Методическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич




Скачать 154.25 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич
Дата публикации12.10.2014
Размер154.25 Kb.
ТипМетодическая разработка
lit-yaz.ru > Литература > Методическая разработка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Тарусский дом детского творчества»

Литературно-музыкальная гостиная

«Поэтическая Таруса — моя малая родина»

Методическая разработка

Разработал Иванов Виктор Анатольевич,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ТДДТ

Таруса, 2013
Пояснительная записка
Литературно-музыкальная гостиная - форма отнюдь не новая. Она разработана и описана в педагогической литературе: в методических пособиях, в периодических изданиях мы обнаруживаем многочисленные сценарии литературно-музыкальных гостиных.

Я расскажу о литературной гостиной как непрерывно действующей форме речевой практики. Почему это именно речевая практика? Что дает такого рода деятельность для развития старшего школьника?

Литературная гостиная - содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Наша стихия - область прекрасного. Это воздух, которым мы дышим. Значит, гостиная - это форма постижения эстетики. Причем и сама форма должна быть эстетичной. "В красоте нужно жить, чтобы узнать ее", - писал Н. Бердяев. Отсюда одна из главных наших задач и оригинальность: создать атмосферу прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый из нас ощутил особый эмоциональный настрой "на самый высший лад" - лирический. Как мы это делаем?

Важно, что эстетика гостиной создается самими учащимися. В ходе обсуждения приходим к общим выводам: как оптимально выстроить сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, костюмы; как гармонично скомпоновать сценарий, каково видение мизансцен...

Таким образом, первый и важный компонент нашей работы - эстетический. Результатом является формирование эстетического вкуса, чутья, эстетических взглядов, в перспективе - эстетического мировоззрения.

Неотделим от эстетического компонента и нравственный. Весь литературный материал, который дети "пропускают через себя", нравственно-ориентирован на высшие человеческие ценности, т. е., осваивая его, подросток одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др. Таким образом, приобретается опыт сопричастности, сочувствия, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Развивается эмоциональная сфера личности. Нравственное и эстетическое воплощается в слове. Главный нерв нашей работы, ее стержень - общение с поэтическим словом.

Важно, что коллектив, готовящий литературно-музыкальные гостиные, - постоянный. Костяк группы (15 учеников 8-10 классов) в течение всего учебного года ведет непрерывную работу по подготовке и проведению гостиных. По мере приобретения опыта ребята становятся все более самостоятельными и уверенными в своих силах (могут взять на себя роль ведущего, самостоятельно провести репетицию).

Результат, вернее, продукт нашей работы - небольшая (длительностью до часа) литературно-музыкальная композиция. Длительная подготовка к вечеру (в течение нескольких месяцев) позволяет ученикам "вжиться" в литературный материал, прочувствовать его.

Итак, речевая практика "Литературно-музыкальная гостиная" - одна из оптимальных и адекватных форм общения с искусством средствами самого искусства. Эта форма творится самим подростком и адресована ему же.

Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как человекоформирующий фактор, что немаловажно для подрастающего поколения и, на мой взгляд, является одним из актуальных направлений воспитания обучающихся в современном мире.

Цель: способствовать музыкально-литературному развитию ребёнка, познанию им культуры своего края через ролевые игры и литературное творчество.

Задачи:

Обучающие

Учить создавать литературно-музыкальные миниатюры, композиции; пополнять багаж знаний по истории родного края;

Развивающие

Развивать образное мышление, память, речь, сконцентрировать внимание на ценностях родного языка, эстетический вкус, музыкальную культуру.

Воспитывающие

Воспитывать любовь к родному краю через художественное слово и музыку, чувство гордости за своих земляков.

^ Межпредметная связь: литература, музыка, искусство, история.

Оборудование: мультимедийное оборудование, фотографии поэтов и писателей, картины художников-любителей с изображением родного края, рисунки детей и фотографии, микрофон, гитара.

Литературно-музыкальная композиция входит в курс изучения раздела программы «Поющая гитара» 2 года обучения учащихся, раздела «Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры», где главной целью является воспитание патриотических качеств личности и формирование русского самосознания, основанного на памяти о выдающихся личностях родного края.

^ Методы и приемы:

Литературно-музыкальная гостиная относится к устным формам информации и рекомендации комплексного характера. Такая форма работы, как правило,  включает в себя кроме «книжной составляющей» художественное слово, музыкальные произведения, изобразительные средства и т.п. Таким образом, программа гостиной состоит из комплекса форм информации как наглядной, так и устной, объединенных одной темой. В литературно-музыкальной гостиной переплетаются две линии: познавательная и развлекательно - эмоциональная.

 Методика подготовки гостиной весьма непроста и требует, как правило, не менее 1-2 месяцев. Участники проекта разрабатывают программу, план, сценарий вечера, привлекая к этому компетентных людей; подбирают иллюстративный материал и т.п. Важным вопросом является и использование на тематических вечерах технических средств. Необходимо красочно оформить место проведения вечера, подобрать и подготовить костюмы для участников (при необходимости)

В процессе представления необходимо смелее использовать приёмы ролевых игр. В случае заминок в ходе представления можно выходить из положения импровизацией.

В процессе подготовки необходимо направлять деятельность ребят на поиск необходимого материала в литературных источниках, на просторах интернета, тщательный отбор его. Важно учитывать психологические, индивидуальные и возрастные особенности участников вечера. Выступать на сцене могут не все, поэтому главной задачей является распределение ролей, учитывая способности учащихся, по плану.
^ План работы:

  1. Сбор информации. Подобрать необходимый материал для проведения мероприятия: подборка стихов, музыки, биографических сведений.

  2. Реализация практической части. Это полностью творческий этап, где нужно максимально проявить свои таланты, двигаясь в русле собственных интересов. Распределить роли между участниками.

  3. Создать продукт для пользования другими учреждениями – литературно-музыкальный вечер, видеоролики и презентацию.

  4. Провести небольшой самоанализ. Оглядываясь на проделанную работу, выясняем, не пропустили ли чего-нибудь важного, правильно ли рассчитали время и силы.

  5. Репетиция, оформление зала, техники для демонстрации слайдов, видео- и аудиоматериалов, компьютерной презентации, рассылка приглашений.


Результат:

  • формируется языковая компетентность ученика, языковое чутье и бережное отношение к слову;

  • развивается связная, правильная, образная и эмоциональная речь, литературные и творческие способности, совершенствуется речевая культура ученика;

  • осваиваются рациональные приемы и навыки работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;

  • приобретается опыт публичного выступления;

  • расширяется и углубляется представление учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил;

  • Развивается эстетический взгляд при просмотре картин, прослушивании литературных и музыкальных произведений

^ Анализ проведения мероприятия:
Эффективность  мероприятия состоит в том, что участники добились желаемого результата  своим упорством и старанием за небольшой промежуток времени: изучили необходимый материал, создали свои литературные и музыкальные «шедевры». При проведении мероприятия были отмечены как плюсы, так и минусы. К положительным результатам можно отнести яркость и эмоциональность проведения гостиной, наличие костюмов к постановке, хорошее исполнение песен и стихов, четкую и выразительную речь ведущего.

Но не обошлось и без отрицательных моментов, которые необходимо отметить. Волнение детей сказалось на их выступлении. Отсутствие видеокамеры для съемки и потеря фотографий из-за технических неполадок компьютерной техники, что огорчает.
^ Ход мероприятия:

Актовый зал. На стенах картины художников-любителей и фотографии города.

Ребята сидят полукругом. На экране проецируются презентации и видеоматериалы.
Ведущий: Из далёкой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле. У каждого поэта есть своя палитра красок, свой образ России. Но каждый поэт покоряет наше сердце, затрагивая в нём сокровенное чувство родины.

Когда-то Сергей Есенин советовал молодым стихотворцам, чтобы они искали родину, без которой не может получиться хорошего поэта. Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому, человечность составляли суть, глубинную основу его поэзии.

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

«Родина — это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку», - писал А.Блок.

Николаю Рубцову, выросшему сиротой, глубокое чувство любви к «тихой родине» и неистребимая, мучительная и всёпоглощающая нежность к родным местам помогали ему петь свои чистые, грустные и в высшей степени светлые песни:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть.

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Звучит песня В.Иванова под гитару «Тихая пристань» в исполнении автора. На слайде видеоролик Машковой Варвары.
^ Тихая пристань
В берег уткнулись замёрзшие лодки.

Слышится шорох саней,

А у часовни рябинки-сестрёнки

Кормят с ветвей снегирей.
Тянет смолистым дымком от избушек

Возле уснувшей реки.

Вечер сменил день у вётел-старушек.

Иней усыпал виски...
Светится ёлка в узорах окошка.

К всенощной звон серебром!

Стихла метель и, как серая кошка,

Скрылась за старым плетнём.
Тихая пристань... Звёзды над крышами.

Роща... Игумнов овраг.

Мы на земле нашей не были лишними,

Божий родник не иссяк.
Сколько б его ни мутили нам бражники

В синем краю старины,

Будут идти богомольцы и странники

В этот приют тишины,
Где в белой рубашке

Храм Воскресения

Небо крестами обнял,

А с колокольни -

Восторг утешения

Льётся в приокскую даль.

Ученик 1:

Малая родина... Горячо любимая Таруса — зимняя, летняя, весенняя, осенняя, вдохновляющая нас на творчество... Редкий по красоте уголок нашей необъятной Родины. Можно долго перечислять имена известных людей, живших и работавших в этом уютном, тихом уголке Калужского края.

Приокские луга, «ивы-провидицы», «волшебные дубравы» Пачёвской долины, святой источник на холмистом берегу Оки явились «райскими истоками» в развитии творческого дарования маленьких Муси и Аси Цветаевых.
* * *

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Всё так же сонными лугами

Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,

Спешат удары за ударом,

И всё поют о добром, старом,

О детском времени они.
О, дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственным сарай.
Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Всё так же сонно-тяжело

Качаются на клумбах мальвы..

<1911-1912>

Ученик 2:

М. И. Цветаева по праву считала Тарусу «местом своей души», «праздником души и природы», обращаясь в своём творчестве к теме «золотых деньков» тарусского сказочного детства: « Чтобы узнать поэта, нужно отправиться в его страну, в его мир... Детство — это вечный вдохновляющий источник лирики».

Автор музыки (Лузанова Ксения) исполняет стихотворение М. Цветаевой «Мирок» на гитаре.

Ученик 3:

«С берега Оки во все стороны открываются сияющие дали, близкие и далёкие планы лесов — от светлых и серебрящихся под солнцем до загадочных и тёмных, сохраняющих в своей глубине журчание ручьёв и шумящие кроны столетних дубов и сосен...»

Так писал о Тарусе Константин Георгиевич Паустовский.

Ученик читает стихотворение Ксении Лузановой «Родина».
Застилает туман небо синее,

Озарённое белой луной.

Пробегусь по просторам России я.

Хочешь, ты отправляйся со мной.
Мы пройдёмся с тобою по берегу,

По лесам, по степям и полям.

Там, где солнце меж сосен затеряно,

Там, где травы внемлют цветам,
Где с куста нам кивает смородина,

Где роняют свой пух тополя,

Там и есть наша милая родина,

Там встречаем рассвет ты и я.

Ведущий:

«Много удивительных картин живой природы можно увидеть на берегах Оки: таинственные ручейки, журчащие под кронами вековых дубов, молодые березняки, высокие сосны, растущие на юру», - писал фронтовик-краевед Иван Яковлевич Бодров в своей книге «Таруса». «Волшебница природа будто нарочно собрала в окрестностях городка все свои богатства и выставила на показ людям».

Ведущий исполняет свою песню «Осень в Тарусе». Песня сопровождается видеороликом, подготовленным Машковой Варвары.

^ Осень в Тарусе
Как опавший листок

Мечен я этой осенью поздней,

Ветром в дали гонимый

По проседи первых снегов.
Заплетает рябина в венок

Отпылавшие гроздья,

И у камня Марины

Минувшего слышится зов.
Тянет ветви ветла

К одинокой цветаевской ели

Из бурьяна забвенья,

Корнями сплетясь под землёй.
Здесь надежда светла,

Как мусатовские акварели.

Пусть «Осенняя песня»

Вернёт им забытый покой...
Над тарусскою росстанью

Ангел печали летает.

С Воскресенской горы

Загляжусь, очарован и тих.
Над задумчивой осенью

Ангел звезду зажигает.

Чтоб согрела родных, -

Помолюсь на дорогах земных.
Пусть обитель сиротства

Хранит тишину увяданья,

И плывёт над Окой

Поминальный ноябрьский звон, -
Берегиня вернётся

По узкой тропе ожиданья,

Освятив родниковой водой

Мой последний поклон.
Ученик 4:

«Незабываемо прекрасны окрестности этого городка. Природа щедрой рукой наделила их гармонией переходов света и теней, переливами красок — от радостных оттенков покрова лугов до сумрачных теней густых лиственных лесов», - писал о Тарусе историк-краевед Н.Н.Гостунский.

И как приятно возвращаться домой после дальней дороги и видеть добрый свет горящих окошек, где тебя всегда ждут родные.

Ученик исполняет под гитару своё стихотворение.

Татьяна Лыткина

Домик

Дом родной, забытый и любимый

Для души такой необходимый.

Он, как лучик солнца для травинки,

Как мороз для острой колкой льдинки.
Вот скамеечка у дома,

С детства мне она знакома.

Воздух чист, прозрачен, вмиг бодрит,

Освежает, лица молодит.
Возвращает в детства мир чудесный,

Где обмана не было и лести.

Там здоровы все, удачливы и живы,

Вечно счастливы, добры, любимы.

Ученик 5:

«Стихи не набор красивых слов и фраз. Это признание в любви. Нежность к рассветам и закатам. Раздумья над светлой Окой под ласковый лепет волны», - писал тарусский поэт Борис Шипилов.

Звучит песня автора на стихи Бориса Шипилова под гитару.

Речушка-резвушка
Спешит река. Бежит река.

Серебряная лента.

Течёт она издалека.

Прохладно и приветно.
Над нею тают облака.

Смеётся ярко солнце.

Таруска — резвая река.

Прозрачная до донца.
Журчит река. Поёт она

Частушки-скоморошки.

И в бликах солнечных волна

Ей хлопает в ладошки.
И ели смотрят свысока

Торжественно, отрадно.

Таруска — звонкая река.

Зелёная прохлада.
Летит река, бурлит река.

Нельзя остановиться.

Над нею радуга-дуга

И алые зарницы.
И дарят с неба облака

Реке дождинки-бусы.

Таруска — милая река.

У городка Таруса.

Ведущий:

«В ранний рассветный час, когда на востоке текут оранжевые и сиреневые реки, тогда с Тарусы спадает лёгкий покров короткой летней ночи, высокий город, украшенный садами, пахнущий липовым мёдом, земляникой и парным молоком, светится такой кроткой, тихой красотой, что в душе, помимо воли, рождаются добрые умильные настроения, а в памяти воскресают мотивы, заученные в детстве», - вспоминал о Тарусе в 1916 году писатель Алексей Свирский.

Говоря о Тарусе и ее жителях, нельзя не сказать о Константине Георгиевиче Паустовском, замечательном писателе 20 века, жившим и работавшим в нашем городе долгое время.

(подготовленный ученик предлагает вниманию зрителей яркие биографические факты о писателе)

Ведущий: В нашем Доме творчества есть театральное объединение «Пульс». Ребята предлагают вам посмотреть сценку из произведения «Телеграмма» К.Паустовского.  Рассказ “Телеграмма” дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском “Я”, выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей, интерьера и др. худ. средств.

(обыгрывание эпизода на сцене участниками

театрального объединения «Пульс»)

Ведущий: Говоря о Тарусе, путешествуя по её берегу вдоль Оки, можно вспомнить ещё многих и многих хороших людей, среди которых для нас особенно дорог Эдуард Ефимович Мазнев. Человек разносторонне одарённый. Талантливый художник, поэт, музыкант. Призванием, для которого была работа с детьми. Эдуард Ефимович, мой предшественник, педагог по классу гитары. Эта сцена, эти стены нашего Дома Детского Творчества помнят его голос, его песни. Для взрослых и детей, с которыми он занимался, он навсегда останется добрым, отзывчивым и жизнерадостным человеком. И пусть доброй памятью о нём прозвучит его песня о Тарусе.
Звучит песня Эдуарда Мазнева
^ Песня о Тарусе
Над рекою голубою городок стоит,

И идущих, и плывущих он к себе манит,

А по берегу толпою гостевой народ,

И куда-то уплывает белый теплоход.
Моя Таруса не жемчужина у моря,

Она скромна, как синеокая Ока,

Но вьются чайки в голубом просторе,

Тебе, Таруса, моё сердце и рука!
У подъезда землянику запросто найдёшь,

А захочешь из ромашек ты венок сплетёшь.

И по вечерам Таруса ох как хороша!

Здесь, поверьте, сразу исцеляется душа.

А Тарусу называют русский Барбизон,

Соловьиными ночами здесь уходит сон.

Хороша Таруса в непогоду и в тиши

И куда ни погляди — про всё стихи пиши!
Моя Таруса не жемчужина у моря,

Она скромна как синеокая Ока,

Но вьются чайки в голубом просторе,

Тебе, Таруса, моё сердце и рука!
Ведущий: Мы совершили с вами небольшое путешествие в поэтическую Тарусу и надеемся, что эта встреча оставит добрый свет в сердце каждого из вас, кто сегодня слушал, вспоминал и сопереживал вместе с нами. Спасибо всем за внимание
Список использованной литературы.


  1. Есенин С.А. Стихотворения.Поэмы. М., Худож.лит., 1982.-479с.

  2. Иванов В.А. Надежда.Стихотворения.Очерк. Калуга,1996. - 52с.

  3. Над Тарусскою росстанью. Тарусский альманах. Калуга, Изд-во «Фридгельм», 2011. - 152с.

  4. Родина. Стихи русских поэтов. М., Дет. Лит., 1986.-271с.

  5. Рубцов Н.М. Подорожники.Стихотворения.М., Мол.гвардия, 1985.-318с.


Интернет-ресурсы: http://gimnaz.univers.krasu.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич iconВладислав Иванов / Виктор Пелевин: wow?
Владислав Иванов / Виктор Пелевин: wow? Bay! Yes или Казнь pump fiction переносится

Методическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич iconМетодическая разработка по образовательной области «Музыка»
Разработал музыкальный руководитель гбдоу детского сада №7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5

Методическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич iconМетодическая разработка классного часа Тема: Навеки перед нами подвиг твой
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне

Методическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич iconМетодическая разработка классного часа 2012 год Фролова Е. Ю. Рождество...
Рождественских праздников со студентами техникума. Цели проведения этого мероприятия – возобновление традиций празднования православных...

Методическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич iconРайонное методическое объединение учителей немецкого языка. Методическая...
Название ресурса: Тематическая разработка «Wochentage. Datum» (Выполнена в рамках Всероссийского конкурса «Klein, aber fein!“ для...

Методическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич iconМетодическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...

Методическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...

Методическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич iconМетодическая разработка.
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...

Методическая разработка Разработал Иванов Виктор Анатольевич iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»
Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница