Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг»




Скачать 230.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг»
Дата публикации16.07.2013
Размер230.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
lit-yaz.ru > Маркетинг > Методические рекомендации


Булганина С.В.



Методические рекомендации

и указания к выполнению

курсовой работы по дисциплине

«маркетинг»



Нижний Новгород

2006
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический

университет»


Кафедра менеджмента


Булганина С.В.

Методические рекомендации

и указания к выполнению

курсовой работы по дисциплине

«маркетинг»



Нижний Новгород

2006

ББК 65.290-2

Б - 90

Булганина С.В. Методические рекомендации и указании к выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг». Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. – 25с.



Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», содержат обоснование темы, структуры, объема и содержания работы, порядок ее оформления и защиты, список литературы, составлены с учетом существующих нормативных документов.

© Булганина С.В., 2006

© ВГИПУ, 2006

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Общие рекомендации по подготовке курсовой работы

4

1.1.

Цели курсовой работы

4

1.2.

Порядок выполнения работы

5

1.3.

Отбор необходимой информации

6

1.4.

Требования к представлению информации и оформлению работы

7

1.5.

Защита курсовой работы

8

2.

Методические указания по выполнению курсовой работы

10

2.1.

Тема курсовой работы

10

2.2.

Структура и содержание курсовой работы

11




Заключение

15




Литература

16




Приложения

20



^ 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1.1. Цели курсовой работы
Написание и защита курсовой работы, наряду с экзаменом, является завершающим этапом изучения и освоения курса «Маркетинг» и важным этапом в подготовке студентов к предстоящему дипломному проектированию. Дисциплина «Маркетинг» является одной из основных дисциплин федерального компонента специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учебного плана университета и предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».
Основными целями курсовой работы являются:

 обобщение, закрепление и углубление студентами теоретических и практических знаний в области маркетинга;

 приобретение практического опыта в разработке маркетинговой стратегии организации, планировании, организации и контроле маркетинговой деятельности, анализе фактического состояния предприятия, с выявлением его сильных и слабых сторон, изучении товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики, проведении маркетинговых исследований рынка товаров и услуг, определении факторов сегментации;

 выработка необходимых навыков в самостоятельной работе;

 выяснение способности студента делать профессиональный анализ, научно обоснованные выводы и рекомендации по актуальным проблемам маркетинга.
В процессе выполнения курсовой работы студент должен продемонстрировать:

 высокий уровень общей управленческой подготовки;

 умение работать с информацией (как с учебной, научно-методической литературой, так и с нормативными документами, справочными и статистическими материалами);

 навыки выработки рекомендаций по улучшению маркетинговой деятельности организации;

 личный творческий потенциал.

Курсовая работа является научным исследованием студента, на основании которого делается вывод о способности студента сдать экзамен по дисциплине «Маркетинг».
^ 1.2. Порядок выполнения работы
Рекомендуется следующий порядок выполнения курсовой работы:

  1. Выбор темы курсовой работы и организации, на базе которой будет проводиться исследование.

  2. Изучение и отбор опубликованных материалов по теме курсовой работы.

  3. Разработка плана курсовой работы.

  4. Утверждение темы и плана научным руководителем.

  5. Исследование практического состояния изучаемого объекта.

  6. Анализ результатов и выработка рекомендаций по совершенствованию объекта.

  7. Оформление курсовой работы и предоставление ее на кафедру в установленные учебным планом сроки.

  8. Проверка курсовой работы научным руководителем.

  9. Защита курсовой работы.

^ 1.3. Отбор необходимой информации
Студенту для осмысления темы необходимо прочтение учебной литературы, справочного и ознакомительного материала по маркетингу для накопления знаний перед постановкой вопросов.

Составление плана студенту поможет в целенаправленной работе над темой. При работе с материалами по выбранной теме целесообразно сделать акцент на основных ее аспектах, которые могут стать заголовками соответствующих разделов курсовой работы. Выстроив в логическом порядке заголовки, студенту необходимо определить получение какой информация потребуется по каждому из разделов темы. Студенту необходимо учитывать следующие принципы формирования и использования информации: достоверность, актуальность, доступность, полноту отображения, рациональную насыщенность и релевантность данных.

Все коммуникационные каналы информации делятся на предоставляющие «первичные» и «вторичные» данные. Первичная информация – это данные, которые собираются для решения конкретной исследуемой проблемы. Вторичная информация представляет собой данные, собранные ране для других целей и существующие независимо от исследуемой проблемы. Начинать исследование необходимо с получения вторичной информации как внешней (СМИ, материалы государственных, коммерческих, общественных организаций, нормативные документы, информационные компьютерные сети, опубликованная научная литература по маркетингу), так и внутрифирменной (годовые и текущие отчеты, технические и товаросопроводительные документы, автоматизированные системы предприятия, материалы ранее проводимых маркетинговых исследований рынка), а затем переходить к сбору недостающих первичных данных.

Необходимо отметить, что студенту при работе с вторичной информацией (учебной и научной литературой, периодическими изданиями) необходимо будет делать ссылки по тексту работы для подтверждения используемых в исследовании фактов, цифр и других материалов. Написание курсовой работу по дисциплине «Маркетинг» предполагает обязательное обращение к экономико-управленческой литературе и ежемесячным журналам по маркетингу.

В курсовой работе целесообразно текстовый материал сопровождать табличным, графическим и иллюстрационным (схемами, графиками, диаграммами, рисунками). Такое представление материала позволит сделать работу более интересной и емкой.
^ 1.4. Требования к представлению информации и оформлению работы
Курсовая работа оформляется на бумаге формата А4 (297210 мм) в виде отпечатанного через 1,5 интервал текста на одной стороне листа. Текст должен быть ограничен установленными полями: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. При компьютерном наборе рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, размером – 14, абзацный отступ – 1,27 мм, выравнивание основной части текста – по ширине.

Общий объем курсовой работы с введением и заключением (без приложений) должен составить не менее 40 страниц машинописного текста.

При оформлении заголовков курсовой работы следует учитывать следующие требования:

  • заголовки глав печатаются в центре страницы прописными буквами, параграфов – строчными (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовков не ставится;

  • расстояние между текстом и заголовком должно быть равно 3–4 интервалам;

  • заголовки глав начинаются с нового листа, заголовки параграфов – на том же листе, где заканчивается предыдущий параграф.

При нумерации страниц, глав, параграфов, рисунков, схем, таблиц, графиков необходимо учитывать следующее:

  • нумерация страниц (кроме титульного листа) посередине верхнего поля листа арабскими цифрами без слов «страница» и знаков препинания;

  • главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами;

  • рисунки, схемы, графики, расположенные на одной или нескольких страницах в тексте, входят в общую нумерацию страниц курсовой работы, они имеют сквозную нумерацию и обозначаются словом «Рис.», после которого ставится арабскими цифрами номер и заголовок, поясняющий их содержание (располагается под объектом);

  • номер таблицы проставляется арабскими цифрами после слова «Таблица», помещенного в правом верхнем углу листа, на следующей строке над таблицей по центру располагается ее название;

  • формулы нумеруются последовательно в пределах всей курсовой работы. Номер проставляется справа от формулы на одном и том же уровне в круглых скобках.

На цитируемые или упомянутые в курсовой работе статьи, монографии, материалы необходимо делать библиографические ссылки. Недопустимо переписывание литературных источников без кавычек и сносок, указывающих на их авторство. Табличные и графические материалы должны отражать важнейшие итоговые результаты проведенного анализа, быть доступными для восприятия, наглядно иллюстрировать глубину и ценность исследования. Материалы справочного и нормативного характера, содержащие промежуточные расчеты, первичные исходные данные, результаты проводимых наблюдений помещаются в разделе «Приложения».
^ 1.5. Защита курсовой работы
Законченная курсовая работа подписывается автором и передается на рецензирование научному руководителю, после чего, перед экзаменом по курсу «Маркетинг», происходит ее защита с оценкой по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Студенты, не предоставившие на кафедру в установленный учебным планом срок курсовую работу или получившие неудовлетворительную оценку по курсовой работе, к экзамену по курсу «Маркетинг» не допускаются. Дать разрешение на доработку незащищенной курсовой работы и ее повторную защиту имеет право заведующий кафедрой «Менеджмент».

Курсовые работы после их защиты передаются на кафедру «Менеджмент», где они регистрируются в установленном порядке и хранятся в течение установленного периода.

^ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1. Тема курсовой работы
Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно в соответствии с его интересами или потребностями организации на базе, которой будут проводиться исследования (рекомендуемые темы курсовых работ и состав вопросов, необходимых для их раскрытия представлены в Приложении). Студент имеет право предложить свою тему. Тема курсовой работы уточняется и согласовывается с научным руководителем, затем утверждается.

Курсовая работа выполняется на базе конкретной организации, в которой имеются необходимые условия для получения актуальной и исчерпывающей информации по теме, в отдельных случаях допускается проведение маркетинговых исследований рынка товаров или услуг в регионе. Объект исследования выбирает студент по согласованию с научным руководителем, а также с руководителем организации.

В подготовительный период студент должен ознакомиться с производственной характеристикой предприятия и структурой управления, выделить наличие отдела маркетинга, (при его отсутствии определить на кого из специалистов других отделов возложены функциональные обязанности маркетологов). Студенту необходимо определить основные факторы конкурентоспособности организации в целом и его продукции, ознакомиться с отчетными данными о производственно-коммерческой деятельности, связанными с организацией, финансированием, стимулированием, контролем производства; изучить имеющиеся материалы маркетинговых исследований как проводившихся собственными силами, так и специализированными организациями по заявке предприятия (оценка конкурентов, ценам на продукцию (сырье, товары и услуги), динамики и сегментации рынка, изучение и оценка спроса на продукцию, анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы, организация товародвижения, разработка маркетинговых стратегий и программ, прогноз объемов продаж, методы стимулирования сбыта, формирование коммуникационной политики и т.д.), произвести отбор необходимых материалов в зависимости от выбранной темы.
^ 2.2. Структура и содержание курсовой работы
Структура курсовой работы должна содержать:

  • оглавление;

  • введение;

  • основную часть (не менее 3 глав);

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложения.

В содержании курсовая работа должна иметь органическое внутреннее единство всех разделов, строгую логику самостоятельного изложения предлагаемых материалов.

2.2.1. Оглавление. Необходимо в строгой последовательности дать названия всего содержания курсовой работы с указанием номеров страниц, на которых они помещены. Оглавление выполняется на одном машинописном листе, нумерация страниц начинается с титульного листа.

2.2.2. Введение. Студентом обосновывается актуальность выбранной темы курсовой работы, проводится анализ освящения ее в литературе, выделение сторон, необходимых в более тщательной дальнейшей разработке. Здесь выделяются основные вопросы, на которых будет строиться все исследование, уточняется объект, предмет и методы анализа, обозначаются цель и задачи курсовой работы. Объем введения может быть 2-3 страницы машинописного текста.

^ 2.2.3. Первая глава. Она должна быть посвящена теоретическому исследованию изучаемой проблемы. Теоретические положения должны служить основой для анализа практических аспектов решаемой задачи всех разделов курсовой работы. Первая глава должна включать в себя логический анализ основных понятий, их интерпретацию исходя из целей и задач исследования. Проводится анализ теории и практики в данном направлении, рассматриваются точки зрения наиболее авторитетных специалистов в области маркетинга, методы решения поставленной проблемы и методики оценки эффективности, предлагаемых мероприятий (с обязательным проставлением ссылок по тексту). Данная глава обеспечивает теоретическую основу для последующих глав. В конце главы следует кратко изложить полученные выводы, высказав собственную позицию в изучаемой проблеме.

^ 2.2.4. Вторая глава. Необходимо рассмотреть практические вопросы исследуемой темы. Выбираются методы сбора и анализ маркетинговой информации. Проводится диагностика объекта исследования, анализируется его современное состояние и выявляются тенденции развития за период исследования, положительные и отрицательные факторы, определяется степень их влияния.

В данной части приводится характеристика изучаемого предприятия, указывается его название и месторасположение, наличии филиалов, торговых точек. Проводится ретроспективный анализ маркетинговой деятельности. Определяется структура и динамика производства товаров (услуг), исследуется их жизненный цикл. Оценивается качество товаров, (отмечается наличие сертификатов и стандартов качества, сервисной поддержки). Оцениваются способы позиционирования товаров (услуг), организации, рассчитывается емкость рынка. Анализируются проводимые маркетинговые исследования (их цели, задачи, время и место проведения, методы сбора, анализа и обработки информации, надежность результатов и обоснованность выводов). Определяется использование в организации принципов логистики при закупке сырья, производстве, транспортировке («точно в срок», «от двери до двери») и сбыте продукции. Проводится анализ методов ценообразования, применяемых на предприятии. Рассматривается коммуникационная политика организации, отмечаются способы распространения информации, участие в презентациях, выставках – ярмарках.

Показывается необходимость дальнейшего совершенствования маркетинговой деятельности организации. Глава должна содержать в себе большое количество аналитического и статистического материала, подтверждающего выводы по отдельным вопросам исследования.

^ 2.2.5. Третья глава. Это самая важная часть курсовой работы. При анализе собранных факторов и цифр в обобщающих выводах необходимо показать знания в области управления маркетингом в организации и исследования рынка товаров и услуг. В данной главе студентом приводится необходимые расчеты по методикам (стратегического анализа, конкурентоспособности, оптимизации товародвижения и др.), рассмотренным им в главе 1, разрабатываются опросные листы, и проводится анкетирование потребителей в зависимости от выбранной темы. Результаты предоставляются в виде сводных таблиц и наглядных графиков, комплекса мероприятий и конкретных предложений, вытекающих из результатов выполненной работы, способствующих улучшению деятельности организации. Приводится оценка эффективности предлагаемых студентом мероприятий.

2.2.6. Заключение. Это завершающий этап проведенного в рамках курсовой работы исследования, содержит выводы анализа теории и складывающейся практики маркетинга в организации, результаты изучения объекта исследования, его сильные и слабые стороны, нереализованные возможности и предложения студента по повышению эффективности управления маркетингом в организации. По объему заключение обычно не должно превышать 4–х страниц машинописного текста.

^ 2.2.7. Список литературы. Во-первых, он должен быть составлен со сквозной нумерацией в следующем порядке:

1) Законы РФ и подзаконные акты, расположенные по значимости и в хронологическом порядке.

2) Монографии, учебники, учебно-методические пособия, статьи в журналах, статистические сборники и другая справочная литература, расположенные в алфавитном порядке.

Во-вторых, каждое издание указывается в соответствии с требованиями библиографического описания документов.

2.2.8. Приложения. Содержат наиболее интересные документы, таблицы со статистическими исходными данными и расчетами, блок-схемы, графический материал, формы анкет или опросных листов, образцы документов и инструкций, прайс-листы со стоимостью размещения рекламы в различных СМИ и цен на товары и услуги организации, привести распечатку странички сайта организации в Интернете, вырезки из прессы с рекламными текстами (указать название изданий), печатную рекламную продукцию, буклеты, фотографии торговой марки фирмы и товарные знаки его продукции и т.д., усиливающие аргументацию текста, достоверность приводимых фактов, надежность оценки и выводов.

Приложения располагаются в порядке ссылок на них в основном тексте курсовой работы. Каждое приложение начинается с нового листа и содержит в правом верхнем углу слово «Приложение», напечатанное прописными буквами. При ссылке в тексте на материалы приложения следует напечатать слово «Приложение», поставить его номер (если работе их несколько), при необходимости указать номер таблицы или рисунка в нем (нумерация сквозная). Число страниц приложений не ограничивается и в обязательный объем курсовой работы не включается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо отметить, что написание курсовой работы маркетингового направления – это, прежде всего, творческий процесс. Выбор тематики должен быть основан на интересующих вопросах студента в данной области исследования, полученных знаниях в вузе и практической деятельности. Студент не должен пытаться использовать готовые работы, выдавая их за свои. При оформлении проведения и результатов исследования студент должен неукоснительно следовать вышеизложенным требованиям оформления курсовой работы.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ А. Дайн, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. – М.: Экономика, 1993. – 572 с.

  2. Алексунин В.А. Маркетинг. Краткий курс. – М., 2000. – 190 с.

  3. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетологов. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1997. – 256 с.

  4. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.: ил.

  5. Бешелев С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок. – М.: Статистика, 1974.

  6. Венецкий И.Г., Венецкая В.И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. – М.: Статистика, 1979. – 448с.

  7. Голубков Е.П. Маркетинг: Выбор лучшего решения / Е.П. Голубков, Е.Н. Голубкова, В.Д. Секерин; Общ. ред Е.П. Голубкова – М.: Экономика, 1993 – 222 с.

  8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издательство «Финпресс», 2000. – 464 с.

  9. Дубровский С.А. Прикладной многомерный статистический анализ. - М.: Финансы и статистика, 1982. – 216 с.

  10. Елисеев И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 368 с.

  11. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: Маркетинг (сто вопросов – сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). – М.: Международные отношения, 1991. – 415 с.

  12. Захаров В.Я. Маркетинговые исследования: опросы для менеджеров. Монография. – Н. Новгород: ВГИПИ, 1998. – 225 с.

  13. Кильдышев Г.С., Френкель А.А. Анализ временных рядов и прогнозирование. – М.: Статистика, 1973. – 103 с.

  14. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

  15. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер, – 1998.

  16. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Ростинтер, 1996. – 736 с.

  17. Кэндель М. Ранговые корреляции. – М.: Статистика, 1975.

  18. Лейс Маркетинг. Пособие для практиков. М.: Машиностроение, – 1992.– 87 с.

  19. Маркетинг / Под ред. А.Уткина – М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”. Из-во ЭКМОС, 1999. – 320 с.

  20. Маркетинг: учебник для вузов: 2-е изд. перераб. и доп./ Н.Д. Эриашвили, К.Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 623 с.

  21. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Юристъ, 2002. – 568 с.

  22. Маркетинг: Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.

  23. Нюркин С.И., Булганина С.В. Маркетинг: Методические указания. Н. Новгород: ВГИПА, 2002 – 10с.

  24. Одинец В.П. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. – СПб, 1993. – 125 с.

  25. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

  26. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.

  27. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. Практические рекомендации, методические основы, порядок проведения. – М.: Ось-89, 1996. – 80 с.

  28. Пиндайк Р., Рубинфельд. Микроэкономика. – М.: Экономика, 1992. – 315с.

  29. Пунин У.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях. – М.: Международные отношения, 1992. – 225 с.

  30. Рафел М., Рафел Н. Как завоевать клиента. – М.: Питер, 1996.

  31. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 544 с.

  32. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. – М.: Филинъ, 1997. – 772 с.

  33. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 287 с.

  34. Статистика рынка товаров и услуг. Под ред. акад. МАН, д.э.н. И.К Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 195 с.

  35. Федько В.П., Федько Н.Г., Шапор О.А. Маркетинг для технических вузов. Учебное пособие. Серия ”Учебники для технических вузов”, Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 480 с.

  36. Хершенген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов: Пер. с нем. – М.: ИНФРА – М, 2000.- 334 с.

  37. Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: Международные отношения, 1993. – 295 с.

  38. Цверов В.В., Булганина С.В. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие. Н. Новгород: ВГИПА, 2003 – 96с.

  39. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 752 с.: ил.

  40. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1996 – 215 с.

  41. Шерр И. Учение о торговле. – М.: Перспектива, 1993. – 185 с.

  42. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. – М.: Экономика, 1993. – 335 с.

  43. Эл.Райс, Д.Траут. Позиционирование. Битва за узнаваемость. СПб.: Питер. 2000. – 249 с.

  44. Ялебанова Т.В. Товарные рынки и прогнозирование спроса. – М.: МГУ, 1993. – 245 с.

Приложение 1

Темы курсовых работ по дисциплине «Маркетинг»
^ 1. Разработка маркетинговых исследований в организации

При раскрытии данной темы необходимо изучить как внешнюю маркетинговую среду и определить степень ее влияния, оценить емкость рынка, эластичность спроса, мотиваций потребителей, так и так и внутреннюю маркетинговую среду организации, оценить производственно-сбытовые и финансовые возможности самой фирмы.

Оценка потенциальных возможностей фирмы – одна из основных составляющих комплексного маркетингового исследования. Она позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самой фирмы, выработать обоснованные программы ее производственного развития и поведения на рынке, а также подвести реальную, компетентную основу под принимаемыми управленческими решениями и выбором оптимального рынка для своей эффективной работы.

Студенту целесообразно оценить финансово-экономическое положение фирмы, провести анализ ее стратегии на рынке, провести диагностику и учет производственных мощностей фирмы, дать оценку ее материально-технической базы (обеспечение материалами, энергией, сырьем) и научно-технического потенциала. В работе важно оценить конкурентоспособность и качество товара/услуги (цену потребления, технико-экономические показатели качества продукции, эксплуатационные характеристики, экологические, эргономические, эстетические показатели, соответствие стандартам качества и др. в зависимости от вида выпускаемой продукции/предоставляемых услуг).

В курсовой работе необходимо провести анализ характера конкуренции, оценить количество конкурентов и оценить размер их доли на рынке. При изучении фирм-конкурентов особое внимание уделяется вопросам исследования специфики их маркетинговой и коммерческой работы при параллельном сравнении с возможностями и особенностями собственного предприятия. В качестве параметров оценки могут выступать: методы изучения/освоения рынков, товарная (ассортиментная) политика, инновации, стратегии и методы ценообразования, организация каналов товародвижения, реклама и средства стимулирования сбыта, кадровая политика и др. Сравнительный анализ конкурентных позиций фирмы целесообразно представить в табличном виде, где дается полное описание каждого параметра по «своему» предприятию и по предприятиям-конкурентам (или основному конкуренту). Определяются сильные и слабые стороны деятельности предприятия, разрабатываются мероприятия, позволяющие ликвидировать отставание от конкурента либо реализовать преимущества.

Немаловажным этапом работы является изучение мотивации потребителей, выявление факторов, влияющих на решение покупки продукции рассматриваемой организации. Студенту необходимо разработать анкету по изучению потребительских свойств товаров/услуг, провести опрос и проанализировать данные (указать период его проведения, тип выборки, количество опрошенных, надежность результатов), сделать выводы по итогам анкетирования. В курсовой работе необходимо обратить внимание на виды и критерии сегментации, учесть различия для потребительских товаров/услуг и товаров производственного назначения, выделить основные критерии сегментации для продукции рассматриваемого предприятия.

При анализе проводимых организацией маркетинговых исследований необходимо выделить их причины, цели и задачи, виды проводимых исследований, информационное обеспечение, применяемые методы сбора и анализа данных, основные выводы и рекомендации, периодичность проведения. В работе также приводятся сведения об исполнителях маркетинговых исследований, сроках проведения (предприятие может само выполнить исследования или заказать эту работу специализированной организации) и причины выбора исполнителей (отсутствие собственных специалистов, необходимость срочного получения результатов, по каким критериям выбирали исполнителей и т.п.). В приложении привести вопросы анкет и их результаты, формы первичной и вторичной информации. Студенту целесообразно провести прогностические маркетинговые исследования, на их основе выбрать и обосновать оптимальный рынок сбыта, разработать меры маркетингового воздействия на рынок и оценить их эффективность.
^ 2. Совершенствование комплекса маркетинга в организации

При раскрытии данной темы студенту необходимо охарактеризовать товарную, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику организации. (В зарубежной литературе составляющие комплекса маркетинга классифицируются по четырем группам (4 Р): товар (product), цена (price), место (place) продажи, стимулирование (promotion) продаж).

Товарная политика занимает одно из ключевых мест в общей системе маркетинговой деятельности (комплекс маркетинга) и предполагает меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, прежде всего по улучшению ее качественных характеристик, соответствующих запросам конечных потребителей, созданию новых товаров (инновационная политика), оптимизации их ассортимента (ассортиментная политика), удлинению жизненного цикла. Студент должен охарактеризовать систему управления и контроля качества товара/услуг, применяемые системы организации производства («канбан», «точно в срок») на предприятии, обратить внимание на уровень квалификации персонала, наличие разработанных стандартов качества продукции. В курсовой работе необходимо дать оценку позиционирования товаров (выявить их особенности, характерные черты, отличающие от аналогичных товаров-конкурентов), рассмотреть процессы поиска идеи, разработки и создания новых товаров, расширения и оптимизации ассортимента, выбора торговой марки и упаковки товаров. Студенту необходимо выделить этапы жизненного цикла товаров (внедрения, роста, зрелости и спада), определить их характер, выявить специфику и особенности перехода от одной стадии к другой. Необходимо описать проблемы, встающие перед предприятием при прохождении каждого этапа, проанализировать способы их решения и на этой основе разработать свои предложения по их совершенствованию.

В рамках рассмотрения ценовой политики студенту необходимо дать характеристику видов ценовых стратегий, и определить, какую использует рассматриваемая организация, выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на цены и оценить степень их влияния, рассмотреть этапы расчета базисного уровня цены на продукцию, оценить возможности использования скидок. Студент должен провести обзор различных методов ценообразования и условия их применения. При выборе методов ценообразования в организации необходимо дать оценку возможности их использования предприятием (сравнить на цифрах и определить ожидаемые «плюсы» и «минусы»).

Существенное место в системе комплекса маркетинга занимает политика организации каналов товародвижения, или сбытовая (дистрибьюционная) политика. Студенту необходимо рассмотреть вопросы, связанные с организацией оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж производимой продукции, включающие создание сети оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, пунктов техобслуживания и выставочных залов, определения маршрутов товародвижения, организации систем снабжения, транспортировки, работ по отгрузке и погрузке, и другие вопросы логистики, а также коммерческие вопросы подготовки и проведения переговоров по сделкам купли-продажи, заключения контрактов и контроля за их исполнением.

При рассмотрении студентом задачи по формированию и стимулированию спроса на продукцию в целях увеличения продаж в организации необходимо оценивать коммуникационную политику, т.е. политику продвижения товара на рынок, в составе комплекса маркетинговых мер воздействия на рынок, которые включают различные виды рекламы, связи с общественностью (public relations), средства стимулирования сбыта и сервисную политику, прямые и персональные продажи, организацию участия в выставках и ярмарках, разработку товарного знака, создание фирменного стиля, упаковки, работу со средствами массовой информации и др.

Здесь необходимо привести характеристику рекламы как одной из составляющих комплекса стимулирования, ее виды и области применения. При рассмотрении рекламных мероприятий, проводимых предприятием, нужно указать перечень видов рекламы, периодичность, объем, способы и стоимость размещения (СМИ, выставки, справочники, печатная продукция) и обосновать целесообразность. Необходимо привести расчет рекламного бюджета предприятия и дать оценку эффективности рекламы, после этого студент должен разработать рекомендации по улучшению рекламных мероприятий предприятия, обеспечивающих повышение эффективности рекламы (сокращение расходов на рекламу без снижения ее эффективности и т.п.).

В рамках рассмотрения мероприятий по связям с общественностью в организации, необходимо определить, кто из сотрудников организации контролирует информацию о фирме и товарах, попадающую в СМИ, отвечают за содержание интервью, публикуют пресс-релизы и другие материалы о предприятии, оценить организацию и проведение презентаций, конференций и семинаров, юбилеев, выделить общественную и благотворительную деятельность, участие в форумах, выставках, рассмотреть взаимодействие со средствами массовой информации.

Студентом приводятся всевозможные способы стимулирования сбыта (скидки, кредиты, гарантии возврата денег, бесплатные образцы, купоны, использование упаковки как самостоятельный товар или в комплекте, конкурсы и лотереи, сезонные или к юбилею фирмы распродажи товаров, сервисная поддержка, использование фирменного стиля и др.) и приводится их характеристика с указанием методов оценки эффективности. При рассмотрении практически используемых предприятием методов стимулирования, студентом дается оценка их эффективности, приводятся сведения о расчете бюджета стимулирования, разрабатываются мероприятия по улучшению стимулирования сбыта продукции предприятия.

Приложение 2
Образец оформления титульного листа курсовой работы


Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Социально-экономический институт

Кафедра менеджмента, финансов и страхования

Курсовая работа

по дисциплине «Маркетинг»

на тему: «Совершенствование комплекса маркетинга

в организации»

Выполнил: студент гр. МЗ-00-0

Умнов А.И.
Проверил: к.т.н., доцент

Булганина С.В.


Нижний Новгород

2011



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг» iconМетодические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг»
«Маркетинг» и важным этапом в подготовке студентов к предстоящему дипломному проектированию. Дисциплина «Маркетинг» является одной...

Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг» iconМетодические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг»
«Маркетинг», а также важным звеном в подготовке к предстоящему дипломному проектированию. Она является углубленным, логически законченным...

Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансы и кредит»
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности

Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг» iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»
По специальности 080507. 65 «Менеджмент организации». Методические рекомендации включают примерные темы курсовых работ, структуру,...

Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы (на примере создания...
В соответствии с учебным планом по дисциплине «Автоматизация технологических процессов и производств» студенты специальности 220301....

Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг» iconМетодические указания и задания к выполнению курсовой работы по курсу «базы данных»
Методические указания и задания к выполнению курсовой работы по курсу «Базы данных» (направление подготовки 050103 ”Программная инженерия”)....

Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг» iconМетодические указания по курсовой работы для студентов заочной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Содержат рекомендации по написанию курсовой работы...

Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг» iconМетодические рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»
Методические рекомендации предназначены для студентов вгипу заочной, вечерней и дистанционной форм обучения, изучающих курс «Менеджмент»,...

Методические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине...
«Программирование в компьютерных системах» среднего профессионального образования»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница