Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»




Скачать 68.62 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»
Дата публикации04.08.2014
Размер68.62 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок

Сергиевская средняя школа



Конспект урока

по литературному чтению

в 4 классе на тему:

К.Ф. Рылеев « Иван Сусанин».


Дума.

Учителя начальных классов


Герасиной О.А.


Тема урока: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин».

Дума.
Цели урока: Познакомить учащихся с новым литературным жанром;

учить детей вдумчивому чтению художественного произведения с целью осознания образа главного героя;

развивать умение ориентироваться в тексте, навыки выразительного чтения, чтения по ролям;

воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: учебник «Родная речь» (авт. Голованов М.В.

Горецкий В. Г. кн. 3, ч. 1), репродукции картин, портреты защитников земли русской, писателя, пластинка с фрагментами оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»,проигрыватель, карточки- памятки, словарь настроений, «Толовый словарь» Ожегова.

^ Ход урока:


  1. Оргмомент.

Сегодня у нас много гостей, посмотрите на них, подарите им свои улыбки, а теперь закройте глаза и мысленно повторяйте за мной:

Сейчас я начну учиться.

^ Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю.

Итак, приготовились к работе.

2.Сообщение темы урока.

Вот уже несколько уроков мы работаем по теме « Светлый край берёз, моя Россия!»

-О чём говорится в стихах, собранных в этой поэтической тетради?

Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Давайте прочитаем его.

«Напоминать юношеству о подвигах предков- вот верный способ для привития народу сильной привязанности к Родине». К.Ф. Рылеев.

  • О чём говорит автор этих строк Кондратий Фёдорович Рылеев?

^ Кто же он, К.Ф. Рылеев? Современник А.С.Пушкина, он прожил недолгую жизнь- 31 год, родился в 1795году и умер в 1826 году.

Это молодой, блестящий офицер, который сам был героем Отечественной войны 1812года. Поэт, философ, высокообразованныё человек, участвовал в декабрьском восстании, цель которого была облегчить жизнь простого человека. Оно было разгромлено. А Рылеева и других декабристов арестовали и приговорили к смерти. В 1826году приговор был приведён в исполнение.

Размышляя о настоящем, мечтая о будущем, Рылеев часто обращался к прошлому русского народа, к прошлому своей страны. Он написал цикл исторических стихотворений, названных думами.

Дума - это большое стихотворение на историческую тему.

Каждая дума Рылеева посвящена отдельному герою и озаглавлена его именем: Олег Вещий, Дмитрий Донской, Иван Сусанин.

^ Это имя вам уже знакомо. Что вы знаете об этом человеке?

Перенесёмся в начало 17 века.

Сообщения детей.

1.Тяжёлые времена переживала тогда Русь. В Москве. Как у себя дома, распоряжались польские захватчики. Отряды поляков рыскали по городам, сёлам в поисках добычи, грабили, убивали людей. С этим не могли смириться русские люди.
^ 2.Страной управляли бояре, не было централизованной власти, страна погибала, поэтому в 1613 году на престол был избран 16-летний царь Михаил Романов.

Поляки решили его погубить, чтобы окончательно захватить нашу страну.
3.Поляки отправили самых решительных злодеев во владения царя. Убийцы не знали дороги и случайно встретили крестьянина Ивана Сусанина. Они спросили у него, как найти поместье царя Михаила Фёдоровича и притворились, что посланы от его друзей.
4.Но Сусанин был умным человеком. Он догадался, что имеет дело не с друзьями, а с врагами и согласился проводить их до самого дома царя. Поляки поверили ему и отправились за Сусаниным через дремучий лес в противоположную сторону от настоящей дороги.
^ Вот как об этом подвиге рассказал К.Ф. Рылеев своей думе. Это и будет темой урока.

Чтение думы учителем.

3.Первичное восприятие текста.

-Какие чувства возникли у вас при прослушивании этой думы?

-Обратитесь к словарю настроений и выберите слова, которые помогут выразить ваше настроение.

-Почему это стихотворение заставляет нас так волноваться, сопереживать герою, вызывает чувство грусти, тоски, скорби? Это трудный вопрос. Чтобы ответить на него, надо глубже проникнуть в тайну стихотворения.

^ 4.Беседа с элементами выборочного чтения.
-С чего начинается повествование? Прочитайте.

-Как вы понимаете « ни зги не видно». Что означают слова « с сердцем вскричали враги»? Кто такие «ляхи»?

-В чём упрекают ляхи старого Ивана?

-Уверены ли они в своей победе? Докажите словами из текста.

-Кого защищает Сусанин?

-Куда он приводит неприятеля?

-Как он приглашает поляков отдохнуть? Какие слова говорит и каким тоном?

Найдите и прочитайте их.
^ 5. Словарная работа.
В этом отрывке вам встретилось много незнакомых слов. Давайте заглянем в словарь.

Иззябли – замёрзли

Гумно – сарай для сжатых снопов

Окончины - окна

Москаль – подданный Московского государства

Жупан – полукафтан
Но чаще других встречается слово « сарматы».

Сарматы – образное сравнение с кочевниками-захватчиками, которые издревне приходили на Русь.

-Как вы думаете, поверили поляки Сусанину? Какими строчками вы это подтвердите?

  • С кем разговаривал Сусанин ночью? Найдите и прочитайте про себя разговор с сыном. Попробуем прочитать этот диалог, исключая слова автора.

  • В тексте вам встретится слово потаённо. Как вы его понимаете?

  • Чтение по ролям.

  • Что нового мы узнали об Иване Сусанине?

  • Перед каким выбором стоит герой?

  • Что выбирает Сусанин? Найдите эти строчки в тексте.

Сусанин предпочёл умереть за русский народ, чем жить предателем, но он обездолил свою семью. Правильно ли он поступил? Почему?
Итак, наступает утро. Прочитайте описание леса, в который входят на следующий день поляки, идущие за Иваном Сусаниным.

-Видно ли из этого отрывка, что обратной дороги нет? Почему ты так думаешь? Найдите слова, которые доказывают это.

-Как здесь ведёт себя Сусанин?

-Понимает ли он, что погибнет?

_Как, с каким чувством звучат последние его слова? Прочитайте их выразительно.

^ Рассмотрите иллюстрацию на стр. 148. Кого вы видите на ней?

Отражает ли иллюстрация строки из текста. Докажите.

-А зачем художники иллюстрируют произведения?

Какими словами автор заканчивает думу?

^ Автор ещё раз подчеркнул, как важен был царь для спасения Руси.

-Ведёт ли Сусанин себя, как настоящий герой, защитник земли Русской?

Физминутка для глаз.

6. Обобщение.

Вернёмся к эпиграфу. Прав ли был Рылеев, призывая нас как можно больше знать о подвигах предков?

^ Есть такие люди, которые на деле доказывают преданность своей Отчизне, готовые пожертвовать всем ради её спасения.

Такие люди были во все времена. Дошли до нас предания о богатырях, защищавших Русскую землю, были они в годы монголо-татарского ига -А. Невский, Д. Донской, подвиг Сусанина был повторён в годы Великой Отечественной войны простым крестьянином Матвеем Кузьминым.

^ Вспомните рассказ Б. Полевого, который мы читали на уроках внеклассного чтения. Как он называется?

Такие люди были всегда. Что же их всех объединяет?

^ Таких людей, кто любит Родину и предан ей называют патриотами.

Огромное количество пословиц и поговорок о Родине и о её защитниках создано народом. У каждого из вас на парте лежит карточка с пословицами и поговорками. Прочитайте их и выберите те, которые относятся к теме нашего урока. Как вы их понимаете?

^ Сила духа русского народа, патриота, защитника Отечества- вдохновляли во все времена не только поэтов, писателей и художников, но и композиторов.

Один из самых великих русских композиторов Михаил Глинка, современник Рылеева написал оперу «Жизнь за царя», которая больше известна как «Иван Сусанин» Послушаем музыкальный фрагмент из этой оперы- арию Ивана Сусанина.

-Верно ли композитор подобрал такую музыку?

-Созвучна ли она стихотворению?

Опера заканчивается гимном «Славься», в котором композитор прославляет русский народ, Русь и подвиг Сусанина.

Сусанин погиб и теперь уже не найдёшь место, где покоится его прах, но в городе Костроме благодарными потомками установлен памятник Ивану Сусанину. Кстати, династий царей Романовых не оставила в беде семью героя, даже все его потомки были освобождены от уплаты налогов и пользовались другими льготами.

Памятник- это замечательно, но главная память хранится в наших сердцах. Не случайно на уроках музыки мы разучили русскую народную песню «Сусанин» на стихи К.Рылеева. Вспомним ещё раз уже знакомые строки.

Исполнение песни.
Наш урок подошёл к концу. Дом вы ещё раз внимательно перечитаете думу и составите характеристику героя, используя памятку, которая есть в ваших тетрадях.

Вспомните те вопросы, которые мы разбирали на уроке, они вам помогут. Прежде, чем закончить урок, мне хотелось бы спросить вас: что осталось в вашем сердце, в вашей душе после этого урока.

Обратимся ещё раз к словарику настроений. Какие слова теперь вы бы выбрали для передачи своих впечатлений? Это замечательные слова, передающие наше состояние.

Мы гордимся, торжествуем, воспеваем, прославляем всех защитников Отечества.

А есть ли место подвигу в наши дни? Известны ли вам случаи, когда человек жертвует собой, ради спасения других?

Наш урок закончен.

Как вы думаете, понравилась ли ваша работа гостям? Оценки за урок




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» iconИ. А. Крылов 3-4 басни на выбор. К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»
...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» iconРылеев К. Ф иван сусанин
«Деревня!- сарматам в ответ мужичок: Вот гумна, заборы, а вот и мосток. За мною! в ворота!- избушечка эта Во всякое время для гостя...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» iconУрок музыки в четвертом классе по теме: «В музыкальном театре»
Тема урока: «В музыкальном театре». Музыкальная характеристика поляков в опере «Иван Сусанин»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» iconКонспект урока по литературному чтению в 3-м классе
Жукова Татьяна Анатольевна, «Он-лайн обучение школьников: цели, способы, возможности»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» iconКонспект урока по литературному чтению в 3 «Г» классе тема: Некрасов
«Развитие ключевых компетенций учащихся на основе использования межпредметных связей»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» iconКонспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе
Развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» iconРазработка урока по литературному чтению в 1 классе Тема: В. Осеева " Просто старушка"
За несколько дней до проведения урока в классе была организована выставка книг В. Осеевой

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» iconКонспект урока по литературному чтению во 2 классе Д
У учителя: учебник литературное чтение О. В. Кубасова «Любимые страницы» 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику, таблицы для речевой...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» iconКонспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: «Звуки, краски и «подарки»
Оборудование: таблица правил поведения в группе, карточки с вопросами для каждой группы, плакат с началом вопросов на понимание

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» iconКонспект урока по литературному чтению в 3 классе
Сейчас мы представим, что находимся на весенней полянке и слышим такой разговор. (Драматизация эпизода сказки Е. Шварца «Подснежник»...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница