Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе»




Скачать 283.78 Kb.
НазваниеТворческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе»
страница1/3
Дата публикации16.10.2014
Размер283.78 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Творческая индивидуальность языка И.С.Тургенева в «Стихотворениях в прозе»
ВВЕДЕНИЕ

О повестях и рассказах И.С.Тургенева написано немало исследований. И всё-таки творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева, но нет ещё ни одного, кто бы твёрдо и уверенно мог сказать: «Я знаю всё Его творчество». «Стихотворения в прозе» - яркое доказательство творческой индивидуальности языка писателя. Тематика и жанры «Стихотворений в прозе» многообразны. Что ни миниатюра, то новая тема, новая мысль, новый образ, новый способ изображения. Здесь быт и сказка, сатира и легенда, диалог и философская миниатюра, некролог. Мастерство языка создают впечатление цельности и завершенности. Чтобы почувствовать эмоциональный накал произведения, его образную структуру, оценить по достоинству текст, необходимо анализировать языковую ткань литературного творения. Плавная ритмика лирических эпизодов, каждый структурный элемент в произведениях Тургенева демонстрирует образец русской речи. Творческая индивидуальность языка Тургенева учит нас любить, ценить русский язык. Именно в этом актуальность темы исследования.

Цель исследования: выявление творческой индивидуальности языка Тургенева в «Стихотворениях в прозе».

Гипотеза: внимательное чтение текстов мастеров слова способствует обогащению речи, воспитывает уважительное отношение к родному языку.

Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:

  • в системном виде представить и оценить используемые Тургеневым изобразительно-выразительные средства языка;

  • провести литературоведческий анализ художественных текстов «Стихотворений в прозе»;

  • выявить творческую индивидуальность и неповторимость языка произведений Тургенева;

  • опровергнуть или подтвердить выдвинутую гипотезу.

Объектом исследования являются «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.

Предмет исследования – язык тургеневских текстов «Стихотворений в прозе».

Методология работы согласно теме исследования предполагает обращение к текстам, а также использование принципов и приемов филологического анализа художественного текста.

В ходе работы использованы общие методы: наблюдение, художественный анализ, подбор и изучение материала по данной теме.

Практическая значимость работы выражается в возможности использовать её результаты в дальнейшем изучении русской словесности, при изучении творчества И.С.Тургенева, при разработке спецкурсов по теории литературы. Материалы исследования могут быть использованы на элективных курсах по предпрофильной и профильной подготовке учащихся, посвященных «жизни языка» в художественной литературе.

Достоверность исследования обусловлена разнообразием практического материала.

Этапы исследования:

  1. чтение произведений;

  2. изучение литературоведческих понятий;

  3. исследование текстов.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения; работа изложена на 30 листах, включая список литературы из 10 источников и приложение.


^ ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ И.С.ТУРГЕНЕВА НА СУДЬБУ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

1.1. Широкий диапазон языковых средств

Иван Сергеевич Тургенев – один из самых замечательных художников слова.

Влияние Тургенева на судьбу русской словесности огромно и неоспоримо. Язык художественного наследия писателя – предмет нашей национальной гордости. Верный ученик Пушкина, И.С. Тургенев, по словам Ф. И. Буслаева, « наследовал от него ту же чуткость, ту же пламенную любовь к родному слову. Язык его по истине был ему родной; в нем одном видел он залог примирения со всем, что ни совершалось дурного на родине».

Глубокое уважение и любовь к родному языку были привиты

И.С. Тургеневу с детства. Эту любовь к «великому, могучему, правдивому и свободному» русскому языку он нес в своем сердце всю жизнь.

И. В. Репин в письме к В. Ф. Зеелеру писал: « На все он имел свой оригинальный взгляд. Видел много и в Европе, и в России; и знал превосходно русский народ и его язык".1 [8. - C.403]

В художественных произведениях, в многочисленных статьях и рецензиях, в письмах И. С. Тургенева к друзьям, знакомым, молодым писателям содержится много интереснейших замечаний и наблюдений, касающихся самых различных сторон русского языка.

В эпоху широкого увлечения французским языком И. С. Тургенев выступает ревностным защитником чистоты русской речи: «Берегите чистоту языка, как святыню, - писал он княжне Е. В. Львовой. – Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». [10]

Известно, что сам Тургенев превосходно владел несколькими языками, однако безусловное предпочтение он всегда отдавал русскому языку. Всю свою долгую творческую жизнь писатель выступал как неизменный защитник чистоты русского языка, требовавший бережного к нему отношения. И сегодня остается полным глубокого смысла завет великого мастера: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». [10]

Диапазон языковых средств, используемых Тургеневым, широк. Просторечно-фольклорные элементы, многочисленные виды повторов, риторических вопросов и восклицаний, употребление тропов, контрастные детали – все это дает основание утверждать, что Тургенев умножил и развил богатство русской художественной речи. Примером этого могут служить «Стихотворения в прозе».

Судьба «Стихотворений в прозе» необычна. Состоят они из двух частей. Первая часть (51 миниатюра) была напечатана ещё при жизни автора в 1882 году в журнале «Вестник Европы». Вторая часть (32) («Новые стихотворения в прозе») сохранилась в черновиках писателя и впервые была опубликована французским учёным славянистом Мазоном в Париже в 1930 году. [7. – C.8] Посылая произведения в журнал, автор просил читателя в предисловии: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». [6. – C. 9] Действительно, прочесть все стихотворения «сподряд» можно очень скоро. Но взгляд скользнёт только по поверхности; может остаться непонятным глубинный смысл, «улетучится неповторимый аромат тургеневского слова, поэзии, образа». «Служенье муз не терпит суеты». Стихотворения вызывают не только чувства, они рождают мысли.

Главная тема, объединяющая все миниатюры, - миг и вечность, жизнь и смерть. Контраст является основным мотивом стихотворений. Даже в самом названии цикла лирических миниатюр – «Стихотворения в прозе» - контраст, оксюморон (хотя сам автор назвал свой цикл «Senlia» - «Старческое»). Но поэзия всегда ассоциируется с молодостью. В душе Тургенева – молодость, а в мыслях – мудрость. Это сплав юношеской пламенности души, жизненной опытности и мудрости мысли. «Ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Ключевые слова жизнь и смерть формируют тематические ряды, которые представляют собой особую картину мира. [2. – C.49]

Ключевое слово жизнь

Ключевое слово смерть

«Голубое небо», «как пух, лёгкие облака», «сладкие звуки молодого голоса», «лучезарная красота велики творений», «улыбка счастья на прелестном женском лице и эти волшебные глаза» («Nessun maggior dolore»).

«О царство лазури, света, молодости и счастья!» «Блаженная тишина», «упоительные благовония», «расцветёт её улыбка», «неувядаемый рай» («Лазурное царство».

«Тёмные, тяжёлые дни»; «болезни, недуги…холод и мрак старости» («Старик»).

«Пустыня, безмолвная, недвижная, мёртвая; поглотила…бессмысленно шумя» («Без гнезда»).

«Тревожными взорами»; «большая беда»; «умер воздух»; «тьмой кромешной»; «Унесены той, как чернила», черной, льдистой, грохочущей волной» («Конец света»).

Сема жизнь, как магнит, притягивает такие словосочетания, как молод и свеж, прекрасные, с живыми лицами, счастливыми песнями, с улыбкой счастья, волшебными глазами, красивыми голосами, молодые женские души, ярче солнца, жизнь ей улыбалась и др. Вокруг семы смерти группируются слова, представляющие собой метонимию: вечная темнота, безбрежный океан вечности.

Эпитеты, метафоры, сравнения не только усиливают выразительность речи, эмоциональность, но и подчёркивают лиризм стихотворений в прозе. Особую гармоничность повествованию Тургенева придают конструкции с двойными и тройными эпитетами. В сочетании: «воет страшная, неистовая буря», «лёгкие, мерные, словно крадущиеся шаги», «взъерошенный, искажённый», «короткими, близкими друзьями», «огромного росту, могучая, дебелая» – каждый последний эпитет не только усиливает предыдущий и уточняет смысл, но и способствует созданию ритма и мелодии повествования. Писатель использовал цепь двойных и тройных определений («правильное, страшное, безжалостное лицо», «изжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твёрдый, скрипучий песок», «в солнечный весёлый день») для того, чтобы фиксировать внимание читателя не на самом предмете, а на его признаках. Изменение порядка слов во фразеологизме помогает выделить автору значимое: «Простота! Простота! Тебя зовут святою…» («Простота»). [1.- C.64]

Названия миниатюр можно разделить на контрастные мотивы:

1. Быстротечность и утрата жизни, мотив одиночества: «Когда меня не будет…», «Мне жаль…», «Ты заплакал…», «Памяти Ю.Вревской», «Дрозд 1», «Дрозд 2», «Без гнезда», «Когда я один…».

2. Любовь и дружба: «Роза», «Два брата», «Путь к любви», «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей».

3. Правда и ложь, счастье и слёзы прошедшей жизни, любовь и смерть, молодость и старость: «Милостыня», «Молитва», «Эгоист», «Истина и правда», «Чья вина?», «О моя молодость! Моя свежесть!» и др.

Мрачным, «тёмным, пасмурным» стихотворениям (например, «Старик», «Когда меня не будет») противопоставлены светлые, оптимистичные (например, «Лазурное царство», «Деревня»). Обращают на себя внимание и антонимы заголовков некоторых миниатюр: «Писатель и критик», «Враг и друг», синонимы «Истина и правда», «О моя молодость! Моя свежесть!».

Синонимические и антонимические ряды подчеркивают контраст двух сторон жизни – молодости и старости. Например, во «Встрече. Сон». В нескольких мгновениях – вся жизнь лирического героя: молодость и старость в образе призрачного видения, прекрасной женщины, манящей за собой. Встреча мужчины и женщины – встреча жизни и смерти (метафора).

Движение и неподвижность

^ Сердце устремилось; я спешил…, подбежал, дрожа от радости и ожидания, не без страха – я лежу, как надгробное изваяние…чувствуя, что окаменел тоже.

Она спешила прочь от меня проворными шагами – она словно окаменела.

Устремлённость вперёд и невозможность движения

Она двигалась ещё проворнее меня, и я не мог её настигнуть – обнажённые руки висели недвижно; и чувствую, что окаменел я тоже; я хотел броситься за нею, но не мог пошевельнуться.

Радость, смех, оживлённость и тяжелая тоска

^ Светлые, лучистые глаза на живом подвижном лице – глядел ей вслед, с тоской несказанной.


Символ любви – алые розы («ярко заалел венок из маленьких роз») –подчёркивает, что жизнь вечна. Образ женщины является как символом жизни («Стой!»), так и символом смерти («Старуха»).

В стихотворении «Дрозд 1» антитеза жизни и смерти дополняется противопоставлением земного бытия и вечности: «утомительно однообразные думы, горечь болезненных дум – они дышали вечностью, всею силою вечности». Для усиления напряжённости, эмоциональности автор вводит восклицания и риторические вопросы: «И конец!», «Конец ей! Конец всему!», «Гляньте! Гляньте! Земля провалилась! Как? Провалилась!»; «Нет!...», «Ах!», «Дрозд… продолжал свою вечную песнь!», «Дура!.. Святая!..», в заголовках «Повесить его!», «Стой!», «Мы ещё повоюем!»; «Что же значат мои раны? Что значат мои страдания?»

В языке «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенев стремился к гармонии жизни и слова. В миниатюре «Мне жаль…» наблюдаем параллелизм, анафору, антитезу: «Мне жаль самого себя, других всех людей, зверей, птиц…всего живущего. Мне жаль детей и стариков, несчастных и счастливых…». Изобразительные средства языка заставляют размышлять, перечитывать ещё и ещё раз, чтобы глубже понять. Большое количество эпитетов («нежная алость распускающейся розы», «суровая грубость», «тихая радость», «безбрежное лазурное небо»), олицетворений («туман не вставал», «море сочувственно трепетало», «небо звучало им в ответ»), метафор («мелкой рябью золотых чешуек», «не понимает чистая душа») помогает читателю проникнуться чуткостью, доверием к слову писателя.

^ 1.2. Отражение «интеллектуальных и нравственных исканий» через язык «Стихотворений в прозе»

Тургеневский лиризм в «Стихотворениях в прозе» даёт ощущение задушевной беседы с автором, самим собой, пробуждает состояние просветлённости, трепетного отношения к жизни. Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен. Каждая фраза подчинена своей мелодии. И.С.Тургенев предстаёт перед нами как философ, и это подтверждают содержание и философско-психологическая лексика миниатюр.

В основу миниатюры «Житейское правило» положено совмещение несовместимого (оксюморон): одиночество и равнодушие – вот залог спокойствия. Счастье и состраданиеконтекстуальные синонимы, а счастье и спокойствие воспринимаются как антонимы.

Проблема творчества с помощью антитезы раскрывается в «Кубке». Творчество оказывается кубком, в котором художник подносит себе «отраву»: «…я стараюсь придать им блеск и красивость, я ищу образов и сравнений…», но «горестны и безотрадны мои чувства».

Миниатюра «Пролог» написана под впечатлением процесса Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. [4. – C. 11] Она стоит на пороге новой жизни, переступает этот символический порог: «Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.

- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

- Святая! – пронеслось откуда-то в ответ».

С какой контрастностью передано отношение к событию двух разных людей – обывателя и Гражданина! Два взгляда на мир, на жизнь, на ценности. Как прожить человеку свою жизнь? «Дура!» и «Святая!» - две философии, две нравственности всего в двух коротких слова.

Откликнулся писатель и на русско-турецкую войну 1877-1878гг. Одной из жертв войны была Юлия Петровна Вревская. В 1874 году она гостила у Тургенева в Спасском-Лутовине. Сохранилось сорок восемь писем писателя к Вревской. Когда Юлия Петровна сообщила Тургеневу, что едет сестрой милосердия в Болгарию, то Иван Сергеевич ответил ей: «Желаю от всей души, чтобы взятый на вас подвиг не оказался непосильным». [3. – C. 32] «Памяти Ю.П.Вревской» было, по выражению, Тургенева, цветком, который он возложил на её могилу. «Нежное, кроткое сердце…и такая сила, такая жажда жертвы!» Смысл жизни героини – «помогать нуждающимся в помощи».

Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость Тургенев запечатлел в миниатюрах «Два богача», «Щи», «Маша», «Повесить его!». Язык этих произведений приближен к народному: «Что, брат?.. Али горе есть какое?», «Гложет мне сердце…да и ну!», «Заплакал я тутотка, сел на избяной пол – да ладонью по земле как хлопну!» («Маша»); «А баба продолжала хлебать щи», «Вася мой помер…» («Щи»). А миниатюра «К***» напоминает народную песню: «То не ласточка щебетунья, не резвая касаточка тонким крепким клювом себе в твердой скале гнездышко выдолбила… То с чужой жестокой семьей ты понемногу сжилась да освоилась, моя терпеливая умница!»

Корыстолюбие, жадность, эгоизм развенчиваются в стихотворениях «Писатель и критик», «Дурак», «Враг и друг», «Гад», «Житейское правило».

О жажде жизни говорит Тургенев в миниатюре «У-А… У-А…». Рассказ ведётся от первого лица, вспоминается юность, увлечение Байроном. Однажды рассказчик забрался высоко в горы, решив расстаться с «ничтожным миром», но крик младенца возвратил его к жизни. Крик ребёнка олицетворяет жизнь, которая и побеждает: «О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил!»

Сам автор в «Стихотворениях в прозе» выступает как источник жизнелюбия, умеющий чувствовать и ценить красоту жизни. Подтверждение этому мы находим в стихотворениях «Воробей», «Роза», «Голуби», где любовь является источником радости, может сделать сильным, способным на подвиг. «Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Повтор глаголов («…удалился, благоговея…, я благоговел перед той маленькой, героической птицей…»; «летел, летел все прямо, прямо…»), параллелизм («Я знал, что свершилось тогда в её душе; я знал, что…она в этот самый миг отдалась чувству…») усиливают впечатление.

Обратим внимание на слова, выписанные из миниатюр: беспокойство духа, жажда жизни и любви, сомнение, опустошённость, Христос, неожиданность преображения, созерцательность ума, метания совести. Все они объединены одним значением – «интеллектуально-нравственные искания».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе» iconСтихотворение в прозе И. С. Тургенева
Цель: углубление знаний учащихся о творчестве И. С. Тургенева, создавшего цикл «Стихотворений в прозе» нового для учащихся жанра

Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе» iconУрок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева
...

Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе» iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева

Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе» iconСочинение-отзыв о стихотворении в прозе ''Деревня'' И. С. Тургенева
Произведение И. С. Тургенева ''Деревня'' не оставило меня равнодушной, оно нашло отзыв в моем сердце. Мне хотелось перечитывать его...

Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе» iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»

Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе» iconЦикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма
Автопсихологизм стихотворений в прозе состоит в напряженных отношениях лирического «я», в котором читатель опознает автора произведений...

Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе» iconНашего урока "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни"
Воспитание любви к родине на примере умения любить родину великого мастера слова – Ивана Сергеевича Тургенева

Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе» icon"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"
««Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения...

Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе» icon"Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева
Обучающие: познакомить учащихся с новым жанром лирики-стихотворения в прозе; учить приемам исследовательского характера, аналитической...

Творческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе» iconТема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. 7 кл
Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница