Задание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»?




Скачать 65.27 Kb.
НазваниеЗадание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»?
Дата публикации02.08.2014
Размер65.27 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Литература > Вопрос
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ

ТУР II.

Выполнил Пермин Роман Сергеевич,

МБОУ СОШ с. Кудеевский, Иглинский район.
Задание 1. В связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица – розга к телу ближится»? Когда и почему школьники избавились от упомянутого в поговорке огорчения?

У меня есть две версии. Первая: эти буквы как бы дублировали буквы Е, Ф, И, и ученикам трудно было выучить правила их употребления. Вторая: эти буквы находились в конце алфавита, поэтому дети просто не доучивали до них.

^ А избавились ученики от этого «огорчения» после реформы алфавита, проведенной после Октябрьской революции, в 1918 году.
Задание 2. Какое средство художественной выразительности использовано в следующих предложениях? Укажите, какие значения слов обыгрываются в каждом примере. В каких предложениях используется многозначность слов, а в каких – омонимия?

^ В этих примерах использована игра слов (каламбур).

  1. Больной часто нуждается в уходе врача. И чем дальше уйдет врач, тем лучше.

Здесь обыгрываются 2 слова «уход»: одно от слова «уходить», а другое – от «ухаживать». Здесь используются омонимы.


  1. В доме все краденое, даже воздух спертый.

«Спертый» в просторечии значит «украденный». И есть спертый – «душный, непроветренный, тяжелый». Это омонимы.


  1. Не переживай так, а то не переживешь.

Обыгрываются слова-омонимы (омонимичные формы): 1)переживать – беспокоиться, заботиться о ком-либо и 2) от «пережить».


  1. Я пенсионер. И поэтому, входя в магазин, мысленно здороваюсь: «Здравствуйте, дорогие продукты!»

«Дорогие» - это и имеющие высокую цену, и имеющие большую ценность (близкие, родные и т.д.). Т.к. общий элемент «цены» есть в обоих словах, думаю, это многозначное слово.
(Примеры из книги «Занимательная стилистика» И.Б. Голуб).
Задание 3. Сгруппируйте глаголы с одинаковым значением приставки. Сформулируйте эти значения для каждой группы глаголов. Дополните каждый получившийся список своими примерами.

Зааплодировать, занести, залаять, заасфальтировать, заплясать, загримировать, захвалить, забежать (по пути), зашагать, зайти (к товарищу), запутать, заиграть (колоду карт или пьесу).

^ Зааплодировать, залаять, заплясать, зашагать – в этих глаголах за- обозначает неожиданное начало действия. Запрыгать, захлопать.

Занести, забежать, зайти – в этих глаголах за- обозначает завершение действия где-то внутри (внутри чего-то). Заскочить, завезти.

Заиграть, захвалить – многократно повторенное действие, уже надоевшее или сделавшее надоевшим, неинтересным предмет. Зачитать (до дыр книгу), загладить (кота – в Интернете видел такое фото: плоский кот и подпись «Загладили»).

^ Заасфальтировать, загримировать, запутать – закончить действие (вот и пример), заштриховать.
Задание 4. Сформулируйте различия в значениях полных и кратких прилагательных. Постарайтесь сгруппировать примеры.

  1. Я надела узкую юбку, чтоб казаться еще стройней (А.Ахматова) . – Надо перешить юбку, она стала узка.

  2. Ты, Машка, злая (А.П. Чехов). – Ах, как я сегодня зла!

  3. Иван Иванович – плохой человек – Иван Иванович совсем плох.

  4. Ты молодой, у тебя еще все впереди! - Молод ты еще жениться!

  5. Мальчик рос здоровым и веселым. - Он долго болел, а теперь здоров.

Полные прилагательные обозначают постоянный (или долгое время длящийся) признак предмета (узкая, злая, плохой, молодой, здоровый, веселый). А краткие прилагательные обозначают признак, который возник недавно или ненадолго (узка, плох, зла, молод, здоров).

Задание 5. В каких из приведенных примеров тип подчинительной связи – управление? Почему остальные примеры как словосочетания с управлением рассмотреть нельзя?

  1. Наелся до отвала;

  2. подождем до весны;

  3. пришло до сорока человек;

  4. нужен до зарезу;

  5. доплыли до берега.

Управление – подождем до весны, пришло до сорока человек и доплыли до берега. В остальных примерах – примыкание. В современном русском языке нет слова зарез, отвал есть, но в другом значении. Здесь эти слова являются не существительным с предлогом, а наречием.

Задание 6. Вставьте в тексты пропущенные лингвистические термины. Дайте этим терминам определения.

Примечание: задание не предполагает использования обобщенных понятий, например, в первом тексте – «слова» и т.п. Вставьте в каждый текст термин, обозначающий конкретное понятие!

  1. В наши дни часто смешивают паронимы гарантия и гарант. Фраза «гарант качества» противоречит нормам русского языка, потому что гарант – это организация, государство или частное лицо, предоставляющее гарантии, тот, кто обеспечивает исполнение чего-либо: надежный гарант, гарантом выступило государство.

  2. В речи наших современников очень распространена такая ошибка, как плеоназм Связана она, как показал лингвист Г.Ч. Гусейнов, не столько с непониманием значений слов, сколько со «снижением чувствительности к слову». Например, журналист пишет: «настоящий патриот Родины» «не потому, что не знает, кто такой патриот, а потому, что одного слова «патриот» ему мало» (по словам Г.Ч. Гусейнова). То же касается выражений сервисное обслуживание, альтернатива выбора, саммит на высшем уровне и т.п.

  3. Как отмечает автор книг по риторике Г.Г. Хазагеров, анафора создает оптимистическое настроение, передает чувство уверенности (И любят песню деревни и села, и любят песню большие города. Жди, когда снега метут, жди, когда жара, жди, когда других не ждут, позабыв вчера. А противоположная ей стилистическая фигура - эпифора - напротив, создает настроение безысходности (Лучше нам убитыми быть, чем плененными быть. Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову потеряешь).

Паронимы – это слова, похожие внешне и имеющие что-то общее в значении. Но их нельзя смешивать, они не являются синонимами.

^ Плеоназм – это «многословие», неоправданное использование близких или одинаковых по смыслу слов.

Анафора – одинаковое начало строк в стихотворении или предложений в прозе. Эпифора – одинаковый конец.

Задание 7. Какие вам известны приемы сжатия текста?

На примере предложений из данного текста продемонстрируйте применение каждого приема сжатия (по 1 разу).

В газетах и по радио систематически выступают различные специалисты по русскому языку… Темы этих выступлений самые разные, однако можно выделить три основных. Глобальные – о месте русского языка среди других языков в современном мире, о состоянии русского языка в текущий момент и общих тенденциях в его развитии, о величии и мощи русского языка. Этимологические – о происхождении русских слов и выражений. И – самые популярные – о том, «как правильно». Правильно – по отношению к существующим в русском языке нормам, которые определяют слитные и раздельные написания или, например, место ударения в определенных словах и формах. При этом, как кажется, остается в тени всех этих важных вопросов самый главный вопрос, вопрос о том, насколько точно все мы, говорящие по-русски, понимаем то, и только то, что стоит за словами, предложениями и текстами, которые мы читаем и/или слышим.

Затеняется также и вопрос о том, насколько эффективно все мы, говорящие по-русски, умеем выбирать именно то из разнообразнейших средств русского языка, чтобы выразить свою мысль в полном соответствии и с отражаемой реальностью, и с нашей её оценкой, и с нашим отношением к читателю/собеседнику (И.Г. Милославский).

^ Приемы сжатия текста: исключение, обобщение и упрощение.

Упрощение (предложение 2). Можно выделить три основных темы этих выступлений.

Исключение (предложение 7). …понимаем только то, что стоит за словами…

Обобщение (предложение 7). … только то, что стоит за речью, которую мы воспринимаем.
Задание 8. Изложите сказку «Три поросенка» (или ее начало)

1) в виде милицейского протокола;

^ 2) на молодежном жаргоне;

3) в научном стиле;

4) в виде рекламы.

Выберите из предложенных вариантов сочинения по своему желанию только один. Ориентировочный объем текста 100 слов.

Короче, дело было так. Жили три поросенка: один Ниф-Ниф, другой – Нуф-Нуф и третий – Наф-Наф. Решили поросята, что жить на улице неприкольно, пора дома строить. В общем, один построил соломенный дом, другой – деревянный, а третий – каменный зафигачил.

Появился волк. Говорит:

- Жрать хочу! О! Свиньи!

И стал доставать их из домов.

Подошел к соломенному дому, дунул на него, а он развалился. Поросенок понял, что кранты ему, и побежал к соседу в деревянный дом.

Волк думает:

- Вот, блин! Ну ладно, и его сдую.

Дунул, а дом снесло.

Поросята поняли, что фигово все, побежали в каменный дом. Третий поросенок дверь открывает, а они ему типа давай, пусти, братан, а то капец нам. Ну он и пустил друганов.

- Во дают! – подумал волк. – Ну ничего, и этот дом сдую.

Дунул раз – ни фига. Дунул два – то же самое. Подумал:

- Да ну вас, так не интересно!

И ушел.

А свиньи обрадовались, стали в каменном доме жить – он самый прикольный оказался.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»? iconВед. Издавна август называли щедрым мясяцем, разносолом, густарём....
Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе конца лета

Задание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»? iconВспомните народное выражение и поговорку со словом «мастер»
Цель. Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и поэтические произведения

Задание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»? iconНа протяжении многих лет праздник «Посвящение в гимназисты» считается...
Посвящение первоклассников в гимназисты стало поистине новым этапом в их жизни. С раннего утра в школе царило радостное возбуждение....

Задание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»? iconЗадание Структура Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4
Введение в проблему (наличие реально жизненной ситуации (проблемы)/лично-значимый познавательный вопрос)

Задание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»? iconРасула Гамзатова Выполнил ученик 8 класса Магомедов Магомед Ахмедович
Если сравнить жизнь взрослого человека и ребенка, то мир ребенка намного ярче, красочнее и разнообразнее, чем мир взрослых. Взрослые...

Задание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»? iconДревнетюркское мировоззрение "Тэнгрианство": Учебное пособие
Дореволюционные школы на территории Татарстана: Историко-педагогический справочник \ моин рт; тггпу

Задание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»? iconЗадание 1: Прочитай стих. Задание 2: Use of Accusative case (orally)....
Задание 4: New vocabulary and review the verbs учить, изучать, учиться, заниматься (on the board)

Задание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»? iconМоей Любви Много строчек о Любви сложили, Песняры, поэты, все, кому...

Задание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»? iconКнигу (1) на обложке (2) которой (3) была иллюстрация яркого экзотического...
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Задание в связи с чем дореволюционные гимназисты сложили поговорку «Ять, фита, ижица розга к телу ближится»? iconЗадание 1: Прочитайте следующую часть из книги «Три Толстяка» Задание 2
Задание 3: Выучите написание слов, придумайте с ними предложения и приготовьтесь к диктанту



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница