«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка




Название«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка
Дата публикации06.12.2014
Размер84.9 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы

ГБООУ АО «Архангельская санаторная школа-интернат №2» г. архангельска

«Исследуя, учимся и познаём»

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка.




Пермякова Инна Витальевна, учитель начальных классов

2014 год

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню русского языка

«Исследуя, учимся и познаём»

4 класс.

^ Цель: развитие познавательного интереса к изучению русского языка.

Задачи: прививать и поддерживать интерес к чтению; научить внимательно читать, отмечая художественные детали в тексте при чтении; развитие наблюдательности; тренировка памяти; поддержание интереса к истории родного края; воспитание дружелюбия, коллективизма.

^ Подготовительная работа: коллектив класса делится на две команды, учащиеся заранее учат стихи наизусть, карточки с текстами, буквами.

План мероприятия:

  1. «Продолжи пословицу».

  2. «Исследуем сказку».

  3. «Кто это?».

  4. «Музыкальная пауза».

  5. «Собери слово».

  6. «Отгадай».

  7. «Буриме».

  8. Обобщение.

Ведущий: - Мы сегодня с вами встретились по удивительному поводу: нам предстоит узнать тайны, секреты, которые таит в себе такой удивительный русский язык. А помогут нам в этом произведения Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому наша встреча носит название (дети читают хором) «Исследуя, учимся и познаём».

Задание «Продолжи пословицу»

  • Сначала подумай, а потом …(говори)

  • Говорить не думая, что …(стрелять не целясь)

  • Глупые речи, что …( пыль на ветру)

  • Говори мало, …(слушай много)

  • Долго думал, …(да сказал хорошо)

  • Язык мой - …(враг мой)

  • Острый язык – дарованье, а длинный - …(наказанье)

  • Слово не воробей: вылетит …(не поймаешь)

Ведущий: - Как можно назвать выражения, которые вы сейчас собирали? (Пословицы) Что такое пословица? (Пословица – это выражение с назидательным смыслом.) Кто придумывает пословицы? (Народ) Тогда мы можем сказать, что это часть устного народного творчества. Вы согласны?

^ Задание «Исследуем сказку».

Ведущий: - Вам, необходимо перечитав отрывок из сказки Пушкина, последовательно соединить части и найти русскую народную пословицу. (Команды получают отрывок сказки, который разделён на части по числу человек в команде)

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

________________________________________________________________
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.

___________________________________________________________________
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

___________________________________________________________________

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

__________________________________________________________________
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

___________________________________________________________________
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Ведущий: - Ваши исследования увенчались успехом. Все нашли пословицу (дети читают хором) «Не садись не в свои сани». Но тогда подумайте, зачем Александр Сергеевич Пушкин, дворянин, включил в текст простонародное выражение? (Дети формулируют свои ответы)

Ведущий: - Александр Пушкин использовал пословицу потому, что эта краткая и точная деталь передаёт смысл произведения, которое вы узнали. Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор был хорошо знаком с русских фольклором благодаря своей любимой няне, Арине Родионовне Яковлевой. Она с малых лет своему любимцу рассказывала сказки, истории простым русским языком. Архангельский историк-краевед И.И.Мосеев предположил, что семья Яковлевых была из наших мест, то есть поморы.

^ Задание «Кто это?»

Ведущий: - Александр получил замечательное образование. Он с успехом осваивал языки, а вот с географией складывались непростые отношения. Несмотря на некоторые проблемы во время учёбы, Пушкин был образованнейшим человеком своего времени. Определите, кому посвящено стихотворение «Отрок»? (Команды получают карточки с текстом стиха):

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

(Михаил Васильевич Ломоносов)

«Музыкальная пауза».

Ведущий: - Познавать новое, находить неизвестное дело трудное и требует сил. Настало время нам встряхнуться и отдохнуть.

Звучит русская народная песня «Во саду ли в огороде». Дети выполняют простые танцевальные движения под музыку.

Ведущий: - Какую вы сейчас услышали песню? (Русскую народную).

Как вы думаете, почему эта песня прозвучала на нашей встрече? Попробуйте найти ответ в сказках Пушкина. Кстати, сколько сказок он написал? (Семь: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Жених», «Сказка о медведихе» (недописанная)

Ведущий: - Эту песню автор использовал в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

^ Задание «Собери слово».

Команды получают набор букв, которые составляют слово «полба». Надо попытаться объяснить это слово и вспомнить, в каком произведении Пушкина оно встречается.

Полба или спельта – предок пшеницы, популярный диетический продукт с высоким содержанием витаминов и микроэлементов. Теперь эту экзотику выращивают в Закавказье (зандури), Марокко, Испании, Албании, в Карпатском регионе, Турции, Швейцарии и Италии.

Ведущий: - Каша из полбы считалась едой бедняков. Какое отношение эта каша имеет к творчеству Пушкина?

^ Полба упоминается А.С. Пушкиным в «Сказке о попе и его работнике Балде».

Задание «Отгадай»

С твердым Л я на стене,
Книги, например, на мне,
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите.
^ (ПОЛКА - ПОЛЬКА)

Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.
(ТОПОР - РОПОТ)

Ведущий: - Вы отгадали особенные загадки – это шарады. Шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Разгадав каждую часть шарады, сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово. В 19 веке шарады были очень популярны. Как вы думаете, нужны ли шарады в настоящее время? (Шарады позволяют пристальнее обратить внимание на структуру слова и тем самым определить орфограммы. А значит, дают возможность достичь грамотного письма.) Наш герой активно участвовал в такой игре, а так же в буриме — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы.

^ Задание «Буриме»

Команды получают карточки со словами

потешки играть

без спешки знать


потешки сочинять

насмешки узнавать

Ведущий: - Александр Сергеевич Пушкин успешно использовал и этот жанр русского народного творчества. Открыв «Сказку о попе и его работнике Балде» внимательному читателю автор вам подарит целую россыпь народных жемчужин-потешек.

Обобщение.

Ведущий: - Пришло время нам вспомнить наши открытия. Что нового вы открыли для себя в мире русского языка? Что узнали? Что удивило? Какие появились желания после этой нашей игры-состязания? Было ли на занятие для вас что-то полезное? Хотели бы вы ещё открыть что-нибудь новое в русском языке?

(Ответы детей)

Ведущий: - Русский язык интересен, многогранен, таинственен. Он открывает свои тайны тем, кто много читает, раскрывает смысл новых слов, ищет варианты объяснений для поиска правильного решения. Александр Пушкин удивительным образом впитал в себя колорит народного языка. Опору для единого национального литературного языка Пушкин нашёл в народнопоэтическом творчестве и в нормах книжного литературного языка. Он понял, что книжный язык обогащается и демократизируется благодаря решительному проникновению в него народной поэзии и устной речи. Пушкин не раз восхищался мудростью народной поэзии, особым складом народной речи. Гениальность поэта состояла в том, что он сумел овладеть всей стихией действующего языка, выбрать из неё всё живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое.

150 млн. человек на планете Земля считаются русскоязычными и еще 100 млн. владеют им, как вторым языком. Русский — самый распространенный славянский язык, более того, он является и самым распространенным европейским языком, если смотреть с географической точки зрения. А еще это язык, который обязательно изучают космонавты, которые желают попасть на Международную космическую станцию!

Подготовленные ученики читают наизусть стихи.

Когда-то Пушкин миру смог открыть

Все скрытые богатства языка

Руси. Тот век был золотым,

И пусть пройдут еще не раз века,

Но остаются вечно неизменными

Богатство, благозвучье, красота,

Душевность, искренность, напевность,

Величие — России языка!

Коль в России ты родился,

Русской грамоте учился,

И едва начав ходить,

Стал по-русски говорить,

Значит этот праздник твой,

Отмечай его с душой!

Наш родной, русский язык,

В глубине веков возник,

Стал могучим и великим,

Многогранным, многоликим,

Покорил весь белый свет,

Языка прекрасней нет!

Поздравляю вас сердечно,

С этим праздником друзья,

Язык русский будет вечно,

Без него никак нельзя!

Этот совсем новый праздник отмечается в России 6 июня. Такое решение было принято в 2011 году.

Ведущий: - Почему именно этот день?

 ^ Связано с тем, что именно в этот день родился великий Пушкин.

Ведущий: - Предлагаю вам ещё одну загадку: попробуйте из данных букв собрать ещё одно слово, которое также было популярно во времена Александра Сергеевича Пушкина. (Команды собирают слово «акростих»)

^ Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-нибудь слово.


                Пишу о чем-то вдохновенно,
                ^ О Боже! снова в раж вошёл —
                Экстаз творения нетленный
                Зачем-то вновь меня нашёл.
                И что б там ни было вокруг,
                Я весь во власти дивных мук! (А. Бердников)

Ведущий: - Попробуйте свои силы после занятия с друзьями или с родителями в составлении акростиха. Так как у нас небольшой опыт в стихосложении, если вам не удастся найти нужную рифму, то попробуйте составить текст, где предложения будут начинаться с нужной буквы и с новой строки. Если у вас предложения, какое слово возьмём за основу? Итак, мы с вами решили использовать фамилию нашего героя – Пушкин.

Ведущий: - Сделайте выводы, подведите итоги нашей сегодняшней встрече. (Ответы детей.) Ваши пожелания, предложения для новых будущих встреч. (Ответы детей)

^ Используемая литература:

  1. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

  2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

  3. А.С. Пушкин «Отрок».

  4. Большой Энциклопедический словарь.

  5. «Младшим школьникам о М.В. Ломоносове: учебно-методическое пособие» Составители Э.И. Николаева, И.Ф. Полякова. Архангельск 2006 год.

  6. П. Фокин «Пушкин без границ» издательство «Амфора» 2009 год.

Пермякова И.В. учитель начальных классов первой категории

ГБООУ АО АСШИ №2 г. Архангельска

Ул. Лочехина, дом 13, тел. 29-65-14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы

«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка icon«Февраль февраль, солдатский месяц…»
Разработка общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного дню победы советских войск под Сталинградом

«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка iconРазработка внеклассного мероприятия на английском языке, посвященного...
Образовательные – знакомство с культурой, обычаями и традициями англоязычных стран

«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию
России, исторические факты. В ходе внеклассного мероприятия используются стихотворения, музыкальные произведения, аудио и фотоматериалы,...

«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5

«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка iconСценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню матери.
Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение слов «мать», «любовь», «доброта»

«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка iconМбоу «сош №2» Сценарий открытого мероприятия, посвященного Дню Родного Языка «Дагестан мой
Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести мероприятие, посвященное дню родного языка, которое ежегодно...

«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Сценарий открытого классного часа, посвящённого
Разработчик: Байдосова С. В. преподаватель фгоу спо «Златоустовский торгово-экономический техникум»

«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню космонавтики
Познакомить студентов с фактами из жизни авиастроителя – литератора, с его «окружением»

«Исследуя, учимся и познаём» Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню русского языка iconКонспект внеклассного мероприятия, посвященного дню Славянской письменности и культуры
Появляются: скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница