Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе




НазваниеКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
страница1/13
Дата публикации23.08.2014
Размер2.23 Mb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
lit-yaz.ru > Литература > Календарно-тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе по программе Г.И. Беленького.

Учебник Литература 9 класс в 3-х частях/ Под ред. Г.И.Беленького, Москва, Дрофа, 2012 год

Пояснительная записка

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю. 

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся  знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы.  Знакомятся  с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,

В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

  1. Слово как жанр древнерусской литературы

  2. Ода как жанр лирической поэзии

  3. Жанр путешествия

  4. Начальные представления о сентиментализме

  5. Развивается представление о балладе

  6. Начальное представление о романе в стихах

  7. Развивается понятие реализм

  8. Развивается понятие о трагедии как жанре драмы

  9. Начальное представление о психологизме художественной литературы

  10. Начальное представление о психологическом романе

  11. Понятие о герое и антигерое

  12. Понятие о литературном типе

  13. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

  14. Развивается представление о жанровых особенностях рассказа

  15. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения

  16. Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.  

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1.  воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

  3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

1. познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

2. практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

3 эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

^ ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  1. образную природу словесного искусства;

  2. содержание изученных литературных произведений; 

  3. основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  5.  понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;

  2. правильно, бегло и выразительно читать вслух;

  3. определять род и жанр произведения;

  4. писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  5. писать развернутый ответ на вопрос;

  6. письменно составлять план сочинения;

  7. писать рассказ-характеристику;

  8. свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  2. участия в диалоге или дискуссии;

  3. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

 Методы обучения:

                 объяснительно-иллюстративный;

                 проблемное изложение;

                 частично-поисковый;

                 исследовательский.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции изученных произведений.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Месяц,

неделя

Оборудование

Формы работы

Виды деятельности

Осваиваемые учебные навыки

Осваиваемые метапредметные

умения

Введение

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы в процессе формирования читательского мастерства. Понятие об историко-литературном процессе. Основные этапы развития русской литературы

1

Сентябрь,

1-я неделя

Презентация по теме урока

«Роды литературы

.Отличия произведений разных родов литературы»

Иллюстрации к произведениям, изучаемым в курсе литературы 9 класса

Работа с учебником

Пересказ

Лекция

Ответы на проблемные вопросы


Чтение статьи учебника

Чтение наизусть

Выразительное чтение

Работа с литературоведческим словаре м

Работа с таблицей

^ Знать:

Различия понятий «автор-рассказчик - герой-лирический герой – условный персонаж»

Уметь

Определять роды литературы и вышеперечисленные понятия в художественных произведениях

Умение работать с текстом научно-публицистической статьи, выделять главное,

Умение формулировать тезис и приводит аргументы

Определение основной мысли высказывания

Воспитание гражданской позиции и патриотизма, любовь и уважение к русской литературе




^ Древнерусская литература

2

Общая характеристика древней русской литературы. Самобытный характер древней русской литературы. Богатство и разнообразие жанров литературы Древней Руси

1

Сентябрь

1-я неделя

Презентация по теме урока

«Жанры Древнерусской литературы»

(презентации готовятся или учителем, или учащимися – по желанию – под руководством учителя).Максимально 10 минут

Лекция

Работа с таблицей

(или монологические ответы – доклады заранее подготовленных учащихся)

Запись лекции в тетрадях по литературе с последующей проверкой учителем

^ Знать жанры Древнерусской литературы

Уметь

Конспектировать лекцию учителя

Разностороннее рассмотрение объектов, выделение в них различных свойств

Подготовка выступления с сообщением

Нахождение нужного материала в справочной литературе

Умение делать презентации по теме

3-4

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Патриотический пафос поэмы. Композиция произведения

2

Сентябрь

1-я неделя

Презентация по теме урока

Монологические ответы заранее подготовленных учащихся

- Возникновение Древнерусской литературы

Историческая основа «Слова…»

Беседа

Работа с учебником

Работа с текстом произведения

Составление событийного плана произведения, самопроверка по учебнику (стр.16-18)

Знать

Текст произведения

Сюжет, особенности композиции, значение характеров главных действующих лиц, определение средств художественной выразительности

Уметь

Выразительно читать текст художественного произведения и отрывки из него

Анализировать произведение с учетом идейно-художественного своеобразия, определять принадлежность произведения к одному из трех родов литературы, идейно-художественную роль, функцию элементов сюжета, композиции. Системы образов и изобразительно-выразительных средств языка

Свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать, составлять план

Составление плана

Редактирование

Создание текстов в устной и письменной форме

Совершенствование речи

Работа с инструкцией

Оформление мысли

Определение содержания и жанра выступления

Использование вербальных и невербальных средств

Умение работать со справочной литературой

Систематизация информации


5-6

Поэтическое искусство автора «Слова».

Художественные особенности произведения.

Связь поэмы с устным народным творчеством

2

Сентябрь

2-я неделя

Презентация

«Язык «Слова»

С примерами средств выразительности из текста

Анализ текста художественного произведения

Работа с учебником

Ответы на проблемные вопросы

Беседа

Выразительное чтение

Сопоставительный анализ произведений

Работа со словарем литературоведческих терминов

Работа в группах, парах

Анализ текстов художественного произведения

Работа с изобразительно-выразительными средствами языка

^ Знать

Определения художественных приемов

Уметь

находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль

Организация совместной деятельности

Умение строить высказывание по теме в устной и письменной форме

Совершенствование речи

Постановка задачи

Самостоятельное планирование своего продукта

Подбор примера – иллюстрации

Выписка определенных материалов из текста

7-8

Р\Р

Сочинение по «Слову о полку Игореве»


2

Сентябрь

2-я неделя

Тетради для контрольных работ по развитию речи

Тексты «Слова…»

Работа над созданием письменного аргументированного высказывания

Написание сочинения на литературную тему

^ Знать

Требования к сочинениям на литературную тему

Основные правила русского литературного языка

Уметь создавать сочинения на литературную тему разных жанров:

- групповая характеристика героев;

- индивидуальная характеристика героя;

- рецензия;

-эссе и другие.

Применять на практике знания о нормах русского литературного языка

Работа с текстом

Работа со словарями

Отбор

необходимого материала

Аргументация

Создание плана, письменного высказывания на тему

Установление свойств объекта

Сопоставление объектов

Самоконтроль и самопроверка

Формулировка выводов по результатам анализа

Грамотное и логичное изложение собственных мыслей


^ Литература 18 века

9-10

Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм. Гражданский пафос русского классицизма.

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

2

Сентябрь

2-я неделя

4 презентации, 4 доклада по теме урока по домашнему заданию

Выразительное чтение

Анализ произведений

Ответы на проблемные вопросы

Беседа


Работа с текстом учебника

Работа с текстами художественных поэтических произведений

^ Знать

Признаки классицизма

Уметь

Определять признаки классицизма в художественных произведениях

Выразительно читать

Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль

Выразительное чтение

Выразительное чтение наизусть

Подбор объектов под понятие

Определение в понятии родо -видовых признаков

Формулировка выводов по результатам анализа

Выделение главной мысли

Смысловая группировка текста

11

«Ода на день восшествия на престол…», «разговор с Анакреоном». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова

1

Сентябрь

3-я неделя

Презентация по теме урока

(Иллюстрации картин российской природы, портрет Елизаветы Петровны, Петра 1 и др.)

Выразительное чтение

Анализ произведений

Ответы на проблемные вопросы

Беседа


Работа с текстами художественных поэтических произведений

Знать

Признаки классицизма

Жанровые черты оды

План анализа лирического произведения

Определение понятий : автор – лирический герой- образы стихотворения

Уметь

Определять признаки классицизма в художественных произведениях

Выразительно читать

Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль

Анализировать лирическое произведение

Рассмотрение объектов,

Установление свойств объекта, характеристика объекта

выделение главного

Подбор примеров

Формулирование выводов

Аргументация

Смысловая группировка текста

Выделение главной мысли

Изложение текста в соответствии с учебной задачей

Передача своего впечатления

Нахождение в тексте нужных отрывков

Использование терминов

12-13

Г.Р.Державин

«Властителям и судиям» Обличение несправедливости.

Взгляды Державина на поэта и поэзию. («Памятник»)

2

Сентябрь

3-я неделя

Презентация по теме урока

Выразительное чтение

Анализ произведений

Ответы на проблемные вопросы

Беседа


Работа с текстами художественных поэтических произведений

Знать

Признаки классицизма

Жанровые черты оды

Понятие «сатира»

План анализа лирического произведения

Определение понятий : автор – лирический герой- образы стихотворения

Уметь

Определять признаки классицизма в художественных произведениях

Выразительно читать

Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль

Анализировать лирическое произведение

Рассмотрение объектов,

Установление свойств объекта, характеристика объекта

выделение главного

Подбор примеров

Формулирование выводов

Аргументация

Смысловая группировка текста

Выделение главной мысли

Изложение текста в соответствии с учебной задачей

Передача своего впечатления

Нахождение в тексте нужных отрывков

Использование

терминов

14-15

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Черты классицизма в комедии

. Композиция, сюжет и герои пьесы

2

Сентябрь

3-я неделя

Презентация по теме урока

К/Ф

Выразительное чтение

Анализ произведений

Ответы на проблемные вопросы

Беседа


Работа с текстами художественных поэтических произведений

Ответы на вопросы учебника стр.49-50 1 часть

^ Знать

Признаки классицизма

Жанровые черты классицистической пьесы

Определение понятий

сценические и внесценические персонажи , сюжет, композиция, сатира. композиции пьесы

Уметь

Определять признаки классицизма в художественных произведениях

Выразительно читать

Анализировать речь героев пьесы

Определять композиционные части пьесы

Рассмотрение объектов,

Установление свойств объекта, характеристика объекта

выделение главного

Подбор примеров

Формулирование выводов

Аргументация

Смысловая группировка текста

Выделение главной мысли

Изложение текста в соответствии с учебной задачей

Передача своего впечатления

Нахождение в тексте нужных отрывков

Использование

терминов

16-17

Сатирическая направленность комедии.

Проблема образования, воспитания истинного гражданина в произведении. Идеал человеческого достоинства

2

Сентябрь 4-я неделя

Презентация по теме урока

Распечатка плана анализа эпизода для всех учащихся

К/Ф

Выразительное чтение

Анализ произведений

Ответы на проблемные вопросы

Беседа


Работа с текстами художественных поэтических произведений

Ответы на вопросы учебника стр.52-54

1 часть


Знать

Значение понятий «основной конфликт», «своеобразие художественного произведения», «комическое»
«резонер»

План анализа эпизода

Уметь

Аргументировано строить монологическое высказывание на заданную тему, определять конфликт произведения, понимать художественное своеобразие пьесы

Делать анализ эпизода

Составлять план по теме

Рассмотрение объектов,

Установление свойств объекта, характеристика объекта

выделение главного

Подбор примеров

Формулирование выводов

Аргументация

Смысловая группировка текста

Выделение главной мысли

Изложение текста в соответствии с учебной задачей

Передача своего впечатления

Нахождение в тексте нужных отрывков

Использование

терминов
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе на 2013-14 учебный год учителя русского языка и литературы гбооу «Санаторно-лесная...

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе на 2013-2014 учебный год

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 11 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе для 11 класса по учебнику В. А. Чалмаева, С. А. Зинина (102 часа)

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по чтению в 1 классе
Календарно-тематическое планирование по чтению в 1 классе составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Начальные...

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе к учебнику “Русский язык 10-11 классы Н. М. Гольцова, М. А. Мищерина,...

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconТематическое планирование по русской литературе в 11 классе
Развёрнутое календарно- тематическое планирование по русской литературе в 11 классе

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconРабочая программа по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый...

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе учителя

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса по программе меркина г. С

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование программного материала по русской литературе в 6 классе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница