Русский язык и культура речи




НазваниеРусский язык и культура речи
страница1/6
Дата публикации31.08.2014
Размер0.64 Mb.
ТипКонтрольная работа
lit-yaz.ru > Литература > Контрольная работа
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

М. К. Чирейкин

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Контрольные задания
для студентов заочной формы обучения

всех специальностей СГГА

Новосибирск 2009

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА


Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения СГГА/ Сост. доц. М.К. Чирейкин. ─ Новосибирск: СГГА, 2009. ─ 52 с.

Рецензенты:

Кандидат филологических наук, доцент

Сибирского университета потребительской кооперации

М. В. Эпова

Старший преподаватель кафедры русского языка Сибирской

государственной геодезической академии

Л. Т. Полякова


^ ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации, формулирующий требования к уровню подготовки специалистов, включает в обязательный минимум специальных дисциплин курс под названием «Русский язык и культура речи».

^ Цель курса. Научить будущих специалистов с высшим образованием правильному стилистическому использованию речевых средств, ознакомить с современными нормами русского языка, выработать у них лингвистическое чутье, привить любовь к грамотной русской речи и нетерпимость к засорению языка различными жаргонами, пристрастию к штампам, ложному пафосу, неоправданному снижению стиля.

Для получения зачета студент должен:

  • самостоятельно изучить теоретический материал курса по утвержденной программе;

  • показать знание теоретических положений на практике при выполнении различного рода упражнений;

  • положительно написать тестовую работу.


Выполнение контрольных заданий и оформление контрольных работ


  1. Каждый вариант контрольной работы состоит из шести заданий. Студент должен выполнить один из вариантов контрольного задания в соответствии с последними цифрами студенческого шифра: студенты, шифр которых оканчивается на 1 или 2, выполняют вариант № 1, на 3 или 4 ─ № 2, на 5 или 6 ─ № 3, на 7 или 8 ─ № 4, на 9 или 0 ─ № 5.

  2. Контрольная работа выполняется в электронном виде в текстовом редакторе MS Word формата A4 (шифр Times New Roman, кегель 14, межстрочный интервал одинарный, все поля по 2 см, абзацный отступ 1 см, автоматическая расстановка переносов).

  3. Срок сдачи контрольной работы – январь-февраль.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

РАБОТЫ
ТЕМА 1. СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка. Ему присущи предварительное обдумывание высказывания, монологиче­ский характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормиро­ванной речи.
Специфика научной речи определяется в значительной мере экстралингвисти­ческими (внеязыковыми) факторами: основное назначение науч­ных произведений ­─ изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией. Информативная функция дан­ного стиля отражается в его жанровом своеобразии: он представлен научной литера­турой (монографии, статьи, рефераты), а также учебной и справочной.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от харак­тера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность гово­рить о специфике стиля в целом. Научный стиль характеризуется логиче­ской последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначно­сти выражения при сохранении насыщенности содержания.

Лексика научного стиля состоит из трех основных пластов: общеупотреби­тельных слов (знание, работа, один, сто, изучать, сначала, по-прежнему и т.д.); общенаучных (исследование, экспериментальный, анализиро­вать, формулировать, дистанционный и т.д.) и терминов (синтаксис, молекула, диффузия, трастовый и т.д.). Характерной чертой научного стиля является насы­щенность терминами, в частности интернациональными (радиолокация, инфляция, молекула и т.д.).

Близки к терминам номенклатурные наименования. Номенклатура ─ поня­тие более широкое, чем терминология, к номенклатуре должны относиться на­именования таких понятий, предметность которых ярко выражена. Номенкла­тура в экономике ─ это классифицированный перечень производи­мой продукции, то есть к номенклатуре логично отнести названия различных промышленных изделий, например, названия-марки станков, моделей одежды, автомобилей, телевизоров и т.п.

Своеобразие научных работ состоит и в использовании в них абстрактной лек­сики (фактор, развитие, творчество, самосознание, осмысление, интенсив­ность, течение и т.д.). Научный стиль имеет свою фразеологию, куда отно­сятся составные термины (солнечное сплетение, прямой угол, точка кипения, причастный оборот и т.д.), различного рода клише (состоит из…; заключа­ется в…; представляет собой…; применяется для… и т.п.).

Языку науки свойствен и ряд грамматических особенностей. В области мор­фологии это использование более кратких вариантных форм, что соответст­вует принципу «экономии» языковых средств. Так, из вариантов манжета манжет («кольцо для скрепления концов труб») в технической литературе предпо­читаются вторые, т.е. более краткие, формы мужского рода.

В научных работах часто употребляется форма единственного числа сущест­вительных в значении множественного: Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, высококачественные стали, большие глубины, годовой и квартальный отчеты.

Отвлеченность и обобщенность научной речи выражается в преобладаю­щем употреблении слов среднего рода (движение, количество, явление, отноше­ние, действие, свойство, состояние, влиянии,. значение и т.д.).

Речь научных сочинений носит, как правило, именной характер, что приво­дит к количественному преобладанию имен прилагательных и существитель­ных перед глаголами, т.е. в научной литературе чаще встречаются оп­ределения понятий, реже  названия действий. Вместо глагола используется глагольно-именная конструкция, состоящая из однокоренного с глаголом существи­тельного и другого глагола, имеющего ослабленное лексическое значе­ние: проводятся испытания нового станка (ср.: испытывается новый ста­нок), находят применение счетно-решающие устройства (ср.: применя­ются счетно-решающие устройства).

Среди существительных выделяются обозначения понятий признака, движе­ния, состояния (слова на –ние, -ость, -ство, -ие, -ка). Употребляются отымен­ные прилагательные (на –ический, -ительный, -альный и др. Распростра­нены словосложение (биотоки, электротабло), калькирование, заимствование словообразовательных элементов ─ суффиксов, приставок (-изм, -ист, анти-, поли-).

В научной речи используются отыменные предлоги (в течение, в связи, в от­ношении к, в соответствии с), отглагольные существительные.

Для научной речи характерно особое употребление некоторых глаголь­ных категорий, например, глаголы в форме настоящего времени получают «вневре­менное», признаковое значение (Углерод составляет самую важную часть растения.); форма будущего времени лишена обычного грамматического зна­чения (будет = есть, является: Разделим x на y.). В научном стиле чаще упот­ребляются формы глаголов несовершенного вида, поскольку они имеют бо­лее отвлеченное и обобщенное значение, по сравнению с совершенным ви­дом.

Употребление лица глаголов и личных местоимений обнаруживает ту же зако­номерность: для научной речи характерно преобладание обобщенных по значению единиц. Так, практически, не используются формы 2-го лица и местоиме­ния ты, вы, как наиболее конкретные; практически нет форм 1-го лица ед. числа. В подавляющем большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно.

Краткие прилагательные в научном стиле используются для выражения посто­янного свойства предмета, например: ^ Клетки бедны протоплазмой.

Из синтаксических особенностей научного стиля следует отметить тенден­цию к сложным построениям. Часто используются предложения с однород­ными членами и обобщающим словом, различные типы сложных предложе­ний. В предложениях часто встречаются составные подчинительные союзы, характерные для книжной речи вообще: благодаря тому что, вследст­вие того что, ввиду того что, в связи с тем что, несмотря на то что, тогда как и др.

Для объединения частей текста и абзацев используются слова и сочета­ния, указывающие на их тесную логическую связь: поэтому, при этом, сна­чала, затем, таким образом, итак, следовательно и т.д. Средствами связи слу­жат также вводные слова и сочетания: во-первых, во-вторых, наконец, с одной стороны и др.

Правильный порядок слов в предложениях способствует ясности и точно­сти формулировок. Научный стиль не исключает использования в нем элемен­тов экспрессивно речи, но они здесь подчинены в большей мере экспрессии мысли, нежели экспрессии чувства.

^ Официально-деловой стиль. Среди книжных стилей языка официально-де­ловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнуто­стью. Типичной чертой официально-делового стиля является наличие в нем много­численных речевых стандартов  клише. Если в других стилях шаблонизиро­ванные обороты выступают как стилистический недостаток, то в этом стиле они воспринимаются как его естественная принадлежность.

Официально-деловой стиль обслуживает правовые отношения между гражда­нами и государством и применяется в различных документах. Это стиль ме­ждународных договоров, государственных актов, юридических законов, поста­новлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Основные черты этого стиля следующие: сжатость, компактность изложения, «экономное» использование языко­вых средств; стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы; употребление присущих этому стилю клише.

Лексика официально-делового стиля представлена следующими группами слов: общеупотребительные слова (начать, один), терминология, номенклатурные наименова­ния (юридические, дипломатические, военные, административные и др.), особая лексика и фразеология (официальная, канцеляр­ская, например нижеподписавшийся, надлежит, нижеследующий, вышеперечисленный,, наказуемость). Часто в текст включаются сложносокращенные слова и аббревиатуры (Совбез, ВДВ, МЧС, НИИ, ЧП, Минфин).

К морфологическим (или грамматическим) чертам официально-делового стиля относятся следующие: активное употребление отглагольных существительных, отыменных пред­логов (на основании, в отношении, в соответствии с, за счет и др.), сложных союзов (вследствие того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), устойчивых сочетаний, служащих для связи частей слож­ного предложения (на случай если, с тем условием что, то обстоя­тельство что и т.п.). Прилагательные и причастия часто употребляются в значении существи­тельных (больной, отдыхающий, нижеподписавшийся), продук­тивны краткие формы прилагательных (должен, обязан, подотче­тен, ответственен ). Отмечается высокая частотность глаголов-связок (является, становится, осуществ­ляется); в качестве сказуемого употребляется сочетание вспомо­гательного глагола с существительным, называющим действие (оказывать помощь, проводить контроль, осуществлять проверку).

Синтаксические черты официально-делового стиля это: повествовательный характер изложения, строгий и определенный поря­док слов в предложениях; безличный характер речи, в связи с этим широкое применение страда­тельных конструкций (Жалобы подаются прокурору; Перевозка гру­зов производится; По конкурсу зачислено); преимущественное использование косвенной речи, к прямой речи при­бегают только в случаях необходимости дословного цитирования зако­нодательных актов и других документов. Отмечаются также тенденция к употреблению сложных предложений; почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств, невозможность употребления междометий, модальных слов, ряда частиц, слов с суффиксами субъективной оценки, прилагатель­ных в сравнительной и превосходной степени; слабая индивидуализация стиля.

В оформлении текстов официально-делового стиля большую роль играет аб­зацное членение и рубрикация, реквизиты, принятое для документов графиче­ское оформление. Все это имеет первостепенное значение в делопроизвод­стве и свидетельствует о грамотности составителя документа, его профессионализме и культуре речи.

^ Публицистический стиль. В публицистическом стиле реализуется языко­вая функция воздействия, с которой совмещается чисто информативная функция, отсюда ─соединение оценочных средств с точностью, логичностью, официальностью изложения. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати, выступлениях, речах на собраниях и т.д.

В рамках публицистического стиля широкое распространение получила его газетно-журнальная разновидность. К основным чертам языка газеты отно­сятся: «экономия» языковых средств, лаконичность изложения при информа­тивной насыщенности; отбор языковых средств с установкой на их доходчивость.

К лексическим чертам публицистического стиля относятся совмеще­ние общеупотребительной, нейтральной лексики и фразеологии с книж­ной, разговорной; общественно-политической; переосмысление лек­сики других стилей для целей публицистики (арена политической борьбы, армия безработных, военные круги, газетные магнаты, диалог между странами, правящая вер­хушка, переговоры на уровне послов и т.п.); использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише (работники бюджетной сферы, служба занятости, международ­ная гуманитарная помощь, коммерческие структуры). Жанровое разнообразие обусловливает и разнообразие стилистиче­ского использования языковых средств: многозначные слова, автор­ские неологизмы, эмоционально-экспрессивная лексика (оценочные сред­ства, термины в образном значении: прихватизация, тусовка, вави­лонское столпотворение, политический фарс, эпидемия бол­товни). В языке газеты как нигде распространены различные речевые стереотипы (стандарты, клише). Нередко из-за частой повторяемости речевые клише превраща­ются в штампы и теряют свою первоначальную образность. Напри­мер, стали шаблонными выражения: труженики полей, командиры производ­ства, люди в белых халатах, флагман индустрии, черное золото и т.п.

К морфологическим чертам этого стиля относятся: активное использование слов с суффик­сами иноязычного происхождения (социализм, утопизм, провока­ция, продукция, биогенный, диссертабельный), иноязычных и ста­рославянских приставок (воссоединить, прозападный, посткоммуни­стический, антиперестроечный, гиперинфляция), словосло­жение (торговопромышленный, взаимовыгод­ны, лесопарковый ); использование глаголов в различных формах (разное время, вид, лицо); частое употребление степеней сравнения прилагательных и наречий, активное использование частиц (же, ведь, зато).

Для синтаксиса публицистического стиля характерно следующее: правильность и четкость построения предложений, их простота и ясность; использование монологической, диалогической, прямой речи; использование изобразительно-выразительных средств синтаксиса (риторические вопросы, восклицания, обращения, побудительные конструкции, параллелизм по­строения, повторы, инверсия и т.д.).
^ ТЕМА 2. УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Основные ошибки при употреблении числительных в речи связаны с их склонением. Например: Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей (надо: трехсот); На четырехсот шестидесяти избирательных участках все подготовлено ко встрече с избирателями (правильно: на четырехстах шестидесяти).

Часто наблюдается смешение основ мужского и женского рода числительного оба ─ обе: При выводе уравнения мы приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков (следует: в обеих).

Особые трудности возникают при употреблении собирательных числительных (двое, трое, четверо и т.д.). Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость, они могут употребляться в следующих случаях:

  1. с существительными мужского и общего рода, называющими лиц муж­ского пола: двое друзей, трое сирот;

  2. с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое часов, четверо суток (начиная с пятеро в таких сочета­ниях обычно используются количественные числительные: пять су­ток, шесть ножниц);

  3. с личными местоимениями: их было трое;

  4. с названиями детенышей животных: двое медвежат;

  5. с названиями парных предметов в значении «столько-то пар»: трое са­пог (три пары сапог).

При употреблении дробных и смешанных чисел существительное должно стоять в форме родительного падежа единственного числа: ^ 45,5 (сорок пять целых пять десятых) процента, 30,2 (тридцать и две десятых) секунды, 18,5 (восемнадцать целых и пять десятых) килограмма (или восемнадцать с половиной килограммов).

Числительное полтора (полторы) употребляется с существительным в форме единственного числа только в именительном ─ винительном па­деже, управляя этим существительным: куплено полтора десятка яб­лок, выпил полторы кружки молока. В остальных падежах при числитель­ном полтора (полторы) употребляется форма множествен­ного числа существительного: прибавить к полутора тысячам, более по­лутора часов, ограничиться полутора метрами.

Не единичны ошибки в падежных формах существительного в словосочетаниях, обозначающих даты, в которых числительное всегда должно управлять родительным падежом второго слова: Администрация обещает ликвидировать задолженность по зарплате к 15 декабрю (вместо: декабря); Письмо датировано двадцать третьим декабрем 1943 годом (следовало: 23 декабря 1943 года).

При употреблении составных числительных с одушевленными существительными литературной норме соответствует конструкция, не отражающая категорию одушевленности: зарегистрировать двадцать три депутата (ошибочно: двадцать трех).

Склонение количественных числительных.

Склонение числительного один

падежи

единственное число

мн. Число

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Один одно одна

одного одной

одному одной

как И. или как Р. Как И.

одним одной

(об) одном (об) одной

одни

одних

одним

одни, одних

одними

(об) одних


Склонение числительных два, три, четыре

падежи




И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Два (м. и ср. р.), две (ж.р.) три четыре

двух трех четырех

двум трем четырем

как именительный или родительный

двумя тремя четырьмя

(о) двух (о) трех (о) четырех


^ Склонение числительных от пяти до двадцати

и числительного тридцать


падежи




И., В.

Р., Д., П.

Т.

^ Восемь десять двадцать тридцать

восьми десяти двадцати тридцати

восемью десятью двадцатью тридцатью


Склонение числительных сорок, девяносто, сто

падежи




И., В.

Р., Д., Т., П.

^ Сорок девяносто сто

сорока девяноста ста


Склонение числительных 50, 60, 70, 80;

500, 600, 700, 800, 900; 200, 300, 400

падежи

склонение числительных

50, 60, 70, 80

склонение числительных

500, 600, 700, 800, 900

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Пятьдесят

пятидесяти

пятидесяти

пятьдесят

пятьюдесятью

(о) пятидесяти

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

(о) пятистах




падежи

склонение числи­тельного 200

склонение числи­тельного 300

склонение числи­тельного 400

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Двести

двухсот

двумстам

двести

двумястами

(о) двухстах

триста

трехсот

тремстам

триста

тремястами

(о) трехстах

четыреста

четырехсот

четыремстам

четыреста

четырьмястами

(о) четырехстах


Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

падежи







И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Полтора листа, полторы минуты

полутора листов, минут

полутора листам, минутам

полтора листа, полторы минуты

полутора листами, минутами

(о) полутора листах, минутах

полтораста

полутораста

полутораста

полтораста

полутораста

(о) полутораста


Склонение числительных оба, обе

падежи

м. и ср. род

ж.р.

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Оба

обоих

обоим

как И. или Р.

Обоими

(об) обоих

обе

обеих

обеим

как И. или Р.

Обеими

(об) обеих


Склонение составных количественных числительных

падежи

составное количественное числительное 498

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

^ Четыреста девяносто восемь

четырехсот девяноста восьми

четыремстам девяноста восьми

четыреста девяносто восемь

четырьмястами девяноста восемью

(о) четырехстах девяноста восьми


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русский язык и культура речи iconРабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
Курс «Русский язык и культура речи (для нефилологов)» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным...

Русский язык и культура речи iconУчебник построен в соответствии с новыми функциональными ориентациями...
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений по дисциплине «Русский язык и культура речи». Книга может быть полезна...

Русский язык и культура речи iconКонтрольная работа является важным этапом самостоятельной работы...
В соответствии с учебными планами студенты заочного отделения всех специальностей и направлений ргтэу, выполняют письменную контрольную...

Русский язык и культура речи iconРусский язык и культура речи
Одобрены на заседании кафедры «Русского языка и культура речи», протокол №2 от 13. 09. 2011 г

Русский язык и культура речи iconКонспекты лекций в схемах и таблицах по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Учебное пособие «Опорные конспекты лекций в схемах и таблицах по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлено в соответствии...

Русский язык и культура речи iconКонтрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура...
По дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов III курса заочного отделения

Русский язык и культура речи iconПлан. Русский язык в системе языков мира Национальный язык. Современный...
Культура речи невозможна без правильности речи, а значит, без знания языковых норм. Сегодня мы обсудим, что такое норма, какими бывают...

Русский язык и культура речи iconУчебно-методической документацией по дисциплине «Русский язык и культура...
Обеспеченность учебно-методической документацией по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Русский язык и культура речи iconУчебно-методической документацией по дисциплине «Русский язык и культура...
Обеспеченность учебно-методической документацией по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Русский язык и культура речи icon«русский язык и культура речи» в вузе: материалы к олимпиаде
Великий русский язык, ставший языком русской классической литературы, – языком Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Лескова… наш язык, наша...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница