Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования




НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования
страница1/7
Дата публикации21.10.2014
Размер0.94 Mb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013 учебный год)
Управление образования администрации города Нижневартовска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 61 «СОЛОВУШКА»

628605, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

город Нижневартовск, улица Дружбы Народов, дом 14 а












^ Номинация конкурса:

«Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование

(логопедия и коррекционное образование)»

Сборник рекомендаций для родителей детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

«УЗНАЙ-КА»

Автор:

Есина Светлана Владимировна,

учитель-дефектолог МБДОУ ДСКВ № 61,

г. Нижневартовск

^ Пояснительная записка или введение
«УЗНАЙ-КА» сборник рекомендаций для родителей детей с ЗПР старшего дошкольного возраста предназначен для работы с родителями и детьми с задержкой психического развития. В сборнике представлены рекомендации для родителей по организации работы с детьми с ЗПР по формированию, уточнению, расширению и обогащению представлений детей об окружающем мире. Предлагаемые материалы развивают познавательную деятельность ребенка с ЗПР и способствуют формированию у него любознательности.

Многолетний опыт работы с детьми с ЗПР дошкольного возраста, анализ имеющейся литературы, практические наблюдения позволили сделать вывод, что без организации продуктивного сотрудничества с родителями детей с ЗПР результаты работы педагогов не достигают той высоты, или того потенциала, который, при правильной организации совместной коррекционно-развивающей работы, может быть достигнут ребенком с ЗПР.

Предлагаемые в учебно-методической литературе еженедельные задания для выполнения родителей с детьми, не всегда и не в полном объёме подходят для работы с детьми с ЗПР. Они нацелены на развитие речевых функций ребенка. Предлагаемые в имеющейся литературе задания очень интересны, но они не решают своих развивающих задач по отношению к ребенку с ЗПР, т.к. предполагают опору на достаточный, соответствующий возрастной норме объём знаний, умений и навыков ребенка, которых у ребенка с ЗПР нет. Поэтому такие задания зачастую сводятся к выполнению их родителями, а не детьми, т.к. сложны для выполнения ребенком.

Решение данной проблемы подтолкнуло к необходимости подбора материала и составления заданий несколько иного плана, чем задания, предлагаемые в логопедической литературе, которыми пользуется большинство практиков.

Известно, что у ребенка с ЗПР снижен познавательный интерес, а недостаточная сформированность познавательной деятельности как раз и является одной из основных проблем, тормозящих его развитие. В связи с чем, формирование интереса к окружающему миру, развитие таких качеств личности, как любознательность, самостоятельность, следовательно, и будут способствовать устранению отставания в развитии и выравнивании его с нормально развивающимися сверстниками.

Сборник рекомендаций для родителей детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «УЗНАЙ-КА» составлен с учетом методических рекомендаций по организации коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР, авторских программ подготовки к школе детей с ЗПР (5-6 и 6-7 лет) под общей ред. С.Г.Шевченко. – М. Школьная Пресса, 2003.

Материал сборника подготовлен для организации совместной работы детей с ЗПР с родителями по разделу «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Он является составной частью всей системы коррекционно-развивающей работы по данному разделу программы с детьми 5-7 лет.

Предлагаемые материалы были апробированы в течение 8 лет в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в ДОУ комбинированного вида.

Подборка, редактирование материалов, оформленных в форме рекомендаций для родителей, позволили собрать их в единый сборник под названием «УЗНАЙ-КА». Он состоит из двух разделов, соответствующих возрасту детей: «Рекомендации для работы с детьми 5-6 лет», «Рекомендации для работы с детьми 6-7 лет» и подраздела «Задание на лето» (для шестилеток).

Материал рекомендаций скомпонован и разбит на основные блоки, или серии, на основе которых происходит «наращивание» всего учебного материала:

  • «Времена года»

  • «Мой дом»

  • «События»

Опираясь на базовые темы, ребенок и родитель неоднократно, в течение двух лет, имеют возможность возвращаться к тому или иному разделу программы, конкретному объекту, событию, явлению и др. Таким образом, уточняя, закрепляя и обогащая накапливаемые ребёнком впечатления.

Данные рекомендации удобны в работе. Рекомендации из сборника «УЗНАЙ-КА» позволяют проводить индивидуальную, индивидуально-подгрупповую работу с детьми, практические занятия-практикумы с родителями и детьми, являясь «домашним» учебно-наглядным пособием. Работа с использованием рекомендаций дает стойкие положительные результаты в коррекции и развитии детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Материалы получили одобрение родителей.

Сборник рекомендаций для родителей детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «УЗНАЙ-КА» может представлять интерес для учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений. В данном опыте работы присутствует региональный компонент.

Преследует цели и позволяет решить следующие задачи:

  • ознакомление, расширение и уточнение представлений детей с ЗПР об окружающем мире и развитие речи;

  • формирование, и развитие сотрудничества между педагогом и родителями детей с проблемами в развитии;

  • коррекция и развитие межличностных отношений «родитель и ребенок», способствующих формированию взаимно полезных форм общения родителей с детьми с ЗПР.

Использование рекомендаций:

  1. Способствует формированию у ребенка с задержкой психического развития умения наблюдать за окружающей действительностью, тем самым формирует любознательность, которая, в свою очередь, является положительным стимулом в развитии мыслительной деятельности ребенка.

Еженедельные рекомендации, направляющие внимание родителей на объекты наблюдения, наиболее ярко проявляющиеся в данный конкретный период, а иногда слегка предваряющие события, помогают родителям нацелить в свою очередь внимание ребенка на наиболее ярких явлениях и событиях. Рекомендации как бы «подсказывают», дают родителям направление на ежедневные наблюдения с ребенком, включая его (ребенка) в практическую деятельность. Это наиболее ценно и важно для детей с ЗПР, т.к. в процессе таких наблюдений задействуется большинство анализаторов и появляется возможность выполнить определённые практические действия, позволяющие запомнить то или иное событие, явление, объект более осознанно. В процессе выполнения заданий совместно с родителями у ребенка происходит не только накопление, но и уточнение представлений об окружающем мире, появляется возможность рассмотреть, проверить, почувствовать, исследовать те процессы, которые он изучает в данный конкретный период времени, в данный конкретный момент. Практически незаметно для самого ребёнка происходит коррекция и развитие таких его психических процессов как внимание, мышление, восприятие, память.

  1. Таким образом, одна из наиболее сильно страдающих сторон в развитии ребенка с ЗПР – неточность, недостаточность и неполнота представлений об окружающей действительности – решается совместно с родителями.

  2. Если же предлагаемый материал уже был отработан с педагогами ДОУ ранее, в этом случае происходит осознанное его закрепление родителями с детьми; и, наоборот, в том случае, если объект впервые рассматривается и наблюдается родителями, у педагога есть возможность систематизировать, расширить, углубить и закрепить материал на занятиях, в играх (развивающих и сюжетно-ролевых), т.к. появляется «опора» – тот минимум знаний, который необходим для дальнейшей работы с ребенком с ЗПР.

  3. Выполнение работы вместе с родителями или близкими ему взрослыми способствует единению ребенка и родителя. Ребенок начинает чувствовать внимание и интерес к нему со стороны взрослых, получает общение, которого зачастую детям с задержкой психического развития так не хватает.

  4. Постепенно, выполняя задания в тетради «Словарик», сам или с некоторой помощью близких взрослых ребенок не только получает практические навыки учебной деятельности (учится работать в тетради – правильно и последовательно оформлять ее; у него формируются и развиваются навыки изобразительной деятельности - рисование, вырезывание, вклеивание и др.; развивается мелкая моторика руки); формируется аккуратность, бережливость.

У ребенка и родителей формируется ответственность и дисциплинированность, т.к. задания необходимо выполнять еженедельно. Кроме того, у детей начинают формироваться не только учебные навыки, но и самостоятельность – важный показатель готовности ребенка к школе.

Тем самым ведется комплексная работа по формированию, нормализации и развитию личностных качеств ребенка.

  1. Ребенок сам, своими силами готовит для себя учебное пособие. Дети с удовольствием рассматривают свою тетрадь – «Словарик», читают (весь письменный материал в тетради записывается печатными буквами). Работая по конкретной теме, есть возможность при необходимости вернуться к пройденному материалу, увидеть взаимосвязь между явлениями, дополнить и расширить имеющиеся знания, вспомнить и сравнить с тем, что было в прошлом году. Например, работая по теме «Деревья» - ребенок в доступной форме знакомится с простейшей классификацией (лиственные деревья, фруктовые деревья, хвойные деревья и т.д.), видит сходство и отличие, анализирует. Рекомендации составлены таким образом, что позволяют неоднократно в течение учебного года при прохождении нового, вернуться к старому, базовому материалу, уточнить, расширить или закрепить имеющиеся знания на практике, в конкретной ситуации.

  2. Т.к. задания даются в точном соответствии с теми моментами, событиями, которые происходят в действительности, у детей есть возможность «прожить», «прочувствовать» то, что происходит. И, следовательно, «осмысленно запомнить» то или иное явление. Обсуждение с родителями способствует осмысленному формированию словаря ребенка (как пассивного, так и активного).

  3. Выполняя рекомендации педагога, на первый взгляд кажущиеся элементарно простыми, у родителей появляется возможность лично убедиться в том, что у ребенка действительно существуют проблемы, которые необходимо решить ещё до поступления в школу. Кроме того, у родителей начинают формироваться навыки педагогического сотрудничества в системе «родитель» - «педагог», что важно в дальнейшем при поступлении ребёнка в школу.


При составлении рекомендаций были использованы материалы:

  1. Энциклопедия для родителей первоклассника / Сост.: Е.А.Белый, К.Ю.Белая. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2000.

  2. А.В.Ундзенкова, Л.С.Колтыгина. Звукарик. – Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1999.

  3. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. Методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.



«УЗНАЙ-КА»

^ Сборник рекомендаций для родителей детей с ЗПР старшего дошкольного возраста




Сборник предназначен для родителей детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. В сборнике представлены рекомендации для родителей по организации работы с детьми с ЗПР по формированию, уточнению, расширению и обогащению представлений детей об окружающем мире. Предлагаемые материалы развивают познавательную деятельность и способствуют формированию у детей любознательности. Материал может представлять интерес для учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений. В данном опыте работы присутствует региональный компонент.




^ Автор: С.В. Есина

2013 год

Нижневартовск

«Есть только два способа прожить жизнь.

^ Первый - будто чудес не существует.

Второй - будто кругом одни чудеса».

Альберт Эйнштейн


Дорогие папы и мамы,

бабушки и дедушки!


Всех нас окружает удивительный мир: мир волшебной и завораживающей природы, замечательных событий, совсем простых и необыкновенно мудрых предметов. Все, что нас окружает – необычайно интересно. Это чудо, которое находится рядом с нами, надо только уметь его увидеть.

Любознательность – отличная черта, присущая мыслящему человеку.

Так давайте вместе подарим красоту окружающего мира нашим детям. Покажем ребенку, как увлекательно делать самому большие и маленькие открытия каждый день.


С любовью автор.

Успехов!

«УЗНАЙ-КА»

5-6 лет

Рекомендации для работы с детьми 5-6 лет


Работа по теме «ОСЕНЬ»

Лиственные деревья и кустарники


  1. В выходные дни прогуляйтесь с ребенком по улице, где расположен Ваш дом. Расскажите, как называется улица, объясните, что у каждого номер дома есть свой номер. Назовите номер вашего дома и квартиры.

Побеседуйте с ребенком о том, что еще расположено на Вашей улице (магазины, аптека, почта и другие общественные здания).

  1. Предложите ребенку найти жука или бабочку. Спросите, почему их нет? Где насекомые?

Почему не слышно птичьих песен? Птиц стало меньше. Где птицы?

Обратите внимание ребенка на то, что наступила ОСЕНЬ.

На улице холодно, идут частые дожди, изменилась окраска листьев на деревьях. Листья осыпаются с деревьев (листопад). Многие деревья и кустарники уже без листвы, все листья осыпались, на земле «ковер» из осенних листьев. Полюбуйтесь красотой осенней природы.

  1. Соберите листья БЕРЕЗЫ, ОСИНЫ и РЯБИНЫ.

Обратите внимание ребенка на сходство осины и березы (один ствол, покрыт корой; есть ветки, корни и т.д.) – это ДЕРЕВЬЯ, а рябина – это КУСТ.

Обратите внимание ребенка на отличия: цвет коры, форма кроны, форма листьев, окраска.

  1. Поиграйте в игру «Кто внимательный» - попробуйте найти разные деревья и кустарники, определитесь сами и помогите ребенку точно понять и закрепить понятия «дерево», «куст».

Чаще всего куст имеет несколько стволов. По высоте взрослое дерево значительно выше куста, ствол толще.

  1. Помогите ребенку обвести контур листа березы, рябины, осины.

Найдите картинки этих деревьев или нарисуйте сами возле каждого листа свое дерево: возле осинового листа – ОСИНУ; возле березового листа – БЕРЕЗУ; возле РЯБИНЫ – рябиновый лист.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть окраску осенних листьев и также раскрасить контуры своих листьев КРАСКАМИ. Чтобы сразу было видно, с какого дерева лист.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Основой коррекционной работы является диагностика. И от того насколько точно, объективно, широко и качественно она проведена во многом...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования г. Саяногорск

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс работников образования iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница