Урок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард»




Скачать 96.12 Kb.
НазваниеУрок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард»
Дата публикации25.08.2014
Размер96.12 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Урок литературного краеведения

по теме «Роман Ругин «Салехард».

2 класс

Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №6

Сайфулина Елена Богдановна

Город Ноябрьск ЯНАО

2010 год

Цели: познакомить с творчеством Р.Ругина, развивать познавательную активность учащихся, речь, мышление, обогатить словарный запас учащихся, формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родному краю.

Оборудование: портрет Р. Ругина, журналы « Ямальский меридиан», кроссворд, ребус, словари «настроений», литературно-краеведческий альманах «Из сердца в сердце» 2класс, карта ЯНАО, компьютерная поддержка урока.
^ Ход урока:

I.Организационный момент.

Дан звонок, для нас сигнал-

Поработать час настал.

Все садитесь тихо, дети,

Договариваемся не шуметь,

Руку красиво поднимать,

Чётко, ладно отвечать,

На уроке не дремать,

А знания быстрей хватать.

Чтобы не было мороки

Все ли вы готовы к уроку?

Тогда времени не тратя даром,

Мы урок литературного краеведения начинаем.
^ II.Дыхательная разминка.

-Для того чтобы выполнить все задания на уроке, нужно подготовиться. Выполним дыхательную разминку.

1упр. Вдыхаем морозную свежесть (носом),

2упр. На наши рукавицы упали снежинки. Сдуваем снежинки с рукавичек.

^ 3упр. Руки замёрзли - согреем их.

-Молодцы, ребята! Вот теперь вы готовы к тому, чтобы отправиться в путешествие по родному краю.
III.Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о северном крае.

^ А куда мы отправимся, вы узнаете, если разгадаете кроссворд.













Т




У

Н










Н

Н

О

Я

Е

Д

Я

Н

М

Н

Р

Б

А

С

А

Л

Е

Х

А

Р

Д

Т

Л

А

Ц

А




Ь

Ы

Е




П




Н

С

М

Р

Ц

Т

К




Х

У

Ы







Й




^ 1. Птица, которая гнездится в низовьях Оби и занесена в Красную книгу. ( Стерх.)

2. Полуостров, который сам о себе говорит, что он маленький. ( Ямал.)

3. Ненецкий поэт, получивший при рождении имя Вэсако , то есть Мудрый Старец.

( Лапцуй.)

^ 4. Коренной житель Ямала, что в переводе означает «мужчина или человек».

( Ненец.)

5. Коренные жители нашего края – «речные люди». (Ханты.)

6.«Туктури» - безлесая равнина. ( Тундра.)

^ 7. Город, в котором мы с вами живём. (Ноябрьск.)

8. Разгадайте ребус. Здесь зашифрован один из городов ЯНАО. (Надым.)

НА

-Прочитайте в выделенной строчке, куда мы отправимся в путешествие.

-Совершенно верно. Мы отправимся в город Салехард. ( На экране появляется герб ЯНАО, а затем герб Салехарда) А поможет нам познакомиться с городом Р.П.Ругин. (На доске появляется портрет поэта)
^ IV.Работа над темой урока.

1.Вступительное слово учителя о поэте.

- «Я родился в рыбацком хантыйском селенье,

Где играют у берега волны Оби.

И толчки моей крови и сердцебиенье

Говорят: «Не забудь!»

Говорят мне: «Люби!»

- Роман Прокопьевич Ругин – хантыйский поэт и прозаик. Родился он в семье рыбака, в посёлке Питляр Шурышкарского района. Окончив семилетку, учился в Салехардском педагогическом училище, а затем – в Ленинградском пединституте имени А.И.Герцина.

-Директор школы, инструктор, а затем секретарь райкома партии, преподаватель педагогического училища, инженер по охране окружающей среды, депутат Верховного Совета СССР – таков далеко не полный послужной список Р, П, Ругина. Главное за плечами славный путь, наполненный трудом, встречами с земляками- северянами, путь по родной земле. Вот как он сам об этом пишет:( читает ученик)

^ Много дней позади, много дел:

От хороших – душой молодел,

От ошибок – старел и седел,

Но беды никому не хотел.

Был я смолоду дерзок и строг,

Не кидался на жирный кусок,

Был настрой моих мыслей высок,

Чист и свеж, как берёзовый сок.

Пусть мой путь не был радужным сплошь,

Был он честен – и, значит, хорош!

-Литературная деятельность Р.П.Ругина началась в конце 50-х годов и успешно продолжается. Один за другим выходили из печати сборники: «Живая вода», «Погоня», «Метель на ладони», «Солнце над снегами», «Снежные мелодии», «Ранний ледостав»и многие другие. В 1993году опубликован объёмный сборник стихов «Многодумная Обь».

-В настоящее время Р.П.Ругин – редактор журнала «Ямальский меридиан», который пользуется большой популярностью у читателей (Учитель показывает несколько номеров журнала).

-Что интересного запомнили о Р.П.Ругине?

-Молодцы, ребята! Много интересного запомнили о Р.Ругине.
^ 2.Актуализация знаний учащихся.

-Откройте учебники на стр.51. Прочитайте название стихотворения.

Салехард.

Еле-еле на карте достанешь рукой:

Возле северной кромки страны,

У Ангальского мыса, Шайтанкой – рекой

Разделённый на две стороны,
Встал мой город, раскинув два сильных крыла.

Он, конечно, поменьше Москвы.

Если я вам скажу: « Он похож на орла»,

Улыбнётесь, наверное, вы.
Он пока ещё скромен на вид и на взгляд,

Весь почти деревянный пока,

Но старинные книги не зря говорят:

У него за плечами – века.
Здесь, конечно, не тёплый и благостный юг,

Здесь мороз беспощадно суров,

И Полярный порой прогибается круг

От жестокой атаки ветров.
Но и в самую вьюжную пору взгляни:

В непроглядную зимнюю ночь

Светят спелой морошкой земные огни,

Обещая согреть и помочь.
В облаках самолёты, как нельмы, плывут,

А когда наступает весна –

Теплоходы гудят и в дорогу зовут,

Капитаны лишаются сна.
Ханты, ненцы, и коми, и русский их брат –

Старший брат, как у нас говорят,

Здесь живут и грядущее вместе творят

И сквозь Время дорогу торят.
Будь же счастлив, мой город, на этом пути –

Переживший века, молодой,

И отважных зови, и на карте свети

Негасимой Полярной звездой!
-Как вы думаете, о чём говорится в стихотворении?

-Что мы уже знаем о городе Салехарде?

-Что вы хотели бы узнать об этом городе?

-Для того чтобы понять и представить то, о чём рассказывает в своём стихотворении поэт, прочитаем и разберём некоторые слова.

Дети читают и объясняют смысл слов, записанных на доске: кромка, скромен, старинные, благостный, Полярный, шайтан - Шайтанка, непроглядная, грядущее, творят, торят, негасимая, мыс.
3.Физкультминутка.
4.Первичное чтение стихотворения учителем.

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

-Какие картины представляли, слушая стихотворение?
^ 5.Работа над стихотворением.

-Название города Салехард в переводе с ненецкого и хантыйского языка означает «Сале гард», «Сале - хард» - селение на мысу.

-Где располагается Салехард? На каком мысу? (показ географического расположения города на карте ЯНАО)

-Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса и найдите слова и выражения, которые помогли представить город Салехард.

-Найдите сравнения. С кем сравнивает поэт город? Почему?

-Ещё 15 лет назад город был полностью деревянный. А теперь это административный, деловой, культурно-образовательный, спортивный центр округа. Город осуществляет, прежде всего, широкие управленческие функции.

-Городу Салехарду исполнилось 413лет. А кто знает, сколько это веков?

-Четыре века прошло с той поры, как крайний север Западной Сибири присоединился к русскому государству. Именно Салехард (до 1933года Обдорск) был самым северным и самым восточным форпостом нашего государства. Выгодное географическое расположение и уникальные природные богатства сделали Обдорск центром зауральской торгово - промысловой территории. Через Обдорск шла вся сибирская пушнина. В 30-е годы в Обдорске были построены острожные укрепления, и он получил статус крепости. Но с развитием торговли к началу 19 века крепостные сооружения были разрушены – Обдорск превратился в мирное село.

-Какие народы живут в нашем крае? Кого поэт называет старшим братом? Как думаете почему?
^ 6.Показ слайдов.

-Найдите строчки, соответствующие данным иллюстрациям.

Пояснение к одной из иллюстраций: «В Салехарде построена мощная взлётно - посадочная полоса европейского класса для приёма большегрузных самолётов и крупный речной порт.

- Что желает родному городу поэт? А что бы вы пожелали?
^ 7.Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

-Что значит прочитать стихотворение выразительно?

Чтение слов в соответствии с литературными нормами: Ангальского, разделённый, деревянный, старинные, конечно, благостный, прогибается, лишаются, счастлив.

- Используя словарь настроений, определите каким настроением проникнуто стихотворение.

-С каким чувством будете читать стихотворение? (С чувством гордости, восхищения, любви)

-Действительно, нам есть чем гордиться. Салехард с полным правом является членом Союза исторических городов и регионов России, Союза городов Заполярья и Крайнего Севера. Салехард награждён Золотым орденом «Меценат» за выдающийся вклад в сохранение и претворение в жизнь социальной политики государства, направленной на возрождение России. По решению членов Попечительского совета название города занесено в «Золотую Книгу Нации».

-Кто такой меценат? Это богатый покровитель наук и искусств, тот кто покровительствует какому – либо делу.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.
V.Итог.

-Что нового, интересного узнали на уроке?

-Чему учились? Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард» iconУчастник городского проекта «Читатель 21века мбоу «сош №24» класс...
Номинация выбрана, исходя из интереса автора к теме краеведения и желания сочинять стихи

Урок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард» iconУрок литературного чтения в 3 классе Обобщение знаний по теме «Люби живое»
...

Урок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард» iconЛитература в поисках личности Роман «Кысь»
Роман «Кысь» Татьяны Толстой и проблема литературного героя как субъекта русской культуры

Урок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард» iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение

Урок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард» iconБереснева Л. А. «Заветный уголок» земли: (В. И. Даль на уроках литературного...

Урок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард» iconУрок литературы «Ярославская земля в жизни и творчестве Н. А. Некрасова»...
«Изучение биографии писателя в аспекте литературного краеведения». 9 февраля 2012 года в рамках школьной Недели к 190-летию со дня...

Урок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард» iconЗадачами Центра краеведческой информации в области литературного краеведения являются
Му «Муниципальная информационная библиотечная система г. Томска» в литературном пространстве города

Урок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард» iconУрок литературного чтения по теме: «В. А. Осеева «Волшебное слово»
Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Урок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард» iconУрок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»
...

Урок литературного краеведения по теме «Роман Ругин «Салехард» iconТворческая микрогруппа по реализации проектно-исследовательской деятельности...
Цель: активное введение нрк как на уроках литературы, так и во внеурочное время



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница