Но когда нужно увидеть картину целиком?




Скачать 51.36 Kb.
НазваниеНо когда нужно увидеть картину целиком?
Дата публикации07.08.2014
Размер51.36 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Литература > Вопрос
Рутину побеждали искренностью

У каждого свои воспоминания о школьных годах, о тех, кто был рядом, кто помогал, дружил, учил. Но когда нужно увидеть картину целиком? имеет смысл выслушать всех, чтобы разрозненная мозаика памяти сложилась в цельное и живое полотно. Небольшой кусочек таких воспоминаний от человека, отдавшеuj школе и детям большую часть своей жизни. Тамара Петровна Малярова трудилась в школе № 23 в годы перемен/ Nем интереснее вместе с ней вспомнить и запечатлеть cамое важное и событийное.

От первого лица

- Я проработала в школе в общей сложности 37 лет, 21 год из них - в гимназии № 23. Сегодня принято многое отрицать и забывать. Но мне мои годы нравятся, 80-90 годы были одними из самых интересных – именно тогда менялась всё. И школьная жизнь, в частности. Мне посчастливилось работать с уникальным и очень интересным директором Ириной Владиславовной Осовской. Она сумела подобрать замечательную команду педагогов и очень строгих завучей, у которых можно было многому научиться. Мы не роптали – учились работать по-новому, это всегда познавательно и интересно. Сначала я работала учителем русского языка и литературы в старших классах, потом мне захотелось общения с малышами, и я взяла малышню после начальной школы. Так уж вышло, что именно они стали мне самыми родными, мы вмести прожили семь счастливых и трудных лет. Они менялись и взрослели, баловались и учились. Они жили духом школы, принимали участие во всех мероприятиях, делали это с огоньком и задором. И пусть это было время небогатое и несколько рутинное, но душевной теплотой искупалось всё. Любой школьной вечер становился отличным поводом для общения друг с другом, а учёбное заведение - отличным и по-существу единственным организатором досуга. Нам было комфортно рядом друг с другом, мы умели быть сопричастными ко всему, что происходит. Это прекрасное чувство. Хорошие рядом со мной были ребята, до сих пор со многими из них я поддерживаю связь. А они сегодня ведут уже своих детей в ту школу, которую закончили сами, возят ребятишек со всех районов города. Потому что в этих стенах получили что-то большее, чем просто аттестат об окончании десяти классов. Что именно?

Опыт первой дружбы и первой любви, умение жить в коллективе и учиться, общаться друг с другом и окружающим миром….Ведь все они были очень разными, а время было, согласитесь, интересное. Каждый день что-то менялось, менялись и мы. У школы были прекрасные традиции, их трепетно хранили и относились к советским ценностям тогда ещё с большой теплотой. Вот, например, «Вахта памяти». Только самые лучшие могли быть удостоены чести нести почётный караул у «Вечного огня», и все старались быть такими. Даже самая плохая погода не могла испортить праздничного настроения. Те же, кто по каким-то причинам не попадал в почётный караул, из солидарности были рядом с одноклассниками. Ходили и на демонстрации. Пусть это мероприятие уже изживало себя, но собраться всем вместе вне школьных стен - всё равно было здорово. А ещё мы проводили яркие праздники, посвящённые Луценко, переписывались с его семьёй. Всё это было из так называемых советских традиций, все мы были «родом из СССР», а потому делали всё искренне. Хотя многих червячок сомнения и заорганизованности уже тогда грыз. В те годы появилось и нечто новое, дети жадно впитывали ветер перемен. Я очень много проводила литературных вечеров, где мы говорили о Горьком и Маяковском. Мальчишки, кстати, с удовольствием декламировали мускулистые стихи агитатора-горлана, а потом «разрешили» Ахматову, Цветаеву, Гумилёва. Разумеется, тональность внеклассных мероприятий, да и уроков сразу изменилась. Учителя учились вместе с детьми, и это было прекрасно – вести в новый мир и узнавать что-то неизведанное. Искали новые формы работы. Ребята учились спорить и думать. Они много читали, были заинтересованы, тропинка в библиотеку была протоптана. Было непросто, но очень интересно.

Вспоминаю о годах, проведённых школе 23, с большой теплотой. В том числе вспоминаю своих коллег. Сегодня кому-то, может быть, непонятен добровольный порыв учителя английского языка Маргариты Ивановны Хорохориной, с нуля создавшей школьный музей. Но мы преклонялись перед её энтузиазмом и знанием дела. Она знала всех выпускников военных лет в лицо, знала их семьи, по крупицам собирала материалы о них. Наверное, от её огонька зажигались и дети, которые с тем же энтузиазмом систематизировали будущие экспонаты и общались с теми, кто выжил в самой страшной войне. Жизнь этой удивительной женщины была отдана школе, она и умерла на уроке. Её дело подхватили и продолжили. Сегодня хранительница музейных ценностей Любовь Кучкина, учитель истории. Конечно, школьный музей изменился, стал современнее, но радует то, что здесь по-прежнему трудятся очень увлечённые люди, умеющие привлечь к этому делу и ребятишек. А ведь нынешние дети совсем другие, у них и возможностей больше, и сфера интересов иная. Но память жива, и это даёт надежду.

^ Страницы памяти

Человек, отработавший в школе хотя бы год, непременно сохранит об этом времени воспоминания. Какими они будут? Кто-то, очевидно, будет помнить о тяжком труде, при котором даже дома не отпускают мысли об уроках и учениках. Кто-то вспомнит свою педагогическую несостоятельность и неугомонность больших и маленьких дьяволят за партами. Ну а тот, кто задержалась на более долгий срок в школьных стенах… Этот человек непременно будет помнить мордашку и характер самого занозистого своего ученика, свой самый удачный урок, а также свой самый большой промах. Но если этой профессии отдаешь душу, а детям сердце, как Тамара Петровна, то страницы памяти будут обязательно с продолжением. Вчерашние мальчишки и девчонки выросли и выучились, но остались их следы на школьных фотографиях, в удачных и не очень сочинениях, в добрых делах и немыслимых проказах. Они ушли, а учитель помнит, как они взрослели, как менялись, как набивали шишки и становились мужественными. Тамара Петровна о каждом своём выпускнике хранит страничку памяти, которые вполне могут стать отдельной книгой. Она знает, кем стали озорники и умники. Вместе с ней мы смотрим на фото в школьном альбоме: форменные пиджаки и платьица, а за ними судьбы, счастливые или драматические.

Вот Ирочка Чернова, ставшая учительницей начальных классов, вот Стас Кузнецов, несущий службу в милиции. А вот Андрей Солопов, уже на школьной скамье продемонстрировавший будущий дар к журналистике. Дима Андреев, ставший адвокатом, Кирилл Голощапов – врач-анестезиолог, геодезист Саша Ершов, лётчик Олег Карташов… Практически каждый из выпускников её любимого 10-Б класса состоялся в жизни, получил профессию, создал семью. Но есть и те, о ком учительское сердце обливается кровью. Алёша Бурцев вернулся из армии инвалидом, но сумел получить высшее образование и найти себя. А вот Дима Жаворонков жил совсем недолго…

^ Праздника стало больше…

Учитель даже на пенсии продолжает жить школой. Тамара Петровна каждый год 1 сентября приходит на школьную линейку и с удовольствием смотрит на новые поколения гимназистов. Они совсем другие, нарядные и шумные, торжественные и шаловливые. Однако с годами, говорит она, атмосфера праздничности стала ярче, искристее. Нет привычного единообразия бантов и белых фартучков, синих костюмов и пионерских галстуков, но заметно, как ребята рады встрече с школой и одноклассниками. Сегодня дети более раскованные, свободные и в поведении, и в суждениях. А ещё пожилую учительницу удивляет невероятная чистота в школьных классах и коридорах: «Помню, мы никак не могли добиться от учеников «второй обуви», а потому в любое время года храм знаний чистотой не блистал. Правда, и добираться ребятишкам приходилось через пустыри и лужи, а не так, как сегодня, по асфальту и на машинах. Но тогдашние пострелята, каких только поводов не выдумывали, чтобы не переобуваться. Выбрасывали сменные ботинки в окно товарищам! Пара обуви ходила по кругу! Странно, ведь классные комнаты мыли своими руками: на большой перемене сами по очереди махали шваброй, но чище от этого не становилось».

Действительно, в сегодняшней школе изменилось очень многое, но произошедшие перемены Тамару Петровну радуют. Она в то же время замечает, что многие из методов учительской работы возвращаются. То, что вчера было штампом, сегодня новаторство, так что былые годы прошли не зря. Но главное, что в гимназии № 23 хранят традиции и преемственность, чтут героев и не забывают тех, кто в этих стенах прожил, может быть, самые яркие годы своей жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Но когда нужно увидеть картину целиком? iconЯ не представляю себе, как можно снять картину по чужому сценарию....
Если режиссер снимает картину, целиком приняв чужой сценарий, то он неизбежно становится иллюстратором

Но когда нужно увидеть картину целиком? iconСценарий Принято считать, что сценарий является одним из жанров литературы....
«Я не представляю себе, как можно снять картину по чужому сценарию. Если режиссер снимает картину, целиком приняв чужой сценарий,...

Но когда нужно увидеть картину целиком? iconДанный урок предлагается провести в 7 классе
Для того, чтобы по­менять суть, главный смысл этого сокровища, т е увидеть неочевидное и услышать невыразимое, нужно обладать особым...

Но когда нужно увидеть картину целиком? iconПродюсер «Живого» Сергей Члиянц называет картину антибуржуазной....
Продюсер «Живого» Сергей Члиянц называет картину антибуржуазной. Исполнитель главной роли Андрей Чадов сентиментальной: признается,...

Но когда нужно увидеть картину целиком? iconМоу октябрьский детский дом
Время надежд, когда хочется как можно больше узнать, увидеть, постичь. Время фантазий, когда сбываются все самые заветные мечты и...

Но когда нужно увидеть картину целиком? iconКонспект урока развития речи. Тема: «Обучение сочинению по картине Е. М. Широкова «Друзья»
Рассмотрите внимательно картину. Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину?

Но когда нужно увидеть картину целиком? iconКульбизековщина
Не целиком, конечно, а только те его представители, которые волею судеб стали моими друзьями, приятелями и собутыльниками. Хотя целиком...

Но когда нужно увидеть картину целиком? iconВикторина «Знаешь ли ты литературу?»
«Удивительное и необыкновенное – всегда рядом с нами. А все-таки сколько нужно перечитать, переслушать, перевидеть, чтобы его вычитать,...

Но когда нужно увидеть картину целиком? iconМдоу «Детский сад ов №37»
Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать...

Но когда нужно увидеть картину целиком? iconА вы были в музее?
«Современная живопись — это когда покупаешь картину, чтобы закрыть дыру в стене, и приходишь к выводу, что дыра выглядит лучше»....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница