Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету




Скачать 267.24 Kb.
НазваниеМатериалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету
страница1/3
Дата публикации13.10.2014
Размер267.24 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3



Составитель:

кфн, доцент О.В. Четверикова


МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине «Б3.ДВ 9» «Основы научного исследования»

Форма обучения – заочная (ZSBЛ - РЛ- 3-1)
Требования к зачету


    1. Знание понятийного аппарата.

    2. Владение приемами лингвистического анализа фактического материала.

    3. Способность написать Введение к исследовательской работе по выбранной теме.

    4. Защита исследовательской работы.


Шкала перевода баллов в оценки

- менее 33 баллов – «неудовлетворительно»;

- от 33 до 60 баллов –«удовлетворительно»; «зачтено»;

- от 61 до 85 баллов – «хорошо»;

- от 86 до100 и более баллов – «отлично».

^ Цели и задачи освоения дисциплины:

- вооружить студентов научными сведениями о важнейших направлениях и сторонах современного исследования языка как системы, как средства формирования мысли, как способа получения информации и ее закрепления в сознании и речи;

- познакомить с основными лингвистическими понятиями и терминами, необходимыми для усвоения дисциплины;

- сформировать умение работать с научной литературой, с фактическим материалом на основе современных приемов и методов исследования языка.

^ Дидактический минимум содержания дисциплины. Интеграция и дифференциация в науке. Методология — Метод — Методика. Направления в современном языкознании История системного подхода к изучению языка. Адаптивные функциональные системы. Среда. Полевая структура и нечеткие множества. Тезаурусный подход. Функции системы.

Выбор методики. Методы: гипотетико-дедуктивный метод; метод оппозиций; дистрибутивный анализ; валентностный анализ; контекстологический анализ; компонентный анализ. Использование компьютеров в лингвистических исследованиях.

Требования, предъявляемые к научному исследованию. Выбор темы и объекта исследования. Название темы. Обоснование темы. Планирование. Критерии отбора материала. Источники фактического материала. Интуиция и воображение. Композиция работы.

Метаязык исследования. Общее понятие о метаязыке. Терминология. Недостатки терминологии и их причины. Методические рекомендации студентам.

Графический метаязык исследования. Буквенная символика. Схемы. Таблицы и графики. Графика, заимствованная в математике. Графы.

Стиль изложения. Функциональный стиль научной прозы. Лексико-фразеологическое варьирование Понятийный аппарат.

Накопление теоретической информации. Библиография. Ознакомление с теоретической литературой. Ссылочный аппарат. Цитирование.

^ Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными компетенциями (ОК): владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); б) общепрофессиональными компетенциями (OПК): осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); в) профессиональные компетенции (ПК): способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2), способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать:

  • основные понятия курса, особенности содержания дисциплины;

  • современные лингвистические подходы к изучению языка и анализу произведений речетворчества; научные работы в данной области исследования;

  • методы и приёмы работы с научной литературой, с языковым материалом;

  • требования к оформлению курсовой и квалификационной работы;

уметь:

  • давать грамотную дефиницию базовых лингвистических терминов и оформлять личную учебную терминологическую картотеку; оценивать корректность дефиниции термина, в том числе в учебной картотеке, и выбирать из ряда определений термина оптимальное; применять полученные знания на практике;

  • выбрать тему исследования и обосновать ее выбор; определить актуальность исследования, его цель и задачи; обосновать новизну работы, её практическую значимость; выстроить структуру работы;

  • самостоятельно работать с учебной, научной и критической литературой, с дополнительными источниками, в том числе с фрагментами научных текстов;

  • осознать глубину и важность изучаемых лингвистических проблем в контексте получаемого образования и сформулировать корректный ответ на вопрос по программным темам курса; оценить правильность выполненной работы и прокомментировать допущенные ошибки;

владеть:

  • понятийным аппаратом;

  • графическим метаязыком исследовательской работы;

  • навыками лингвистического, психолингвистического и когнитивного анализа произведений речетворчества;

  • нормами устной и письменной речи.



Основная литература

  1. Арнольд И.В. Семантическая структура слова и методика ее исследования.- Л., 1967.

  2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. - Л., 1 9 8 1 .

  3. Беляева Л.Н. Применение ЭВМ в лингвистических исследованиях и лингводидактике: Учеб. пособие по спецкурсу. - Л., 1986.

  4. Гинзбург Р.С. Значение слова и методика компонентного анализа // Иностр. яз. в школе. -1978. -№ 5. - С. 25.

  5. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка - М , 1 9 8 5

  6. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия.-Л., 1978.

  7. Маслова В.А. Основные направления в лингвистике.- М., 2008.

  8. Нестеров М.Н., Горина И.И. и др. Стилистика русского языка. – Армавир: РИО АГПА, 2011.

  9. Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект. – М., 2009.

  10. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. — М., 1975.

  11. Тураева 3 Я Лингвистика текста - М , 1 9 8 6.

  12. Четверикова О.В. Авторские смыслы и способы их репрезентации в художественном тексте. – Армавир, 2005.

  13. Четверикова О.В. Знаки авторства как средства вербальной манифестации смысловой сферы творческой языковой личности: монография. – Армавир: РИО АГПА, 2013.



Дополнительная литература

  1. Антонова Т.Н. Текстовые формулировки научного определения // Вопр. языкознания. - 1 9 8 4 . - № 1.

  2. Берж К. Теория графов и ее применение / Пер. с фр. - М., 1962.

  3. Лотте Д.С. Основы построения научно-технической терминологии. - М., 1961.

  4. Никитина С.Е. Семантический анализ языка науки (на материале лингвистики). - М., 1 9 8 7 .

  5. Сенкевич. М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. – М., 1 9 7 6.

  6. Слово и текст: теория и практика коммуникации: сб. ст. / под ред. О.В. Четвериковой. – Армавир: РИО АГПА, 2013.

  7. СолнцевВ.М. Язык как системно-структурное образование. - М., 1 9 7 7 .

  8. Степанов Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения (Семиологическая граммати-ка).- М.,1981.

  9. Степанова М.Д. Теория валентности и валентностный анализ. - М., 1 9 7 3 .

  10. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. — Воронеж, 1 9 8 5 .

  11. Четверикова О.В. Приложение в структуре простого предложения. – Армавир, 2008.

  12. Шайкевич А.Я. Гипотезы о естественных классах и возможности количественной таксономии в лингвистике // Гипотеза в современной лингвистике. — М., 1980. — С. 319-357.

  13. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. — Воронеж, 1 9 8 7 .


.

Словари

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М., 2006.

  2. Васильева Н. В., Виноградов В. А., Шахнарович А.М. Краткий словарь лингвистических терминов. – М., 1995.

  3. Кондаков Н.И. Логический словарь - М , 1 9 7 1 .

  4. Куликова И. С., Салмина Д.В. Обучающий словарь лингвистических терминов. СПб., 2004.

  5. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 2002.

  6. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985 (или другие издания).

Содержание заданий для самостоятельной работы

ТЕМЫ № 1-2. Направления в современном языкознании. Интеграция и дифференциация в науке. Методология. Метод. Методика
План

  1. Понятие «стиль мышления». Функционально-системный стиль мышления, адаптивность, антропоцентризм.

  2. Метод, методология, методика.

  3. Направление исследования как связь метода и аспекта, в котором рассматривается язык.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история удмуртской литературы...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета журналистики Удгу очной и заочной форм обучения, содержит планы,...

Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету iconВведение в философию методические материалы для самостоятельной работы...
Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине...

Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету iconМагистратур а
Учебно-методический комплекс предназначен для удобной организации студентом самостоятельной работы по изучению истории государства...

Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету iconКонтрольная работа по дисциплине антропология для студентов заочной формы обучения
Если два или несколько студентов по невнимательности выполнили один вариант, эти работы не рассматриваются! Требования к оформлению...

Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету iconКонтрольная работа по дисциплине почвоведение для студентов заочной...
Если два или несколько студентов по невнимательности выполнили один вариант, эти работы не рассматриваются! Требования к оформлению...

Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв 9» «Основы научного исследования» Форма обучения – заочная (zsbл рл- 3-1) Требования к зачету iconМагистратур а
Учебно-методический комплекс предназначен для удобной организации магистрантом самостоятельной работы по углубленному изучению теории...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница