Литература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы




НазваниеЛитература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы
страница1/10
Дата публикации26.09.2014
Размер1.25 Mb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Литература [zaiceva. распечатано: 23.9.2014 23.9.2014, 86178.doc]

Литература
Программа для общеобразовательных учреждений

5—9 классы

Под редакцией Т. Ф. Курдюмовой
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5—9 классы)
Авторы: 5—7 классы — Т. Ф. Курдюмова, 8—9 классы — Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина

Под ред. Т. Ф. Курдюмовой
Пояснительная записка
Главнейшая цель школы — подготовить каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота»1, способствует самодостаточности подрастающего ученика.

Данная программа по литературе создана с учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения». Она ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по литературе, однако ее насыщенность материалом предполагает возможность использования и при обращении к профильному уровню.
Характеристика учебного предмета и его вклада в подготовку ученика
Литература как учебный предмет помогает учащимся освоить искусство слова — эстетически совершенный, эмоционально яркий и нравственно влиятельный способ общения с окружающей действительностью. Она вооружает их способностью ориентироваться в жизни и активно участвовать в ее свершениях.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

$k читают и изучают лучшие произведения родной и всемирной литературы. Эти произведения изучаются с учетом образной природы искусства слова, опираясь на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

$k последовательно (поэтапно) формируют умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

$k осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению искусства слова;

$k овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью;

$k расширяют опыт коммуникации, совершенствуя собственную устную и письменную речь;

$k формируют представление о литературе как виде искусства, знакомятся с литературным процессом и осознают его связь с процессом историческим;

$k получают представление о месте литературного процесса в культуре страны и народа;

$k совершенствуя читательское мастерство, целенаправленно развивают способности, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

$k овладевают общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулирование цели деятельности, ее планирования, осуществление библиографического поиска, умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).

Реализация этих задач способствует формированию духовно развитой личности, активно включенной в современную жизнь, обладающей гуманистическим мировоззрением и освоившей опыт продуктивной коммуникации.

Большую роль при реализации программы играет использование принципа вариативности к которому обращаются и учитель и ученик. Именно поэтому программа насыщена большим количеством авторов и произведений и обозначен характер их изучения. В учебной практике начинающего читателя важна возможность выбора как автора и произведения, так и способа общения с ним. При обращении к одним авторам это будет краткое знакомство, к другим — постижение конкретных художественных произведений, при встрече с классиками родной литературы — относительно обстоятельное знакомство с историей жизни и творчества.

В процессе литературного образования важна система: четкая логика и последовательность этапов. Они отражены в содержании и структуре программы.

Формируя читателя, мы определяем круг его чтения, расширяем имена героев, которые окружают ученика и запоминаются на всю жизнь. Юный читатель знакомится с классикой и вместе с авторами решает проблемы, которые были важны во время их создания и сохранили свою важность до сегодняшнего дня.

Каждый этап литературного образования обогащает ученика как читателя — учит адекватно воспринимать и активно использовать искусство слова. Этому способствует и овладение техникой диалога, и различные формы обращения к художественному тексту: планирование своих ответов, пересказы, работа над сочинениями, рефератами, творческими заданиями и даже использование литературных игр.

Воспитательный эффект воздействия литературы тесно связан с эстетическим совершенством художественного слова, но он зависит и от возраста и подготовленности учеников, что последовательно учитывается в программе.

Именно поэтому важно определить этапы совершенствования литературного образования.

Как указано в стандартах второго поколения, «курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов», а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература)»2.

Каждый этап предполагает достижение конкретных результатов. Это предметные и межпредметные, а также личностные результаты, которые фиксируют знания, умения и навыки учеников.
Первый этап
^ Начальные классы. В начальной школе уроки, связанные с литературным образованием — уроки чтения. Юные читатели накапливают сведения о художественных произведениях и их авторах, приобретают элементарные читательские умения, которые формируются как при подготовленном выразительном чтении, так и при овладении свободным чтением с листа. При этом активно используется способность и желание ученика дать оценку художественному произведению, выбрать по своему вкусу книгу для чтения. На этом этапе мы активно формируем юного читателя.
Второй этап
^ Средние (5—8) классы. Ученики обращаются к новому предмету, который называется Литература. Литературное произведение в программе этих классов предстает и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура курса каждого из средних классов обращена к литературному процессу в его движении от древности до наших дней.

Программа фиксирует границы и пропорции этапов литературного процесса. Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы в читательской практике сегодня. Именно по этой причине литература XX века занимает в нашей программе место, примерно равное тому, которое занимает в ней литература всех предшествующих веков. Это помогает показать роль литературы XX века в истории культуры и литературы и эффективней использовать силу ее воздействия на читателя. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Обозначим последовательность этапов.

В 5 классе ученики начинают постигать специфику литературы, происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку юных читателей более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, то в 5 классе именно сюжет находится в центре внимания юного читателя.

Возможности творческой работы с сюжетом уже на первых уроках дают волшебные сказки. Затем, обращаясь к современной литературе, ученики наблюдают за судьбой сказочных героев. Например, народная сказка «Волшебное кольцо» может быть и на этом этапе рассмотрена в сопоставлении с ее переработкой А. П. Платоновым и Б. В. Шергиным.

Последовательно используется возможность рассмотреть связь различных жанров. Так, рассказ о подвиге Пети Ростова — сюжет героический и волнующий юного читателя, дан в двух воплощениях — в прозаических главах «Войны и мира» и в инсценировке этих глав, созданной М. А. Булгаковым. Такое сопоставление расширяет представление о жизни одного и того же сюжета в различных жанрах.

Таким образом, набор основных базовых понятий: сюжет — герой — жанр — автор предстает уже в 5 классе в их взаимных связях, хотя в центре внимания остаются сюжет и активная работа с теми художественными особенностями, знакомство с которыми так обогащает речь учеников.

В 6 классе в центре рассмотрения юного читателя находится герой, судьбу которого организует сюжет. Бесспорный герой устного народного эпоса — герой былин и сказок. Со знакомства с ним и начинается направленная работа по освоению представления о герое художественного произведения. Поскольку для подростка особенно интересен герой-ровесник, то именно он становится предметом обсуждения большинства программных произведений в этом классе. Особую роль при организации изучения этих произведений может играть обращение к ученическому творчеству: жизнь героя-подростка позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания.

Программа активно использует эти возможности. Так героиня повести В. Ф. Одоевского Маша (ровесница!) ведет дневник. Почему не попробовать создать собственный дневник одного дня или одной недели, глядя на то, как это делала героиня книги?

Герои прочитанных произведений участвуют в переписке. Почему не устроить состязание с ними в эпистолярном жанре?

Книга написана от лица героя-ровесника и повествует о годах его учебы. Почему не попробовать воспроизвести какой-то эпизод из жизни собственного класса?

Обращение к таким доступным и естественным вариантам деятельности принципиально важно. Мир литературы, который может показаться читателю-подростку чуждым миром взрослых людей, вместе с героем-ровесником приближается к каждому ученику. Ровесник предстает как важный участник событий, и, конечно, вокруг него присутствуют герои разных возрастов.

Программа этого класса знакомит учеников и с появлением в XIX в. специальной и увлекательной литературы для детей и юношества — детской и юношеской литературы, которая сразу же завоевала всемирное признание.

В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня создавались, утверждались и сменялись различные жанры эпоса, лирики и драмы.

Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую — специальные разделы, посвященные истории жанров: «Из истории басни», «Из истории баллады», «Из истории сонета» и др.

Так, история басни предстает в виде путешествия басни о Вороне и Лисице по литературам разных времен и народов. Ученики видят, как этот сюжет сохранялся, немного изменяясь, в баснях разных народов в течение многих веков. Они размышляют о причинах стойкости сюжета и его взаимосвязи с жанром басни. Учащимся на протяжении этого учебного года предстоит подумать и о том, когда и почему рождаются различные жанры, почему только некоторым из них уготована долгая жизнь.

В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведения искусства слова, и, как следствие, воспроизведения исторических событий в литературе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Такие произведения не только рассказывают о конкретных событиях, но и раскрывают взаимосвязь судьбы человека с судьбой своего времени. Внимание к тому, что М. М. Бахтин назвал хронотопом, т. е. к пространству и времени на страницах художественного произведения в их взаимной соотнесенности (сам термин в программу не включен), — уже своеобразная подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе. В этом классе при изучении художественного произведения особенно важна роль автора. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится особенно убедительной для учеников. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс. Нужно особо отметить, как широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, ярко и эмоционально выявляется позиция автора.
Третий этап
^ Старшие (9—11 классы). Ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Предложенная для предшествующих классов система изучения искусства слова — надежная пропедевтика этого курса.

Курс старших классов дает возможность ознакомиться с историей родной литературы на фоне литературы всемирной, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панораму литературного процесса.

В 9 классе русская литература представлена в контексте мировой литературы. При этом рассматриваются национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Это — литература первой половины XIX в.

Сведения о зарубежной литературе и литературе народов России тесно связаны с изучением русской литературы. Ученики уже получили сведения о литературе Античности, Средневековья, эпохи Возрождения. Впереди — яркие страницы классицизма, романтизма, богатство форм реализма, новые литературные направления. Обогащению знаний способствует возможность активного использования литературной критики.

Краткий обзор историке — литературных событий сочетается с серьезным изучением шедевров русской классики. В центре внимания находятся важнейшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души».

Система литературного образования во многом связана с овладением теорией литературы. В нашей программе последовательно обозначается обращение к каждому важному именно для конкретной темы литературоведческому понятию. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории — само указание лишь подсказывает попутное использование теоретических материалов, которые подчинены потребностям более обстоятельного прочтения художественных произведений и вводят в обиход читателя необходимую терминологию. Обращение к литературоведческому понятию указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить особое внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении именно этого произведения. Накопление и использование теоретических сведений осуществляется постоянно. Важно понять, когда и зачем нужна теория, и суметь ею воспользоваться, чтобы сделать анализ конкретного произведения более содержательным.

Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.

В 5 классе это сюжет со всеми связанными с ним понятиями: композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод и др.

В 6 классе — герой (литературный). Сведения, которые дают возможность наиболее полно его представить: автобиография, имя (причина выбора), портрет, характер, речевая характеристика, диалог, монолог, герой в системе образов, авторская оценка и др.

В 7 классе — роды (эпос, лирика и драма) и жанры. Их особенности, история возникновения, роль и судьба каждого из них.

В 8 классе — история на страницах литературы. При изучении художественных произведений становится очевидным разнообразие подходов к проблеме времени. Читатель встречается с временем изображенным, временем создания и временем чтения произведения. При этом с особой отчетливостью выявляется позиция автора и сам процесс общения читателя с автором.

В 9 классе дается представление об этапах развития русской литературы на фоне литературы зарубежной, литературы народов России, а, следовательно, формируются характеристики, которые дают возможность оценить произведения искусства; предлагается более глубокое понимание классики, дается первое теоретическое представление об историко-литературном процессе.

На каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами.

Последовательное осуществление принципа вариативности дает учителю возможность творческого решения вопроса выбора. Оно предполагает как сокращение, так и расширение списка произведений, если подготовленность класса или какие-то иные обстоятельства подскажут учителю целесообразность такого решения. При этом возможен пропуск отдельных произведений или использование их для самостоятельного чтения.

В тематических подборках произведений, рассчитанных на чтение и обсуждение, не только возможен, но даже неизбежен свободный выбор. (Например, в разделах «Поэтический образ Родины», «Героическое прошлое России» и др.)

В течение учебного года каждый ученик 5—9 классов выучит не менее 12—15 произведений (стихотворений, фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию учителя, овладевая при этом техникой их исполнения.

В конце программы в Приложении даются две таблицы («Примерное тематическое планирование в 5—9 классах» и «Основные слагаемые процесса литературного образования в 5—9 классах»), помогающие организовать педагогический процесс, методику работы учителя на всех этапах этого процесса и позволяющие целесообразно и своевременно использовать важнейшие сведения по теории литературы.
5—9 классы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы iconПояснительная записка Статус документа
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г. И. Беленького. 4-е изд., перераб. М.: Мнемозина,2009...

Литература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год
Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы» под редакцией члена-корреспондента рао, профессора В. Г. Маранцмана-...

Литература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных...

Литература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение,...

Литература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы iconТематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература
Планирование составлено на основе программы: Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень)...

Литература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы iconТематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература
Планирование составлено на основе программы: Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень)...

Литература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы iconУчебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных...
Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2006

Литература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы iconРабочая программа разработана на основе следующих документов: 1)...
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...

Литература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы iconРабочая программа разработана на основе следующих документов: 1)...
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...

Литература [zaiceva. распечатано: 23 2014 23 2014, 86178. doc ] Литература Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы iconРабочая программа по литературе для 6 класса на 2013-2014 учебный год
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница