Мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе




Скачать 112.13 Kb.
НазваниеМбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе
Дата публикации17.10.2014
Размер112.13 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы



Ботыгина М.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №5» г. Северодвинска


Заочная олимпиада по литературе

Внеклассная работа по литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Главная задача этой работы – развить у школьников интерес к учебному предмету «Литература», сформировать желание обращаться к различным источникам, словарям, справочникам для знакомства с новыми фактами и явлениями, для получения дополнительной информации.

Одной из действенных средств вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность является олимпиада. Ценность этой формы внеклассной работы заключается не только в выявлении одарённых и талантливых учащихся, но и в формировании положительной мотивации учения.

Цели проведения заочной олимпиады по литературе.

  1. Усиление интереса к изучению учебного предмета «Литература».

  2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей в области предметов гуманитарного цикла.

  3. Стимулирование творческой активности школьников, одарённых в области гуманитарных наук.

Задачи заочной олимпиады по литературе.

  1. Выявление учащихся, одарённых в области гуманитарных наук.

  2. Повышение интереса к заочным формам интеллектуальных конкурсов.

  3. Развитие познавательного интереса школьников в области гуманитарных наук на материале, выходящем за пределы школьной программы.

  4. Повышение уровня подготовки учащихся по учебному предмету «Литература».


^ Вопросы заочной олимпиады, посвященной

М. Ю. Лермонтову
5 класс.


  1. О каком русском поэте художник Меликов писал: « В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами…»



  1. Подготовьте словарик рифм любого стихотворения Лермонтова.

  2. В каких словах отрывка «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…» проявляется любовь поэта к этому городу?

  3. Чем стихотворная речь отличается от прозаической? Назовите ваши любимые стихи Лермонтова.

  4. О каком историческом эпизоде говорится в

стихотворении Лермонтова « Два великана»? Какими изображает поэт « русского витязя» и

« пришельца из далёких стран»?

  1. Из какого произведения Лермонтова эти строки?

^ Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.


  1. Кто это говорит? Назовите произведение

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

  1. Выпишите слова военной терминологии, используемой в стихотворении «Бородино». Объясните их значение.

  2. Найдите эпитеты в строфе из стихотворения «Воздушный корабль»:

Зарыт он без почестей бранных

Врагами в сыпучий песок,

^ Лежит на нем камень тяжелый,

Чтоб встать, он из гроба не мог.

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «С какой целью, по вашему мнению, было написано “Бородино” М.В. Лермонтова?» (не менее 90 слов).


Вопросы заочной олимпиады, посвященной

М. Ю. Лермонтову
6 класс.


  1. Что необычного вы увидели в судьбе и облике Лермонтова?

  2. Назовите произведение, из которого взяты строчки:

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне…

  1. Расскажите об истории создания стихотворения «Тучи».

  2. Найдите использование приема инверсии в стихотворении Лермонтова «Парус». Запишите первую строфу стихотворения, используя прямой порядок слов. Для чего автор применил инверсию?

  3. Определите стихотворный размер, которым написана «Сосна» Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна



  1. Кто это говорит? Назовите стихотворение.

«Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю…»

  1. Выпишите антитезы из стихотворения «Листок», «Парус».



  1. Сравните образ паруса в поэме Лермонтова «Последний сын вольности»:

И белый парус понесло

Порывом ветра, и весло

Ударилось о синий вал

и в стихотворении «Парус». Чем различаются эти паруса?

  1. О героях каких стихотворений Лермонтова вы могли бы сказать, что они находятся в «состоянии лишённого помощи»?

  2. Напишите сочинение-рассуждение по теме: «Какая связь имеется между видом паруса в море и размышлениями о жизни человека?».



Вопросы заочной олимпиады, посвященной

М. Ю. Лермонтову
7 - 8 класс.


  1. Какие литературные места связаны с именем Лермонтова?

  2. Назовите имена литературоведов, занимающихся изучением творчества Лермонтова?

  3. В каких известных вам стихотворениях Лермонтова проявляется чувство одиночества?

  4. Подготовьте словарик рифм любого стихотворения Лермонтова.

  5. Из какого произведения эти строки:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля…

Кто их произносит?

  1. Расскажите историю эпиграфа к поэме «Мцыри». Почему должен гибнуть человек?

  2. Кто из лермонтовских героев это говорит:

« Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я теперь, бусурманский сын.-

^ Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

Что отстаивает герой в смертельном бою?


  1. Какие средства художественной выразительности используются в отрывке «Встреча с барсом» из поэмы «Мцыри»? Какова их роль?

  2. Назовите романсы, написанные на стихи Лермонтова.

  3. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?» (не менее 120 слов).


Вопросы заочной олимпиады, посвященной

М. Ю. Лермонтову
9-11класс.


  1. «Какая нежная душа в нём!» Кто и о ком сказал эти слова?

  2. Дайте собственное истолкование 22 строфы стихотворения Лермонтова «1831 года, июня 11»

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

^ Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать…

  1. В каком известном стихотворении Лермонтова звучат эти строки?

Там рано жизнь тяжка бывает для людей.

Там за утехами несётся укоризна,

^ Там стонет человек от рабства и цепей:

Друг, этот край…моя отчизна!

4.О ком писал Лермонтов:

И то, что ты сказал перед кончиной,

Из слушавших тебя не понял ни единый…

Чем знаменит этот человек?
5.Какие стихи Лермонтова получили звучание в мелодии, созданной Е. Шашиной?


6. Из какого произведения диалог:

«Он отвечал подумавши: в вашей галиматье

однако ж есть идея.

  • Две, отвечал я.

  • Скажите мне одну, я вам скажу другую»

Назовите собеседников. Можно ли считать их

друзьями?

7. Кому или чему Лермонтов посвятил поэму «Демон»?

8. Назовите персонаж по фрагменту из его литературного портрета:

«Рожа у него была самая разбойная: маленький, сухой, широкоплечий. Ловок был как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре…»

9. Кто написал о Лермонтове:

«Никто не смотрел в глаза смерти так прямо,

потому что никто не чувствовал так ясно, что

смерти нет…»

Как называется статья, где звучат эти строки?

  1. Напишите сочинение-рассуждение по теме: «Что воспевает Лермонтов?» (не менее 150

слов).
Ответы на вопросы заочной олимпиады

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество
5 класс

  1. О Лермонтове


3.Сильно, пламенно и нежно
5. Отечественная война 1812 года. «Старый русский великан», «русский витязь» - воплощение силы и мощи русского народа. «Пришелец из далёких стран», «трёхнедельный удалец» - Наполеон, совершивший переворот за 3 недели и стремящийся покорить Россию, и его войско – воплощение дерзновенной и самоуверенной удали завоевателей.
6. «Казачья колыбельная песня»
7. Полковник. «Бородино»
8. Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи.

Булат – оружие булатной стали, сабля.

Лафет – боевой станок, на котором укреплён ствол артиллерийского орудия.

Улан, драгун – солдаты конных полков.

Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя.

Картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы.

Бивак – стоянка войск под открытым небом.

Сеча – сражение.

Хват – удалой, смелый человек.
9. Бранные (почести), сыпучий (песок), тяжёлый (камень)
6 класс

1.Мятежность, одиночество, грусть.

2.«Утёс»
3.Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

4.Белеет парус одинокий (Одинокий парус белеет). Инверсия акцентирует наше внимание на аллегорическом образе паруса, усиливает мотив его одиночества.
5.Амфибрахий
6.Младая чинара («Листок»)
7.«Листок»: дуб - холод, а чинара - тепло; "отчизна суровая" и "Чёрное море"; Он - засох, она - свежа; Он пылен, она чиста; Он странник, она нигде не была, ничего не видела; Он одинок, она любима.

«Парус»: ищет – кинул, далёкой – родном, буря – покой
8. «Последний сын вольности…» - прямое значение слова, «Парус»- образ - символ.
9. «Листок», «Сосна», «Утёс» и т.д.
7 - 8 класс
1.Геленджик, Тамань, Тарханы, Пятигорск, Москва, Петербург, Середниково
2.В. Белинский, И. Андронников, Б. Томашевский, Б. Эйхенбаум, Д. Благой и т.д.
3.«Листок», «Сосна», «Утёс», «И скучно, и грустно…», «Парус», «Как часто пёстрою толпою окружён…»
5.Поэма «Мцыри». Исповедь Мцыри.
6. В начале поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтов поставил выражение «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». В чём его смысл?

Эпиграф – это цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее. Изречение перед поэмой взято из «Первой книги Царств» Библии. Смысл этого выражения в том, что человек, мало познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает.

М.Ю.Лермонтов использовал эпиграф, как отражение главной темы поэмы: его герой, прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край и много вещей, принадлежащих обычным людям, погиб в молодом возрасте.
^ 7.Калашников. В бою он отстаивает честь своей жены, свою честь
8. Богатство изобразительных и выразительных средств поэмы находятся в тесной связи с богатствами внутреннего мира героя.

^ 1 гиперболы "глазами тучи я следил, рукой молнии ловил…"

2. метафоры: "Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской…"

3. сравнения: "Я сам, как зверь, был чужд людей…"

4. эпитеты: "Но юность вольная сильна, и смерть казалась не страшна!
9. 1.Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный»), 1829 А. Г. Рубинштейн, 1844

2.К другу («Взлелеянный на лоне вдохновенья»), 1829 Иоганн Григорьевич Адмони (Адмони-Красный), 1941

3.Нищий («У врат обители святой стоял просящий подаянья»), 1830 Д. А. Столыпин, 1870;

С. И. Донауров, 1871;К. Ю. Давыдов, 1878Ц. А. Кюи, 1884;С. В. Рахманинов, 1890;

Н. К. Метнер, 1909;Е. С. Шашина (1879[2])

4.Еврейская мелодия («Я видал иногда, как ночная»), время создания датируется 1830 годом по нахождению чернового автографа[3] В. В. Абаза (1901);

5.Стансы («Мне любить до могилы творцом суждено»), 1830 или 1831[4]Александр Смирнов, 6. Звезда («Вверху одна горит звезда»), 1831 П. П. Булахов, 1844;

Ц. А. Кюи, 1891

7.Романс к И… («Когда я унесу в чужбину»), 1831 К. П. Вильбоа, 1854

8.Песня («Желтый лист о стебель бьется»), 1831 М. А. Балакирев, 1861.

9.Ангел («По небу полуночи ангел летел»), 1831 А. Е. Варламов, 1843;А. Г. Рубинштейн, 1852;

С. В. Рахманинов, 1895;Н. А. Римский-Корсаков, 1897

10.К Л. («У ног других не забывал»), 1831[6] Е. С. Шашина, 1874

11.«Два великана», 1832 Д. А. Столыпин; Владислав Германович Агафонников (1965)

12.Парус («Белеет парус одинокой»), 1832 А. Е. Варламов, 1848; А. Г. Рубинштейн, 1849;

В. И. Ребиков (женский хор, 1899);Г. В. Свиридов (1938);М. А. Гозенпуд (1938)В. В. Красноглядова (1939)

13.Черкесская песня («Много дев у нас в горах») А. А. Алябьев, 1843;М. А. Балакирев, 1859

14.Песня Селима («Месяц плывет и тих и спокоен»)М. А. Балакирев, 1859;Н. А. Римский-Корсаков, 1876

15.«Когда печаль слезой невольной» М. Ю. Виельгорский, 1844;А. К. Глазунов, 1917

16.Русалка («Русалка плыла по реке голубой»), 1836 А. Г. Рубинштейн, 1861; Г. Л. Катуар, 1896

17.Молитва («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), 1837 А. Е. Варламов, 1843;

Н. П. Огарев, 1854

18.«Когда волнуется желтеющая нива», 1837 М. А. Балакирев, 1896;Н. А. Римский-Корсаков, 1897; Ц. А. Кюи, 1911.

19.Ветка Палестины («Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?»), 1837

П. С. Макаров, 1863;П. Виардо, 1865.

20.«Слышу ли голос твой», 1837 М. И. Глинка, 1848;А. С. Даргомыжский, 1849;А. Г. Рубинштейн, 1851;М. А. Балакирев, 1865;А. К. Глазунов, 1891.

21.«Она поет — и звуки тают», 1837 Ц. А. Кюи, 1879;А. Г. Рубинштейн, 1879.

22.«Дитя мое, останься здесь со мной», 1837 Н. П. Огарев, 1843;М. А. Балакирев, 1861;

А. С. Даргомыжский, 1861

23.«Кинжал» («Люблю тебя, булатный мой кинжал»), 1838 К. Ю. Давыдов, 1892

24.«Демон» («На воздушном океане»), 1838 А. Г. Рубинштейн (опера «Демон», 1871);

П. С. Макаров (1872)

25.Молитва («В минуту жизни трудную»), 1839. К этим стихам сочинили свою музыку более 40 композиторов: П. П. Булахов; А. Л. Гурилев, 1840;Н. А. Титов (1840) ;А. С. Даргомыжский, 1844;А. Г. Рубинштейн; М. И. Глинка, 1855;М. П. Мусоргский, 1865;Э. Ф. Направник; К. Ю. Давыдов, В. И. Ребиков; И. А. Сац, Ф. Лист[7]
9 - 11 класс

  1. В.Г. Белинский о М.Ю. Лермонтове


2. Для Лермонтова идеальное состояние лежит где-то между покоем и движением, между мятежной деятельностью и полным умиротворением. Но путь к этой идеальной внутренней настроенности идет через тревоги и муки сердца, через демонические страдания и через достижение безграничной свободы.
3.«Жалобы турка»
4.Декабристу А. Одоевскому, ответившему Пушкину на его послание «В Сибирь» («Памяти А.И. Одоевского»)
5.«Нищий», «У ног твоих не забывал…»
6. «Герой нашего времени», новелла «Княжна Мери». Собеседники – Печорин и доктор Вернер. Друзьями их назвать нельзя.
7. Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный,

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной.
От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере, в стране тебе чужой, —

Я сердцем твой, всегда и всюду твой.


8. Казбич. («Герой нашего времени», новелла «Бэла»)
9. Д. Мережковский «М.Ю. Лермонтов поэт сверхчеловечества»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе iconЗаконченность
Андрианова Людмила Валентиновна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №5» г. Северодвинска...

Мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе
По приведенным ниже характеристикам Н. В. Гоголя-критика определите, о каком писателе или поэте идет речь

Мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе
По приведенным ниже характеристикам определите, о каком писателе или поэте идет речь, кто является автором каждого высказывания

Мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе
Дайте определение песни. Вставьте пропущенные слова в известные русские песни. Укажите названия песен и фамилии авторов стихотворного...

Мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе iconИтоги районного заочного творческого конкурса «Спасибо маме говорю»,...
Сош №3», мбоу «Тюрлеминская сош», мбоу «Карамышевская сош», мбоу «Еметкинская сош», мбоу «Байгуловская сош», мбоу «Солдыбаевская...

Мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада Олимпиадные задания по литературе
Какая смысловая нагрузка в описании зимнего вечера, бурана? В чем заключается основная идея произведения. Выделите художественно-изобразительные...

Мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе iconПрезентация «Песнь о Северодвинске» (просмотр видеоклипа). У каждой...
Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз поздравить любимый Северодвинск с юбилеем!

Мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе iconIx заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Ответы, содержащие текст из Интернета (кроме цитат в кавычках), не засчитываются

Мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе iconМбоу вигская сош сетевая олимпиада по русскому языку 8 класс
Переведите слова с белорусского языка на русский. Затранскрибируйте полученные слова

Мбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе iconViii заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Внимательно прочитайте стихотворение. О ребенке какого возраста идет речь? Обоснуйте свой ответ



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница