Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»?




НазваниеПрочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»?
Дата публикации03.08.2014
Размер31.1 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Литература > Вопрос
Олимпиадные задания

7 класс
1. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? Найдите слово, употреблённое в стихотворении в прямом и переносном смысле. Дайте толкование этим словам.

Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь всё реже.

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем.

Притом забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немного чёрствый.

А сами, может, в этот час

Черствей его во много раз.
2. Человек под фразеологическим микроскопом. Вспомните, какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам и качествам.

  1. Человек очень высокого роста.

  2. Очень умный человек.

  3. Опытный, бывалый, много испытавший человек.

  4. Слишком откровенный, прямодушный по характеру человек.

  5. Пышущий здоровьем человек

3. Чем отличаются оливы от маслин (речь идет о дереве, а не о его плодах)?

4. Составьте предложения со словами: пасть, уж, три – так, чтобы эти слова были разными частями речи.
5. В следующем стихотворном отрывке определите синтаксическую роль выделенных слов. К какой части речи их можно отнести?

Только мама за порог,

Малыши с кровати – скок,

Стулья – хвать,

Подушки – хвать

И давай воевать!
6.Исправьте словосочетания там, где это необходимо.

Приехать с Москвы, прийти со школы, ехать в Камчатку, выйти с поезда, сойти с поезда, примчаться с дачи, кушать на кухне.
Творческое задание

7. Составьте путеводитель Мечтателя по любимому вами городу.
^ 7 класс. Ответы на вопросы
1. Звонят, диспансер, каталог, некролог, принудить, танцовщик, ходатайство, симметрия, обеспечение, экспертный. По 0,5 б. за каждое слово.

Макс. 5 баллов.

2. [р`ика]

2 балла за составленное слово, 2 балла за однокоренные слова.

Макс. 4 балла.
3. Слово «хлеб» многозначное, в толковом словаре указаны следующие значения:

1) пищевой продукт, выпекаемый из муки (черный хлеб); 2) этот продукт в виде выпеченного изделия какой-либо формы (круглый хлеб); 3) зерно, из которого делают муку (заготовка хлеба); 4) хлебный злак (озимые хлеба); 5) пища, пропитание (заработать на хлеб); 6) средства к существованию (добывать хлеб, хлеб насущный). В данном тексте слово употребляется в 1-ом значении.

В переносном значении употреблено слово «черствый» - не отзывчивый, бездушный.

3 балла за толкование слова «хлеб», 1 балл за комментарий к слову в переносном значении

^ Макс. 4 балла.
4. Верста коломенская, ума палата, стреляный воробей (на мякине не проведешь), душа нараспашку, кровь с молоком (по 1 б. за каждый фразеологизм)
5. Всадник-0 , с-ближ-ений- э, у- стл- а-нн-ый, рас-тер-я-л-0-ся, по-лёт-0 , нёс-0-0 , из-началь-н-о, рас-кол-о-ть, как-ой-нибудь,огурч-ик-0 (по 1 б. за каждое слово)

6. Различаются происхождением: олива – заимствованное слово, маслина – исконно русское.

Лексическое значение одинаковое, т.к. они произошли от одного слова «масло» (по 2 б.)

7. Пасть – существительное и глагол в инфинитиве, уж – частица и существительное, три – числительное и глагол в повелительном наклонении.
8. Выделенные слова – глагольные междометия со значением мгновенного действия, т.е. их можно отнести к глаголам. Синтаксическая роль – глагольное сказуемое.

Определение части речи - 2 б., синтаксическая роль - 2 б.
9. Приехать из Москвы, прийти из школы, ехать на Камчатку, выйти из поезда, сойти с поезда, примчаться с дачи, кушать на кухне.(по 1 б.)
10. Критерии оценки творческого задания

Мини-сочинение оценивается следующим образом:

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы (максимально 3 балла, если тема раскрыта полно и глубоко, учащийся проявил самостоятельность и в отборе языкового материала, и в выстраивании самого текста);

  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения (максимально 3 балла);

  • оправданная образность языка и оригинальность стиля (максимально 3 балла);

  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения (максимально 3 балла);

  • соблюдение речевых норм (максимально 3 балла соответственно школьной шкале: «5» - 3 балла; «4» - 2 балла; «3» - 1 балл; «2» - 0 баллов).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? iconТема: «Хлеб» Родителям рекомендуется
«Хлеб — всему голова»; вместе с ребенком сходить в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия; купив хлеб, обратить внимание...

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? iconПознавательная конкурсная программа «Чудо Земли Хлеб!» Цели
Расширить имеющиеся знания у детей о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб народу

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? iconПраздник-деловая игра «Хлеб всему голова»
Плакаты: «Хлеб – всему голова!», «Хлеб береги, съедай меня до крошек, ведь я взращён трудом людей хороших!», «Слава миру на земле!...

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? iconКомплексный анализ текста
Прочитайте отрывок из стихотворения И. Северянина. Какое настроение описано в нем? Какое настроение передает этот отрывок?

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Откуда хлеб пришел»
Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих...

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? iconМилостыня
«Ну что там на хлеб! Хлеб совсем не сладкий! Мамочка, давай дадим Ему на шоколадки!»

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? iconСценарий литературно-музыкальной композиции: «Праздник урожая»
Для людей нашего поколения, воспитанных на ценностях советского времени, слово «хлеб» не просто продукт питания. Хлеб – это что-то...

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? icon«Хлеб – всему голова»
Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? iconОткуда хлеб пришел
Рассказать детям как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Суворова «Хлеб». В каком значении употреблено в нём слово «хлеб»? icon"Хлеб – всему голова"
Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница