Конспект урока русского языка в 6 классе




Скачать 56.03 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка в 6 классе
Дата публикации16.08.2014
Размер56.03 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Конспект урока русского языка в 6 классе
(учитель: Несват Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ с. ЕршовкаВятскополянского района Кировской области)
ТЕМА УРОКА: Прямое и переносное значение слов.
Цели: 1) Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова

2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.

3) Воспитывать любовь к слову, способствовать развитию чувства юмора.

4) Вырабатывать навык работы с орфограммой, пунктограммой.
Ход урока: Мотивация.
1) Слово учителя:
- Друзья, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец?

(Народный богатырь, герой многих былин)

В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. »

Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное - «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица

перевертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение.

Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,

переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»

(запись в тетрадях).

2) Запись на доске:

железные гвозди, железное здоровье.
Объяснение учителя: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает

«сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное

обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в

этих как будто бы далеких друг от друга значениях? (Вещи из железа прочные, крепкие. Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье

называть железным. )

Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось переносное значение.

^ 3) Запись словосочетаний (учащиеся объясняют орфограммы):

золотое кольцо, золотое слово
4) Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в каких в переносном значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании

«золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото» В этом случае наименование признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и

золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).
^ 5) Вопрос к классу: А в каком значении употреблено это слово в словосочетании золотые руки?

(Переносное значение «золотые», т. е, которые все делают умело, искусно

любую работу).

6) Учитель: Послушайте очень интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина:

Золотые руки – В мозолях

Руки не из золота. Руки эти.

Золотые руки Самые нужные

Не боятся холода. Руки

В ссадинах На свете.
7) Информация о толковом словаре (Дети зачитывают сведения из учебника)

8) Задание: Найти в школьном толковом словаре 2-3 слова с переносным значением, составить с выбранными словами распространенные предложения.

^ Проверка задания: ученики с места читают свои предложения.

9) Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одним иностранцем.
Инсценировка текста:
Иностранец подходит к продавцу ягод.

- Что продаете?

- Черную смородину.

- А почему ж она белая?

- Потому что зеленая.

10) Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый,

неспелый)

11) Информация об использовании слов с переносным значением в художественных произведениях. (Сведения из учебника).
^ 12) Словарная работа: олицетворение, метафора
13) Выполнить упр.339
14) Учитель: Слова с переносным значением делают яркой, выразительной не только поэтическую речь, но и прозаическую.
15) Обратимся к упр.342.

а) Чтение текста.

б) Определение стиля речи, типа речи.

в) Определение названия текста.

г) Словарная работа: лазоревый, коралловый, сапфировый.

^ 16) Запись текста, объяснение орфограмм.
17) Учитель: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова. A

вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный


детский писатель К.И. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значения слов.
18) Чтение по ролям следующих высказываний и объяснение слов, употребленных в переносном значении:
а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

- А я тогда не пойду на улицу.

- Почему?

- А чтоб меня морозы не ударили.
в) Мальчика спрашивают о сестре

- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

- Почему ты не повесил ее сушить?

- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
19) Учитель: Дети, вы услышали смешные истории. Не менее веселым, Я думаю, покажется вам упр. 340.

20) Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.
21) Подведем итоги урока.

Вопросы к классу:

а) Чем переносное значение отличается от прямого?

б) Для чего используются слова с переносным значением в речи?
22) Домашнее задание:

Теоретические сведения на стр. 132-133, упр.338

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка в 6 классе iconУрока русского языка с элементами театрализации в 1 классе. Тема:...
Конспект интегрированного урока русского языка с элементами театрализации в 1 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка

Конспект урока русского языка в 6 классе iconПлан конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного...
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г

Конспект урока русского языка в 6 классе iconРазработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»

Конспект урока русского языка в 6 классе iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчинённые...
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения

Конспект урока русского языка в 6 классе iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки»
Дидактическая цель урока: получение новых знаний о русском алфавите, русском языке, истории русского языка

Конспект урока русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока «Двоеточие в бессоюзном...
Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г....

Конспект урока русского языка в 6 классе iconКонспект урока русского языка во 2 классе Составила
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство

Конспект урока русского языка в 6 классе iconУрока Тема урока Цель урока
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...

Конспект урока русского языка в 6 классе iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема: «От анализа текста- к сочинению»
Использовались при подготовке к уроку методические пособия Нарушевича А. Г., Егораевой Г. Т



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница