Литература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень)




Скачать 263.44 Kb.
НазваниеЛитература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень)
Дата публикации13.08.2014
Размер263.44 Kb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Литература > Литература
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 124»

Утверждаю

Директор МОУ «Лицей № 124»

__________Н.М. Погребников

«___»_______)20___г.

Литература 9 класс

Программа основного(общего) образования

(базовый уровень)
Срок реализации программы - 5 лет


Примерная министерская программа по литературе


Авторы:

В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский

Cоставитель программы: Воробьева Т.В.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2001 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2005г.).

На изучение курса отводится 102 часов из расчета 3 часа в неделю.

При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Учащиеся приходят в школу с очень слабой подготовкой.

Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им в последствии существенную помощь.

Дети данного класса характеризуются ослабленным интеллектуальным и речевым развитием, у них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления – сравнения, обобщения, классификации явлений, они с трудом воспринимают переносное значение слова, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок, определить главную мысль. Поэтому главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению предложений, улучшению техники чтения, работе по осмыслению прочитанного.

Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.

^ Цели и задачи изучения литературы в школе.

Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Срок реализации учебной программы- 1 год.
Формы и методы, технологии обучения.
- исследовательские методы обучения;

- проектные методы обучения;

- информационно-коммуникативное;

- проблемное обучение;

- творческие мастерские;

- Здоровьесберегающие технологии;

- технология развития критического мышления;

Формы оценки образовательных достижений учащихся:


- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица);

- выразительное чтение,

- развернутый ответ на вопрос,

анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного;

- составление сравнительной характеристики по заданным критериям;

- викторина, игра.

- сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода,

- тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащеюся,

- теоретико-литературные знания;

- творческий зачет,

- защита проектов.

^ 3. Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.



^ 2. Календарно – тематическое планирование уроков литературы



Урока

Наименование раздела и темы урока

Всего часов

^ Внеклассное чтение

Творческие работы

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

1







2

Древнерусская литература
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник литературы Древней Руси. Периодизация, темы, жанры, язык древнерусской литературы. История рукописи произведения

4

1







3

«Золотое слово» Святослава. Идейное значение в произведении художественного образа праведного и мудрого правителя. Игорь и дружина. Символический смысл затмения

1







4

Плач Ярославны как выражение личного и народного горя. Фольклорные мотивы в произведении. Приемы создания образа страдающей Русской земли и его художественное значение. Художественный образ автора повествования о «полку Игореве»

1







5

Р.р. Обучающее сочинение по произведению «Слово о полку Игореве»

1




1

6

Русская литература XVIII .

Общая характеристика литературыX VIII века.

Темы и идеи поэзии ^ М.В. Ломоносова. Идейно-художественное своеобразие «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «Вечерних размышлений…»

7

1







7

Обличительное звучание произведения Г.Р. Державина «Властителям и судиям».

1







8

Г.Р. Державина». Авторский идеал в стихотворении «Памятник

1







9

Гражданская позиция А.Н. Радищева в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» (выборочное чтение и осмысление глав по выбору)

1







10

Сентиментализм как литературное направление 70-х годов ХVIII века. ^ Н.М. Карамзин

1







11

Романтизм как литературное направление. Новаторство и традиции в поэзии XIX века. (Обзор произведений ^ В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, К.Н. Батюшкова, П.Я. Вяземского, Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского)

1







12

Особенности поэтического языка Жуковского. Поэмы «Людмила», «Светлана»

1







13

А.С. Грибоедов

Судьба ^ А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». Драма как род литературы. Прозаическая и стихотворная речь

7

1







14

Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!» (Дом Фамусова. 1 действие.)

1







15

Фамусов и Чацкий: столкновение «мнения» и «суждения» как выражение социального конфликта в комедии. (Опыт сравнительной характеристики персонажей. 2 действие.)

1







16

Любовная драма Чацкого. Чацкий и Молчалин как люди одного поколения с разными жизненными ценностями

1







17

Фамусовская Москва. Сцена бала в доме Фамусова как способ создания собирательного образа московского барства. Обучение анализу эпизода драматического произведения

1







18

Женские образы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1







19

Женские образы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1







20

Романтические и реалистические тенденции в комедии «Горе от ума». А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии. ^ Домашнее сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1




1

21

Творчество А.С. Пушкина
Очерк жизни и творчества ^ А.С. Пушкина

18

1







22

Основные мотивы в лирике А.С. Пушкина. Патриотические вольнолюбивые стихи. Ода «Вольность»

1







23

«Хочу воспеть свободу миру…» (Стихотворения «Деревня», «Анчар», « К Чаадаеву»)

1







24

«Я гимны прежние пою» (анализ стихотворений «Арион», «В Сибирь»)

1







25

Философская лирика А.С. Пушкина («Осень», «К морю», «Вновь я посетил» и др.)

1







26

«Печаль моя полна тобою…» Лирика дружбы и любви

1







27

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина («Памятник», «Пророк» и др.)

1







28

Р.р. Лирика А.С. Пушкина в моём восприятии. Выступления учащихся с чтением и анализом любимых стихотворений поэта

1

1




29

Р.р. Лирика А.С. Пушкина в моём восприятии. Выступления учащихся с чтением и анализом любимых стихотворений поэта

1







30

История создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегинская строфа

1







31

“Онегин, добрый мой приятель...”. Образ автора и образ главного героя

1







32

«Жизнь без смысла…» (Основные этапы жизни Евгения Онегина)

1







33

«Они достойны друг друга. Они оба прекрасны». Г.А. Гуковский. (Две встречи Евгения Онегина и Татьяны Лариной)

1







34

«Я так люблю Татьяну милую мою…» (Татьяна Ларина – любимая героиня А.С. Пушкина)

1







35

Петербургское, поместное и московское дворянство в изображении А.С.Пушкина

1







36

Р.р. Лирические отступления в романе. Изображение русской природы. Выразительное чтение отрывков, анализ содержания

1







37

Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” – «энциклопедия русской жизни». (В.Г. Белинский.)

1







38

Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина

1




1

39

Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина

1







40


Творчество М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтова. Страницы биографии и судьбы

16

1







41

«Люблю Отчизну я …» (тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова)

1







42

Мятежный дух в поэзии М.Ю. Лермонтова

1







43

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Любовная лирика

1







44

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова

1







45

Р.р. Читаем любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова (урок – конкурс)

1







46

Жанр и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1







47

Печорин глазами странствующего офицера и Максим Максимыча («Бэла», «Максим Максимыч»)

1







48

Дневник как средство самохарактеристики героя. Печорин и контрабандисты («Тамань»). “Водяное общество” в восприятии Печорина («Княжна Мери»)

1







49

Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер. (Сопоставительная характеристика персонажей романа)

1







50

Воля человека и предначертанность судьбы в новелле «Фаталист»

1







51

Психологизм как способ раскрытия внутреннего мира персонажа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1







52

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в литературной критике. Подготовка к сочинению

1







53

Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

1




1

54

Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

1







55

Творчество Н.В. Гоголя
Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя

12

1







56

К истории создания поэмы “Мертвые души”. Путешествие по России как сюжетообразующая основа произведения. Город NN и его обитатели (1 глава)

1







57

Образы помещиков в поэме “Мертвые души” (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич)

1







58

Образы помещиков в поэме “Мертвые души” (Плюшкин)

1







59

“Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям”

1







60

Народ в изображении Н.В. Гоголя. Чтение и анализ эпизодов

1







61

Народ в изображении Н.В. Гоголя

1







62

Составление плана характеристики собирательного образа народа в изображении Н.В. Гоголя

1







63

Русь-тройка как образ-символ (лирическое и эпическое начала в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Образ автора

1







64

Р.р. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в литературной критике. Подготовка к домашнему сочинению. Домашнее сочинение

1




1

65

Бытовой анекдот и художественное произведение. История создания повести Н.В. Гоголя "Шинель". Выборочное чтение и анализ эпизодов повести

1







66

Гуманистическое звучание повести Н.В. Гоголя "Шинель". Роль и значение финала повести в отражении авторской позиции

1







67

Русская литература ХIX в
Тематика поэзии ^ Ф.И. Тютчева

14

1







68

Художественный мир А.А. Фета

1







69


А.Н. Островский - драматург. Сюжет и композиция комедии “Бедность – не порок”. (Выборочное выразительное чтение по ролям 1 и 2 действий комедии.)

1







70

Любовная лирика Н.А. Некрасова

1







71

И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. Особенности композиции повести И.С. Тургенева “Первая любовь”. Две семьи

1







72

Психологизм И.С. Тургенева. «Открытия» взрослеющего подростка

1







73

Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества писателя. Роман «Белые ночи». (Комментированное чтение отрывка.). Тип «петербургского мечтателя»

1







74

Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества писателя. Роман «Белые ночи». (Комментированное чтение отрывка.). Тип «петербургского мечтателя»

1







75

Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского

1







76

Личность Л.Н. Толстого. Размышление над дневниковыми записями писателя и воспоминаниями о нем современников

1







77

«Юность» - автобиографическая трилогия. «Диалектика души» как способ раскрытия внутреннего мира героя

1







78

Русская литература ХХ в
Слово о ^ А.П. Чехове. Рассказ А.П. Чехова "Анна на шее". (Чтение и осмысление первой части рассказа на основе читательских впечатлений.)

24
1







79

Слово о А.П. Чехове. Рассказ А.П. Чехова "Анна на шее". (Чтение и осмысление первой части рассказа на основе читательских впечатлений.)

1







80

Нравственно-социальная проблематика рассказа ^ А.П. Чехова "Тоска"

1







81

Судьба И.А. Бунина. Размышление над рассказом “Темные аллеи”

1







82

Роль пейзажа в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

1







83

А.М. Горький. Романтизация цыганского мира в рассказе «Макар Чудра»

1







84

Отзыв на прочитанное произведение

1

1

1

85

Отзыв на прочитанное произведение

1







86

Слово о А.А. Блоке. Мироощущение лирического героя в эпоху перемен. («Как тяжело ходить среди людей…» и др.)

1







87

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...» (размышление над стихотворениями поэта о родине)

1







88

Слово о С.А. Есенине. Единство человека и природы в лирике Есенина

1







89

Сатира В.В. Маяковского

1







90

Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского

1







81

Любовная лирика Цветаевой («Мне нравится, что вы больны не мной…» и др., стихи о Москве)

1







92

М.А. Булгаков. Личность. Судьба. Творчество (по страницам произведений). История создания и судьба повести «Собачье сердце»

1







93

Социальная действительность и медицинский эксперимент профессора Преображенского

1







94

Шариков и «шариковщина». Смысл названия произведения

1







95

Размышление над стихотворениями ^ Н. Заболоцкого

1







96

А.А. Ахматова. Особенности поэтики

1







97

Лирическая героиня А.А. Ахматовой

1







98

М.А. Шолохов. Страницы биографии и творчества. Становление характера человека (характеристика Андрея Соколова)

1







99

Б.Л.Пастернак. Особенности поэтики

1







100

Основные темы лирики А.Т. Твардовского («Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…».)

1







101

«Не стоит земля без праведника» (анализ рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»)

1







102

Русская поэзия 2-ой половины XX века

(Б.Ш Окуджава, В.С. Высоцкий, Н.М. Рубцов)

1







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе...
Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е....

Литература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень) iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение,...

Литература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень) iconРабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана...
Коровиной В. Я. ( Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень)...

Литература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень) iconРабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента...
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы Примерной программы...

Литература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для средней общеобразовательной школы...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и Программы общеобразовательных учреждений...

Литература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень) iconРабочая программа предмет обществознание для 6 класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...

Литература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка
Приказом мо РФ от 05. 03. 2004 года, №1089), Примерной программы по литературе для основного общего образования, Обязательного минимума...

Литература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень) iconРабочая программа по физике в 7 классе на 2013/ 2014 учебный год
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного...

Литература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе 5 класс
Минобразования России, примерной программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного)...

Литература 9 класс Программа основного(общего) образования (базовый уровень) iconУчебная программа по литературе
Рабочая программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница