«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы




Скачать 119.08 Kb.
Название«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы
Дата публикации12.11.2014
Размер119.08 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013/2014 учебный год)

Номинация конкурса: «Организация досуга и внеклассной деятельности».

Название работы: «ЛЮБИ, ЦЕНИ И ЗНАЙ РУССКИЙ ЯЗЫК!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 10 г. Россоши Воронежской обл.
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного отношения к родному слову, развития интереса к изучению русского языка как на уроках, так и во внеклассное время.

Для оформления зала используются плакаты с высказываниями о русском языке:

^ Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… (Н.В.Гоголь)

С русским языком можно творить чудеса. (К.Г.Паустовский)

Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. (К.Г.Паустовский) и др.

Бюллетени «Говорите правильно». (Слайд 1)
У ч и т е л ь. Ребята, мы, русские люди, говорим на русском языке, а как мы к нему относимся, ценим ли его звучание, насколько его знаем, об этом мы не задумываемся. Наш вечер посвящен бережному отношению к родному слову. Надеюсь, что равнодушных не будет.

1-й в е д у щ и й. Русский язык является одним из самых богатых и развитых языков мира.

2-й в е д у щ и й. Прекрасные мастера русского языка М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, К.Г.Паустовский высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

1-й ч т е ц. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов был «первым русским университетом». Он писал стихи, создал теорию «трех штилей». Русский язык М.В.Ломоносов оценивал так: «Повелитель многих языков язык Российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе…» (На экране портрет М.В.Ломоносова - слайд 2)

2-й ч т е ц. Достоинствами русского языка восхищался А.С.Пушкин. «…Как материал словесности, - писал он, - язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

Великий поэт горячо призывал изучать произведения устного народного творчества. В связи с этим он указывал: «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка». (На экране портрет А.С.Пушкина – слайд 3)

3-й ч т е ц. В своем стихотворении в прозе «Русский язык» И.С.Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». (На экране портрет И.С.Тургенева – сл 4)

В письмах к молодым писателям он завещает бережно относиться к родному языку:

«Еще один последний совет молодым литераторам и одна, последняя просьба.

А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..»

4-й ч т е ц. М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку: (На экране портрет М.Горького – слайд 5)

«Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму… Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения, - мы добьемся этого только тогда, когда воспитаем уважение к языку».

1-й в е д у щ и й. Весьма поучительны высказывания о языке выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского, который считал, что в языке «одухотворяется весь народ и вся его родина…» (На экране портрет К.Д.Ушинского – слайд 6)

5-й ч т е ц. «Язык народа, - писал К.Д.Ушинский, - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Вот почему лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык».

2-й в е д у щ и й. (На экране портрет А.Н.Толстого –слайд 7) В начале 30-х годов ХХ века писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

Предвидение писателя сбылось: русский язык стал одним из широко известных мировых языков. Труды великих русских ученых – Менделеева, Сеченова, Мечникова и др., произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Л.Н.Толстого, Чехова, Бунина – известны во всем мире, их широко использут в научных работах, читают, переводят.

1-й в е д у щ и й. Поэтесса Екатерина Шевелева в одном из своих стихотворений рассказывает о том, с каким интересом в Англии простые люди изучают русский язык.

И однажды пушкинские строки

На моем, на русском языке

Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,

Силу потерявший на войне.

Строки шли, как волны, выше, круче.

Слушал парк, дыханье затая,

И сиянье пушкинских созвучий

В городе чужом узнала я.

Не кокетство музыки капризной,

Не эстетов стихотворный крик –

Это был язык моей Отчизны,

Точный, самый правильный язык.

2-й в е д у щ и й. А как мы относимся к родному языку, родному слову? Умеем ли правильно произносить звуки и слова русского языка?

Сейчас перед вами выступят ребята с сообщениями о проведенных наблюдениях за речью одноклассников, друзей, родителей.

(Выступают учащиеся, рассказывая об отклонениях в произношении слов, употреблении диалектизмов, жаргонизмов, неуместном употреблении англицизмов, о переписке в Интернете, делают вывод о небрежном отношении людей к русскому языку и призывают бережно относиться к родному слову, ценить родной язык.)

Ч т е ц. Стихотворение «Одеть или надеть?»

Одеть и надеть.

Два этих слова

Мы часто путаем

Так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет,

А шуба, стало быть, надета.

Одеть, надеть…

Давай глядеть.

КОГО одеть и ЧТО надеть?

Я полагаю, что НА деда

Три шубы может быть НАДЕТО,

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!

- Помните, ребята: НАДЕТЬ (что-нибудь) пальто, шапку, туфли.

ОДЕТЬ (кого-нибудь) ребенка, куклу, девочку. (Слайд 8)

^ ЗВУЧИТ «РАДИОНЯНЯ» (3.7 «Одеть, надеть, кушать, есть».)

3-й в е д у щ и й. Чтобы правильно произнести слово, подбирайте к нему рифму и запоминайте. Повторите за мной хором: разговор – договор, разговоры – договоры, разговоров – договоров.

А сейчас я буду читать стихотворные строки, а вы подбирайте к ним рифму. Слова перед вами: (Слайд 9) договор, звонит, квартал, свекла, углубить, щавель, крапива, каталог, красивее, жалюзи.

У меня в ушах звенит – телефон весь день … (звонит).

Маша всех счастливее – она всех … (красивее).

От дождя я не размокла, хоть и сахарная … (свекла).

Я, конечно же, устал – я работал весь … (квартал).

Это просто некрасиво – огород зарос … (крапивой).

Шторки мне не привози – мы повесим …(жалюзи).

Он все книги уволок, чтоб составить …(каталог).

Надо будет здесь сверлить, чтобы дырку … (углубить).

Поскорей откройте дверь – я принес для вас …(щавель).

Вот я слышу разговор: «Мы подпишем …(договор)».

2-й в е д у щ и й. Произношение слов мы повторили, а хорошо ли мы знаем грамматику и правописание? Решите кроссворд. (На доске лист ватмана с кроссвордом…)

1-й в е д у щ и й. А сейчас предлагаю сыграть в игру «Кто дольше продержит мелок?» Зал делится на две команды. Выберите название. На сцену приглашаются по одному участнику. Я диктую слова, один участник пишет их до тех пор, пока не допустит ошибку. Затем участник другой команды исправляет ошибку соперника и тоже пишет диктуемые ему слова. Побеждает та команда, которая меньше всего допустит ошибок и дольше всех продержит у себя мелок (т.е. запишет большее количество слов).

Слова: абонемент, агрессор, аккомпанемент, аккордеон, аннулировать, апробировать, баллотироваться, безыскусственный, беспрекословный, близлежащий, борющийся, вентилятор, ветреный день, взъерошить, винегрет, военачальник, врассыпную, времяпрепровождение, галерея, галлюцинация, глубокоуважаемый, гримировать, грошовый, двухъярусный, демисезонный, дирижабль, до востребования, достопримечательность, досуха, и др. (Подводятся итоги)

3-й в е д у щ и й. А сейчас г р а м м а т и ч е с к а я э с т а ф е т а. Играющие делятся на две (три) команды (Синонимы, Антонимы, Омонимы) по рядам. Я даю карточки с заданиями. Выполнив первое задание, быстро передавайте карточки членам своих команд, сидящим сзади, те выполняют последующие задания и отправляют грамматическую эстафету далее.

Побеждают члены той команды, которые быстрее своих соперников выполнят все задания и меньше всего допустят ошибок.

(Задания могут быть следующими:

1. Поставьте существительное дно в форме множественного числа. (Донья)

2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слова простыня. (Простыня – простынь (-ней).

3. Составьте словосочетания «прилагательное+существительное» со словами мышь, тюль, шампунь.

4. Образуйте сравнительную степень от прилагательных сладкий, красивый, звонкий, крутой.

5. Расставьте ударения в следующих прилагательных тигровая (шкура), кедровый (лес), оптовая (цена), петельный (шов), мизерное (количество), балованный (ребенок), сливовый (сок).

6. Поставьте в творительном падеже числительное восемьсот семьдесят шесть.

7. Каким способом образованы слова мороженое, русский? )

^ ЗВУЧИТ «РАДИОНЯНЯ» (3.9 Синонимы.)

2-й в е д у щ и й. Пока жюри подводит итоги, посмотрите шуточную сценку «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж , как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь с друзьями

Не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится придумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, простительный!

2-й в е д у щ и й. А сейчас предоставляется слово жюри. (Итоги игры, эстафеты)

1-й в е д у щ и й. Каждому из нас приходилось писать сочинение. Сейчас мы сопоставим два текста: отрывок из рассказа А.П.Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки Н.» и отрывок из сочинения семиклассника. (Слайд 10)

Отрывок из рассказа А.П.Чехова читает ученица.

^ СОЧИНЕНИЕ «КАК Я ПРОВЕЛА КАНИКУЛЫ»

Как только я выдержала экзамен, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иваном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. Природа была в великолепии. Солнце то всходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц. Где-то пастух пас свои стада, и какие-то облака носились немножко ниже неба…

3-й в е д у щ и й. Найдите ошибки в выборе слов и построении предложений. (Ответы…

Затем ученик читает отрывок из сочинения семиклассника:

«У Горького есть образ Лойко Зобара – скрипача, певца, скакуна и товарища». (Слайд 11)

3-й в е д у щ и й. Все смешано в кучу: и люди, и животные. А чтобы такого не допускать, нужно старательно изучать языковые нормы.

На эту же мысль наводит и содержание стихотворения Ю.Благова «Тонкость выражений».

(Разыгрывается сценка по содержанию стихотворения)

1.Я в автобусе стоял(а),

Вдруг на повороте

Кто-то сзади мне сказал:

- Вы сейчас встаете?..

Нам к ответу бы призвать

Этого героя;

«Объясни, как может встать

Тот, кто едет стоя?»

Но автобус не привык

Видеть суть ошибок,

Да к тому же наш язык

Беспредельно гибок,

И стараются в пути

Дяди или тети

Всех стоящих впереди

Спрашивать: «Встаёте?..»

2. Я, бодрясь по мере сил, (Зуб болит, щека перевязана…)

У врача в передней

Ожидающих спросил:

- Кто из вас последний?

И сейчас же был ответ

Выдан громогласно:

- В наши дни последних нет.

Я здесь крайний… Ясно?

Так сострил какой-то бас,

И не без успеха.

Ожидающие враз

Взвизгнули от смеха.

Но сказал я в свой черед

Со злорадством тайным:

- Хорошо смеется тот,

Кто смеется… крайним!

3. Двух гражданок городских

Слушал я при встрече,

Заурядные у них

Обороты речи,

Никаких таких примет,

Только многократно

Там, где надо, там, где нет,

Слышится обратно:

- Главк обратно ордер дал

Нашему соседу,

- А у нас большой скандал

Был обратно в среду…

2-й в е д у щ и й. Некоторые люди путают понятия слов опять и обратно. Послушайте веселую песенку-подсказку. ^ ЗВУЧИТ «РАДИОНЯНЯ» (3.10 «Опять», «Обратно».)

1-й в е д у щ и й. Ребята, следите за своей речью, цените сказанное слово.

А сейчас «Занимательная лингвистика».

Жителей Москвы называют москвич и москвичка. А как называют жителей

- Петербурга? (петербуржец и петербурженка)

- Тулы? (туляк и тулячка)

- Воронежа? (воронежец и воронежка)

- Перми? (премяк и пермячка)

- Курска? (курянин и курянка)

- Нижнего Новгорода? (нижегородец и нижегородка)

- А Архангельска? (архангелогородец и архангелогородка).

3-й в е д у щ и й. Сейчас, ребята, вам представится возможность посмотреть на себя со стороны. Что бы сказал А.С.Пушкин, если бы услышал, как говорит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин»?.. (Сценка в исполнении ученика и ученицы).

- Димка, ну чё, прочитал?

- Прочитал.

- Прикольно или стрёмно?

- Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчёнка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».

- Вот лох!

- А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

- Ух, ты!

- Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега… Короче…

…А короче, Аня, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка.

- Дима, наш слог, действительно, ужасен. Давайте, ребята, задумаемся, какой язык мы, поколение ХХI века, передадим потомкам?

1-й в е д у щ и й. (^ Стихотворение В.С.Шефнера «Устная речь»)

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верти,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

2-й в е д у щ и й. (Стихотворения А.Яшина «Русский язык»)

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На свете

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

(Итоговое слово учителя)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы iconПлан проведения методической предметной недели русского языка «Люби,...
Директор кс(К)оу «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1»

«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы iconТема квн на тему “Люби, цени и знай великий русский язык” для 4 класса
Зал, где проходит квн, красочно оформляется. На это мероприятие приглашаются и родители. Из их числа выбирается жюри

«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы iconГрибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы...
Цель: закрепить знания, полученные учащимися по темам: «Лексика» и «Фразеология»

«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы iconОблова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы,...
Окончила в 1983 году Рязанский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт по специальности русский язык и литература....

«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы iconПолякова Юлия Александровна учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2 города Суздаля»
С 1997 по 2000г обучалась в Юрьев-Польском высшем педагогическом училище (колледже). Присвоена квалификация «Учитель русского языка...

«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы icon«Знай и люби русский язык»
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика

«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы iconРусинова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы...
Русинова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы моу гимназии №26 г. Томска. Заслуженный учитель Р. Ф

«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы iconОрганизация творческой деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное...
Русинова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы моу гимназии №26 г. Томска, Заслуженный учитель рф, победитель пнпо...

«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Масловская Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы, мкоу тулинская сош

«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы icon«Ты и твоё имя». (Презентация прилагается.) Учитель: Чуйдук Н. А. Декабрь, 2006 г. Цели
Чуйдук Н. А., учитель русского языка и литературы. Моу томинская сош русский язык. 6 класс



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница