Тема: «Фразеологизмы»




Скачать 142.8 Kb.
НазваниеТема: «Фразеологизмы»
Дата публикации01.12.2014
Размер142.8 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Открытый урок (мастер-класс на материале элективного курса по русскому языку в 11 классе). Лебедева Н.М.

Тема: « Фразеологизмы».
Тип урока – комбинированный, интегрированный урок русского языка и литературы.
Эпиграф к уроку: «…неистощим язык в соединении слов.» (А. С. Пушкин).
Цель:

1.Закрепить правила уместного употребления фразеологизмов в речи, умение находить и оценивать употребление устойчивых словосочетаний в художественной литературе, публицистике как средства выразительности речи и расширить знания учащихся о многообразии, разнородности фразеологизмов.
Задачи урока:

      1. Вызвать интерес учащихся к богатству и выразительности русского языка; прививать чувство любви и уважения к родной речи на основе развития познавательного интереса учащихся.

      2. Развивать навык самостоятельной поисковой деятельности, коммуникативности, умение работать в команде; воспитывать творчески активную личность, способную к саморазвитию через самообучение.

      3. Отрабатывать умение пользоваться словарями и справочной литературой.

      4. Обогащать словарный запас учащихся, развивать память, расширять кругозор, повышать эрудицию, способствовать успешной сдаче экзамена по русскому языку.


Виды деятельности учащихся: слушание, беседа, самостоятельная работа, выполнение заданий творческого характера, работа со словарями.
Оборудование:


  1. Фразеологические словари (для каждой группы учащихся).

  2. Н. С. Анушкин. М. Г. Анушкина..Крылатые слова.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Компьютер.

  5. Программное обеспечение – презентация «Тайны фразеологии».

  6. Дидактический материал (для каждой группы учащихся):

1). Подбор отрывков из произведений русских писателей для выполнения самостоятельной работы.

2). Подбор публицистических текстов для самостоятельной работы.

3). Подбор высказываний о богатстве и выразительности русского языка.
Ход урока

Организационный момент. Представиться. Разделить учащихся на три группы.

- Ребята, сегодня вы будете работать в группах. К концу занятия я попрошу вас определить в своей команде наиболее активных участников, а также выберите того, кто будет выступать от имени всей группы. Чтобы оценка вашей работы на уроке была объективной, в каждой группе есть мой помощник-консультант, которого я прошу оценивать ваши правильные ответы. Вашими помощниками на сегодняшнем занятии будут фразеологические и другие словари.

«Вхождение в тему».

- С давних времён в нашем языке сохранилось множество выражений, которые мы легко употребляем в речи, в разговоре, но часто даже не задумываемся об их возникновении. Между тем история таких выражений интересна и поучительна. Задание№1.

- Найдите знакомые вам выражения в отрывках из литературных произведений, если можете, объясните значения этих выражений.

Раздаточный материал 1.

1. Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл. (А.С.Пушкин «Дубровский»).

2. С ранней молодости её держали в чёрном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали её плохо; жалованье она получала самое маленькое. ( И.С.Тургенев «Муму»).

3. Взял я вчера нарочно из библиотеки «Заметки охотника», прочёл от доски до доски, и не нашёл решительно ничего особенного. (А.П.Чехов).

4.Вот рыскают по свету, бьют баклуши. Воротятся, от них порядки жди. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума»).
5. Старик-крестьянин с Батраком

Шёл под вечер леском.

Домой, в деревню, с сенокосу,

И повстречали вдруг медведя носом к носу. (И.А.Крылов).
6. Похвалил его отец:

«Ты, Данило, молодец!

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть будучи при всём

Не ударил в грязь лицом.»

«Биться об заклад» -уверять, клясться в чём-то.

«Держать в чёрном теле»- притеснять, сурово обращаться с кем-либо.

« От доски до доски» - от начала до конца.

« Бить баклуши» - бездельничать.

« Носом к носу» - сталкиваться вплотную.

« Не ударить в грязь лицом» - не подвести, не попасть в неловкое положение.
Задание уч-ся 1.

-Как называются такие выражения? Вы, наверное, догадались о теме урока. Попробуйте её сформулировать. О чём же у нас сегодня пойдёт речь?

- Итак, тема урока - фразеологизмы. Вспомните, что такое фразеологизмы, напишите несколько известных вам фразеологизмов.

(Слайд №1)
Комментарий учителя по теме урока (уч-ся в это время выполняют задание).

- Тема сегодняшнего занятия является одной из тем элективного курса»Анализ текста и средства художественной выразительности». Её выбор обусловлен рядом причин. На тему «Фразеологизмы» школьной программой отводится 1 час в разделе»Лексика» в 5 классе. Фразеология, как показывает мой опыт работы, для учащихся является недостаточно изученным разделом науки о языке. Кроме того, одно из заданий части В предполагает хорошее знание учащимися фразеологии. Подготовка к итоговой аттестации, а также опыт работы по развитию речи учащихся позволили мне сделать вывод о важности работы над фразеологией, о целесообразности уделять большее внимание данной теме. На мой взгляд, тема сегодняшнего занятия и элективный курс в целом должны стать средством повышения качества образованности школьников, что и заложено в моей авторской концепции: «Повышение качества образованности учащихся на основе предметной интеграции гуманитарного цикла (на примере русского языка и литературы).

Цель сегодняшнего занятия- закрепить и расширить знания уч-ся 11 класса по фразеологии, помочь учащимся постичь богатство и выразительность родного языка, помочь в осмыслении учащимися значения некоторых фразеологизмов, освоении ими правил уместного их употребления в собственной речи, формировании умений находить и оценивать употребление фразеологизмов в художественной литературе и публицистических текстах как средства выразительности, совершенствовать умение работать со словарями и справочной литературой. Я надеюсь, что материал урока будет способствовать пробуждению у учащихся интереса к изучению родного языка, желанию почувствовать красоту, выразительность, меткость, образность русской речи, стремлению овладевать сокровищами русского языка, беречь его и гордиться им. Что в конечном итоге будет способствовать повышению качества образованности учащихся и успешной сдаче экзамена по русскому языку.

(Слайд №2, Слайд №3)
Проверка выполнения учащимися первого задания. Повторение определения фразеологизмов. (Термин фразеология происходит от греческого phrasis- « выражение» и logos – «слово», «учение».Термин означает 1)совокупность устойчивых выражений, 2)раздел языкознания, который изучает подобные выражения – фразеологические единицы или фразеологизмы. Фразеологизмы – это готовые сочетания слов, которые воспроизводятся из запасов языковой памяти. Это почти всегда яркие, образные выражения. Они- важное экспрессивное средство языка.)

(Слайд №4, Слайд №5)
Задание уч-ся 2 - Откуда и как появляются в языке фразеологизмы? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить следующие задания (по группам).

^ Раздаточный материал 2.

1 группе:

- попробуйте определить происхождение фразеологизмов и разделите их на 3 группы. Заполните таблицу. (Взятки гладки, тянуть лямку, на сон грядущий вавилонское столпотворение, овчинка выделки не стоит, ахиллесова пята, глас вопиющего в пустыне, сизифов труд, ищите и обрящете, хлеб насущный, тридцать сребреников, камень преткновения, Содом и Гоморра, во всю Ивановскую, притча во языцех, топорная работа, манна небесная).

^ 2 группе: - определите, из какого произведения вошёл в наш язык тот или иной фразеологизм, поясните значения известных вам фразеологизмов.

(«есть ещё порох в пороховницах», «а ларчик просто открывался», «слона-то я и не приметил», «на деревню дедушке», « а Васька слушает да ест», «а судьи кто?», «а воз и ныне там», «белая ворона», «лошадиная фамилия», «луч света в тёмном царстве», «медвежья услуга», «не мудрствуя лукаво», «львиная доля», «двадцать два несчастья», «герой не моего романа», «а ларчик просто открывался», «лошадиная фамилия».

^ 3 группе: - используя словари, объясните значение и источник возникновения следующих фразеологизмов: « На кончике пера», « Камень преткновения», « Нить Ариадны».

Комментарий: Творческая работа в группах с разными видами заданий помогает мне как учителю не только одновременно отработать разные практические навыки, которые учащимся будут необходимы при выполнении сложной исследовательской работы, но и закрепить умение работать в команде, более внимательно слушать друг друга, оценивать себя и других. В процессе такой работы учащиеся лучше осознают роль фразеологизмов как средства выразительности, а в итоге появляется познавательный интерес, а значит, происходит обогащение словарного запаса.

(после выполнения задания через слайд проверка, учащиеся сверяют свой ответ, делают вывод о происхождении фразеологизмов- исконно-русские, старославянские, заимствованные):
( Слайд №7).

Вопрос учителя: какие ещё источники пополнения языка фразеологизмами вы можете назвать?

(Крылатые слова, фольклор, цитаты, выражения из литературных произведений, изречения, афоризмы, книжные выражения, употребляющиеся без перевода).

^ Задание № 3. –коллективная работа

Ребята, предлагаю вам попробовать объяснить значения следующих книжных выражений (Альфа и омега, постфактум, априори, карт бланш, постскриптум, сальто-мортале, статус-кво. (Слайд №8)
Учитель:

Ребята, слышали ли вы такие выражения: «Вы заблудились в трёх елях», «У него семь четвергов на неделе», « Он привык из кильки делать кита»? Не правда ли, странно выглядят эти выражения? А предложения « Он заблудился в трёх соснах», «У него семь пятниц на неделе», « Он привык из мухи делать слона» не вызывают удивления, потому что так говорят. В этом обнаруживается особенность фразеологизмов: в них нельзя произвольно заменять слова, то есть они отличаются постоянством лексического состава. Эта особенность отличает фразеологизмы от свободных словосочетаний.

^ Проблемный вопрос: от чего зависит, является ли словосочетание фразеологизмом ? Чтобы помочь вам ответить на вопрос, предлагаю сравнить 2 предложения. 1) По приказу командира солдат вышел из строя. 2) Аппарат очень быстро вышел из строя и нуждается в ремонте. ( От контекста).

Слайд № 9.

Задание № 4.

Составьте предложения, в которых каждое из предложенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, затем-фразеологическим оборотом. Поясните значения фразеологизмов.

(1 группа - не вытянешь клещами, висеть на хвосте; 2 группа - закрывать глаза, держаться в тени, 3 группа - лёд тронулся, плыть по течению).

Слайд № 10.

Комментарий: в ходе выполнения задания учащиеся не только почувствуют различие между свободным и несвободным словосочетанием, но и учатся видеть и исправлять речевые ошибки как в собственной речи, так и при выполнении заданий ЕГЭ, при этом они отрабатывают умение выбирать наилучшие языковые средства для передачи тех значений и смыслов, которые уместны в данном контексте, то есть овладению культурной, точной речью.

Проверка задания 4 (При затруднении обращение за помощью к другим группам – самооценка).
Задание № 5 (устное задание для всех групп; отвечает тот, кто первым нашёл ошибку или по очереди представитель каждой группы).

Внимательно прочитайте и найдите ошибки в употреблении фразеологизмов, исправьте их. ^ Пояснение учителя: фразеологические обороты следует воспроизводить в речи точно, в том виде, в каком они закрепились в языке. Ни один фразеологизм не следует толковать буквально-это образные выражения. В речи фразеологизмы нередко искажаются, причём по-разному:

Раздаточный материал 5.

^ 1) Если взялись за ответственное дело, так держите свою марку.(«Держать марку»).

2) Я тебя прождал целый битый час («Битый час»).

3) Они такие враги, что их водой не разольёшь. («Не разлить водой»).

4) Моего соседа все знают, он говорит нараспашку. («Душа нараспашку»).

^ 5) Это была оборотная сторона мысли. («Оборотная сторона медали»).

6) Каждый из них хочет плыть по ветру. («Плыть по течению»).

7) Все единодушно потребовали приподнять занавес над этой странной историей. («Приподнять завесу»).

8) В произведениях Тургенева пейзаж играет большое значение. («Играет большую роль»).
Комментарий: Вы, возможно, уже обратили внимание, что все творческие задания между собой взаимосвязаны, такой комплексный подход позволяет закрепить умения, связанные с исправлением текста, усвоить нормы употребления фразеологизмов, повысить уровень речевой культуры и подготовиться к ЕГЭ.

Работа с памяткой «Это надо запомнить»: (Слайд№ 11). Учащиеся записывают фразеологизмы в тетрадь.

ни свет ни заря

ни днём ни ночью

ни два ни полтора

ни рыба ни мясо

ни дать ни взять

ни взад ни вперёд

ни то ни сё

^ Комментарий учителя к заданию:

Если в предыдущих заданиях ребята отрабатывали элементы исследовательской деятельности через поисковые методы (наблюдение, редактирование, поиск источников), то при выполнении данного задания они учатся правильно произносить устойчивые выражения разговорной речи и закрепляют правописание фразеологизмов.

Задание № 6. Игра « Проверь себя». Учащимся предлагаются разные задания по группам, каждая группа проводит игру с другой. Учащиеся могут пользоваться подсказками (раздаточный материал – показывают ответ).
^ Раздаточный материал 6.

1 группа дает задание 2 группе: по определению угадать фразеологизмы.

1) Быть всегда готовым к обороне (держать порох сухим).

2) Очень худой, измождённый (кожа да кости).

^ 3) Умышленно, намеренно не замечать чего-либо (закрывать глаза на что-либо).

4) Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях(не солоно хлебавши).

^ 5) Днём на виду у всех (среди бела дня).

6) Неохотно, принудив себя к чему-либо (скрепя сердце).

2 группа даёт задание 3 группе: подобрать синонимы к названным фразеологизмам.



  1. Поминай как звали (и след простыл).

  2. Куры не клюют (хоть пруд пруди).

  3. Тьма кромешная (ни зги не видно).

  4. Глядеть в оба ( держать ухо востро).

  5. Ни слуху ни духу (ни ответа ни привета).

  6. Пальчики оближешь (язык проглотишь)

  7. Закрывать глаза на что (смотреть сквозь пальцы).


3 группа даёт задание 1 группе: подобрать антонимы к названным фразеологизмам.


  1. В двух шагах (за тридевять земель).

  2. Хоть пруд пруди ( с гулькин нос).

  3. Засучив рукава ( спустя рукава).

  4. Взять себя в руки ( упасть духом).

  5. Жить душа в душу ( как кошка с собакой).

  6. Распустить язык ( держать язык за зубами).

  7. Чуть свет ( на ночь глядя).



Творческое задание:

Изобразить фразеологизм в виде пантомимы. Например, «денег куры не клюют», «водить за нос», «мухи не обидит» (можно предложить другим группам отгадать показанный фразеологизм).
Комментарий: игровой эффект важен на каждом уроке, независимо от возраста учащихся. Именно игра помогает, с одной стороны, снять напряжение в процессе умственной деятельности, а с другой – активизировать внимание на многообразии фразеологии, увидеть ее богатые языковые возможности. Увлекательные, занимательные формы работы вызывают интерес и прививают чувство любви и уважения к родной речи. Если игровые формы включаются в урок в системе, то процесс «проживания в творчестве» становится привычкой, которая способствует саморазвитию через обучение.

Проверка: одна группа показывает, другие отгадывают.
^ Задание № 7. Самостоятельная работа (подготовка к ЕГЭ). Задание по группам: прочитайте цитаты из литературных произведений и публицистических текстов, найдите в них фразеологизмы, объясните их значение. При необходимости пользуйтесь словарями.

После выполнения работы уч-ся каждой группы читают вслух фразеологизмы, поясняют значения.

(В то время как учащиеся выполняют данное задание, проводится игра со слушателями: развлекательная фразеология. См. ниже – пункт 14.)
Комментарий: подобные задания встречаются в вариантах ЕГЭ (А 30).
^ Раздаточный материал 7.

1группе уч-ся : 1) Тесная квартирка сапожника была наполнена гостями… Из русских чиновников был один будочник Юрка…Лет двадцать служил он в сём звании верой и правдою.(А. С. Пушкин. «Гробовщик»). ( Верой и правдою – честно).

^ 2) В первую голову необходимо было пополнить материальную часть армии.(А. Толстой. «Хождение по мукам»). ( В первую голову – сначала.)

3) И солдаты, после тридцативёрстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились.(Л.Н.Толстой. «Война и мир»). ( не смыкая глаз – без сна).

^ 4) У нас вино мужицкое, простое, не заморское, не по твоим губам! (Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»). ( Не по твоим губам – не для тебя).

5) Это художественный памятник, его как пить дать оставят.(А.Солженицын). (Точно, обязательно).

2 группе уч-ся:

1) У нас полезные проекты по полугоду под сукном лежат, и никто ни очём думат не хочет.(М.Е.Салтыков-Щедрин. «Мелочи жизни»). ( лежать под сукном – забыто).

^ 2) Ты подумал бы лучше, как пшеницу с рук сбыть. (Н.В.Гоголь. «Сорочинская ярмарка»). (С рук сбыть – продать, избавиться).

3)Ты знаешь, я на всё гляжу сквозь пальцы и волю вам даю: сиди она с тобою хоть всю ночь, до петухов, ни слова не скажу я. («А.С.Пушкин. «Русалка»). (Смотреть сквозь пальцы – многое позврлять, не контролировать).

^ 4) Князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем.(Л.Н.Толстой. «Война и мир»). ( Не первой молодости – не молодой).

5) И только в последние годы ХХ века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией. (А.Кондратов). (Не последнее слово – важная роль).

^ 3 группе уч-ся:

1) Стремительно подбегая к двери, я лицом к лицу встретился со входящим Голохвастовым.( А.Фет. Ранние годы жизни). ( Лицом к лицу – близко, вплотную).

^ 2) И дураки, и умники одним миром мазаны.

(М.Горький. «Мать»). ( Одним миром мазаны – похожи).

3) Приветливая была бабёнка, обходительная, и всякое дело у неё в руках горело. (Д.Мамин-Сибиряк. «Золото»). (В руках горело- спорилось, получалось).

^ 4) «Вот уже третий год,- заключил он,- как живу я без Дуни и как об ней ни слуху ни духу».(А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»). (Нет известий)

5) Борис Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. Не может же человек на смертном одре держать корректуру! (С.Сивоконь). ( На смертном одре – перед смертью).
Занимательная фразеология: используя фразеологизмы, можно составить шуточные вопросы, а ответ найти в устойчивых словосочетаниях. ( Для игры со слушателями).

^ Есть ли у земли лицо ?(Стереть с лица земли).

Может ли горе быть в жидком состоянии? (Хлебнуть горя).

Есть ли глаза у правды, опасности. Смерти? (Смотреть правде в глаза)

Какое блюдо бывает у некоторых людей в голове? (Каша в голове).

Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос).

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заподозрить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).
Занимательная фразеология в картинках «Угадай фразеологизм»: на слайдах демонстрируются картинки, уч-ся отгадывают зашифрованные фразеологизмы.
^ Мухи не обидит, витать в облаках, водить за нос, тянуть кота за хвост, плясать под чужую дудку, сесть на шею, сбоку припёка, скатертью дорожка.

Заключительное слово учителя.

Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения,- настолько они привычны и удобны. Здесь сказывается один из основных лингвистических законов-закон экономии средств. Можно произнести целую тираду, а можно сказать очень коротко, употребив фразеологизм. Теория фразеологизмов была заложена в начале ХХ века. В России её стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов. Фразеологизмы-яркие, образные, запоминающиеся выражения. Их принято называть жемчужинами языка.

Они родом из речевой стихии и отражают реалии бата русского народа, обычаи, традиции, работу, мышление наших предков, историю страны. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие вызвало у вас интерес к фразеологии и желание узнать как можно больше устойчивых словосочетаний и правильно употреблять их в речи, делая её образной , выразительной.

Ещё раз хочется обратить ваше внимание на эпиграф к занятию: справедливо и образно сказал А.С.Пушкин

Самооценка.

Ассистент каждой группы оценивает работу команды в целом и называет наиболее активных (общее количество заработанных баллов с помощью заранее приготовленных для каждой группы жетонов; на их основании учитель выставляет оценки всей группе, учитывая наиболее активных.)
Результативность урока:

Что нового вы узнали? В чём вам поможет знание фразеологизмов? Задайте себе: «Что я сегодня сделал и чего достиг?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Фразеологизмы» iconУрок творчества по русскому языку в 6 классе Тема: Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок
Цель: повторить, систематизировать знания, полученные в процессе изучения темы «Лексика. Фразеологизмы»; развить умение учащихся...

Тема: «Фразеологизмы» iconСамые известные фразеологизмы русского языка
Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы...

Тема: «Фразеологизмы» iconФразеологизмы тема урока
Оборудование: мультемедийный проектор, компьютер, интерактивная доска (презентация к уроку)

Тема: «Фразеологизмы» icon1. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов
Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения....

Тема: «Фразеологизмы» iconТема: «Словари наши друзья и помощники»
Повторение знаний учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, фразеологизмы, иноязычные слова)

Тема: «Фразеологизмы» iconВопросы к зачету 6 класс
Лексика: устаревшие слова (историзмы, архаизмы), неологизмы, диалектизмы, фразеологизмы

Тема: «Фразеологизмы» iconВопросы к зачету 6 класс
Лексика: устаревшие слова (историзмы, архаизмы), неологизмы, диалектизмы, фразеологизмы

Тема: «Фразеологизмы» iconТемы: «Литература»,«Пословицы»,«Из истории слов», «По странам и континентам»,...
Темы: «Литература»,«Пословицы»,«Из истории слов», «По странам и континентам», «Фразеологизмы», «Овощи в литературе», «Овощи и русский...

Тема: «Фразеологизмы» iconОлимпиада по русскому языку 8 класс Время выполнения 120 минут
Объясните значение фразеологизмов, подберите к ним антонимичные выражения-фразеологизмы

Тема: «Фразеологизмы» iconФразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова....
Углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках; отличать от слов и свободных словосочетаний



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница