Цель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при




Скачать 126.34 Kb.
НазваниеЦель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при
Дата публикации06.11.2014
Размер126.34 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы

Песня о человеке.

Литературная композиция.
Цель: расширить знания учеников о А.В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэта; дать почувствовать неповторимость, богатство и красоту его стихотворений.
Оформление:

  1. Плакат: «Читал Кольцова. Прелесть и сила необъятная.» Л.Н. Толстой.

  2. Портреты Пушкина, Белинского, Жуковского, Краевского, Никитенко, Одоевского, Веневитинова. (Мультимедийный проектор.)

  3. Слайды с изображением природы средней полосы России.

  4. Музыка Чайковского, Глинки, Гурилева.

Художественный фильм: «На заре туманной юности...» (режиссер В. Панин, сценарий Э. Смирнова, В. Панина 1997г. по книге Кораблинова «Жизнь Кольцова».)


По ходу литературной композиции звучит музыка, демонстрируются слайды, портреты.

«Июль» Чайковский.

Ведущий.

Что объединяет и роднит нас, живущих в краю черноземном? Разумеется, черноземное поле. Тут наша история, наша память, наша общая судьба.

Благодатная, счастливая срединно-русская полоса, где чутко породнились земля и небо, плуг и перо, поденщина и творчество, где жизненный путь становится дорогой духовности и культуры, которая не кончается во времени и пространстве. Культурное наследие края - это проявление - яркое, мощное - животворных сил огромного духовного поля России.

Ведь сколько блестящих имен подарили миру Орел и Воронеж, Курск, Белгород, Липецк, Тамбов - Черноземный край.

Кольцов, Никитин, Тургенев, Лев Толстой, Лесков, Бунин, Андреев, Пришвин, Платонов, Замятин... И разве только литературные имена воскресают в нашей памяти?

Ведущий.

Черноземный край прекрасен истоками и силами большой духовности - здесь жили, служительствовали православные подвижники: Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, Питирим Тамбовский, Иоасаф Белгородский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник...

Возникают и иные мысленные ряды: театральный и музыкальный, имена художников и череда выдающихся ученых, а сколько историков...

Становясь всесветно знаменитыми, уходя в столицы, а случалось, по своей или не по своей воле и в иные страны, наши земляки мыслью и сердцем неизменно возвращались в родной край, душевно всегда оставались с малой родиной.

Ведущий.

У степных суходолов, у приречных лугов, у Дона и Лесного Воронежа, Оки и Орлика, Сейма и Тускари, Цны и Вяжли, Северского Донца и Пенки, Черной Калитвы и Тихой Сосны торили наши знаменитые земляки свои тропинки.

Большие имена, большие судьбы - как вселенные. А ведь не только известные, знаменитые, но и безвестные, кого нынешний час не помнит и не знает , тоже - вселенные. Поле живет и их колосьями.

Срединная Россия. Счастливое поле отечественной культуры духовности. Поле, возделанное известными и безвестными земляками.

В их мыслях и делах - дух времени, образ и душа породившего их народа.

Природа есть родина

всех талантов,

начиная от росинки солнца,

сверкнувшей всеми огнями,

кончая талантами,

преходящими в историю

культуры.

М.М. Пришвин.

Учитель.

Сегодня мы поговорим об удивительном поэте - земляке А.В. Кольцове, послушаем стихотворения современных поэтов о нем, посмотрим художественный фильм. Мне очень приятно сообщить, что творческая работа Хромых Кристины, посвященная юбилею поэта, отмечена грамотой отдела культуры Новоусманского района. Сегодня вы услышите ее стихотворение.

Чтец читает стихотворение «Открою я томик Кольцова».

О, вещее русское слово,

Строка, что, как птица, поет!

Открою я томик Кольцова- И памятью детства пахнет.

За купой берез поседелых,

Что учит зима ворожбе,

Горит огонек посиделок,

Предпраздничный вечер в избе.

Рассказаны сказки и были Про бар, про попов и чертей...

А книжка! Про книжку забыли?

Давай - ка читай, грамотей!

Отцу же того лишь и надо,

Ему, грамотею, почет...

Не пряча довольного взгляда,

Он книжку на скатерть кладет.

Что это за книжка - я знаю,

Хоть с азбукой я не знаком,

И вслед за отцом повторяю Строку за строкой шепотком.

В них пахаря ясные думы,

В них вольный напев косаря...

И лица, что были угрюмы,

Светлеют, как в поле заря.

У всех расправляются плечи,

С судьбой не пугает их спор.

Далече тот вечер, далече,

Но помнится мне до сих пор.

Николай Рыленков.

Ведущий.

Лучшее признание поэта - память народная: одного читают, другого поют, о третьем рассказывают всевозможные легенды.

Кольцов в наши дни переживает второе рождение. И не только как поэт, на песнях которого вскормлена русская душа, но и как могучая личность, вобравшая в себя высокие порывы и конфликты своего времени.

Кольцов - поэт и личность высшего порядка! Он умеет разом сказать обо всем, а это черта гения.

Ведущий.

Кольцов- весь из жизни, из ядреной прозы, но одновременно он крылат ( не случайно он сравнивал себя с орлом на болоте), он все может, все поймет, на все отзовется.

Всюду он обнаруживает себя человеком, которому нет пределов в силе, росте и замыслах. Воронежский прасол на равных общался с Пушкиным, Белинским, Жуковским, Краевским, Веневитиновым, Никитенко, Одоевским. Они видели в нем человека необычайно умного, проницательного, сложного, живущего земными, но высокими интересами. Кольцов умел, не поддакивая, не подделываясь под кумиров, по-своему думать о мире, о человеке, об искусстве.

Будни, быт, проза, наплыв дел и тяжб и песня, творчество, духовная жизнь вообще - вот любопытный и драматический сюжет в бытии Кольцова. Как герой сказки, брошенный в кипящий котел, выходит из него добрым молодцем, так и Кольцов выносит из омута жизни прекрасную песню о человеке. Буйство сил человеческих по душе ему.

Самые главные ценности в поэтическом мире Кольцова - молодость, сила, удаль, способность к любви и к работе. Не тот счастлив, кто богат, корыстен, кто прожигает жизнь и утверждает себя, подавляя других.

Чтец.

Но тот счастлив и тот блажен,

Кого природа одарила Душой и чувством, и умом,

Кого фортуна наградила Любовью - истинным добром.

Ведущий.

Его философия жизни - это философия борьбы, мужества и созидающего действия. Конечно, воспитанный в духе времени, Кольцов верит в предопределенность судьбы, в могучую власть провидения. Однако человек - не пешка в руках тайных сил. Трудно найти героя, который бы так прямо, так открыто выходил на поединок с судьбой, как герой Кольцова.

Чтец.

Не грози ж ты мне бедою,

Не зови, судьба, на бой:

Готов биться я с тобою,

Но не сладишь ты со мной!

Ведущий.

Мужество поэта поражает. В песнях его оно как бы внеличное, обобщенно- народное, а в письмах каждая строка - отзвук его хождений по мукам.

Из письма Краевскому: «Нет, духом я не упал, и беде моей смотрю в глаза я прямо, и грудь не сокрыта перед ней.. .Я русский человек. Шапку снимем пред грозой, а в сердце кровь не остановим : холод по телу пустим, но в теле не удержим... Нет, Андрей Александрович, духом я не упал и не упаду, разве мощь изменит, разве от напряжения силы тело лопнет, - тогда конец!».

Ведущий.

Пожалуй, ни у кого из поэтов XIX века (кроме разве Лермонтова ) так прямо и заостренно не поставлена проблема человека, как у Кольцова. Его герой - крепостной, невольник, и поэт не забывает об этом. Но он - человек, личность и это углубляет его страдания, углубляет потому, что другие не считают его таковым. Человек его ищет себе соответствия не в деньгах и прочей материальности, а в безмерном - в страсти, в любви, в свободе. Вся вселенная вращается у Кольцова вокруг человека, для него он главная и неизмеримая ценность.

Чтец.

Все творенья в божьем мире Так прекрасны, хороши!

Но прекрасней человека Ничего нет на земле!

Ведущий.

Кольцовский герой осознал себя главной силой мира, опорой бытия. Косари и пахари - вот кто хозяева земли, вот почему им труд не в тягость , а в радость: « От возов всю ночь скрипит музыка». Едва ли не первым сказал Кольцов о том, что человеку доступно счастье. « Любо жить мне на земле».

Будущее, если даже оно верно угадано, с болью переносится в настоящее. Кольцов на себе испытал, как «груба и тяжела» почва жизни: « И горе, кто враждует с нею, и счастлив, кто победит ее, и умер тот, кто уступит ей...».

Низкий и подлый обман отца, отчужденное непонимание родных, откровенное, до цинизма, желание ему смерти - все это буквально сокрушило его. Состояние его можно назвать катастрофическим.

Но и в этом состоянии не сдается, « готов любить и долго и свято красоту земную».

Что за сила держала Кольцова? Ему удавалось соединить в себе

купца и человека, отчего он испытывал огромную радость. «Дышу вольно, живу широко, и такая полнота обладает мной, какой сроду не чувствовал».

Чтец.

Он с юных лет был угнетен судьбою,

Своей семьей он не был оценен...

Несытый ум томился, но борьбою С холодной жизнью не был сокрушен.

Его душа любовию святою Любила все, чем был он окружен...

И песнь его нам кажется родною:

Весь мир души в ней завещал нам он.

Степной разгул, крутую силу воли,

Упорную борьбу с лихой судьбой И эту долю, сумрачную долю,

В которой жизнь он проклинал порой.

И грусть свою, порою плачь неволи - Все высказал он в песне огневой.

Михаил Михайлов.

Ведущий.

Его песни - итог победы над судьбой, голос, посланный в будущее. Песне о человеке он отдал всего себя. А песня « сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не с строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит...». ( Гоголь). А звучала она оттого, что не была пуста, что была переполнена опытом труда и творчества, людскими страстями и надеждами, мечтой о свободном человеке ...

Чтец.

Лунный свет в глазах его пытливых,

Им армяк суконный побелен,

Лунный свет на темной конской гриве,

На уздечке вспыхивает он.

Лунный свет от края и до края,

Перекатывают ковыли,

Искры серебристые роняя,

Гаснущие где-то у земли.

Звезд засилье. Облачка застыли,

Серебром прозрачным заиграв,

Не поймешь - на небе ли, в степи ли В эту полночь больше серебра!

И серебряными голосами,

Кажется, простор звенит вокруг,

И слова идут из сердца сами,

И поводья падают из рук!..

Геннадий Лутков.

Ученица 8 класса Хромых Кристина написала стихотворение «Судьба поэта» и прочитает его Вам.

Нелегка была у поэта судьба,

И часто его настигала беда.

Писал он о том, чем болела душа,

О том, что степь так бескрайне вольна.

Он много хотел, он много мечтал.

И все, что желал, в стихах рассказал.

Но жаль, что свеча горела недолго,

Осталась лишь песня о доле горькой.

А Русь до сих пор вспоминает его,

Читая про степь, удальца и кольцо.

Звучит музыка Климовского «Хуторок».

Предлагаем посмотреть художественный фильм «На заре туманной юности..."

Литература.

  1. «Подъем» - Воронеж, 1984 г., №9.

  2. России Черноземный край. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2000.

  3. А.В. Кольцов. Стихотворения.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при iconУрок 1) (Литература. 6 класс по учебнику
...

Цель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при iconЭкспериментальная деятельность
Цель: помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; закрепить знания о свойствах снега; учить...

Цель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при icon1 Василь Быков. 4 Константин Воробьёв
Цель: познакомить учащихся с прозой о Великой Отечественной Воробьева, Закруткина, Быкова, Виктора Некрасова, Вячеслава Кондратьева;...

Цель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при iconТема: Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели» (Е....
Познакомить обучающихся с основными вехами биографии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной

Цель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при iconЛитература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта, обучить анализу лирического...

Цель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при iconУрок «События российской истории»
Цель: познакомить обучающихся с важными вехами российской истории (Бородинское сражение) и истории родного края (75 –летие определения...

Цель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при iconЗадачи: Расширить знания об истории возникновения имён. Вызвать интерес...
Сбор материала об именах (чтение книг, использование интернета, беседы с родителями) по предложенному плану

Цель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при iconТема: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Цель урока: познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; создать благоприятные условия...

Цель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при iconПодсказка : Замечательный русский полководец, выигравший 35 крупных...
Цель: вызвать интерес у учащихся к русскому народному творчеству; расширить кругозор; развивать логическое мышление, память, воображение,...

Цель: расширить знания учеников о А. В. Кольцове, познакомить с важными вехами его жизни; развивать интерес к поэзии помочь вызвать зрительные образы при iconЗанятие-диалог «Встреча с интересным человеком»
Вызвать чувство гордости за родной город, за своих земляков. Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом. Познакомить...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница