Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка




Скачать 88.96 Kb.
НазваниеАктивизация познавательной деятельности на уроках русского языка
Дата публикации29.06.2013
Размер88.96 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



img_3312.jpg

А.Г.Вовк, учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

муниципального образовательного учреждения

«Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей»

Потребности современного общества ставят перед образовательными учреждениями задачу – перестать видеть в ученике только обучаемый объект, а воспитать человека, способного к самостоятельному самообучению и саморазвитию, обладающего внутренней культурой, умеющего решать разнообразные задачи общения, подготовленного к взрослой жизни. Действенный источник развития ученика – это самостоятельная активная познавательная деятельность. В основе обучения должен быть дифференцированный подход к учащимся с учётом их интеллектуального развития, способностей и задатков, уровня подготовленности. Кроме того, обучение должно способствовать развитию у школьников самостоятельного критического мышления.

Уроки русского языка, на наш взгляд, дают широкие возможности для реализации подобного подхода к обучению и воспитанию. Обучение русскому языку – это не только работа по усвоению учащимися определённых языковых знаний, умений и навыков. Это процесс взаимодействия, основанный на диалоге, сотрудничестве ученика с одноклассниками, учителями в условиях активной речевой среды, способствующих развитию познавательных, эмоциональных, речевых способностей, формированию творческой личности. Чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность учащихся, выбираю такие формы работы, где приоритетом является самостоятельное «добывание» знаний: придумывание лингвистических задач; проведение лингвистического исследования; составление своего вопросника по определённым темам грамматики и занимательного орфоэпического словаря (двустишия с провоцирующей рифмой); написание рассказов, сказок, стихов на лингвистическую тему; задание на основе материалов газет , радио и телевидения и т.д. Замысел подобных приёмов заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счёт расширения информации, необходимости работать со словарями и справочной литературой.

Рассмотрим пример подобного подхода к обучению на материале урока «Имя числительное. Лингвистическая лаборатория», который проводится в десятом классе.

Целеполагание: обобщение знаний о числительном как части речи; исследование исторических, этимологических, межпредметных аспектов этой части речи; развитие умения наблюдать, анализировать, делать обобщение и выводы.

Организация начала урока:

-Запишите тему и подумайте, какую деятельность предполагает заявленная тема. Каково значение слова «лаборатория»? ( в словаре Ожегова: «помещение, учреждение, где занимаются исследованиями, научными и техническими опытами»).

А слово «лингвистический»? («относящийся к лингвистике»)

-Учитель выступит в качестве заведующего лабораторией, а ученики – научные сотрудники, лаборанты.

^ I этап. Введение в тему урока.

-Начнём с разминки: ученики задают друг другу вопросы о числительном как части речи.

- Назовите пословицы, поговорки, фразеологизмы, в состав которых входят числительные ( «за тридевять земель», «семь раз отмерь, один раз отрежь», « у семи нянек дитя без глазу» и т.д.)

II этап. Лингвистические опыты.

- Сегодня в нашей лаборатории мы исследуем 3 вопроса:

1.этимологический;

2.межъязыковый;

3.орфографический

Рассмотрим этимологический аспект.

Учащиеся – лаборанты рассказывают о происхождении числительных 1, 2, 3…40; тысяча, миллион, миллиард; о римских цифрах; о древних мерах длины на Руси ( аршин, сажень, пядь, локоть, вершок). Учащиеся вспоминают фразеологизмы с этими мерами длины, объясняют значение ( «семи пядей во лбу», «косая сажень на плечах», «коломенская верста», «ни пяди земли»).

-Следующий эксперимент связан с сопоставлением системы образования и изменения числительных на межъязыковом уровне – в русском, английском и молдавском языках.

Учащиеся, готовившие это исследование, представляют таблицы, комментируют системы числительных в разных языках, делают вывод об аналогичности, за некоторым исключением.

-Переведите с русского на английский и молдавский предложенные предложения. Сравните результат перевода.

-Сравните наименование дробных числительных, хронологических дат в русском и английском языках. (Учащиеся переводят, анализируют особенности употребления числительных в данных языках).

-Наконец, обратимся к орфограммам, отражающим правописание имени числительного.

Учащиеся, ответственные за подготовку данного «исследования», рассказывают о правописании сложных и составных количественных и порядковых числительных , об их склонении, проводят словарный диктант с опорой на этимологический анализ (неделя, декада, килограмм, центнер, одиннадцать , миллион, процент и т.д.), словообразовательный разбор этимологических «родственников» ( инок, иной, един, хозяин, объединение, гражданин), в которых -ин- имеет значение единичности.

В заключение урока обсуждаем высказывания известных людей о математике. Интерес вызывают, например, слова А.С. Пушкина: « Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» или Вейерштрасса: «Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике».

Уроки, подобные этому, помимо образовательного, имеют и большое воспитательное значение – придают уверенность в своих силах, возможность самореализации; вызывают интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности.

Познавательно – исследовательский опыт школьников приобретается и при работе с текстом, т.к. именно текст является прекрасной содержательной, культуро – насыщенной основой формирования ученика как языковой личности. Школьник должен владеть всеми видами речевой деятельности, умением правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, узнавать автора текста, определять изобразительно- выразительные средства и т.д.

Свою работу по обучению учащихся русскому языку провожу обязательно с опорой на текст, понимая, что привить любовь к слову, к родному языку можно не через отдельные лексемы, а на основе образцов художественных текстов, как прозаических, так и стихотворных.

В самостоятельном поиске учащихся формируется познавательный интерес, развивается лингвистическая компетенция, языковое чутье и вырабатываются приемы творческой деятельности. Учащиеся исследуют текст, индивидуально или по группам, представляя затем, во время дискуссии, выбранный ими вопрос и свой комментарий к нему. Важная роль отводится учителю, который выступает в роли организатора подобной самостоятельной деятельности, и консультанта- помощника, и психолога, способного поддержать во время обсуждения непринужденность обстановки, свободу выражения каждым своего мнения. На этом этапе с текстом вносят уточнения, дополнения, корректируются наблюдения. В заключение работы с текстом предлагается итоговая творческая работа как обобщение мыслей, чувств, настроений учащихся, как возможность осмыслить высказанное и услышанное во время обсуждения. Так, при изучении синтаксиса сложного предложения в девятом классе предлагаю тексты разных авторов, объединенные одной темой – « Мир полон чудес и открытий».

Целеполагание: прослушать тексты, выбрать понравившийся; работая в микро группе или индивидуально, представить результат своего исследования текста.

Текст 1

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обременённая работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

Н.Заболоцкий

^ Вопросы и задания:

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого. Определите основную мысль.

  2. Сравните синонимы пейзаж и ландшафт. Чем они отличаются друг от друга? Проверьте значение по словарю.

  3. Какие синонимы к слову работа используются в тесте? (труд лесов, заботы полей)

  4. Объясните значение словосочетания очарование пейзажа. Как вы понимаете слово неочарованный?

  5. Найдите в тексте сложносочинённое предложение, укажите смысловые отношения между его частями. Объясните пунктуацию в предложении.

  6. Рассмотрите репродукции картин русских художников (пейзажи в разное время года). Какие чувства они вызывают? Насколько созвучны они стихотворению

Н. Заболоцкого?

Текст 2

Вот на окне скромно прижался в уголок неуклюжий кактус, колючий, толстокожий. Стоит ненужный и угрюмый, как еж. И сколько лет стоит так, ненужный. И вдруг ночью, на восходе солнца, вспыхивает в нем огненная звезда, огромная, нежная, как исполинский цветок золотой розы. Улыбнулся угрюмый еж, и улыбнулся на какой – нибудь час. И долго помнится эта поражающая улыбка (И.Шмелев).

Вопросы и задания:

  1. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте.

  2. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

  3. К какому типу речи относится текст?

  4. Какая связь между предложениями?

  5. Какой художественный прием использует автор? (олицетворение)

  6. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, встретившиеся в тексте.

Текст 3

…Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданно красивое место, - всегда стремишься обежать его сразу.

Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса, и неожиданно развернется перед тобой сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на нее, очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.

Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной, и читать ее было неловко.

Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну (М.Горький).

Задания:

  1. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте.

  2. Какие языковые средства помогают выразить отношение к поэзии Пушкина?

  3. Укажите предложения с обобщенно- личным значением. С какой целью они используются в тексте?

  4. Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид, объясните пунктуацию.

  5. Расскажите о вашей первой «встрече» с Пушкиным.

Текст 4


Над головой созвездия мигают.

И руки сами тянутся к огню…

Как страшно мне,

Что люди привыкают,

Открыв глаза,

Не удивляться дню.

Существовать.

Не убегать за сказкой

И уходить,

как в монастырь,

в стихи.

Ловить Жар-птицу

для жаркого

с кашей.

А золотую рыбку-

Для ухи…….

Р.Рождественский

^ Вопросы и задания:

  1. Прочитайте. Объясните, почему поэту становится страшно. Определите основную мысль стихотворения.

  2. У данного стихотворения нет названия. Какой заголовок могли бы предложить вы?

  3. Последнее предложение заканчивается многоточием. Отражается ли это только на интонации или влияет и на передачу содержания?

  4. Найдите предложение, где используется явление парцелляции. С какой целью поэт использует этот прием?

Для справок:

Многоточие- знак недосказанности, незавершенности конструкции. Автор дает возможность поразмышлять над сказанным. Использование таких конструкций характерно для описательного типа речи с элементами рассуждения.

Парцелляция- намеренный отрыв отдельных членов предложения, намеренное интонационное расчленение предложения, при котором отделяемые слова подчеркиваются, усиливаются.

После выразительного чтения, комплексного анализа текстов, обсуждения вопросов к ним учащиеся приходят к выводу, что эти тексты объединяет одна мысль: глядя на мир, нельзя не удивляться. Вспыхивает цветок кактуса, как звезда, - это чудо. Поэзия Пушкина «развернулась, как сухая солнечная поляна среди болота», - это тоже необъяснимое чудо. Всего и надо, что вглядеться и вслушаться . «Над морем- бездонное небо, а под ним- бездонные моря и океаны, и весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!» Такими словами писателя В.Бианки заканчиваем обсуждение текстов.

Подбор данного дидактического материала и формулировка заданий позволяют закрепить полученные знания о тексте как ключевой единице русского языка, совершенствовать речевые способности. С эстетической точки зрения эти тексты образуют единое целое. Их объединяют общие понятия: гармония, удивление, свет, очарование. И самое главное, в процессе работы учащиеся получают возможность высказывать собственное мнение, учиться вести дискуссию, самостоятельно осваивать новое в языкознании. «В конечном итоге, воспитывает учеников то, что они сами делают, а не то, что делает учитель. Только через свою самостоятельность они изменяются», - считает психолог С.Рубинштейн.

Подобные формы работы на уроках русского языка создают условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, в саморазвитии, способствуют качественному, неформальному изучению и усвоению программного материала.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка icon«Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся специальных...
...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка iconАктивизация мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся...
Устяхина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы мбоу бейской общеобразовательной школы-интерната среднего (полного)...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка iconДоклад «Новые эффективные формы организации познавательной деятельности...
Новые эффективные формы организации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка iconУроках математики
Поэтому одна из основных моих задач активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка icon1. Списочный состав членов рмо
Использование икт на уроках русского языка как средство развития познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
Из опыта работы учителя биологии I квалификационной категории моу гимназии №5 г. Красногорска Кузьменко Ю. Е

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка iconАктивизация познавательной деятельности учащихся через интерактивное...
Учитель истории и обществознания коукши во «Борисоглебский кадетский корпус» Шаньшерова В. В

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка icon«День птиц» грамота. «Экология-Безопасность-Жизнь» грамота. Конференция «Шаг в будущее»
Абрамова М. Б. I место за участие в научно-методической конференции с выступлением на тему: «Активизация познавательной деятельности...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка iconРечи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах
В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и других дают основание относить к интеллектуальной недостаточности только те состояния,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница