Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс




НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
страница1/7
Дата публикации01.12.2014
Размер0.85 Mb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012 – 2013 учебный год)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования г.Саяногорск

Майнская детская школа искусств «Акварель»

(МБОУДОД МДШИ «Акварель»)

Номинация конкурса: дополнительное образование детей и школьников

Методическая работа
Примерная программа

учебного предмета

«Слушание музыки»

И

«Музыкальная литература»

разработана на основе ФГТ к предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано» и «Хоровое пение»

Автор: Воротникова Ирина Николаевна - преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории МБОУДОД МДШИ «Акварель»

Пояснительная записка
Примерная программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программам «Фортепиано», «Хоровое пение» и «Народные инструменты».
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: теория и история музыки.

Срок реализации программы: «Слушание музыки» - 3 года, возраст детей – 7 - 9 (8 - 10) лет;

«Музыкальная литература» - 5 лет, возраст детей – 10– 14 (11 - 15) лет;

всего - 8 лет.

Рекомендуемое количество часов аудиторных занятий на освоение программы предмета «Слушание музыки» (1 – 3 классы) в неделю – 1 час.
Рекомендуемое количество часов аудиторных занятий на освоение программы предмета «Музыкальная литература» в неделю в 4 классе – 1 час; в 5,6,7 и 8 классах – 1,5 часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая.
Итоговая аттестация проводится в 8 классе в форме экзамена.

^ Основная цель программы: способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, развить навык сознательного и эмоционального слушания  музыки, сформировать музыкальный вкус, расширить общий кругозор.

Задачи:

  • создать условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

  • накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;

  • способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению её с окружающей жизнью;

  • пробудить устойчивый интерес к музыке, желание слушать и исполнять её, получая эстетическое удовольствие;

  • обучить грамотному изложению впечатлений и мыслей о музыке;

  • выявлять одарённых детей с целью их подготовки к поступлению в средние и высшие образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств;

  • подготовить активных творческих слушателей - любителей музыки.


Данная примерная программа была написана с целью выстроить курс предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» в единый цикл, охватив объём с древнейших времён по настоящее время.

Универсальность данной программы заключается в том, что ей можно пользоваться как целиком, в курсе «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» для восьмилетнего обучения в ДМШ и ДШИ, а также можно использовать отдельные части: «Слушание музыки» или «Музыкальная литература» или отдельные темы – «Осенние праздники», «Праздники Коляды и Рождества», «Масленица», «Весенние праздники».

Программа составлена  на основе Примерной программы  и методических рекомендаций для детских  музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств «Музыкальная литература»  НМЦХО – 2002 г. - автор А.И. Лагутин, примерных программ по «Слушанию музыки» Царёвой Н.А.,  Владимировой О.А., Ушпиковой Г.А.

Программа дополнена новым кругом тем – «Истоки и развитие джаза», «Отечественная рок-опера А.Рыбникова «Юнона» и «Авось», «Композиторы Хакасии».

Содержание программы направлено на развитие слушательского интереса и формирования слухового внимания, а так же на усвоение информативных и понятийных знаний, умений и навыков эстетического восприятия музыки. Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер. Формирование умения анализировать музыку происходит на всех уроках в детской школе искусств. Умение рассказывать, говорить о музыке – учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями, приобщает к просветительской деятельности.
Содержание образовательной программы

В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического наследия различных жанров, стилей и национальных композиторских школ. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов в конкретной общественно-исторической среде.

Выбор произведений определяется возрастом учащихся, уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью.

Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании в классе и в процессе самостоятельной работы учащихся дома.

Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля в дальнейшем.

В содержании предмета следует различать знания информативные (имена, названия, даты, факты, события) и понятийные (термины), которые определяют качество усвоения предмета в целом.

В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся навыки слушания музыки, анализ музыки, которые формируются в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений.

Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы.

В основу систематизации учебного материала положен хронологически-тематический принцип.

Рабочая программа состоит из обзорных и аналитических тем, расположенных в последовательности от простого к сложному.

Отбор материала и его освещение даются с учётом количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану, а также возрастных и познавательных возможностей подростков.

Задания на дом связано с повторением и закреплением пройденного материала по учебнику либо по записям конспекта.

Учебно-тематический план



Наименование темы

Количество уроков

^ Первый год обучения. Слушание музыки.

Первое полугодие

1

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Легенды и мифы о музыке.

1

2

Музыкальный звук. Характеристика музыкального звука.

1

3

Пульс, доли, метр

2

4

Метроритмическое своеобразие музыки

3

5

Выразительные возможности мелодического рисунка.

2

6

Речитатив.

1

7

Музыкальная интонация. Пьесы –портреты. Пьесы – настроения. Игровые сцены.

5







Всего: 15

Второе полугодие

8

Содержание музыкальных произведений. Музыкальные игрушки.

1

9

Музыка пейзажа.

2

10

Стихия воды и огня в музыке.

3

11

Сказка в музыке.

5

12

Музыкальный зоопарк.

4

13

Комические образы в музыке.

2







Всего: 17







Итого: 32

^ Второй год обучения. Слушание музыки.

Первое полугодие

1

Народное творчество.

1

2

Народный календарь – годовой цикл обрядов.

2

3

Осенние праздники

3

4

Музыка осени в произведениях композиторов

2

5

Праздники Коляды и Рождества.

5

6

Музыка зимы в произведениях композиторов.

2







Всего: 15

Второе полугодие

7

Масленица.

6

8

Обычаи и традиции весенних праздников. Пасха

4

9

Музыка весны в произведениях композиторов.

2

10

Обычаи и традиции летних праздников. Игры, танцы, хороводы.

4

11

Былины.

2







Всего: 18







Итого: 33

^ Третий год обучения. Слушание музыки

Первое полугодие

1

Музыкальный язык. Особенности строения мелодий. Мелодия в вокальной музыке. Мелодия в инструментальной музыке.

3

2

Музыкальный язык. Лад.

1

3

Музыкальный язык. Ритм, размер, темп. Маршевая музыка. Церемониальные и траурные марши. Сказочные марши.

3

4

Танцевальные жанры. Двухдольные танцы. Трёхдольные танцы. Четырёхдольные танцы.

4

5

Музыкальный язык. Гармония.

1

6

Музыкальный язык. Регистр, штрихи, динамика

1

7

Фактура.

2







Всего: 15

Второе полугодие

8

Тембр. Инструменты симфонического оркестра. Струнная группа и арфа. Деревянная духовая группа. Медная духовая группа. Ударная группа.

10

9

Тембр. Орган. Клавесин и фортепиано.

2




Тембр. Струнные щипковые инструменты. Баян, гармонь, аккордеон. Оркестр русских народных инструментов.

4

10

Тембр. Электрические инструменты.

1

11

Контрольный урок.

1







Всего: 18







Итого: 33

^ Четвёртый год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Музыкальная форма. Музыкальная тема. Одночастная форма. Двухчастная и трёхчастная формы. Куплетная форма. Вариации. Рондо. Сюита.

8

2

Музыка и театр. Музыка к драматическому спектаклю.

2

3

Балет. История жанра. П.И.Чайковский - балет «Щелкунчик».

4

4

Контрольный урок.

1







Всего: 15

Второе полугодие

5

Опера. История жанра. Строение оперы. Певческие голоса. Ансамбли, хоры. М.И. Глинка - опера «Руслан и Людмила».

9

6

Контрольный урок.

1

7

Основные приёмы развития.

7

8

Контрольный урок.

1







Всего: 18







Итого: 33

^ Пятый год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Старинная музыка. Музыкальное искусство эпохи Возрождения. Барокко в музыке.

3

2

И.С.Бах. Творческий облик композитора. Произведения для клавира: инвенции, хорошо темперированный клавир, сюиты. Произведения для органа. Кантаты.

6

3

Контрольный урок

1

4

Классицизм в музыке.

1

5

Й.Гайдн. Творческий облик композитора. Сонатный цикл. Сонаты Ре мажор и ми минор. Концерт Ре мажор для клавира с оркестром.

5







Всего: 15

Второе полугодие

5

Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 103 «С тремоло литавр».

2

6

Контрольный урок.

1

7

В.А.Моцарт. Творческий облик композитора. Произведения для клавира. Соната Ля мажор. Симфония № 40. Опера «Свадьба Фигаро». «Реквием».

7

8

Контрольный урок

1

9

Л.В. Бетховен. Творческий облик композитора. Соната для фортепиано № 8 «Патетическая». Симфония № 5 «Патетическая». Увертюра «Эгмонт».

6

10

Контрольный урок.

1







Всего: 18







Итого: 33

^ Шестой год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Романтизм в музыке

1

2

Ф.Шуберт. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Песни. Циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Произведения для фортепиано. Симфония № 8 «Неоконченная».

6

3

Контрольный урок

1




Ф.Шопен. Творческий облик композитора. Произведения для фортепиано: мазурки, полонезы, вальсы, прелюдии, этюды и ноктюрны.

4

4

Контрольный урок

1

5

Р.Шуман. Творческий облик композитора.

1

6

Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке. К. Дебюсси.

1







Всего: 15

Второе полугодие

7

Русская музыка до XVIII века. Музыкальное искусство России XVIII века – творчество Д.С. Бортнянского, М.С.Березовского, И.Е.Хандошкина, Е.И.Фомина.

3

8

Музыкальное искусство России первой полов XIX века – творчество А.А.Алябьева, А.Л.Гурилёва, А.Е.Варламова, А.Н.Верстовского

2

9

М.И.Глинка. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Опера «Жизнь за царя». Произведения для оркестра.

6

10

Контрольный урок.

1

11

А. С.Даргомыжский. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Опера «Русалка».

5

12

Контрольный урок

1







Всего: 18







Итого: 33

^ Седьмой год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Русское музыкальное искусство второй половины XIX века. Композиторы «Могучей кучки».

2

2

А.П.Бородин. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Опера «Князь Игорь». Симфония № 2 «Богатырская».

5

3

Контрольный урок

1

4

М.П.Мусоргский. Творческий облик композитора. Вокальное творчество. Сюита «Картинки с выставки». Опера «Борис Годунов».

6

5

Контрольный урок

1







Всего: 15

Второе полугодие

6

Н.А.Римский-Корсаков. Творческий облик композитора. Опера «Снегурочка». Симфоническая сюита «Шехеразада».

6

7

Контрольный урок

1

8

П.И.Чайковский. Творческий облик композитора. Опера «Евгений Онегин». Симфония № 1 и симфония № 6 (обзорно).

6

9

Контрольный урок

1

10

Русская культура рубежа ХIХ - ХХ веков. С.И.Танеев, А.К.Лядов, А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский.

4







Всего: 18







Итого: 33

^ Восьмой год обучения. Музыкальная литература

Первое полугодие

1

Отечественная музыка в 20 – 50 годы ХХ века.

1

2

С.С.Прокофьев. Творческий облик композитора. Кантата «Александр Невский». Балет «Ромео и Джульетта» (или балет «Золушка»). Симфония № 7.

6

3

Контрольный урок

1

4

Д.Д.Шостакович. Творческий облик композитора. Симфония № 7 «Ленинградская». Поэма «Казнь Степана Разина». Цикл «24 прелюдии и фуги». Вокальное творчество.

6

5

Контрольный урок

1







Всего: 15

Второе полугодие

6

А.И.Хачатурян. Творческий облик композитора.

2

7

Г.В.Свиридов. Творческий облик композитора.

2

8

Р.К. Щедрин. Творческий облик композитора.

1

9

Отечественная музыка второй половины ХХ века. Творчество советских композиторов по выбору преподавателя.

2

10

Контрольный урок

1

11

Истоки и развитие джаза. Выдающиеся исполнители.

2

12

Рок-н-ролл. Группа «Битлз»

1

13

А.Рыбников. Рок-опера «Юнона» и «Авось»».

2

14

Композиторы Хакасии (по выбору преподавателя).

2

15

Подготовка к итоговой аттестации по предмету «Музыкальная литература»

3







Всего: 18







Итого: 33


Содержание учебного предмета

Первый год обучения. Первое полугодие.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница