Готов ли ребенок к школе?




Скачать 110.67 Kb.
НазваниеГотов ли ребенок к школе?
Дата публикации26.08.2014
Размер110.67 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Литература > Вопрос
Педагог-психолог ГБОУ детский сад № 2379

Антушева Светлана Викторовна
ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

Ребенку исполнилось 6 лет, и многие родители начинают задаваться вопросом:

  • «А не пора ли нашему ребенку в школу? Не опоздать бы!..»;

  • «Может быть лучше в школу ребенка отдать? Ведь не известно еще, будет ли интересен и полезен ему еще дин год в детском саду? Не задержать бы развитие. А вдруг надо уже больше и дальше ребенка развивать?.. Не было бы «топтания на месте»!…»;

  • «Все суетятся, бегают, медицинские карты оформляют для поступления в школу… Может, и нам подсуетиться? Хуже, небось, не будет! Школа, все-таки, быстрее сделает ребенка смышленее».

Чтобы понять, стоит ли предпринимать какие-либо меры в этом направлении, предлагаем предварительно взглянуть на возможности, способности, интересы и желания самого ребенка, и оценить ситуацию через призму своеобразия развития ребенка.

^ Способен ли мой ребенок…

  1. Объяснить с помощью слов, что он хочет, что видит? То есть, не показывать пальцем или с помощью жестов, а сказать: куртка, конфета, цыпленок, кислый, стеклянный, деревянный, едет, танцует, рисует, красиво, сладко, аккуратно и т.п.

  1. Изъясниться связно, например: «Давай, будем вместе мастерить …»?

  1. Понимать смысл того, о чем ему читают, отвечать на вопросы о прочитанном?

  1. Четко выговаривать свое имя, отвечать как зовут родителей?

  1. Запомнить свой адрес и номер телефона?

  1. Уверенно владеть карандашом, рисовать четкие контуры фигур, равномерно заштриховывать их, не выступая за линию контура?

  1. Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяснить, что на них изображено?

  1. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

  1. Вырезать ножницами различные формы, фигуры ровно по контуру и не поранившись?

  1. Слушать и следовать полученным указаниям?

  1. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

  1. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

  1. Испытывать адекватные эмоции в соответствии с сюжетом читаемой или рассказываемой вслух истории?

  1. Положительно оценивать: я – человек, который многое может?

  1. Переключаться в восприятии смысла разговора, когда взрослые, общаясь с ним, меняют тему разговора?

  1. Проявлять интерес к окружающим его предметам?

  1. Ладить с другими детьми?

  2. За хорошие ответы в школе получать не сладости и игрушки, а пятерки и четверки?

  3. Испытывать желание заниматься не только физкультурой, рисованием и пением, но и математикой, чтением, письмом?

  4. Позитивно относиться к выполнению домашних заданий?

  5. Адекватно отвечать на вопрос: «Что человеку в школе может нравиться? Зачем дети в школу ходят?»

^ Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу

Внимание – выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, удерживать в поле зрения 6-7 предметов, находить5-6 отличий между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить 4-5 пар одинаковых предметов.

Память – запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут, рассказывать наизусть несколько стихотворений, пересказывать близко к тексту прочитанное произведение, сравнивать два изображения по памяти.

Мышление – определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9 частей, находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить среди предложенных 4-х предметов лишний, объяснять свой выбор.

Математика – считать в пределах 10, пользоваться порядковыми и количественными числительными, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам, классифицировать геометрические фигуры (треугольники, прямоугольники, четырехугольники, многоугольники), ориентироваться на листе бумаги в клетку.

^ Развитие речи – правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно, поддерживать непринужденную беседу, составлять связные рассказы по картинке из 5-6 предложений, составлять рассказы из личного опыта.

Грамота – составлять предложения из 2-3 слов, различать звук, слово, предложение, делить слова на слоги, определять последовательность звуков в слове, различать гласные и согласные звуки, проводить звуковой анализ слова, находить ударный слог.

^ Развитие мелкой моторики – регулировать силу нажима на карандаш и кисть, изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета, рисовать с натуры простые предметы и фигуры, располагать изображение на всем листе, на одной или на широкой полосе, штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

^ Знакомство с окружающим миром – называть свое имя, фамилию, имя и отчество своих родителей, знать название своего города, название своей страны, столицу Родины, знать свой адрес, профессию родителей, названия основных профессий, объяснять, чем занимаются их представители, называть группы предметов обобщающим словом (фрукты, овощи, деревья, ягоды, домашние и дикие животные, птицы, рыбы, транспорт, посуда, мебель и т.д.), пользоваться основными правилами дорожного движения, называть последовательность времен года, частей суток, дней недели.

^ Развитие предпосылок учебной деятельности – сознательно подчинять свои действия правилу, принимать учебную задачу, осуществлять контроль за собственными действиями, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Если после анализа предложенных выше тезисов, стало ясно, что Ваш ребенок владеет недостаточным спектром знаний, умений и навыков – не огорчайтесь. Возьмите перечень всех «недочетов» себе на заметку и обратитесь за консультацией к специалистам: педагогу, логопеду, психологу. Они помогут определить верный путь способов, чтобы наверстать упущенное.

Ну, а уж если Вашему ребенку всего 5-6 лет, то огорчаться тут и вовсе не стоит. Так как кругозор и набор способностей по обычной природе развития у детей 5-6 лет отличается от детей 6-7 лет, которые физиологически созрели для учебы в школе. Это значит, что развитие ребенка идет своим чередом и все необходимые навыки для обучения в школе у ребенка сложатся через год, к 7 годам, когда познавательные и волевые процессы ребенка естественно и своевременно придут к полноценному развитию.

Родителям важно знать и помнить, что

  • «Дошкольное детство» у большинства детей длится до 7 лет;

  • У большинства детей до 7 лет «ведущей деятельностью» является ИГРА и лишь от 7 лет – УЧЕБА или «учебная деятельность»;

  • От успешности ребенка в школе, от его способности терпеливо выполнять учебные задания вместо желания играть, зависит его личностная самооценка. Снижение самооценки может нарушить гармонию психологического развития личности ребенка и может привести к психическим нарушениям, невротическим состояниям.

Не огорчайтесь из-за того, что все-таки примите решение отказаться от мысли отдавать ребенка в школу раньше 7 лет. Это решение достойно уважения. Ведь это решение основано не на желании реализовать родительские амбиции, а на желании не навредить ребенку, сделать его жизнь комфортной и продлить ему детство. Ведь оно уже никогда не повторится.

Заняться с ребенком 5-7 лет перед школой есть чем. Время потеряно не будет. Чаще читайте с ребенком разнообразный литературный репертуар, который подобран специалистами по дошкольному детству специально на основе специфики восприятия детей 5-6 лет и 6-7 лет («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой). Обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное, предлагайте ему отвечать на вопросы по содержанию. Важно помнить, что предлагаемые литературные произведения должны читаться ребенку не «на сон грядущий», а в то время, когда ребенок может активно понимать и рассуждать об услышанном.

Чаще разговаривайте с ребенком на разнообразные темы, которые приносит в жизнь каждого человека окружающий мир. Рассуждайте, обсуждайте, почему так, а не иначе, подводите ребенка к тому, чтобы он сам пришел к определенному выводу на основе логических рассуждений, например, о закономерностях, происходящих в природе. Пополняйте кругозор ребенка интересными фактами из своих знаний. Делитесь своим опытом, своим отношением к тому или иному явлению, интересуйтесь мнением ребенка.

^ Художественные произведения для чтения детям 5-6 лет

(рекомендованы «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой)

Сказки.

Русский фольклор

  • «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О.Капицы;

  • «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

  • «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», обр. М.Булатова;

  • «Финист-Ясный сокол», обр. А. Платонова;

  • «Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого;

  • «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А.Н. Афанасьева).

Фольклор народов мира

  • «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

  • «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

  • «Лесная дева», пер. с чес. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

  • «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

  • «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

  • «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

  • «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К.Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей России

Литературные сказки.

  • Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане…»;

  • Н. Телешов «Крупеничка»;

  • Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы);

  • П. Бажов «Серебряное копытце»;

  • В. Бианки «Сова»;

  • А. Волков «Волшебник изумрудного города» (главы);

  • Б. Заходер «Серая звездочка»;

  • В. Катаев «Цветик-семицветик»;

  • А. Митяев «Сказка про трех пиратов»;

  • Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»;

  • Г. Сапгир «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

Проза.

  • В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы);

  • Л. Толстой «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

  • А. Гайдар «Чук и Гек» (главы);

  • С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»;

  • В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

  • Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

  • Ю. Казаков «Жадный Чик и кот Васька»;

  • М. Москвина «Кроха»;

  • Н. Носов «Фантазеры» (рассказы);

  • Л. Пантелеев «Большая стирка» (из рассказов о Белочке и Тамарочке), «Буква «ты»;

  • К. Паустовский «Кот-ворюга»;

  • Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Поэзия.

  • В. Брюсов «Колыбельная»;

  • И. Бунин «Первый снег»;

  • С. Городецкий «Котенок»;

  • С. Есенин «Береза», «Черемуха»;

  • А. Майков «Летний дождь»;

  • Н. Некрасов «Зеленый шум» (в сокр.);

  • И. Никитин «Встреча зимы»;

  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

(из романа в стихах «Евгений Онегин»);

  • А. Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.);

  • А. Плещеев «Мой садик»;




  • А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» (в сокр);

  • И. Тургенев «Воробей»;

  • Ф. Тютчев «Зима не даром злится»;

  • А. Фет «Кот поет, глаза прищуря…»;

  • М. Цветаева «У кроватки»;

  • С. Черный «Волк»;

  • Я. Аким «Жадина»;

  • А. Барто «Веревочка»;

  • С. Маршак «Почта», «Пудель»

  • С. Маршак, Д. Храмс «Чижи»;

  • Р. Сеф «Совет», «Бесконечные стихи»;




Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки.

  • Р. Киплинг «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

  • А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

  • Х. Мякеля «Господин Ау» (главы), пер. с финн. Э. Успенского;

  • О. Пройслер «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

  • Дж. Родари «Волшебный барабан» (из сказок, у которых три конца), пер. с итал. И. Константиновой;

  • Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде, «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Поэзия.

  • Я. Бжехва «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

  • А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

  • Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

  • В. Смит «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

  • Д. Чиарди «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.


^ Художественные произведения для чтения детям 6-7 лет

(рекомендованы «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой)

Русский фольклор

Сказки и былины.

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник», (запись А. Гильфердинга, отрывок);

  • «Садко», (запись П. Рыбникова, отрывок);

  • «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;

  • «Снегурочка» (по народным сюжетам);

  • «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А.Н. Афанасьева);

  • «Семь Симеонов – семь работников», обр. И. Карнауховой;

  • «Сынко-Филипко», пересказ Е Поленовой;

  • «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», обр. К Ушинского;

  • «Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой;

  • «Волк и лиса», обр. Соколова-Микитова.

Фольклор народов мира

Сказки.

  • «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;

  • «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;

  • «Голубая птица», туркмен., обр. А. Александровой и М Туберовского;

  • «Джек, покоритель великанов», валлийск., пер. К. Чуковского;

  • «Беляночка и Розаночка», нем., пер. Л. Кон;

  • Из сказок Ш. Перро (франц.): «Мальчик-с-пальчик», пер. Б. Дехтерева, «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;

  • «Самый красивый наряд на свете», япон., пер.В. Марковской.

Произведения поэтов и писателей России

Литературные сказки.

  • Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

  • В. Даль «Старик-годовик»;

  • П. Ершов «Конек-Горбунок»;

  • А. Ремизов «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;

  • И. Соколов-Микитов «Соль земли»;

  • К. Ушинский «Слепая лошадь»;

  • К. Драгунская «Лекарство от послушности»;

  • Н. Носов «Бобик в гостях у Борбоса»;

  • К. Паустовский «Теплый хлеб»;

  • Г. Скребицкий «Всяк по-своему»;

  • А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы).

Проза.

  • К. Коровин «Белка»;

  • А. Куприн «Слон»;

  • Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;

  • Н. Телешов «Уха» (в сокр.);

  • С. Алексеев «Первый ночной таран»;

  • Е. Воробьев «Обрывок провода»;

  • М. Зощенко «Великие путешественники»;

  • Ю. Коваль «Стожок», «Выстрел», «Русачок-травник»;

  • Е. Носов «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась»;

  • М. Пришвин «Курица на столбах»;

  • А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;

  • С. Романовский «На танцах».

Поэзия.

  • А. Блок «Ветер принес из далека», «На лугу»;

  • М. Волошин «Осенью»;

  • С. Городецкий «Первый снег», «Весенняя песенка»;

  • С. Есенин «Пороша»;

  • В. Жуковский «Жаворонок» (в сокр.);

  • М. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины» (из Гёте);

  • Н. Некрасов «Перед дождем» (в сокр.);

  • А. Пушкин «Птичка», «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин торжествуя» (из Евгения Онегина);

  • А. Ремизов «У лисы бал», «Калечина-малечина»;

  • П. Соловьева «Ночь и день»;

  • Ф. Тютчев «Весенние воды»;

  • А. Фет «Уж верба вся пушистая» (отрывок), «Что за вечер» (в сокр.);

  • С. Черный «Перед сном», «Волшебник»;

  • В. Берестов «Дракон»;

  • А Введенский «Песенка о дожде»;

  • Ю. Владимиров «Оркестр»;

  • Н. Заболоцкий «На реке»;

  • Н. Матвеева «Путаница»;

  • Э. Мошковская «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»;

  • Н. Рубцов «Про зайца»;

  • Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;

  • И. Ткмакова «Мне грустно…»;

  • Э. Успенский «Страшная история», «Память»;

  • Л. Фадеева «Зеркало в витрине»;

  • Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки

  • Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А. Ганзен;

  • Ф. Зальтен «Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;

  • А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;

  • М. Мацутани «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;

  • С. Топелиус «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;

  • Б. Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;

  • Г. Фаллада «Истории из Бедокурии» (глава «История продень, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;

  • М. Эме «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Поэзия.

  • Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;

  • М. Валек «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;

  • Л. Станчев «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;

  • Э. Лир. Лимерике («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Готов ли ребенок к школе? iconГотов ли ребёнок к школе или не готов?
Этот вопрос волнует всех родителей, дети которых стоят на пороге школьного обучения. Так как же определить: готов ребёнок идти в...

Готов ли ребенок к школе? icon«Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?»
Цель: помочь родителям сориентироваться готов ли их ребенок к обучению в школе, дать практические рекомендации по готовности их ребенка...

Готов ли ребенок к школе? iconГотов ли ваш ребенок к школе?
Лето достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь...

Готов ли ребенок к школе? iconГотов ли ваш ребёнок к школе?
Лето достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь...

Готов ли ребенок к школе? iconГотов ли Ваш ребенок к школе?
Привлекает ли Вашего ребенка то, что в школе будет интересно учиться, и он много узнает?

Готов ли ребенок к школе? iconГотов ли ребенок к школе?
Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

Готов ли ребенок к школе? iconГотов ли ваш ребенок к школе?
Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

Готов ли ребенок к школе? iconГотовность к школе: Что мы не понимаем?
Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы...

Готов ли ребенок к школе? iconГотов ли мой ребёнок к школе?
Эти вопросы, мы советуем вам обратиться за помощью к методическим пособиям

Готов ли ребенок к школе? iconГотов ли ваш ребенок к школе
Уважаемые родители! Многие из Вас уже начинают готовиться к первому классу, покупать самое необходимое для своего первоклассника....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница