Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.




НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.
страница1/7
Дата публикации28.08.2014
Размер0.78 Mb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. И. С. Збарский, В. П. Полухина: под редакцией В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008.

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные

Госстандартом:

— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

— К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

— М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);

— С. А. Есенин «Пугачев»;

— И. С. Шмелев «Как я стал писателем».

Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Настоящая Рабочая программа разработана на основе Рабочей программы по литературе. 8 класс (Вялкова Г. М.) / Рабочие программы по литературе. 5-9 классы (по программе под редакцией В. Я. Коровиной). Методическое пособие / Сост. Г. М. Вялкова; под ред. Л. Н. Савиной.- М. Издательство «Глобус», 2009.- 269 с.- (Образовательный стандарт).

Виды контроля:

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом. проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.
^ Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление): мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции:

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

— осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

— сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся

1. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим. 8 класс: дидактические материалы по литературе. М.: Просвещение, 2006.
Для учителя

1. Литература: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / Авт.-сост. Е. И. Колусева, Г. М. Вялкова. - Волгоград: Учитель, 2006.

2. Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.

3. Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО. 2004.

4. Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература: 8 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2008.

5. Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2009.

6. Литература. 8 класс: поурочные планы к учебник В. Я. Коровиной / авт.-сост. С. Б. Шадрина. — Волгоград: Учитель, 2010.

7. Турьянская Б. И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово. 2002.





№ п.п

Тема урока

Количество часов

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Планируемый результат освоения материала

Внутрипредметные и межпредметные связи

Виды контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

План

Факт

^ ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Русская литература и история

1

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Рецептивная: чтение вводной статьи «Русская литература и история»; репродуктивная: ответы на вопросы, составление тезисов лекции, плана статьи, пересказ

^ Знать: понятие «художественная литература»; понимать: характерные черты русской литературы. интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества

^ Русский язык: словарная работа (народность, гражданственность, историзм)

Тезисы лекции план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений

Повторить материал о жанрах устного народного творчества: сказках, былинах, пословицах и поговорках







^ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа)

2

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

1

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен

Рецептивная: чтение статьи «Русские народные песни» исторических песен: репродуктивная: ответы на вопросы: продуктивная, творческая: сообщение о жанрах устного народного творчества, выразительное чтение, поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: сопоставление исторически песен с былинами

Знать: определение понятий «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском фольклоре; уметь определять жанровые особенности исторических народных песен. роль в них художественных средств

Литература: жанры устного народного творчества: в чем сходство и различие народно-исторической песни и былины?

Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях

Групповые задания: прочитать в книге «Читаем, думаем, спорим...» статью «Как создаются народные песни, рассказ М. Горького о создателях песен. Подготовить пересказ статей







3

Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная», «Породила меня матушка…», «Вдоль по улице метелица метет…»

1

Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них горя или радости сердца. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. Частушки как малый песенный жанр

Репродуктивная: пересказ статей, ответы на вопросы, продуктивная творческая: выразительное чтение, инсценирование обрядовой песни, поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки: исследовательская: сопоставление текста авторского стихотворения с народной песней

^ Звать: виды народных песен, их тематик; уметь объяснять особенности лирических песен своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое в эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка, многозначность поэтического образа, оценивать исполнение народны песен (Ф Шаляпин и С. Лемешев «Ноченька», Н. Обухова и Ж. Бичевская «Матушка моя, что во поле пыльно?..»)

Музыка: народная песня в творчестве русских композиторов: М. Мусоргский «Исходила младешенька...» в опере «Хованщина» и П. И. Чайковский «А я ли в поле да не травушкой была…»

Объяснить смысл слов В. Г. Белинского: «Песни лирические – это «простодушные излияния горя или радости сердца». Проследить роль народной песни в художественном тексте (А. С. Пушкин «Зимняя дорога», «Дубровский»)

Подготовить собственный текст частушки на школьную тему. Выучить любую песню наизусть







4

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание (развитие представлений)

Рецептивная: чтение преданий: репродуктивная: ответы на вопросы: продуктивная, творческая: устное словесное рисование, выразительное чтение; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление преданий и народных сказок, определение сходства и различия

^ Знать: определение понятия предание, его жанровые особенности; уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками, определять сходное и отличное

История: эпоха царствования Ивана Грозного (события 16 века). Емельян Пугачев и восстание под его предводительством Историческая справка «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем с товарищами». Литература: в чем сходство и различие преданий и народных сказок? ИЗО: репродукция В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»: так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник?

Выразительное чтение

Пересказать предание «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику







^ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

5

«Житие Александра Невского»

1

История написания «Жития…». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Житие как жанр литературы (начальные представления)

Рецептивная: чтение статьи о древнерусской литературе; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чтение по ролям отдельных фрагментов; поисковая: комментирование текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление с произведениями устного народного творчества

^ Знать: определение понятий: «летопись», «житие»; уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие…» с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией

История: исторический, историко-культурный, историко-литературный комментарий, связь древнерусской литературы с фольклором и историей. Русский язык: словарная работа (песнотворец, насад, схима, сродник). ИЗО: иллюстрации П. Корина, Г. Семиградского, В. Серова: таким ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем? Репродукции картины К. Васильева «Александр Невский»: есть ли общие черты в облике князя в «Житии…» и на картине?

Составить словарик характерных для текста «Жития…» слов, которые «ушли в прошлое» и которые могут использоваться сейчас. Найти в тексте традиционные житийные мотивы (явления святых, чудеса) и эпизоды, характерные для воинской повести (описание удали Александра, подвигов дружинников)

Подготовить письменную характеристику князя Александра Невского, используя художественные средства повести. Ответить на вопрос: сохранились ли традиции древнерусской литературы в литературе современной? Если сохранились, то какие и в чем они проявляются?







6

Урок внеклассного чтения. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

1

Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьяне и купеческие сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление)

Рецептивная: чтение статьи учебника, репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ эпизодов; поисковая: комментирование художественного произведения; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

^ Знать: определение сатирической повести, её содержание, жанровые особенности; уметь находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести

ИЗО: иллюстрации к повести «Шемякин суд»: выбрать несколько эпизодов, изображенных на них, пересказать близко к тексту

Выразительное чтение. Ответить на вопросы: почему произведение называется «Шемякин суд»? В чем заключаются особенности выразительного чтения любого памятника древнерусской литературы?

Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Инд. задание: подготовить сообщение о Д.И. Фонвизине. Групповые задания: подготовить инсценирование (явл. 1,2 действия1; явл. 8 действия 4), чтение по ролям (явл. 8 действия 3)







ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (4 часа)

7

Д. И. Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии.

1

Слово о писателе. Создание «Недоросля». «Говорящие» имена-характеристики, Основной конфликт комедии. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие художественного произведения; репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценирование (явл. 1,2 действия 1; явл.8 действия 4), чтение по ролям (явл.8 действия 3)

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии и театра; историю создания пьесы и её сценическую судьбу, определение понятия «классицизм»; действующих лиц, сюжет комедии; уметь: обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт находить в пьесе черты классицизма (единство места, времени, действия, «говорящие» фамилии, резкое разграничение героев на «положительных» и «отрицательных»)

Исторический комментарий ( указ Петра I о дворянских детях, период реакции, наступившей после смерти Петра I, становление классицизма)

Ответить на вопросы: почему новая русская литература началась, по словам В. Г. Белинского, «с сатир – плода осеннего, а не с од – плода весеннего»? почему у для Пушкина Д.И. Фонвизин – «из перерусских русский» и «сатиры смелый властелин»?

Подготовить рассказ о судьбе Стародума, его взглядах на государственное устройство и обязанности истинного дворянина. Выписать афоризмы из высказываний Стародума. Какие из них актуальны и в наши дни( ответить на вопрос: какие взгляды, понятия, отношение к жизни объединяют положительных героев пьесы?







8

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.

1

Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего

Продуктивная, творческая: рассказ о судьбе Стародума, чтение по ролям сцены триумфа Правдина (явл. 4 действия 4); поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста

Уметь: анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой: давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый, просветительский взгляд писателя на человека

^ Русский язык: словарная работа (подобрать синонимы к ключевым понятиям рассуждений положительных персонажей: добродетель, благочестие, добронравие)

Ответить на вопросы: как складывается судьба главных героев? Как относятся Правдин, Милон, Софья к Стародуму и его наставлениям? Какие слова Милона можно напрямую отнести к Д.И. Фонвизину, автору «Недоросля»?

Подобрать высказывания положительных персонажей о воспитании, перечитать сцены (урок, экзамен, драка со Скотининым, отвержение Митрофанушкой матери). Инд. задания: подготовить инсценирование последнего явления 5 действия; монолог от лица Простаковой «Я ли не радела о Митрофанушке?..»







9

Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

1

Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Простакова и ее представление о жизни. Бессмертие комедии Фонвизина

^ Продуктивная, творческая: инсценирование последнего явления 5 действия; монолог от лица Простаковой «Я ли не радела о Митрофанушке?..», подбор реплик, характеризующих Простакову – хозяйку дома, жену, сестру, мать; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование текста; исследовательская: анализ текста пьесы

Уметь: объяснять новаторство Д.И. Фонвизина-драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей «Недоросля» - Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций классицизма, объяснять причину нравственного краха Простаковой, победу реализма в ее изображении, уметь анализировать ключевые сцены комедии

История: исторический комментарий: отражение в комедии идей Просвещения (борьба передовых дворян с невежественной реакционной массой «благородного сословия» за истребление рабства, диких форм крепостничества)

Доказать, что Митрофан – лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям. Ответить на вопросы: что является объектом сатиры Д.И. Фонвизина? Почему произведение можно назвать комедией характеров? В чем секрет вечно живой комедии?

Подобрать цитатный материал к темам сочинений (на выбор): «Вот злонравия достойные плоды», «Смысл названия комедии», «Положительный идеал Д.И. Фонвизина», «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Инд. задание: подготовить сообщение «Сценическая история комедии «Недоросль».






  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа для 7 а класса, имеющего...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconРабочая программа по литературе. 7 Класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница