«Юмористические рассказы А. П. Чехова»




Скачать 96.17 Kb.
Название«Юмористические рассказы А. П. Чехова»
Дата публикации01.12.2014
Размер96.17 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Учитель русского языка

и литературы высшей

категории,

«Учитель – методист»

ОШ№47г Мариуполя

Игнатова Е.Н.

Урок литературы в седьмом классе

с использованием элементов технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Тема урока: «Юмористические рассказы А.П.Чехова».
Цели урока: 1) образовательные:

-- познакомить учащихся со своеобразием чеховских рассказов;

-- научить правильно оценивать ситуацию, героев, опираясь на говорящие детали;

-- научить обобщать прочитанное, услышанное.

2) воспитательные:

-- формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа, самооценки;

-- формировать умение слушать, уважать чужое мнение.

3) развивающие:

-- развивать устную и письменную речь через создание стилизованных рассказов;

-- развивать умение синтеза, анализа и сравнения.
^ Тип: урок – мастерская.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг с рассказами писателя, иллюстрации к рассказам, распечатанные фрагменты рассказа «Размазня».
^ Опережающее задание: учащиеся должны распределиться на группы, прочитать следующие рассказы Чехова: «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Жалобная книга», «Толстый и тонкий», «Налим», «Хирургия».

^ Чехов умеет писать так,

чтобы словам было тесно,

а мыслям просторно

М.Горький
Ход урока.


  1. Стадия вызова.

Учитель: Ребята! У нас открыто бюро литературных находок. Интересно,

узнаете ли вы автора рассказа, утверждающего, что нашел его в почтовом

ящике? Некоторые строки мне вроде знакомы, а вам?

(Читается как целостный текст)

«У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы»

« Он разинул рот, поглядел на вареники: в это время вареник выплеснулся из миски, шлёпнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх

и как раз попал ему в рот».

«Он только что пообедал … и губы его лоснились, подёрнутые маслом, как спелые вишни».

«Как его таким манером обформировали, напоили на дорогу чаем с

платовскою кисляркою, затянули ременным поясом как можно туже, чтобы

кишки не тряслись, и повезли в Лондон».

«А-а-а … моё вам! - сказал там фельдшер. – С чем пожаловали?».

«Сел намедни со старухой чай пить и – ни Боже мой, ни капельки, ни синь – порох, хоть ложись да помирай … Так и ломит, так и ломит!».

«Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился».

«Увидев рядом сидячего на пеньке деда, он спросил:

-- Деда! А у тебя зубы есть?

-- Куда там! – засмеялся дед впалыми зубами.

-- Тогда подержи орешки, а я с ребятами поиграю.

Мораль: в стране с беззубыми жителями всегда изобилие пищи и дохода».

-- А подписей сколько! И Шампанский, и «Человек без селезёнки», и

«Гайка № 9», и «Чехонте»… Ничего не пойму!

Ученики узнают по псевдонимам и знакомым строчкам из произведений

автора – А.П.Чехов, составляют кластер (ассоциативный куст) по группам.

Затем сравниваются кластеры различных групп.

^ Псевдонимы врач

Названия

произведений А.П.Чехов писатель

герои

произведений юморист Учитель: А все ли строки принадлежат Чехову? Характерна ли для этого писателя мораль?

(учащиеся называют авторов цитат: Гоголь, Лесков, Салтыков-Щедрин, Чехов и делают вывод, что для Чехова не характерна мораль – читатель сам делает для себя выводы, что хорошо, а что плохо).


  1. ^ Стадия осмысления.


Учитель: Раз вы так хорошо знаете произведения Чехова, то напишите «чеховский» рассказ сами. Для этого давайте определим задачи, заполним «Колесо проблем» и попробуем стать настоящими писателями.

«Колесо проблем»
О чём, о ком пишет? Как характеризует героев?


Привычные художественные Какова композиция рассказа?

приёмы (Заполняется

учениками при помощи

учителя)
Учитель: С чего же начнём работу? Конечно, с названия. Как обычно авторы называют свои произведения? А какие названия использует Чехов?

(Учащиеся читают оглавление книг с рассказами Чехова).

Учитель: По мнению Чехова, название – смысловой стержень. Проследите за мыслью писателя: Название рассказа «Жестокий урок» неудачно. В нём нет простоты. Надо назвать одним словом: «Гувернантка», нет, точнее – «Размазня».

^ Запись № 1 в тетради и на доске: «Название простое, ясное, краткое и … скромное».

Учитель: Ребята, вы знакомы с композицией литературного произведения. Какие элементы композиции, как правило, использует Чехов?

Учащиеся: композиция – завязка, кульминация, развязка. (Это является записью

№ 2 в тетради и на доске).

Учитель: Найдите и прочтите завязку в рассказах, дайте ей характеристику.

Учащиеся получают по два рассказа на группу и анализируют их.

^ Запись № 3 в тетради и на доске: предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица. (2-3 предложения)

Учитель: Что занимает значительную часть чеховских рассказов?

Учащиеся: диалог.

(Каждая группа находит диалог в своём тексте и читает по ролям небольшой эпизод.)

Запись № 4: «Диалоговое построение рассказов».

Учитель: В чём особенности чеховских диалогов?

Учащиеся: это сценки – рассказы, много говорящие о своих персонажах.

Запись № 5: «Неповторимая индивидуальная речь героев как основа характеристики. Простота и лаконизм фразы, точность слова».

Учитель: Каким ещё способом знакомит нас писатель с персонажами? Не кажутся ли вам странными некоторые зарисовки? Какие детали выделяет автор?

Учащиеся находят «говорящие» детали и фамилии персонажей.

Запись № 6: «говорящая» деталь, заменяющая подробное описание.

Учитель: Почему Чехов избегает «красивости»?

Учащиеся: потому что герои и ситуации, в которые они попадают, далеки от этого.

Учитель: Можно ли предположить, что будет дальше?

Учащиеся поэтапно читают рассказ «Размазня» (распечатка на партах) и по группам строят предположения, что будет происходить дальше.

Учитель: Сам Чехов со временем изменял что-то в своих рассказах. Как вы думаете, почему автор изменил журнальный вариант рассказа «Толстый и тонкий»?

Справка: в журнальном варианте Толстый вёл себя грубо и напыщенно, сделал

Тонкому выговор. В конечном варианте Толстый – другой.

Учащиеся: в журнальном варианте Тонкий не так противен в своём страхе, угодничестве.

Учитель: С каким чувством вы расстаётесь с героями чеховских рассказов?

-- Можно ли сказать, что рассказы Чехова неинтересны, малохудожественны?

Учащиеся доказывают свои мнения.

Учитель: Что, кроме юмора, положено в основу рассказов «Злоумышленник», «Хамелеон»?

Учащиеся: критика, сатира.


  1. Стадия подведения итогов (рефлексия).

1. Подводятся итоги занятия путём анализа кластера и «Колеса проблем».

2. Заполнение учащимися анкеты:

-- Что не нравится Чехову в людях?

-- Есть ли в его рассказах нравоучения?

-- Легко ли читать его рассказы?

-- Будешь ли ты читать другие рассказы Чехова?

-- О чём заставляют задуматься его рассказы?

^ 3. Взаимооценка учащимися друг друга в группах.

4. Оценивание учащихся учителем.

5. Домашнее задание (на выбор учащихся):

а) охарактеризовать персонажей из «Жалобной книги»;

б) написать рассказ-стилизацию по Чехову.

^ Технологическая карта урока



Этапы

Действия

учащихся

Методические

приёмы

Реализация

приёмов

1.Стадия

вызова

Анализируют свои знания по теме.

Демонстрируют

первичные знания

Групповая мозговая атака

Составление кластеров
Взаимообучение

Учащиеся составляют список того, что знают, ставят вопросы.
Учащимся предлагается высказать идеи-спутники.
Ученики знакомятся с текстом. Учитель задаёт вопросы и предлагает группам дать ответ, разъясняет непонятное.

2.Стадия

осмысления

Вступают в кон-такт с информа-цией (читают,

слушают, прово-дят исследования)

Эвристическая беседа
Работа с текстом рассказа Чехова «Размазня»

Заполняют колесо проблем.

Чтение по ролям, творческое осмысление, учащиеся по группам придумывают продолжение рассказа.



^ 3.Стадия подведения

итогов

Пытаются высказать мысли своими словами, обмениваются идеями.

Анализ кластера и «Колеса проблем»
Взаимооценка в группах

Сравнение мыслей до и после работы, внесение дополнений в кластер.
Заполнение анкет и листов оценивания.


^ Методический анализ

урока литературы в 7 классе.


«Юмористические рассказы А.П.Чехова»

Целью урока является формирование личностной и социальной компетентности, развитие практического мышления, содействие воспитанию гармоничной и духовно богатой личности.

Данный урок можно применить в теме «Рассказ и новелла» в качестве итогового занятия при изучении рассказов Чехова, на котором учащиеся развивают умения работы над текстом художественного произведения, разъясняет смысл понятия «художественная деталь»; приводят примеры использованных Чеховым художественных деталей и объясняют, как они связаны с проявлением характеров действующих лиц. Таким образом, этот урок является звеном в цепочке изучения рассказов Чехова и новелл О Генри.

Специфика урока: особенность технологии критического мышления заключается в том, что он обучает способам и приёмам интеллектуально-познавательной деятельности; формирует новый стиль мышления, предполагающий рефлексивность, осознание многозначности позиций и точек зрения, альтернативность принимаемых решений; развивает культуру чтения, стимулирует самостоятельную поисковую деятельность, предполагает конструирование своего знания, которое рождается в процессе обучения.

Технология «критического мышления» представляет целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Считаю, что выбор такой модели обучения является целесообразной для данного урока.

Ниже предлагается технологическая карта урока.

^ Перечень предметных компетенций,

формирующихся на данном уроке.


Компетенция

Характеристика

Инструментарий

1. Социальная

Умение делать выбор,

умение принимать решение,

умение сотрудничать.

Кластер, листы самооценки,

распределение по группам.

2. Поликультурная

Овладение достижениями

культуры.

«Колесо проблем», тексты

Чехова.

3.Коммуникативная

Умение обговаривать

свою позицию, умение

общаться.

Эвристическая беседа.

4. Информационная

Умение добывать и

использовать информацию

из разных источников.

Тексты Чехова.

5.Саморазвитие и

самообразование

Готовность и потребность

учиться на протяжении

жизни.

Анализ кластера и «колеса проблем».

6. Продуктивное

творчество

Готовность и потребность

в творчестве.

Сочинение – стилизация.


Учебно-методическим обеспечением урока является выставка книг Чехова, распечатанный раздаточный материал с фрагментами рассказа «Размазня», иллюстрации к рассказам. При наличии мультимедийных средств можно использовать электронные презентации учащихся с их собственными иллюстрациями к прочитанным ранее рассказам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Юмористические рассказы А. П. Чехова» iconНаде́жда Алекса́ндровна Ло́хви́цкая
В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы»">

«Юмористические рассказы А. П. Чехова» iconТанцура Михаил Григорьевич
Показывает несколько иллюстраций. Рассказывает, что пишет юмористические рассказы о российской политике, выдуманные сценки из жизни...

«Юмористические рассказы А. П. Чехова» iconДиплом участников, учитель технологии Козляева Т. М. получила диплом...
Международном конкурсе школьных работ «Человек, страна, природа-2011» приняли участие работы учениц 6 класса Юртаевой Насти и 8 класса...

«Юмористические рассказы А. П. Чехова» iconРассказы Носова весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные,...
Цитата. “Все герои Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру ”(С. В. Михалков)">

«Юмористические рассказы А. П. Чехова» iconПрограмма посвящается дню смеха. В программе юмористические сценки,...
«Летим в космос» Игровая программа ля детей к 50 годовщине полета человека в космос">