Нашего урока "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни"




Скачать 95.31 Kb.
НазваниеНашего урока "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни"
Дата публикации04.09.2014
Размер95.31 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни»

10-й класс

учитель русского языка и литературы МБОУ Климовской СОШ №2 Чернышова Людмила Васильевна

Тип урока: практический, исследовательский.

Цель:1) обобщить и углубить знания учащихся о стихотворениях в прозе;

подвести итоги изучения творчества писателя.

2) Воспитание любви к родине на примере умения любить родину великого мастера слова – Ивана Сергеевича Тургенева.

Задачи:

познакомить учащихся с особенностями жанра;

рассмотреть место стихотворений в прозе в творчестве писателя;

обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка;

воспитание эстетического вкуса;

попытаться проникнуть в философские размышления писателя и приобретение опыта собственной творческой деятельности.

^ Доска: портрет Тургенева, тема, эпиграфы.

На столах памятки:

схема анализа стихотворения;

тропы и фигуры речи;

сборники стихотворений в прозе Тургенева;

таблицы оценивания групп.

Словарь литературоведческих терминов (стихотворения в прозе, рефрен), критические статьи.

Форма урока: урок-полилог

^ ХОД УРОКА (слайд 1).

-Здравствуйте, уважаемые 10-ки. Присаживайтесь, пожалуйта.

(звучит романс «Утро туманное»)

(слайд 2) (Чтение учеником стихотворения в прозе «РУССКИЙ ЯЗЫК»).

- Конечно же, вы все узнали знакомые строки. Стих-е в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».

Учитель. -(слайд 3) Тема нашего урока "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева - гимн вечной жизни".

Современники оценили его творения, назвав их «калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов».

- Почему мы начали работу со стихотворения в прозе «Русский язык»?

-Почему в самом начале звучал романс «Утро туманное», а сам Тургенев как-то заметил: «Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках»? …ответы будут?

-Сегодня мы познакомимся с удивительными произведениями, в которых тонко переплетены и музыка, и богатство нашего родного русского языка. (слайд 4):

Стихотворения в прозе объединяет лаконичность,

иносказательность, а главное: бездна мысли. И.Бунин
Их, стихотворения в прозе, как отмечал Иван Бунин, объединяет лаконичность, иносказательность, а главное – бездна мысли, которая и будет сегодня в центре нашего внимания.

- Запишите тему и эпиграф в тетрадь, пожалуйста.

Представим (на доске) план нашей работы:

1 Жанровая специфика.

2. История создания «Стихотворений в прозе».

3. ……… - сквозной мотив «Стихотворений в прозе».

^ 4. Творческая работа. Написание даймонда.

5. Интерпретация стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»

Этап целеполагания.

-Исходя из эпиграфа и плана урока, ^ О чем вам хотелось бы сегодня узнать?

-1) об особенностях жанра стихотворений в прозе,

-2) какое место занимают они в творчестве писателя,

-3) познакомиться с разнообразием тем,

-4) чем стихотворения в прозе интересны для нас?
^ Учитель.- Таким образом, мы сформулировали задачи, которые будем решать.

Работаем поэтапно и параллельно ведем записи в тетради.

1.- Выявим специфику и особенности жанра «Стихотворений в прозе».

- Назовите 2 основных типа организации художественной речи: ( поэзия и проза)

(Выступление ученика)

Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует путать Стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическому признаку, - с ритмической прозой и свободным стихом. Форма Стихотворения в прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов; первым образцом Стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы" (изд. 1842); термин "Ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878-1882. Широкого распространения жанр не получил

Источник - Литературный энциклопедический словарь под ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева. - М.: 1987. - с.425.(прислала Критик - читательница Словаря)

^ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА:

- миниатюрность формы, краткость текста;

- эмоциональность повествования;

- богатство изобразительно-выразительных средств языка;

- ритмизированность, музыкальность прозы;

- обычно бессюжетная композиция;

- общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания.

-Возможность использования в миниатюрах разнообразных жанров (элегия, некролог, сказка, сатира, сон, рассказ, монолог, диалог).

(слайд 5)

^ 2. Познакомимся с историей создания «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева.

Ученик:

История создания

Тургенев жил в Париже, общался с видными французскими литераторами, и прежде всего с замечательным стилистом ^ Гюставом Флобером, очень хорошо знал все книжные новинки и модные направления. И поэтому в своих исканиях обратил внимание на стихотворения в прозе Шарля Бодлера (слайд 6) и других поэтов наступающей эпохи декаданса (т.е. упадка), как критически называли эту школу предшественников символизма. Именно там возник жанр небольшого стихотворения в прозе.

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как "эскизы" для будущих произведений. ^ Стихотворения в прозе написаны И. С. Тургеневым между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название, которое он для них придумал: "Senilia" (7 слайд)- в переводе с латинского "старческое". Редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе".

Сборник состоит из двух частей. ^ Первая часть была напечатана еще при жизни автора, в 1882 году. Вторая ("Новые стихотворения в прозе") сохранилась в черновиках писателя и впервые была опубликована только в 1930 году. При первом издании автор написал следующее предисловие:

( 8слайд) "Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
- Давайте мы последуем совету И.С.Тургенева. И перейдем к 3 этапу нашего урока.

…… - сквозной мотив «Стихотворений…»

Работаем в группах. Каждой группе нужно изучить 3 произведения( я подскажу) различной тематики и настроения и заполнить таблицы.

Цель работы: 1)выявить общую тональность, преобладающие настроения.

2) ключевая фраза, выражающая это настроение;

3) краткий анализ текстов;

4) выр. чт. любого.

Р а б о т а (5 мин)

- Перед тем, как вы будете выступать, я хочу зачитать вам слова В.Г. Короленко:

"Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозаикой, создающей цельную картину».

( ученики делают вывод: представленные стих-я различны по настроению. 1- светлые, оптимистичные, благоговейные.2 – печальные, пессимистические, ностальгические, трагичные. 3- соединение противоположных настроений: жизнерадостного и драматичного, радостного и печального).

-какие ?? волнуют Тургенева в последние гг жизни? ( Общий вывод в таблицу:?? бытия. Среди основных мотивов выделяем следующие: вера и безнадежность, молодость и старость, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность, прошлое и настоящее…. Все перечисленное нами какой композиционный прием? -КОНТРАСТ дописываем в план)

-данные перечисленные антитезы становятся основой для выполнения творческой работы в форме даймонда.

-Итак, 4 этап.

Слайд 9 (Ученик : даймонд – форма творческой работы. В нем 7 строк:

1- 1СУЩ.

2- 2 прил. или прич.- признаки 1 сущ.

3- 3 глагола или дееприч.- действия 1 сущ.

4- 4 слова: 2- хар-ка 1 сущ.+2-хар-ка 2 сущ.

5- 2 прил.или прич.- признаки 2 сущ.

6- 3 глагола или дееприч.- действия 2 сущ.

7 - 2СУЩ. )

ПРИМЕР: (слайд 10)

РАДОСТЬ

Светлая, лучезарная

Поглощает, уносит, зовет.

Радость жизни и беспощадность смерти,

Разрушает, губит, лишает,

Убивающее, ужасающее

ГОРЕ

(составление даймонда) гости тоже работают без устали!!!

^ 5. Интерпретация стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»

Цель этапа: попытка коллективно интерпретировать стих-е в прозе

- какой композиционный прием избирает Тургенев при построении текста?

(слайд 11)(Ученик читает стих-е «Как хороши…» под музыку «Лунной сонаты» Бетховена)

(прием РЕФРЕНА, который связывает мир прошлого (1,3,5 абзацы) и мир настоящего(2,4.6 абзацы).

^ 1.МИР ПРОШЛОГО.

- выделите ключевые слова, раскрывающие мир прошлого, и обобщите их в 4 словах-доминантах.

-ЗВУКИ: «ровно дышит», «бьётся моё сердце», «весёлый шум», «молодые, добрые голоса»,«воркотня самовара», «ланнеровский вальс».

-ЗАПАХИ: «пахнет резедой и липой»

ЛЮДИ: «девушка», «я», «две русые головки».

ПРИРОДА»: «летний вечер», «небо», «первые звёзды».

-каким из выделенных образов Тургенев уделяет больше внимания и почему?

(-молодые люди,ибо дороги воспоминания;

-Больше звуков, т.к. они передают движение жизни;

-звуки для Тургенева священны еще и потому, что любовь всей его жизни Полина Виардо была певицей.)

^ 2.МИР НАСТОЯЩЕГО.

-выделим ключевые образы мира настоящего.(холод, темнота, свеча, и снова звуки)

- как эти образы последовательно развертываются в процессе повествования?

-(холод: «..теперь зима. Мороз запушил – мороз скрипит и злится за стеной» - «жмется и вздрагивает у ног моих старый пес» - «Я зябну и все они умерли…»)

- холод в помещении и потом в душе)

-Темнота: («темная комната», «в комнате все темней…»)

-свеча: «горит одна свеча» - «нагоревшая свеча трещит» - «свеча меркнет и гаснет». Свеча сгорает, как человеческая жизнь.

-и возникают звуки: « в голове все звенит и звенит»- «свеча трещит»- «скучный шепот»_ «кашляет хрипло и глухо».

ИТОГ: мир прошлого раскрывается через образы лета, тепла, людей. Мир настоящего – зима, холод, одиночество.

3. РЕФРЕН. Какова роль рефрена?

(-эта строка из стихотворения Ивана Мятлева – основной лейтмотив стихотворения (контраст). Свежесть – понятие временное, и когда она проходит: «Как хороши, как свежи были…» все в мире мимолетно.)

-в качестве итога сформулируйте в одном предложении основную мысль стихотворения в прозе «Как хороши…»:

(слайд 12)- (- человеку не дано остановить мгновение, но именно из них складывается вечность.

- каждый человек, родившись, начинает познавать мир. И все хорошее, что случается с ним, он запоминает до конца своей жизни.

- все постепенно угасает. Только воспоминания о счастливых мгновениях могут осветить душу.

- светлая пора жизни когда-то неминуемо проходит. Наступает холодная темнота.

- как бы ни была тяжела жизнь человека, в ней есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет.)

РЕФЛЕКСИЯ.

-Я бы хотела, чтобы в итоге работы вы ответили на вопрос: почему гимн вечной жизни Тургенев захотел исполнить именно стихотворениями в прозе? (-Дань моде (Франция;

-Именно в стихотворениях в прозе возможно передать столько лирических переживаний. Лаконизм и свобода в выборе художественных средств позволяют писателю запечатлеть то, что невозможно отобразить в масштабном эпическом произведении. (Тургеневу хотелось сказать о многом в доступной форме-Именно в стихотворениях в прозе гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы - это "сплав поэзии и прозы". Тургенев любил и хорошо знал музыку - вот почему так красиво "звучат" его произведения.)

Учитель. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь?( Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья: Как бы ни была тяжела жизнь человека. В ней есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет. Тургенев воспевает прекрасные моменты - мгновения радости, счастья, любви.)

Учитель.- Что воспевает Тургенев? (Автор говорит о равенстве всех живых существ перед законами природы. Ей все равно, что человек, что собака. У всех жизнь одна - и это величайшая ценность. "Не дайте проскользнуть жизни между пальцев", т.е. цените все, что есть в жизни.

^ Вопрос только, что ценить?..)

Учитель. В одном из своих стих. в прозе Тургенев развенчивает клеветничество.(слайд 13) Можно вспомнить слова Бодлера: "Всегда непростительно быть злым: и по глупости, и сознательно:". Это про таких гласит народная мудрость: "Образ человечий, а думка скотская".

- Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И потому всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы с каждым днем становиться хоть немного лучше, исправляя себя.

И последнее: В чем актуальность стихотворений в прозе? (проблема отцов и детей, связь поколений, старшие учат младших).

самооценивание

Таблица оценивания :

1. Выразительное чтение

2. Ясность изложения

3. Аргументированность выводов

4. Свобода рассуждений
Д/З.
1) Я предлагаю вам попробовать самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует (по желанию).

2) Выучить наизусть стихотворение в прозе (по выбору), найти средства художественной выразительности

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нашего урока \"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни\" iconУрок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева
...

Нашего урока \"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни\" iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева

Нашего урока \"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни\" iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»

Нашего урока \"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни\" iconТема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. 7 кл
Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный...

Нашего урока \"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни\" iconТема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Класс
Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный...

Нашего урока \"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни\" icon"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"
««Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения...

Нашего урока \"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни\" icon"Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева
Обучающие: познакомить учащихся с новым жанром лирики-стихотворения в прозе; учить приемам исследовательского характера, аналитической...

Нашего урока \"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни\" iconСтихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения
Цели урока: выявление художественной идеи стихотворения в прозе, художественного своеобразия стихотворения

Нашего урока \"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни\" iconПлан-конспект урока «Как хороши, как свежи были розы» (опыт прочтения...
«Как хороши, как свежи были розы» (опыт прочтения стихотворения в прозе И. С. Тургенева)

Нашего урока \"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни\" iconСочинение-отзыв о стихотворении в прозе ''Деревня'' И. С. Тургенева
Произведение И. С. Тургенева ''Деревня'' не оставило меня равнодушной, оно нашло отзыв в моем сердце. Мне хотелось перечитывать его...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница