Урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо




Скачать 101.89 Kb.
НазваниеУрок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо
Дата публикации19.07.2013
Размер101.89 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ – ЭКОЛОГИЯ ДУХА


(воспитание нравственного человека на уроках русского языка)

g:\журнал 2011\тетянник о.и..jpg
О.И.Тетянник, учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

муниципального образовательного учреждения

«Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей»

Время ставит перед школой новые глобальные задачи. Современный человек должен быть мыслящим, деятельным, коммуникабельным. Он должен иметь систему знаний, без которых невозможно выживание человека в обществе и общества в окружающей среде, т.е. быть высоконравственным. Многовековой педагогический опыт позволяет утверждать, что формирование разума идет в направлении от приобретения знаний путем развития мышления к нравственности, и никак иначе!

Современная психология трактует личность как систему обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых она является. Личность характеризуется активностью, устойчивой системой убеждений, идеалов, вкусов, степенью осознанности своего отношения к действительности. Как нельзя лучше формированию такой личности способствуют уроки русского языка и литературы, которые направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, а также на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, т.е. на формирование экологии культуры.

В данной статье рассматривается путь формирования экологии культуры через многообразие методических приемов, использование инновационных технологий на уроках русского языка.В качестве иллюстративного материала предлагается методическая разработка урока русского в 8-м классе на тему «Обособленные члены предложения» (урок – размышление).

В основе разработки – технология развивающего обучения, но вместе с ней использованы элементы других технологий: опережающего, интегрированного, группового, коллективного обучения, метод проектов.

Содержание направлено на развитие понятия «экология культуры», т.е. воспитание качеств, составляющих нравственную личность, – трудолюбия, восприятия красоты окружающего мира и ответственности за него, красоты человеческих отношений, пристального внимания к слову.

Отличительной чертой предлагаемого урока является его информативная емкость, что способствует расширению кругозора учащихся, обогащению их активного словаря, развитию культуры речи, играющей важную роль в установлении человеческих взаимоотношений. Следует отметить и многообразие методических приемов, предупреждающих утомляемость на уроке и способствующих привитию интереса к предмету: словарная работа, групповая работа с текстами по отработке навыка грамотного письма, по культуре речи, индивидуальные сообщения учащихся по стилистике, анализ поэтического текста, редактирование, творческие задания.

^ Обособленные члены предложения

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

^ Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока: 1. обобщить полученные знания об обособленных членах предложения;

2. продолжить формирование орфографической и пунктуационной грамотности

учащихся;

3. прививать интерес учащихся к русскому языку, развивать потребность в

творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы;

4. формирование понятия экологии культуры.

Оборудование: портрет Д.С. Лихачева, раздаточный материал, таблица «Обособленные члены предложения».

Ход урока.

  1. Постановка целей.

  2. Словарная работа.

Экология (греч. oikos – дом, родина; logos – учение, слово) – наука об охране окружающей среды.

    • назовите однокоренные слова

    • составьте с однокоренными словами словосочетания с разными типами подчинительной связи

    • подберите слова со второй частью logos

  1. Слово учителя.

Существует экология не только биологическая. Новое понятие – «экология культуры» – ввел Д.С. Лихачев.

    • Что вы знаете о Д.С. Лихачеве?

Сегодня мы познакомимся с Д.С. Лихачевым – публицистом. Начнем работу с отрывка из статьи «Экология культуры», изданной в 1980г.

  1. Работа с текстом (приложение №1)

    • выразительное чтение

    • словарная работа

Становища, лежбища, эстетический, нравственный, социальность.

    • выполнение заданий к тексту

    • постановка проблемного вопроса: «Что же может погубить человека – несоблюдение законов биологической или нравственной экологии?»

  1. Повторение теории.

а) Назовите универсальные условия обособления.

б) Практическая часть (приложение №2).

с) Беседа:

    • Какой собирательный образ поэта, писателя возникает при чтении этих предложений?

    • Найдите ключевые слова в высказываниях и запишите, какими должны быть настоящая литература и литератор.

Слово учителя.

Нравственная экология многогранна. В 1988г. Увидели свет «Письма о добром и прекрасном».

    • Как вы думаете, почему автор выбрал именно этот жанр?

(Сборник советов подрастающему поколению посвящен самому главному в жизни человека: смыслу жизни, красоте окружающего мира, т.е экологии культуры. Я думаю, что эти советы помогут вам стать благополучными в жизни.)

    • Выразительно прочитать предложения (приложение №3)

    • Объяснить пунктуацию.

  1. Контроль над изученным.

Выполнение теста (приложение №4)

  1. Стилистика предложений с причастными и деепричастными оборотами:

а) сообщение учащегося;

б) материал для наблюдения. (приложение №5) (анализ стихотворного текста английского поэта Р. Саути «Лодорский водопад»).

    • Как вы видите, стихотворение состоит преимущественно из деепричастий. Почему? Какую цель преследовал автор?

    • Расставьте знаки препинания. Какую функцию они выполняют в данном тексте? (Обилие деепричастий – яркое стилистическое средство. Поэт хотел показать динамизм, стремительность падающей воды. Благодаря деепричастиям мы слышим шум низвергающихся с огромной высоты потоков водопада.)

  1. Редактирование предложений.

Слово учителя.

Очень часто именно стилистические недочеты в школьных сочинениях и на вступительных экзаменах в вузы становятся причиной низких оценок. Чтобы не допускать ошибок, поработаем над их предупреждением. (см. приложение № 6)

Советую познакомиться с книгой И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталя «Занимательная стилистика», которая в увлекательной и доступной форме расскажет о «секретах» использования слов, их сочетаемости, о правилах и тонкостях употребления грамматических форм и гибких синтаксических конструкций. Знакомство с материалом этой книги расширит ваши знания и поможет повысить речевую культуру.

  1. Проверка домашних творческих работ (мини-сочинение «Пейзажные зарисовки») с использованием обособленных членов предложения.

  2. Подведение итогов.

  3. Домашнее задание.

Экология культуры тесно связана с экологией языка: умение владеть речью, говорить и писать правильно – одна из составляющих частей экологической культуры. Поэтому домашнее задание - сочинение-эссе «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!».

Приложение № 1.

Человек живет в определе(н, нн)ой окружающей среде. Загр…знение среды делает больным угр…жает его жизни гр..зит гибелью человечеству. Всем извес…ны те гиган…ские усилия, которые предпринимаются отдельными странами учеными обществе(н,нн)ыми деятелями, чтобы спасти от загр…знения воздух водоемы моря реки леса чтобы сохр…нить животный мир нашей планеты спасти ст…новища перелетных птиц лежбища морских животных. Человечество тратит ми(л,лл)иарды не только на то чтобы (не)зад…хнуться (не)погибнуть но чтобы сохр…нить так(же) ту окружающую среду которая дает возможность эстетического и нравстве(н,нн)ого отдыха.

Целительная сила природы хорошо извес..на.

Наука которая занимается охраной и во(с,cc)тановлением окружающей природы называется экологией и как дисциплина пре…п..д..ется в университетах.

На экологию нельзя огр..ничивать только задачами сохр..нения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда созда(н,нн)ая культурой его предков и им самим. Сохр..нение культурной среды задача не менее существен(н,нн)ая чем сохр..нение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни то культурная среда необходима для его духовной нравстве(н.нн)ой жизни. А между тем вопрос о нравстве(н,нн)ой экологии не только (не)изучается он даже (не)поставлен нашей наукой как (не)что целое и жизне(н,нн)о важное для человека. Изучается отдельные виды культуры вопросы реставрации памятников и их сохр..нения но (не)изучается нравстве(н,нн)ое значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения (ни)(у)кого (не)вызывает ни малейшего сомнения.

По Д. С. Лихачеву.

  1. Докажите, что это текст.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Тема текста.

  4. Основная мысль текста.

  5. Стиль текста.

  6. Тип текста.

  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

  8. Какой вывод вы бы сделали из сказанного Д. С. Лихачевым?

  9. Выполнение синтаксический разбор предложения.

  10. Выполните морфологический и фонетический разбор слова «сложившейся».

Приложение № 2.

Задание 1.

Расставить знаки препинания. Объяснить их постановку. Сопоставить со схемами.

  1. Писатель пользуется общепринятыми словами, но мастер своего дела он умеет так поставить слово в ряду других, чтобы звучало неожиданно веско ново.

  2. А. Грин создал мир счастья полета упоения задумчивости и многого другого всегда яркого и глубокого всегда необыкновенно благодарного крылатого.

  3. Книги Антуана де Сент - Экзюпери поэта мыслителя написаны с безмерной любовью к жизни с чувством великой ответственности перед людьми.

  4. Взысканный художник Крылов кропотливо работал над каждой строкой.

  5. Н.В. Гоголь вдохновенный мастер поэтического слова создал произведения покоряющие читателя правдивостью своих образов.

Приложение № 3.

Задание 2.

Расставить знаки препинания. Объяснить их постановку.

  1. Только вкладывая в отношения с людьми особую чуткость внимание уважение сможешь развить в себе чувство такта.

  2. Великое счастье найти свой внешний образ иногда просто оказавшись от поисков быть тем, что ты есть, совершенствуя свое я а не заимствуя чужое чуждое тебе.

  3. Принося людям добро облегчая их страдания даря людям радость человек оценивает себя на уровне своей человечности.

  4. Книги об этикете объясняют, как говорить не оскорбляя слуха и одеваться не оскорбляя зрения окружающих.

  5. Внимательно выслушивая не перебивая и не переспрашивая человек проявляет свою воспитанность.

  6. Учиться хорошей спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь запоминая замечая читая и изучая.

  7. Телевизор заставляет нас не торопясь посмотреть передачу отвлекает от забот но диктует - как смотреть и что смотреть.

Приложение № 4.

Задание 3.

Тест. Найти соответствие (буквы цифре), расставить знаки препинания.

  1. Труд лучшее лекарство от многих недугов делает человека здоровым сильным и красивым.

  2. Слава добытая в бою и заработанная в труде не гаснет не ржавеет не забывается.

  3. Народ не смотря на его трудную жизнь стремится к красоте выражая свои творческие силы в плетении кружев вышивки росписи предметов быта.

  4. Многим ребятам любителям кино театра жизни людей искусства кажется сплошным праздником а на самом деле любимая работа огромный труд напряженный ежедневный требующий терпения выдержки и упорства.

  5. Профессор Амосов всем известен как лучший хирург.

  6. Будем работать засучив рукава.




    1. Всегда обособляется обстоятельством, выраженное существительным с предлогом несмотря на.

    2. Два однородных распространенных определения, соединенные одиночным союзом и, обособляются как одно целое.

    3. Обособляются распространенное приложение в постпозиции.

    4. Приложение с союзом как моно заменить сочетанием «в качестве».

    5. Простое, не осложненное предложение.

    6. Обособляются распространенные и нераспространенные согласованные определения в постпозиции, не соединенные союзом.

Приложение № 5.


Как падают воды в Лодоре?

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня хлопоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь пенясь минуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая в сводолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!



Приложение 6.

Задание 4.

Исправить речевые ошибки.

  1. Лежащая книга на столе прочитана.

  2. Ученик напишущий лучшее изложение будет участвовать в конкурсе.

  3. Спортсмен сумеющий пробежать дистанцию с лучшим временем займет первое место.

  4. Фрукты отправляющиеся с юга скоро поступят в магазин.

  5. Спрыгнув с трамвая у пассажира слетел ботинок.

  6. Подходя к лесу мне стало холодно.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо iconУрок обобщения и систематизации полученных знаний
Тема урока: «Что есть красота» (Повторение и закрепление знаний, умений и навыков)

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо iconУрок применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний
При всем многообразии целей урока основными являются цели воспитания любви к профессии и развитие творческого мышления обучающихся....

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо iconУрока: Урок систематизации знаний и практической отработки умений...
Тип урока: Урок систематизации знаний и практической отработки умений и навыков учащихся

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо iconУрок русского языка в 11 классе Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Подготовка к егэ»
Цели урока: определение уровня знаний, сформированности умений и навыков комплексного их применения

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо iconУрок русского языка в 8-м классе. "Обобщение знаний по теме. Обособленные...
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных...

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо iconУрока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Знать и объяснять понятия: атмосфера, озоновый слой, тропосфера, стратосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо iconПлан-конспект урока обобщающий урок по теме «Неметаллы»
...

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо iconУрок-экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие»
Урок-экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие» в 6 классе

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо iconУроках обобщения и систематизации знаний
А также выручает индивидуально-дифференцированный подход, игровые технологии, разнообразие видов упражнений, наглядность. Вот как...

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний и способо iconУрок комплексного применения знаний
Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи предложений в тексте. 9-й класс



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница