Подготовка к егэ (Часть С)




Скачать 68.92 Kb.
НазваниеПодготовка к егэ (Часть С)
Дата публикации19.10.2014
Размер68.92 Kb.
ТипПрезентация
lit-yaz.ru > Литература > Презентация
Подготовка к ЕГЭ (Часть С)

План-конспект урока русского языка в 10 классе

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С ЕГЭ)

Тема «Учимся понимать исходный текст»

Учитель русского языка и литературы О.В. Покаленко

Г.Кунгур, МАОУ «Гимназия № 16»

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Цели урока:

- формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

- учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;

- формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию;

- формировать умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих;

- стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся

Вступительное слово

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Наш путь завершится сдачей ЕГЭ по русскому языку

Обратите внимание на первую фразу к заданию части С: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст.

Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст».

Для работы мы возьмём стихотворение известного вам поэта-гражданина Н.А. Некрасова – «Новый год». В декабре 2011 года исполнилось 190 лет со дня рождения поэта. Эпиграф к нашему уроку:

^ Я лиру посвятил народу своему,-

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил. И сердцем я спокоен

Н.А. Некрасов

Презентация – биографические сведения.

Ученикам предлагается выписать в тетради краткие сведения о писателе гражданине для будущей работы над сочинением

В отличие от большинства своих литературных предшественников, Некрасов не получил систематического образования. Семнадцатилетним юношей с тетрадкой стихов он приехал в Петербург, надеясь начать печататься и поступить в Петербургский университет. В университет он не поступил, знаний, полученных в Ярославской гимназии, не хватило. Отец, человек жестокого и буйного нрава, обидевшись на обман — Некрасов уверил его, что в Петербурге будет поступать в Дворянский полк, военное учебное заведение, — лишил сына средств к существованию. Некрасов столкнулся с острой нуждой. Он зарабатывал репетиторством, переписыванием писем для неграмотных и каторжным литературным трудом — писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, фельетоны и даже водевили, лёгкие развлекательные пьесы, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре.

Это «было раненое сердце, раз и на всю жизнь, и не закрывшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетёт нашу русскую женщину, нашего ребёнка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его»

Ф.Достоевский
- Как можно охарактеризовать поэта Некрасова, исходя из прослушанной информации? Чем он выделяется среди поэтов 19 века? ( гражданин, активная гражданская позиция)

- Дайте определение слову « гражданин» (слово многозначное:

1) представитель какого-либо государства, 2) взрослый человек, мужчина,

3) человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу, 4) устар. – житель города, горожанин). Какое значение подходит музе и жизни поэта?

Наша с вами задача на уроке проанлизировать текст Некрасова и приготовиться к написанию части С в формате ЕГЭ. Это непростая задача, но вполне выполнимая. Этому мы с вами поучимся у поэта Некрасова.

^ Читаем высказывание и анализируем:

Ах, как что-то выходит неясно, нет, я не способен сегодня писать, мне жаль моей мысли, так бедно я её поймал словом. Изорвать хочется – чувствую тоскливость, которую, Вы, верно, знаете – хочется сказать, а не сказывается. Что Вы в этом случае делаете? Бросаете работу или нудите, пытаете себя? Бывало, я был к себе неумолим и просиживал ночи над пятью строками. Из того времени я вынес убеждение, что нет такой мысли, какую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу « нет слов выразить » и т.п. Вздор! Слово всегда есть, да и ум наш ленив, да ещё вот что: надо иметь веру в ум и проницательность другого, по крайней мере, столько же, сколько в собственные. Недостаток этой веры иногда бессознательно мешает писателю высказаться и заставляет откидывать вещи очень глубокие, чему лень, разумеется, потворствует. Н.А.Некрасов

- Можно ли назвать высказывание текстом? Докажите

Текст — от лат. textum — ткань; связь, соединение. Текст — это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.

^ Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.

-Какую мысль Некрасова нужно взять на вооружение? Почему?( нет такой мысли, какую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого; надо иметь веру в ум и проницательность другого, по крайней мере, столько же, сколько в собственные)

Н а ЕГЭ каждый из вас станет автором текста, и поэтому очень важно научиться выражать свои мысли. То, что прочувствовали, поняли, чтобы это же поняли и прочувствовали эксперты, проверяющие ваши работы.

- Ещё раз обратимся к структуре текста (слайд 11, 12 – краткий конспект)

Чтение стихотворения «Новый год». Анализ каждой строфы – основная мысль



^ Что новый год, то новых дум,

Желаний и надежд

Исполнен легковерный ум

И мудрых и невежд.

Лишь тот, кто под землей сокрыт,

Надежды в сердце не таит!..

 

Давно ли ликовал народ

И радовался мир,

Когда рождался прошлый год

При звуках чаш и лир?

И чье суровое чело

Лучом надежды не цвело?

 

Но меньше ль видел он могил,

Вражды и нищеты?

В нем каждый день убийцей был

Какой-нибудь мечты;

Не пощадил он никого

И не дал людям ничего!

 

При звуках тех же чаш и лир,

Обычной чередой

Бесстрастный гость вступает в мир

Бесстрастною стопой -

И в тех лишь нет надежды вновь

В ком навсегда застыла кровь!


И благо!.. С чашами в руках

Да будет встречен гость,

Да разлетится горе в прах,

Да умирится злость -

И в обновленные сердца

Да снидет радость без конца!

 

Нас давит времени рука,

Нас изнуряет труд,

Всесилен случай, жизнь хрупка,

Живем мы для минут,

И то, что с жизни взято раз,

Не в силах рок отнять у нас!

 

Пускай кипит веселый рок

Мечтаний молодых -

Им предадимся всей душой...

А время скосит их? -

Что нужды! Снова в свой черед

В нас воскресит их новый год...

Н.А.Некрасов «На Новый год» 1851



- Как вы думаете, какое значение вкладывает автор в название стихотворения?

- Дайте объяснение слову «новый». В каком значении автор употребляет это слово? (кроме прямого значения – переносное: начало, обновление, возрождение)

- Какова тема текста? (обновления, постижения новой мечты, тема совершенствования человека в земной жизни?)

- Основная мысль? (смысл человеческой жизни, счастья, заключённого в мгновении – последнее четверостишие)

- Выделите ключевые слова в стихотворении, как они помогают понять внутренний мир лирического героя?

- Почему волнует автора эта тема (обновляя, постигая новую мечту, человек движется к совершенству, тема совершенствования человека в земной жизни ?

- Какие аргументы приводит автор в тексте как доказательство своей мысли?

- Какова позиция автора? Автор призывает не отказываться от роя «мечтаний молодых» – это самое главное, что движет человеком в жизни, позволяет ему развиваться, не остаться равнодушным, выявлять свои чувства

- Какие особенности синтаксиса помогают раскрыть позицию автора, его отношение к поднятой теме? (риторические вопросы, восклицания, философские размышления, переданные многоточием)

-Какие художественные средства использует автор в стихотворении? (эпитеты, сравнения, метафоры, антитеза в предпоследнем четверостишии)

-Согласны ли вы с мнением автора по заявленной теме?

Какие личные аргументы можете привести в качестве доказательства
У каждого на столе находится раздаточный материал – подготовка к написанию части С ЕГЭ.

Ознакомьтесь с ним.

Работаем с памяткой № 1. (слайды 15-16)

В начале урока мы выделили особенности текста. Теперь для нас важно усвоить композицию нашего будущего текста, особенности построения текста

Памятка № 4 поможет вам определить и правильно записать авторскую позицию. Обратите внимание на оформление аргументации.

Работа с памяткой № 5 – мы берём 1 положение для будущего сочинения

- Создайте вступление, используя материал урока. Опираясь на памятку №1 и

№ 4

Чтение и комментарий получившихся работ.

Д.з написать сочинение по тексту стихотворения Н.А.Некрасова в рамках требований ЕГЭ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовка к егэ (Часть С) iconЭлективный курс «Подготовка к выполнению задания с развернутым ответом...
«Подготовка к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) егэ по русскому языку»

Подготовка к егэ (Часть С) iconТема урока : Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению рассуждению...
Тема урока: Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению рассуждению на основе исходного текста (подготовка к егэ, часть 3 С....

Подготовка к егэ (Часть С) iconСодержание программы «Юные эрудиты. Подготовка к егэ по русскому языку» №
Тема Правила для участников егэ. Знакомство с правилами заполнения бланков егэ. Типология заданий егэ (1 час)

Подготовка к егэ (Часть С) iconЭлективный курс «Подготовка к егэ по русскому языку»
Программа го курса «Подготовка к егэ по русскому языку» предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа

Подготовка к егэ (Часть С) icon1725 Физика. Подготовка к егэ. – Физикон, 2004
Курс разработан в соответствии с программой егэ-2004 и предназначен для учащихся 11-х классов школ, лицеев, гимназий, колледжей,...

Подготовка к егэ (Часть С) iconПодготовка к егэ
Составлен и утвержден план мероприятий по организации подготовки учащихся к егэ-2011

Подготовка к егэ (Часть С) iconРезультаты егэ – 2012 год
Учебный план 1 час подготовка к экзамену по русскому языку, 1 час подготовка к экзамену по математике

Подготовка к егэ (Часть С) iconИнформатика (егэ) дополнительная образовательная программа подготовки...
Цель дисциплины: подготовка слушателей к успешному прохождению вступительных испытаний (егэ) по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные...

Подготовка к егэ (Часть С) iconДополнительные образовательные программы культурологической направленности...
Образовательная программа предназначена для подготовки слушателей к сдаче егэ по русскому языку

Подготовка к егэ (Часть С) iconУрок русского языка в 11классе по теме «Использование деепричастного...
Урок русского языка в 11классе по теме «Использование деепричастного оборота в речи. (Подготовка к егэ)» в рамках технологии развития...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница