенев - один из лучших пейзажистов в мировой литературе. Он запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Его пейзажи отличаются безыскусственной красотой, жизненностью, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью. Пейзаж Тургенева динамичен, он соотнесен к субъективным состояниям автора и его героя. Он почти всегда преломляется в их настроении. А художественная деталь служит И.Тургеневу не только для создания лаконичных и емких художественных образов, которые точно и ярко характеризуют уходящую эпоху и идейную борьбу 60 - 70-х годов XIX в., но и помогает в раскрытии характеров героев. Используя художественную деталь,

И. С. Тургенев невидимо направляет читателя, давая нам возможность самим делать выводы из тех или иных явлений.

^ 4. Список литературы

1. Аксаков К.С. Литературная критика. М., 1986.

2. Анненков Н. В. Литературные воспоминания. М., 1983.

3. Куприна И.Л. Литература в школе. - М.: Просвещение, 1999г.

4. Лебедев Ю.В. Роман Тургенева "Отцы и дети". – М., 1992.

5. Лебедев Ю.В. Тургенев. Серия ЖЗЛ. – М.: 1990.

6. Пумпянский Л.В. Романы Тургенева. Классическая традиция // Собрание трудов по истории русской литературы. – М.: 2000.

7. Тургенев в воспоминаниях современников. – М., 1983.

8. Тургенев в современном мире. – М., 1997.

9. Тургенев И.С. Первая любовь. – М.: Издательство: АСТ, 2002.

10. Тургенев И.С. Вешние воды . – М.: Издательство: АСТ, 2002.

11. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. – М.: Издательство: АСТ, 2002.

12. Тургенев И.С. Отцы и дети. – М.: Издательство: АСТ, 2005.

13. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.: 2003.

14. Штерн Ф.И. Реализм и литературная традиция (Тургеневские "Стихотворения в прозе" и их отдаленные предшественники) // Изучение поэтики реализма. Вологда, 1990.

15. Щеблыкин И.П. История русской литературы XI – XIX в. – М.: Высшая 2005.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году iconАналитическая справка по результатам муниципального этапа Всероссийской...
Цель: изучение результативности участия учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным...

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году iconПриказ 05. 12. 2012. р п. Карсун №331 Об итогах районных предметных...
Во исполнение распоряжения Министерства образования Ульяновской области №3313-р от 13. 09. 2012 г. «О проведении школьного и муниципального...

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году iconО проведении муниципального этапа предметных олимпиад в 2012-2013 учебном году
О проведении школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2012/2013 учебном году, Положения о Всероссийской...

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году iconОбластной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по...
...

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году iconОбластной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по...
...

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году iconIi этап Всеукраинского конкурса защиты научно-исследовательских работ...
Восточнославянские племена, сформировавшиеся в лесостепной части Восточной Европы в эпоху зарубинецкой культуры: А. Склавины; Б....

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году iconРоссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов...
Российский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году iconКонкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников...
Муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году iconПоложение о конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов...
Организатор Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников (далее Конкурс) – автономная некоммерческая организация...

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году iconАнализ работы по обеспечению безопасности. В 2012-2013 учебном год
В 2012-2013 учебном году продолжалась работа по обеспечению безопасности обучающихся, педагогов и сотрудников школы во время учебно-воспитательного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница