Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки»




Скачать 127.03 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки»
Дата публикации14.10.2014
Размер127.03 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Всероссийский Интернет-конкурс педагогического творчества
Номинация: педагогические идеи и технологии, среднее образование


Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме:
«Аз да буки – основа науки»

(история создания русского алфавита)

( с элементами исследования)
Программа по русскому языку под редакцией

Львовой С.И., 2007г

Автор: Стахеева Любовь Егоровна,

учитель русского языка

и литературы МБОУ

«Карпогорская средняя

общеобразовательная школа

№118» высшей категории,

Тел: 89314021693

Адрес: 164600, с.Карпогоры,

ул.Колхозная, д1а, кв.з Пинежского

района Архангельской области

2013г
^ Тип урока: комбинированный

Дидактическая цель урока: получение новых знаний о русском алфавите, русском языке, истории русского языка.
Задачи урока:

1. Ознакомление учащихся с историей создания славянской азбуки и её авторами.

2. Обучение учащихся древнерусскому письму.

3. Развитие устной и письменной речи, умения грамотно излагать мысли, формирование коммуникативной компетенции.

4. Формирование положительной мотивации к учению, стремления к достижению высоких результатов в учёбе.
^ Оборудование урока:

мультимедийная презентация, учебник «Русский язык, 5класс» Львова С.И.,

раздаточный материал (информационные листы с текстом «Создатели славянской письменности», «Полуустав», «Отче наш»), запись эпиграфа на доске, смайлики красного, жёлтого и зелёного цветов.
^ Предварительная подготовка:

все учащиеся получают задание найти пословицы и поговорки о русской азбуке, индивидуальные задания: пересказать текст параграфа на стр.25, выучить стихотворения «Алфавит», «Трудно грамота давалась», сыграть 2 ученикам роль Петра 1 и красноармейца.

^ План урока




Этап урока и его содержание

Время

Оборудование

1

Организационный момент

1




2

Актуализация знаний

1




3

Подготовка к восприятию нового материала

3

Слайд 1

4

Мотивация и целеполагание (создание проблемной ситуации)


3

Слайд 2

5

История создания русского алфавита








А)

Самостоятельная работа с текстом

5

Слайд 3

Б)

Фронтальная беседа.

3

Слайд 4,5

В)

Знакомство с кириллицей.

4

Слайд 6

6

Практическая работа с алфавитом.

7

Слайд 7,8

7.

Физкультминутка «Капитаны»

1




8.

Преобразование алфавита







А)

петровские времена

3

Слайд 9,10.

Б)

19 век, Академия наук и писатель Карамзин

3

Слайд 11.

В)

реформа 1918 года

3




9.

Закрепление полученных знаний


3

Слайд 12

10.

Пословицы и поговорки о русской азбуке.


2

Слайд 13.

11.

Итог урока. Оценивание. Рефлексия.


2




12.

Домашнее задание (На выбор)

1





^ Ход урока


  1. Организационный момент.

Учитель: здравствуйте, ребята!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.


  1. ^ Актуализация знаний.

Учитель: ребята, прочитайте эпиграф к нашему уроку:

«Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания». Я.К.Грот

- Выделите главные слова в высказывании учёного-языковеда.

(письмо, рычаг, знание)

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

(о письме, о письменности) Подберите однокоренные слова к слову «письмо»

(Письмо, письменный, писать, писание, письмена,

письменность)

- Чем письмо отличается от письменности? (Словарь Д.Ожегова)
^ 3. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель: А вы знаете, как возникла письменность?

Послушайте внимательно рассказ (сообщение ученика, стр.25 учебника) и ответьте на 2 вопроса:

- Как древние люди передавали свои мысли?

(узелки, ракушки, рисунки)

- Где была изобретена письменность? (в Финикии)

- Правильно, в Финикии, которая находилась на берегу Средиземного моря. Так появился Финикийский алфавит.

(фрагменты письма на различных материалах) Слайд 1.

Ученик читает стих-е:

Простая речь, а сколько в ней ума.

Звучат слова не на года, а на века.

На бересте, на глиняных досках

Мы записали то, что на устах.

С древнейших лет и до сих пор жива

Бегущая словесная строка.

Не знаем мы, кто это написал,

Науки мир их до сих пор не распознал.

- На чём писали древние люди? (На коже, бересте, дощечках)


  1. ^ Мотивация и целеполагание (создание проблемной ситуации)

- Как вы думаете, пользовались ли древние люди алфавитом?

- А мы с вами?

- Как иначе называется алфавит? (стр. 25 учебника)

- Давайте сравним 2 слова – алфавит и азбука.

- Есть ли у них общее? (Синонимы)

- Чем-нибудь отличаются? (Происхождением)

Азбука – это русское название алфавита.

^ Аз да буки – основа науки. 2 слайд.
-Какое значение имело создание азбуки? Почему мы можем говорить об азбуке как основе науки?

-Подпишите в тетрадях тему урока: история создания русского алфавита

- Прочитайте вопросы, на которые мы должны ответить:

1. Кто создал славянскую азбуку?

2. Когда она была создана?

3. Как называлась славянская азбука?

4. Когда отмечается День славянской письменности?


  1. История создания русского алфавита

А)Самостоятельная работа с текстом.
Найдите в тексте ответы на поставленные вопросы и запишите в тетрадь. Работаем в парах.
^ Создатели славянской письменности. Слайд 3.
Кирилл и Мефодийпросветители славян, греческие православные миссионеры, создатели славянской азбуки. Братья-греки происходили из города Солунь. Они родились в семье византийского военачальника. Основными источниками изучения их деятельности служат жития. Мефодий долгое время управлял византийским княжеством со славянским населением. Около 852 года он принял монашеский постриг, позднее стал игуменом монастыря.

Кирилл с юношеских лет отличался тягой к наукам и филологическими способностями. За это его прозвали философом. После обучения в Константинополе принял сан священника и исполнял обязанности библиотекаря собора Святой Софии.

^ В 863-866 годах братья были посланы в Великую Моравию, чтобы изложить христианское учение на понятном славянам языке. Великие учители перевели книги Священного писания, положив в основу восточно-болгарские диалекты, и создали особую азбуку – кириллицу – для своих текстов.

Деятельность Кирилла и Мефодия имела общеславянское значение, оказала влияние на формирование многих славянских литературных языков.

В честь великого изобретения Кирилла и Мефодия каждый год ^ 24 мая отмечается День славянской письменности.
Кирилл и Мефодий. Слайд 4.
Б) Фронтальная беседа.

- Что вы узнали о создателях азбуки?

- Как их звали?

- Где они родились?

- Кто был их отец?

- За что Кирилла прозвали философом?

- Когда была создана азбука?

- Как она называлась?

- Когда все славянские народы отмечают День славянской письменности?

^ Текст на древнерусском языке Слайд 5.

Вот так выглядел текст на древнерусском языке. Можете ли вы прочитать его безподготовки? (Нет)
в) Знакомство с кириллицей.

Кириллица. Слайд 6.

Учитель: Давайте познакомимся с церковнославянской азбукой и посмотрим, как она преобразовалась в русском языке. В церковнославянской азбуке всего 43 буквы, и каждая имеет своё название, в отличие от букв русского алфавита.

Прочитаем их.

Д) - Раньше азбука давалась детям нелегко.

Стихотворение об учении читает ученик.

Трудно грамота давалась

нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

А да Б, как Аз да Буки,

В как Веди, Г – Глагол,

И учитель для науки

По субботам их порол.

- Почему нелегко давалась азбука?

(Сначала нужно было вызубрить названия букв (А-аз, б-буки..). Но ещё сложнее было из букв складывать слова.
^ 6. Практическая работа с алфавитом.

Учитель: Попытаемся представить себя учениками древнерусской школы.

Задание 1.

- Попробуйте, ребята, сложить слова из букв. Добро, он, мыслете (дом). Ша, како, он, люди, аз (школа) Слайд 7
Задание 2.Самостоятельная работа.

А сейчас самостоятельно прочитайте и запишите в тетрадь прочитанное предложение.
Покой, рцы, иже, ша, люди, аз, веди, есть, слово, наш, аз, добро, ук, есть, твёрдо, веди, есть, твёрдо, есть, рцы. Слайд 8

(Пришла весна, дует ветер)

Задание 3: напишите кириллицей слово «человек» (на доске и в тетрадях)

^ 7. Физкультминутка «Капитаны»

-Капитаны, встали.

-Капитаны, закрыли глаза.

-Присели (нужно выполнять команды ведущего только со словом «капитаны», иначе выходишь из игры)
^ 8. Преобразование алфавита
А) петровские времена Слайд 9.Кириллица

Учитель: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более 7 столетий. Лишь в петровские времена в наш алфавит потребовалось внести изменения.

Пётр 1. Слайд 10.

Выходит мальчик в треуголке с указом в руках ( Пётр 1):

- Господа! Царским указом велено упростить наше письмо. Отныне отменяются буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются. (Показывает их и выбрасывает).

- Почему Пётр 1 произвёл реформу русского языка? (Много

было одинаковых букв)
б) 19 век, Академия наук и писатель Карамзин

Учитель: Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке. Это буквы Э, Я, Й, которые узаконила Академия наук в 1735 году. А букву Ё в 1797 году впервые применил писатель Карамзин.

^ Полуустав. Слайд 11.

Давайте посмотрим на текст и попытаемся его прочесть Полуустав…

- Как вы думаете, есть ли здесь лишние буквы? Какие из них мешают чтению текста? (Ер, ять)

О букве Ъ рассказывает ученик:
- Буква «ер» (Ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, объём). А до реформы 1918 года твёрдый знак писался в конце слов после всех твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ. Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Написание буквы «ер» на конце слова занимало более 8 процентов времени и бумаги.
- Что с ними произошло? (Убрали из азбуки)

В) реформа 1918 года

В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году.
Выходит красноармеец и читает:

-Товарищи! Указом наркома просвещения упраздняются буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов. (Выбрасывает буквы).
Учитель: Букву «ЯТЬ» до изгнания из азбуки называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «Знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

Буква «ижица» напоминала перевёрнутый кнут, отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало – выпороть, выдрать, а в более широком смысле – устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй.
^ 9. Закрепление полученных знаний

Учитель: вспомните имена создателей кириллицы (Кирилл и Мефодий)

- Какие изменения произошли в русском алфавите при Петре 1? (Удалены буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега»).

- Какие буквы добавлены в алфавит в 19 веке? (Э, Я, Й,Ё)

- Какие буквы были удалены из алфавита после революции 1917 года? («и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер»)
- Сколько букв в современном алфавите? (33)

Стих-е «Алфавит» читает ученик:

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат, славные сестрицы,

Очень просят всех ребят с ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ – прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха – оседлали петуха.

Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я –все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали – заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали в азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети: вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком.
- Какие буквы опоздали? Найдите их место в азбуке.

(Ё, Й, Ъ, Ы, Ь)

^ 10. Пословицы и поговорки о русской азбуке. Слайд 12.

- Какие пословицы и поговорки о русской азбуке вы знаете?

( Ходить фертом – ходить руки в боки, быть самодовольным щёголем, ни аза не смыслить – совершенно ничего не понимать, даже самого простого, начинать с азов – начинать с самого простого, от аза до ижицы – от самого начала и до конца,

^ Сперва аз да буки, а потом другие науки.

Азбука – к мудрости ступенька.

Аз, буки, веди страшат, что медведи.

Продай кафтан, купи буквицу.

Аз да буки избавляют от муки.
^ 10. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.
.Продолжите фразы:

Сегодня на уроке мы…

Мне понравилось…

Ребята,

1.Для кого сегодня на уроке было всё легко, то возьмите смайлик красного цвета

2. Кто испытывал небольшие затруднения, тогда ваш смайлик жёлтого цвета

3. Кому было очень сложно, тогда ваш смайлик – зелёного цвета.

Поднимите их, я посмотрю, с кем нужно мне будет ещё поработать

Оценки за урок.
11. Домашнее задание. На выбор: 1. Выучить славянский алфавит.

2. Упр. 67. на стр.27 учебника

3. прочитать древнерусский текст – молитву «Отче наш».






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика»
Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки» iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему «Почувствуй в себе Человека!»
Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 20

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки» iconМетодическая разработка интегрированного урока русского языка и литературы...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки» iconМетодическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три...
Учитель – Хилкова Наталия Александровна, учитель начальных классов моу светочегорской основной общеобразовательной школы Красносельского...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки» iconМетодическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки» iconРазработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки» iconРазработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество»
Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» (учебник Биболетовой М. З и др. «Happy english» unit 2)

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки» iconМбоу №80 Методическая разработка урока английского языка с применением...
Методическая разработка предназначена для учащихся 3 класса и может быть использована учителями английского языка, работающим по...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки» iconМетодическая разработка урока русского языка в 8-ом классе. Тема...
Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т д



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница