Подготовила: Полякова Тамара Борисовна




Скачать 166.94 Kb.
НазваниеПодготовила: Полякова Тамара Борисовна
Дата публикации05.10.2014
Размер166.94 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Подготовила: Полякова Тамара Борисовна,

учитель русского языка и литературы

2011год

^ Раскрась картинку.

Привет! Я девочка Орфография, и мне приятно с тобой познакомиться. А как тебя зовут?

Напиши свое имя.

__________________________________________________________________________________________________

Я знаю: ты учишься в 5 классе. Надеюсь, мы с тобой будем дружить.

Мне хочется быть красивой. Помоги мне, пожалуйста. Возьми цветные карандаши и раскрась меня.

За это я помогу открыть тебе тайны большой и интересной страны, имя которой Русский Язык.

К сожалению, у меня есть одно условие: ты будешь учить все правила, писать красиво и чисто в тетрадях и получать только хорошие оценки.

2

3

^ Что такое орфографическая зоркость

Зорким бывает еще и ум. Для того, чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.

Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чем – то эти люди похожи на настоящих грибников.

«Грибная удачливость» зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немало грибов остается незамеченным. Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли. Они тоже соберут немного грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро.

Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» для ошибок.

4

Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить.В те далекие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи.

Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних Топтыгиных из медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.

Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стены. Царапины навели людей на очень хорошую мысль: на ровную поверхность можно наносить какое-то изображение.

Именно так некоторые ученые представляют дорогу к письменности.

Скажи, а ты пишешь красиво или как медведь лапой (а может быть курица)??

5

Сейчас мы это проверим.

^ Задание.1. Спиши текст.

Русский язык

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете, за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

А. Яшин

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6

Проверяемая безударная гласная в корне слова

Самая коварная

В корне безударная,

Если есть сомнение,

Она без ударения.

Проверять начнем с простого:

Ищем смысл корня слова.

Часто корень на поверку

Сам годится для проверки.

Нет- тогда подбор ведите:

Среди родственных ищите

Слово ,где бы ясною

Стала буква гласная.

Пример: роса - ро´сы.

Задание.2. Выпишите из стихотворных строк слова с безударными гласными, подберите проверочные слова. Найдите словарное слово.( См. пример)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

А пузатый от меня

Убежал, как от огня.



Что может показать моряк?

Он может рассказать,

Как 2 конца каната взять,

Морским узлом связать

И как в воде держать весло,

Чтобы в Стамбул не унесло.













________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8

9

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Чтоб меньше было случаев нелепых

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайся к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.


Гриб – грибы

Снег - снега
Согласный сразу проверяй:

Слово смело изменяй,

Рядом гласный подставляй!

Задание3. Измените единственное число на множественное и правильно запишите согласную букву:

Бере..; ястре..; ле..; гри..; стри..; голу..ь; ёр..

^ Задание 4. Выбери из всех перечисленных слов такие, которые определяли бы следующую последовательность пропущенных согласных:

А) Ж – ш – ж – ш

Б) В – ф – ф – в

В) К – т – к – т

Г) В – ф – в – ф

Бомбе…ка, дура…ка, но…шество, корме…ка, ло...кий, деле…ка, ше…ство, батиска.., во…зал, фу…бол, сто.., бра.., э…зотика, дро…ки, мо…ки.

10

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Непроизносимые согласные
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

^ Задание 5. Подчеркни непроизносимые согласные в корне слова.

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова -

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

"Здравствуйте" сегодня не сказал.

11

Буквы и, у. а после шипящих

Знаем твердо, что жи – ши

Пишем только с гласной и,

А в словах, где ча и ща

Мы напишем только с а.

Где же встретим мы чу – щу,

То напишем с буквой у.

 

Слово быстро изменяю,

Пишу его по падежам.

Склоненьем это называю

Запомнить это надо нам.
Р

азделительный Ъ и Ь

Сказка о разделительном знаке.

Незнайка писал диктант. «Сел кашу, пю воду, веду сёмку, забить коля», – старательно выводил он.

– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!

– А что с вами случилось? – удивился Незнайка.

– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по 2 звукан: [йэ], [йо], [йу], [йа], – но делаем это с помощью твердого знака, который

ставится после приставок и мягкого знака, употребляемого в

12

других случаях. Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только одни звуки: [э], [о], [у], [а] – и читают «сел», «пю» вместо «съел», «пью».

Стыдно стало Незнайке, стал он быстро исправлять написанное. Простите его, буквы, он больше так не будет безграмотно использовать мягкий и твердый разделительные знаки.
^ Задание 6. Составь пословицы, соединяя начало пословицы с концом

А) Несчаст…я боят...ся

Б) Мален...кое дело

В) Учен...е – свет

Г)К большому терпе-нь...ю

Д)Сил...на птица крыл...-ями

Е) Отол...ются волку

Ж) Два неразлучных друга –

Лучше бол…шого без-делья.

а неучен...е – т...ма.

придет и умен...е.

а человек – знан...ем.

овеч...и слезки.
счаст...я не видат…

мороз да в...га.


13

^ О ТОМ, КАК БУКВЫ ПОССОРИЛИСЬ, КАК ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ ГОД, И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВСЕГО ВЫШЛО

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Еще там жили знаки препинания. Вот такая вот страна была. Жили там все дружно, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Особенно дружили буквы е, ё, ю, я с буквами д, т, б, з, ну теми, что стояли в конце приставок. Да вот беда, повадился Твердый Знак между ними вставать, дружбу их разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить.
И вот наступил Новый год. Буквы е, ё, ю и я решили устроить праздничный бал. Пригласили всех жителей своей веселой страны, но Твердому Знаку приглашение не прислали, не хотели праздник себе испортить. Обиделся Твердый Знак, топнул ногой и сказал: "Вот уйду я, узнаете, что тогда будет!" И стал собираться в дорогу.

А в доме букв-подружек е, ю, я и ё царило веселье. Отпраздновав Новый год, буквы решили разнести подарки тем, кто не смог придти на праздник. Взяли подарки и вышли на улицу. "Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква ю. – А живет он... – она посмотрела на адрес. – "Обездная улица, дом 5, подезд

14

"Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква ю. – А живет он... – она посмотрела на адрес. – "Обездная улица, дом 5, подезд 2, кв. 3".
"Но у нас нет такой улицы! – удивилась буква з. А что такое подезд?" – спросила буква е.
Бедные буквы очень расстроились, что не смогут отнести подарок Восклицательному Знаку, но ничего не поделаешь.
Буква я достала следующий подарок. "А это шапочка для Вопросительного знака, – молвила она. – А адрес его... Разездной переулок, дом 6, подезд 1, кв. 5".
"Но ведь у нас нет и такой улицы!" – закричала буква т.
"А что такое подезд?" – заплакала буква е.
"Никто не может нам помочь!" – в отчаянии сказала буква ю.
"А может, все-таки может?! – прокричала буква я. – Смотрите, Твердый Знак идет!"
Твердый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти.
"Я, кажется, поняла, – сказала буква е. – Мы обидели Твердый Знак, вот он и ушел из всех слов, в которых он был. Попробуйте подставить его во все названия и посмотрите, что получится!"
Буквы взяли конверты:
"Объездная улица!" – прочитала буква т.
"Оказывается, это подъезд!" – закричала буква е.
"И это Разъездной переулок", – молвила буква ё.
Ну, вот все и встало на свои места. Буквы попросили прощения у Твердого Знака. Он простил их и сказал: "Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я должен стоять после согласной в приставке и перед гласными е, ё, ю, я. Такова моя судьба – разделять эти буквы. Ведь я – Разделительный знак! Вы уж меня поймите".
Буквы все поняли и стали дружить с Твердым Знаком.

15

Привет! Это твоя подружка - Орфография. Давай мы с тобой поиграем!!!

Игра «Потерялось слово».

Рыдают слоги в каждой строчке:

– От наших слов – одни кусочки!

Но если части слов найдете,

То быстро вы слова прочтете.


16

^ Запишите правильно слова:

17

18

Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Не ощутишь ее волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом,
Не то, что нужно ставят под удар.
Возил не шофер, а шофёр
Не фарфор, а фарфор.
Был оглашен не приговор –
Судебный приговор.
Ушел шофёр на многие
Не лета, а лета,
И дверь за ним не заперта
Была, а заперта.
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит стар и млад.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Строгал не столяр, а столяр,
Но доску - не доску.
И слушал в одиночестве
Не "Тоску", а тоску.
Ушел столяр на многие
Не лета, а лета,
И дверь за ним не заперта
Была, а заперта.
Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Ты не услышишь голоса фанфар.
Умолкнут все фанфары,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Ф. Кривин


19

Задание7. Выразительно прочитай стихотворения вслух

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

***

ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевАть.

***

Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

***

Не говори катАлог,

А только каталОг.

А твОрог? Можно твОрог,

А можно и творОг!

***

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

20

правописание приставок

З- приставки не бывает –

Это каждый школьник знает.

^ Зги, здесь, здание, здоровье

З – пишите на здоровье.

Сжать, сбежать ,сгибать, сдержите

С – приставку напишите.

***

В приставках из-, воз-, через- , раз- и без- ,низ-

Всегда перед звонким пишется З.

А если с глухою приставка встречается,

Концовка приставки на С изменяется

****

Расчётливый, расчесть, расчёт –

Приставка рас- и корень – чет-

Рассчитывать и рассчитать –

Две надо буквы с писать.

^ Задание 8. Вставь пропущенные буквы, выдели орфограмму.

Поздний ра…свет. Бе…престаннно идут дожди. Все позже во…ходит солнце. Без зонтика нево…можно выйти из дома. Ветер ра…носит созревшие семена. Дороги ра…мыты, унылая и бе…радостная картина.

Дорогие юные друзья! Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы. Защищайте зелёного друга.

21

Корни с чередованием

В царстве Русского Языка жила-была гордая и красивая царевна Грамматика. Прислуживали ей два брата Лаг и Лож. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

        Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему царству Русского Языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев Лаг и Лож, того награжу по-царски».

        Со всех земель невиданного царства – государства съехались Гласные, Согласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки.

        Первым оказалось ударение. Оно подпрыгнуло, но не удалось ему допрыгнуть до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась для них эта задача. А вот две сестры согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж понравились им братья Лаг и Лож. Согласная Г быстро подскочила к брату Лаг, а ее сестрица – к братцу Лож. Да так и остались навсегда с ними.

        С тех пор, как увидит царица Грамматика Согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Лаг, а если сестрицу Ж – то братец Лож.

^ О напишем в корне –РОС-:

Вырос, перерос, подрос.

Но не путай никогда:

В –РАСТ- и –РАЩ- напишем А.

22

Задание 9. Вставь пропущенные буквы, графически объясни их написание.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отношения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты.

^ Задание 10. Вспомни слова-исключения на правило «Чередующиеся гласные в корне слова», придумай с ним словосочетания и запиши их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23

Буквы о-ё после шипящих в корне

Это случилось давным-давно в стране Орфографии. Появилась там новая буква – Ё, да такая вредная, просто жуть. Хотела она из всех слов вытеснить букву О, особенно в словах, где есть шипящие. Но буква О не такая уж простушка, ни за что не хотела уступать своё место. Мучились с ними, мучились, да и решили: в корнях под ударением будет слышатся О, а писаться Ё, если можно будет проверить. А вот в словах – исключениях и иноязычных словах и писаться, и слышатся будет О на законных основаниях и никакой проверки для этого не нужно. Вот так.

***

Крыжовник. шомпол, шорох, шов и капюшон –

В корне слова пишем всегда О.

И в словах иноязычных

В корне О писать привычней.

****

Проблема в корне – не зевай:

Ё на Е скорей меняй.

После корня у глагольных

Букву Ё пиши спокойно.

В именных за корнем О –

Это знаем мы давно.

24

Задание11. а) Объясни, почему после шипящих в корне пишется буква ё.

Шёпот, жёлтый, печёнка, чёрный, жёлудь, шёл, жёрдочка,

пчёлы, шёлк.

б) Объясни, почему после шипящих в корне пишется

буква о.

Крыжовник, капюшон, шов, шорох, мажор, трущоба.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Распределите слова в два столбика. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корни, устно подберите проверочные слова там, где это возможно.

Ч…лка, веч…рка, реш…тка, ш…лковый, крыж…вник, ч…рт, сч…т, ож…г (руку), ш…пот, ч…кнуться, ож…г (руки), ч…рточка, деш…вый, ш…рстка, ж…лоб, тяж…лый, ж…сткий, чащ…ба.

Задание 13. Реши пропорцию:

Изж…га : крыж…вник = ? Ч…ртик : щ...лка = ?

25

^ Задание14. Распредели шары по корзинам

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26

Буквы Ы и И после Ц

Правописание И/Ы после Ц

Жила-была в стране Орфография буква Ц. И была она царицей. Царица Ц решила разделить свое богатство с приближенными. А самыми близкими и любимыми были буквы...? Да-да, Ы и И.
        – Я вас обеих люблю, – сказала царица Ц, – и сегодня в знак этой любви я дарую вам право стоять рядом со мной в словах. А кому и сколько слов достанется, решит соревнование. Вы расскажете мне, как вы меня любите, а я решу, сколько слов дать каждой из вас.
        Буква Ы – тугодумка! Пока она чесала в затылке, буква И выскочила вперед и затараторила.
        – Ах, царица Ц, царица Ц! Я так вас обожаю! Вы так добры, так умны, так прекрасны! Не хватит цифр, чтобы сосчитать знаки внимания, которые я буду вам оказывать! Каждый день на мотоцикле я буду возить вас в цирк, в день рождения я подарю вам циркуль и цилиндр, среди подчиненных я наведу дисциплину, в случае болезни все достижения медицины будут к вашим услугам, а дворец я украшу нарциссами, глициниями и гиацинтами.
        Если бы вы могли видеть царицу Ц в этот момент! Как приятно ей было слушать слова буквы И! Она улыбалась, вздыхала, закатывала глаза и наконец промолвила:
        – Ну что ж, жалую тебе навеки право стоять после Ц в корне слова!
        Буква И отвесила благодарный поклон. Пока она кланялась, буква Ы опомнилась и тоже начала объясняться в любви:
      

27

  – А я… А я, глубокоуважаемая царица Ц, а я... я буду

петь для вас цыганские романсы, буду разводить для вас цыплят, утром на цыпочках буду заходить в вашу опочивальню, чтобы сказать «цыц» всем, кто осмелится вас разбудить.
        В отчаянии буква Ы замолчала, потому что больше ничего не могла придумать. Царице Ц жаль стало букву Ы.
        – Ладно, – решила она, – нет правил без исключений. Пусть в словах цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнул, цыц пишется буква Ы.
        Буква И решила, что дарованных ей слов мало, и снова вступила в соревнование:
        – Ах, царица! Я посажу в вашем парке акации, дворец будет сверкать иллюминацией, на вашем столе будут лежать книги с иллюстрациями, ваш покой будет охранять полиция.
        – Замечательно! Замечательно! – захлопала в ладоши царица. – Отныне во всех словах, оканчивающихся на -ция, будет писаться буква И.
        Царица выжидательно посмотрела на букву Ы. Та продолжила:
        – Ваше высочество! Я днем надену на ваши пальцы кольца! Каждый вечер буду устраивать для вас танцы! Всегда на вашем столе будут свежие огурцы! Все лестницы, гостиницы, все улицы города я украшу вашими портретами! Я устрою для вас зоопарк, и в нем будут жить волчицы, лисицы, куницы, ящерицы, львицын и тигрицын вой будет раздаваться там!
        – Я вижу, буква Ы, ты тоже меня любишь. Разрешаю тебе стоять рядом со мной в суффиксах и окончаниях.
   28  

   Больше буквы Ы и И ничего не могли придумать, как ни пытались, как ни ломали головы.

Исключения: Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул: «Цыц!».

^ Задание 14. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму

Ц…пленок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И только одного не знал
Где И, а где же Ы.

Дорогой дружок! Тебе понравилась эта тетрадь или нет?

Напиши о своих впечатлениях. Если на страницах ты нашёл ошибку – смело исправляй красным цветом!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовила: Полякова Тамара Борисовна iconВнеклассное мероприятие «Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!»...
Эпиграф «… Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна …Родина» М. Пришвин

Подготовила: Полякова Тамара Борисовна icon«Эта удивительная математика!» Подготовила учитель математики Королёва...
Б. Паскаля на доске, эмблемы, математические газеты, плакаты болельщиков, карточки с заданиями, оценочная таблица жюри

Подготовила: Полякова Тамара Борисовна iconЭкологический проект «зимующие птицы» (вторая младшая группа) Подготовила:...
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая...

Подготовила: Полякова Тамара Борисовна iconКонсультация для родителей Подготовила: Оксана Борисовна Куликова, воспитатель первой категории
О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию – так велик его вклад в детскую литературу. Его стихи расширяют кругозор...

Подготовила: Полякова Тамара Борисовна iconРусский язык 1 кл. Полякова А. В.«Просвещение», 2012г. Русский язык...

Подготовила: Полякова Тамара Борисовна iconПолякова Песенник «У любви, возможно, женское лицо»

Подготовила: Полякова Тамара Борисовна iconАнна Борисовна Островская Неспешные прогулки по Киеву Ведёт Анна...
Киев входил в состав России, а Мотовиловка располагалась за селом Мытница, где проходила граница Польши. Так как строил Клим на территории...

Подготовила: Полякова Тамара Борисовна iconАнна Борисовна Островская Неспешные прогулки по Киеву Ведёт Анна...
Университета, которая получила название Шулявской так как вела в сторону рабочего предместья Шулявка. Улица была отнесена ко 2 разряду,...

Подготовила: Полякова Тамара Борисовна iconГермании. Одна из женщин Вера Кайс постоянно повторяла на русском: Где тетя Тамара?
В июле 2011 года в п. Луговском на улице Гагарина появилась необычная делегация из 4 человек, это были гости из Германии. Одна из...

Подготовила: Полякова Тамара Борисовна icon10 «А» Классный руководитель Олейник Тамара Ивановна 1



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница