Конспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе




Скачать 50.61 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе
Дата публикации29.06.2014
Размер50.61 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Литература > Конспект
Конспект урока литературы в 7 классе (Программа по литературе под ред. Кутузова) в форме мастерской «Дальнобойное слово «Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина»

Образовательные задачи:

-дать характеристики генералов, мужика в сказке

-выяснить художественные приемы М.Е. Салтыкова-Щедрина

-изучить понятие «гротеск»

-доказать актуальность сказок

Наглядность, дополнительные материалы

Стихотворение А.Твардовского «Есть книги - волею приличий…»

Репродукция портрета М.Е.Салтыкова- Щедрина

Презентация - слайды

Рисунки учащихся

^ Ход урока

Орг. Момент.

Индукция

Учитель: Готовясь к уроку, я случайно наткнулась на поэтические строчки, которые, как мне кажется, напрямую относятся к произведениям М.Е.Салтыкова – Щедрина. Послушайте:

Есть книги- волею приличий

Они у века не в тени

Из них цитаты брать - обычай-

Во все положенные дни.

В библиотеке иль читальне

Любой- уж так заведено-

Они на полке персональной

Как бы на пенсии давно.

На них печать почтенной скуки

И давность пройденных наук;

Но, взяв одну такую в руки,

Ты, время,

Обожжешься вдруг…

Обожжешься? Не слишком ли сильное выражение употребил Александр Твардовский? Разберемся в этом на сегодняшнем уроке «Дальнобойное слово «Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина» (слайд 1) Выясним, каким же словом написана сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Это и будет целью нашего урока.

А помогут решить данную цель следующие задачи ( слайд 2)

Социоконструкция

А.М.Горький писал: «Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от нее, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал надо всеми и всем». (слайд3)

Вместе с писателем «пристально посмотрим» на его героев и мы и посмеемся , может быть, над ними. Дайте сравнительную характеристику генералов ( 1 вар.) и мужика( 2 вар.). На работу -2 минуты. Поможет вам в этом опорный план.

Слайд 4. Иллюстрации мужика и генералов.

Опорный план. (слайд 5) Музыка.

1.Отношение к работе.

2.Умны ли герои?

3.Что умеют делать герои?

4.Каким запасом знаний обладают герои?

5.Как герои относятся к себе и другим?

Афиширование

Выступления учащихся.

Итоговое сообщение о каждом.

Примерная характеристика генералов и мужика в «Повести…»(слайд 6)

Генералы

мужик

-Ничего не умеют и не хотят делать

- глупые( «ничего не понимали»)

-беспомощные

-по сравнению с мужиком они цивилизованны( знают, что такое Вавилонская башня)

-не способны думать ни о ком, кроме как о себе ( когда хотели есть, чуть не съели друг друга)

- все время занят работой

- глуп в некоторых ситуациях ( сам свил веревку, которой его связали)

- мастер на все руки, сметлив

-обладает определенным запасом знаний( знает, как добыть огонь, как сделать силок)

-генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет( «нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое»)

- выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен

Музыка. Слайд 7. Физминутка.

Полез сперва -наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле -и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер из друг об дружку – и извлек огонь.

Садитесь, ребята, будем продолжать работать с огоньком.

^ Репродуктивный вопрос

-Над кем из героев Щедрин смеется более зло: над мужиком или генералами?

- Какими же литературными приемами Салтыков-Щедрин добивается смеха, судит пороки людей? Давайте вспомним, ребята, какие вы знаете приемы?

(Пороки- тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства)

(гипербола говорят дети)

Слайд 8. Определение гиперболы.

Гипербола - намеренное преувеличение

- Найдите в сказке пример гиперболы.

- А я тоже нашла вот такой пример гиперболы, посмотрите. ( слайд 9)

Гипербола Прошел день, прошел другой; мужичина до того

Изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить.

^ Рисунки детей

-ирония

Слайд 10

Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.

-Найдите в сказке этот прием.(слайд 11)

Ирония - отдохни, дружок, только свей прежде веревочку

… к вечеру веревочка была готова. Этою веревкою генералы

Привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

^ Рисунки детей

- Фантастика.

Слайд 12

Фантастика-то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле.

- Попробуйте отыскать прием фантастики в «Повести…»

(слайд 13)

Фантастика Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

^ Рисунки детей

- Но , ребята, один из излюбленных приемов Щедрина – гротеск.

Задание.

  1. Запишите в тетради определение «гротеска»( слайд 14)

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Слайд 15 Музыка

Пример гротеска из сказки приведен .

Гротеск …в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у товарища орден и немедленно проглотил.

-Ребята, вы тоже в своих рисунках, даже не подозревая, отразили гротеск .

Слайд 16 - А вот так отразил «гротеск» из «Повести..» в рисунке художник)Н.Муратов

-И современные мультипликаторы экранизировали «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Просмотрим эпизод из сказки. Какой прием нашел отражение? ( Слайд 17 Просмотр отрывка из мультфильма)

-Почему так интересно смотреть мультфильм? Какие пороки высмеивает Щедрин? А в нас есть подобные недостатки?

Разрыв

Но с тех пор , как жил и творил Щедрин, прошло много лет. Та эпоха ушла в далекое прошлое. Может быть, «Сказкам» и впрямь «пора на пенсию»?

^ Самоконструкция и афиширование

Писатель убежден ,что самое важное для человека – найти свое место в жизни, реализовать свои возможности. Отказавшись от своего предназначения, человек теряет, уродует и свой облик.

Афиширование

Перечитаем задачи урока. Решены ли они? Сказанное Салтыковым-Щедриным слово оказалось настолько дальнобойным и обжигающим, что и сто с лишним лет спустя после своего появления грозным огневым валом расчищает путь от всего того, что до боли сердечной и до своего последнего вздоха ненавидел, презирал, обличал великий русский сатирик.

- А , по вашему мнению, слово Щедрина какое? Вы все умеете сочинять синквейны?

Первая строка «Слово Щедрина»

Слайд 18 Фразы для четвертой строки.

  • --…к … «фаланге великих насмешников»принадлежал…Салтыков-Щедрин.

  • -…я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей.

  • -Я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя.

  • -Настоящий писатель-это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

  • -Изображая жизнь, его сатира переходила в трагедию.

  • К сожалению, общество не избавилось от пороков, которые обличал писатель в своем творчестве.

Слайд 19 пример синквейна

Рефлексия

Выскажитесь, как вам работалось сегодня в Мастерской, какие были удачи, что показалось трудным. Почему?

Самоконструкция

Слайд 20

Прочитать сказку «Дикий помещик», найти в ней приемы гротеска, иронии, гиперболы, фантастики.

Итог урока . Благодарю за урок. Мне очень интересно работалось с вами.

Комментирование отметок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе iconМоу карлинская средняя общеобразовательная школа им. И. С. Полбина...
Приветствие учащихся и объявление темы урока-исследования «Идея стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям». Тема отражена...

Конспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе iconКонспект урока-размышления по литературе в 6 классе по теме «Пусть...
Автор: Валитова Р. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «Шыгырданская сош №1»

Конспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе iconКонспект урока-размышления по литературе в 6 классе по теме «Пусть...
Учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Нижнебалтачево Манапова Е. З. Мр татышлинский район р башкортостан

Конспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения

Конспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе iconКонспект открытого урока по литературе в 11 «Б» классе на тему: «Есенин в стихах и жизни»
Кузнецова Любовь Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Место работы: моу «Саракташская средняя общеобразовательная...

Конспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе iconТема: Конспект урока литературы «Традиции русского романса»
В 8 классе стержневым понятием курса является понятие литературной традиции. Данный урок органично входит в систему уроков по теме...

Конспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе iconТематическое планирование уроков литературы в 9 классе (непрофильная...
Вводный урок. Краткая характеристика курса литературы. Исторический подход к литературе

Конспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе iconТематическое планирование уроков литературы в 9 классе (профильная...
Вводный урок. Краткая характеристика курса литературы. Исторический подход к литературе

Конспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе iconТематическое планирование уроков литературы в 9 классе (непрофильная...
Вводный урок. Краткая характеристика курса литературы. Исторический подход к литературе

Конспект урока литературы в 7 классе Программа по литературе iconКонспект урока по литературе в 11 классе на тему: «Я была тогда с моим народом…»
Цели урока Ознакомить выпускников с личностью поэта серебряного века Анной Ахматовой, своеобразием её поэтического наследия



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница