Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка




Скачать 435.74 Kb.
НазваниеРабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка
страница1/4
Дата публикации28.06.2014
Размер435.74 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4

Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.)

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по литературному чтению.

Общая характеристика учебного предмета.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХIХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

^ Цели, задачи
В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

^ Цели обучения.

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
^ Краткое пояснение логики структуры программы
Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.


^ Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1-го по 4-й класс. На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 ч в неделю (102 ч в год). Основные темы дополнены темами НРК.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны знать:

структуру учебника;

приёмы ориентирования в учебнике;

литературные приемы: сравнение, олицетворение, метафора, эпитеты;

отличия повести от рассказа (объем, количество героев, протяженность во времени, количество событий и др.);

литературный жанр – пьеса, баллада, басня, фантастическая повесть, роман-сказка, миниатюра;

понятие «пролог», «эпилог», «летопись»;
Обучающиеся должны уметь:

правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать с соблюдением всех необходимых норм, с использова­нием средств выразительности устной речи вслух 90 слов в минуту;

выбирать интонацию, соот­ветствующую строению предложений, а также тона, темпа, гром­кости, логического ударения;

самостоятельно проводить подготовку к выразительному чтению;

проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (эта­пы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

устанавливать смысловые связи частей текста и самостоя­тельно составлять простой план в разных его вариантах, состав­лять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

самостоятельно формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;

составлять простой и сложный план;

определять тему произведения, его главную мысль, рассказы­вать сюжет;

называть героев произведения, видеть в тексте образы-персо­нажи, описания природы и интерьера;

видеть и понимать, из каких составляющих складывается об­раз-персонаж (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описа­ния интерьера в тексте;

высказывать и аргументировать свое отношение к прочитан­ному;

представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.

практически отличать по ведущим признакам эпические, ли­рические и драматические произведения;

относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая по­весть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку на­родную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, послови­цы и поговорки, былины.

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки из прозаических произведений.
^ Учебно-тематический план


Основные виды речевой деятельности по примерной программе

Количество часов в соответствии с примерной программой

Количество часов по рабочей программе

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

^ Слушание (аудирование)

80 - 100

45

25

15

15

100

Чтение

225 - 190

57

76

52

52

237

Говорение

100 - 110

30

30

25

25

110

Письмо

20 - 25

-

5

10

10

25

Всего

472

132

136

102

102

472

Содержание программного материала по предмету (4 класс)

п/п

Название раздела. Тема

Кол-во часов

Проверочная работа

НРК

1

Вводный урок

1







2

Произведения современной детской литературы разных жанров

6

Проверочная работа №1




3

У истоков русской детской литературы

14

Проверочная работа №2

4

4

Детская литература XIX века

32

Проверочная работа №3

3

5

Детская литература XX века

27

Проверочная работа №4




6

Детская литература 30-50 годов

7







7

Детская литература 60-90 годов

15

Проверочная работа №5

2




Итого:

102

5

9
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка iconПрограмма по технологии пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению
...

Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы...

Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению под редакцией Л. А. Ефросининой 2009 года издания....

Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению в...
Авторская программа по литературному чтению " Чтение и начальное литературное образование" Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева (2010 г.)

Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса, в дальнейшем программа, составлена на основе

Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению для 4 класса
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературному чтению автора Кубасовой О. В., допущенная Министерством...

Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1 – 4 классов разработана на основе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница