И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г




Скачать 262.1 Kb.
НазваниеИ. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г
страница1/3
Дата публикации18.01.2015
Размер262.1 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Математика > Документы
  1   2   3
Аутогенная тренировка
И.Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г.
Перевод с немецкого кандидата медицинских наук С.Л. ДЗЕМЕШКЕВИЧА

Под редакцией доктора медицинских наук, профессора В.Е. РОЖНОВА

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к русскому изданию.
Широкая популярность и все возрастающий интерес к аутогенной тренировке у нас в стране привели к тому, что за последние десятилетия вышло в свет большое число как научных, так и популярных изданий, посвященных разнообразным методикам психической саморегуляции. Среди них много отечественных и переводных статей, брошюр, методических писем и монографий, но нет ни одной публикации, в которой на первом месте не упоминалось бы имя немецкого психотерапевта Иоганна Шульца. Это закономерно, ибо именно он является автором этой методики и разработанная им система с полным правом считается классическим вариантом аутотренинга.

В связи с этим хочется сказать, что издательство “Медицина” делает весьма полезное дело, впервые знакомя наших читателей с подлинным сочинением И.Г. Шульца в русском переводе. И пусть перед нами всего лишь небольшая книжка (последнее монографическое “Руководство по аутогенной тренировке” 1967-1973 гг И. Шульца и В. Лютее состоит из шести объемистых томов), но это весьма распространенное произведение, выдержавшее уже 20 изданий и переведенное на многие языки мира, пользуется широкой известностью. Такое краткое и в то же время содержательное изложение основных принципов АТ, несомненно, будет весьма полезно как для обогащения знаний врачей-психотерапевтов, так и для тех, кто с помощью аутотренинга восстанавливает свое здоровье и занимается профилактикой нервно-психических нарушений.

Несмотря на то, что издание имеет популярный характер, написано доступным языком и предназначено не только для специалистов, автор со всей энергией восстает против “дикого” аутотренинга, неоднократно подчеркивая необходимость постоянного контроля со стороны врача. “Некоторые упражнения (и прежде всего направленные на тренировку сердца) вместо пользы могут принести вред. Иногда это относится и к основным упражнениям аутотренинга” – пишет в предисловии Д. Ланген.

Перечисляя ряд важных качеств, которые формируются в процессе занятия аутотренингом, таких, как умение полноценно отдохнуть за короткое время, самообладание, саморегуляция непроизвольных функций организма, повышение трудоспособности, уменьшение интенсивности болевых ощущений и т.д., И. Шульц подчеркивает, что все вышеперечисленное является не самоцелью, а средством. “Занимающийся может активно влиять на свое отношение к жизни и самому себе, добиваясь того, чтобы желаемое становилось действительным”. Очевидно, здесь автор имеет в виду не только чисто медицинский аспект АТ, он говорит о ней как о мощном средстве самовоспитания и активации своих резервных возможностей.

В 1965 г. На III Международном конгрессе по гипнозу и психосоматической медицине в Париже в личной беседе о месте гипноза и аутотренинга в медицине И Шульц говорил автору этих строк, что аутогенная тренировка уже завоевала себе прочное место среди других методов психотерапии, но он уверен, что ее главный успех еще впереди, она станет не только лечебным, но в еще большей степени профилактическим методом, нужным буквально всем и каждому в переживаемое нами динамичное время.

Можно сказать, что прошло всего лишь 20 лет, и слова создателя АТ начинают сбываться. Остается пожелать дальнейшего успеха этому методу и тем его энтузиастам, которые претворяют в жизнь предвидение психотерапевта, сделавшего первые, наиболее трудные шаги на этом пути.

Предлагаемая читателям книга поможет ознакомиться с методикой аутогенной тренировки в изложении ее создателя, а это, несомненно, имеет немалые преимущества.

Руководитель Всесоюзного

психотерапевтического центра

МЗ СССР, профессор В.Е. Рожнов.
^ Предисловие к 18-му изданию
“Данное практическое руководство является лишь пособием для овладения методикой аутотренинга под обязательным медицинским контролем”, - так начал проф. И. Шульц предисловие к 14-му изданию книги. Это предостережение необходимо, потому, что медицинское обследование должно предшествовать самостоятельным попыткам овладения аутотренингом. Лишь некоторые руководители групп аутотренинга требуют медицинские заключения перед началом занятий, из чего следует, что противопоказания недооцениваются, как это часто происходит и в других ситуациях, и основная ступень аутотренинга или только ее часть преподносится как вид профилактической медицины для здоровых лиц. По нашему мнению, основные упражнения, такие как вызывание ощущений тяжести и тепла, действительно можно смело рассматривать как оздоровительные. Однако другие упражнения (и прежде всего направленные на тренировку сердца) вместо пользы могут принести вред. Иногда это относится и к основным упражнениям аутотренинга. Нежелательные реакции могут неблагоприятно повлиять на ход занятий и помешать их продолжению.

Далее автор писал: “Четырнадцатое издание тщательно переработано и дополнено. Как каждый человек имеет свой почерк, так занимающийся должен выбрать свою форму аутогенной тренировки в зависимости от индивидуальных особенностей”. Основной принцип методики – внутреннее зрительное воспроизведение возникающих ощущений – нельзя реализовывать лишь на основе простого повторения упражнений. Следует учитывать, что люди со слуховой или моторно-слуховой конституцией более долго усваивают этот метод, чем люди со сбалансированным или чисто зрительным типом восприятия.

Надеемся, что 18-е издание при правильном его использовании также успешно выполнит свои задачи.
Майнц, февраль 1977 проф. Д. Ланген.

Введение

Аутогенная тренировка [auto (сам) + genes (происшедший) (греч.)] в буквальном смысле означает самовоспитание с помощью специальных упражнений. Это должен уяснить себе каждый, кто собирается приступить к занятиям такого рода. При активно-аутосуггестивной и аутогипнотической методике любой внешний импульс служит предпосылкой для возникновения внутренних процессов, т.е. становится “аутогенным”. Иными словами: каждое внешнее воздействие (гетеросуггестия) преобразуется индивидом в аутосуггестию (самовнушение). Это важнейшее положение учения о суггестии, которое было открыто и обосновано в начале 20 столетия. И наоборот, что еще более важно: внутренние реакции почти всегда обусловлены внешними факторами. Это можно рассматривать как закономерность, причем границы между внешним (heteros) и внутренним (autos) относительны. С одной стороны, существуют такие методы, как суггестия или гипноз, обозначаемые как гетеросуггестия и гетерогипноз. При этом тренирующиеся или пациенты играют относительно пассивную роль. С другой стороны, имеются методы, при которых даже незначительные внешние раздражители должны вызывать внутренние реакции организма, которые с помощью специальных упражнений уже при отсутствии экзогенных факторов в дальнейшем появляются практически самостоятельно. Именно в этом случае можно говорить об аутогенной тренировке.

Таким образом, путем тренировки духовных качеств контролируется состояние организма. Человек с искривленным позвоночником может исправить осанку благодаря длительному выполнению соответствующих упражнений. В результате целенаправленной тренировки органов голосообразования развивается певческий голос. Человек с внутренним дискомфортом “тела и души”, проявляющимся в виде сердцебиений, также может избавиться от этих неприятных ощущений. Таим же образом может улучшить свое состояние больной бронхиальной астмой. Подобные лечебные мероприятия называют психотерапией. Аутогенная тренировка является одним из ее методов.

Аутогенная тренировка возникла на основе старых и надежных врачебных методик гипноза (частичного сна). Гипноз представляет собой состояние, близкое ко сну, достигнуть у здоровых людей всегда, а у страдающих неврозом с несколько большими трудностями путем внушения. Душевнобольных удается ввести в гипнотический сон лишь в исключительных случаях. В стадии глубокого гипноза возникает сновидное состояние лунатика (так называемый сомнамбулический гипноз). При гипнозе легкой и средней степеней наступает приятный покой, при котором почти или даже совсем исключаются влияние внешнего мира. Как и во время ночного сна, в этом состоянии способность к критической оценке реальности несколько снижается, поэтому внушения особенно действенны. Стоит, например, гипнотизируемому сказать: “Вы находитесь под жарким солнцем”, как у него краснеет лицо и начинается потоотделение, а иногда удается вызвать воображение такой силы, что может возникнуть настоящий ожог с образованием кожных пузырей. Приказы, отданные человеку во время гипноза, часто исполняются им и позднее, хотя он не помнит о действиях в период сна (постгипнотическая суггестия). Углубление переживаний в гипнозе оживляет до известной степени воспоминания о прошлых переживаниях, однако при этом необходимо уточнить сведения о гипнотизируемом.

Так как в последнее время многие дилетанты злоупотребляют возможностями повышать память посредством гипноза (гипермнезия), необходимо подчеркнуть, что гипнотизируемые сообщают о пережитых событиях так, как если бы они переживали их на самом деле. На это указывали очень известные врачи-гипнотизеры, такие, как B. Stokvis и соавт. (1971). Если, однако, речь идет об очень давних событиях, например о процессе собственного рождения, когда человеческий мозг не обладает способностью к запоминанию, то возникают иные вопросы психологического плана. Если гипнотизеры (чаще всего дилетанты) могут вызвать воспоминания о событиях, происходивших до рождения пациента, к примеру в XV в., то по-видимому, объяснить этот феномен можно лишь тем, что человеческая фантазия безгранична. Кроме того, имеется очевидная внутренняя психологическая связь между способностью к фантазированию и внушаемостью. Можно было бы привести много примеров этого, но они уведут далеко от интересующей нас темы.

Чистый или “пустой” гипноз (по Polzien) без дополнительного целенаправленного влияния извне является благотворным состоянием внутреннего сосредоточения, позволяющим отдохнуть и успокоиться. Поэтому испанские врачи гипнотизеры предпочитают термин “самообладание”. Изоляция от внешних раздражителей может быть столь значительной, что одно время под чистым гипнозом проводились медицинское родовспоможение и операции.

Как при всех подобных явлениях во время гипноза следует исходить из того, что человек – это единое целое. Гипноз, как и ночной сон, утомление, речь и т. д., является результатом деятельности целостного организма. Психологические экспериментальные исследования, проведенные в Йене в 1920-1924 гг., показали это особенно ясно. Находясь в спокойном гипнозе, человек замечает значительные изменения в теле: характерные ощущения покоя, тяжести и тепла. Ощущение тяжести возникает в том случае, если расслаблены скелетные мышцы, ощущение тепла – если сосуды расширяются, и приток крови по ним увеличивается. Основой же переключения в гипнозе, как и при ночном сне, является расслабление организма, особенно мускулатуры и кровеносных сосудов. Это достигается путем соответствующей тренировки концентрации внимания. Аутогенная тренировка дает возможность достигнуть без постороннего влияния благотворного, близкого ко сну состояния, самостоятельно в определенных пределах мобилизировать резервы организма (“самогипноз”).

Все упражнения в спорте, гимнастике и т.п. преследуют 2 основные задачи: повышение жизненного тонуса и устранение физических изъянов. Это же характерно и для аутогенной тренировки. Она может способствовать укреплению здоровья, повышению работоспособности, тренировке самообладания, отдыху, улучшению самочувствия, и т.д.

Расслабление в системе аутогенной тренировки является средством и путем достижения состояния полного самоуглубления. Все живые организмы находятся в состоянии между напряжением и расслаблением. От современного человека, испытывающего огромные нагрузки, требуется постоянный самоконтроль. При перенапряжении возникают всевозможные срывы, нарушающие основные функции организма, такие, как дыхание, пищеварение, не говоря уже о духовной жизни. Аутогенная тренировка требует безусловной и терпеливо развиваемой внутренней собранности (сосредоточенности). Но при этом необходимо не только сознательное, активное напряжение воли, но и внутренняя сосредоточенность на определенных представлениях во время выполнения упражнений.

Отдельные упражнения аутогенной тренировки взаимосвязаны, причем начинать следует с наиболее простых и казалось бы незначительных. В процессе возрастания сложности и объединения различных частей комплекса достигается состояние, похожее на то, которое испытывают, находясь в теплой ванне, одновременно охлаждая голову, когда происходит полное расслабление.

Итак, концентрированное самоуглубление при аутотренинге имеет тот смысл, чтобы с помощью предписанных упражнений благодаря внутренней готовности уметь переключаться, что позволяет укреплять здоровье, уменьшать недомогание или устранять его. Манера держать себя невозмутимо и спокойно становится второй натурой человека. При этом он развивает в себе ряд важных качеств.

  1. Умение полноценно отдохнуть за короткое время.

  2. Самообладание. Досада, гнев, вспыльчивость, страх и другие отрицательные эмоции и душевные переживания потрясают весь организм. Известному врачу Heyer принадлежит такая мысль: “Кто овладел аутотренингом, тот становится в результате постоянных тренировок уравновешенным”.


^ Предварительное упражнение. Потрясите кистью одной руки с максимальной частотой, затем ощупайте другой кистью мышцы предплечья вблизи локтевого сустава – они стали твердыми, как камень. После этого опустите кисть в расслабленном состоянии – мускулы расслабятся.
Чувство страха сопровождается дрожью, которая, как это показано выше, связана с напряжением мышц. Поэтому очевидно, что страх будет меньше захватывать человека, если ему удастся расслабиться. Вместо потрясающей бури эмоций в организме, вызываемой состоянием страха, возникнет лишь смутная мысль о нем, которая поддается самоконтролю.

Кроме того, благодаря аутогенной тренировке можно научиться быстро засыпать.

  1. Саморегуляция непроизвольных функций тела, например, кровообращения.

  2. Повышение трудоспособности, в частности, памяти, путем концентрации мыслей в определенное время трижды в день. Так, в эмоционально насыщенных ситуациях (например, в период экзаменов) удается успокоиться.

  3. Уменьшение интенсивности болевых ощущений путем устранения переживания боли. Причем боль так видоизменяется, что ее компоненты не развиваются или проявляются очень слабо. Речь, однако, идет не о подавлении болевых симптомов.

  4. Самонастрой путем самовнушения в состоянии углубления по типу вышеупомянутой постгипнотической суггестии.

  5. Самокритика и самоконтроль через самоанализ в состоянии углубления.


УПРАЖНЕНИЯ
Во время выполнения упражнений принимаются различные позы:

  1. Вначале лучше тренироваться лежа на спине. Руки, слегка согнутые в локтевых суставах, лежат вдоль тела, ладонями вниз. Носки ступней расслаблены и разведены.

  2. Очень удобна поза сидя. Кресло должно иметь высокую спинку с опорой для головы и мягкие подлокотники. Для этого может служить и любой другой удобны й стул. Однако в этом случае голова не покоится на спинке, а опущена вперед, как это будет описано далее, во позе “кучера”.

  3. Если нет условий, указанных выше, то можно сесть на скамью или табурет. Спина должна быть прямой, голова – высоко поднятой; руки висят расслабленно по сторонам. Затем спина слегка изгибается, а голова опускается немного вперед. При этом не должно быть наклона туловища вперед. Оно как бы оседает. В такой позе исключается любое мышечное напряжение за счет правильного расположения скелета, особенно позвоночника, суставов связок. Руки (предплечья) укладываются на разведенные бедра. Это и есть поза “кучера”.


Эти позы, перед тем как начинать упражнения, должны быть проконтролированы специалистом. Рекомендуется регулярно заниматься не только в положении лежа, но и как минимум 1 раз в день сидя или в позе “кучера”.
Предварительное упражнение. Поставьте оба локтя на стол и зажмите между кончиками указательных пальцев нитку длиной около 30 см., к которой привязан тяжелый предмет, например, в виде кольца. Этот маятник будет отражать каждое ваше движение, о котором вы только подумаете, но не будет выполнять. Если под кольцом положить часы и рассматривать направление на циферблатах от 6 к 12 ч, то маятник будет раскачиваться в задуманном направлении. Если для сравнения действительно осуществить это движение, то ощущение будет другим. Это указывает на то, что выполнение всякого задания требует напряжения.

Опыты типа “маятник” проанализированы в работе “Suggestion und Autosuggestion (6 Aufl., Schwabe, Basel. 1972)”.
Собранность, или концентрация, вызывает, таким образом, реальное, но невольное и незаметное движение. Это свойственно каждому нормальному человеку и опровергает представление о том, что “душа мыслит, а тело остается в покое”.

Этот простой опыт указывает путь к существу упражнения. Если, например, мышцы руки необходимо расслабить, то это состояние следует достигать только путем внутренней концентрации, вызывая ощущение тяжести. Надо сосредоточиться на мысли: “Рука тяжелая”. Как показывают наблюдения специалистов, в норме у всех возникает это ощущение тяжести (расслабление мышц).

Само собой разумеется, что такие упражнения возможны и действенны только при полном углублении в себя. Поэтому всякие разговоры во время тренировки являются помехой. Если врач или специалист во время занятий неуместно много говорит (или надолго включает магнитофон, что, к сожалению, часто практикуется в последнее время), то внутренняя концентрация становится невозможной; осуществляется лишь легкий гипноз в старом стиле (гетерогипноз). Поэтому аутогенная тренировка требует полной тишины. Допустимы краткие пояснения, после которых часть совместных упражнений производится вместе с руководителем, а затем самостоятельно в полном молчании.

Опытные специалисты по аутотренингу обычно начинают с упражнений на успокоение, которые автор сам рекомендовал до 1961 г. Он придавал большое значение правилу монотонности. Оно заключается в повторении формул: “Я абсолютно спокоен” и далее “Правая рука тяжелая” вплоть до достижения генерализации ощущения тяжести. Это можно сочетать с монотонными движениям. Занимающиеся, которые больше расположены к такой форме концентрации, должны выбрать именно ее, а другие – ту, которая будет описана ниже. Необходимо, чтобы каждый осваивал свою форму аутогенной тренировки, не нарушая основного принципа упражнений.

Согласно этому принципу в аутотренинге вырабатывается концентрированное расслабление в 6 сферах: мускулатура, кровеносные сосуды, сердце, органы дыхания, органы брюшной полости, голова. Заниматься сразу со всем телом неверно, потому что в таком случае внимание должно охватывать слишком большие зоны. Начинать следует с упражнений для одной руки: правшам – для правой, левшам – для левой. Необходима соответствующая удобная поза сидя или лежа. Комната должна быть прохладной, слегка затемненной. Расположиться необходимо удобно, так как иначе из за механических причин возникает напряжение, препятствующее выполнению упражнения. Локтевые суставы надо слегка согнуть. Если хотя бы одна рука поддается контролю и в ней удается вызвать ощущение тяжести, то дальнейшие результаты в большинстве случаев достигаются спонтанно, т. е. произойдет его генерализация. Тот, кто в начале упражнений занимается то с одной, то с другой рукой, произвольно меняя область концентрации внимания, никогда не достигнет успеха.

Если в результате упражнений в одной руке отмечается ощущение тяжести, а руководитель устанавливает распространение эффекта, то можно дать следующую команду на сосредоточение: “Обе руки тяжелые” [Langen D].
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г iconЛобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка
«Теория и практика аутогенной тренировки», 1980, под ред. В. С. Лобзина получило высокую оценку медицин­ской общественности, в короткий...

И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г iconСоматопсихология
Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М.: Гэотар Медицина, 1999. – 376 с

И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г iconРуководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Томск : Медицина,...
Библиотерапия (от лат biblio — книга и гр therapia — лечение, уход за больным) — метод психотерапии, использующий художественную...

И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г iconТема Переводческий тренинг
Тренировка навыков восприятия, фиксации и воспроизведения различных разрядов прецизионной лексики. Этикет в устном последовательном...

И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г iconНорбеков Мирзакарим Санакулович "Тренировка тела и духа" 2 переработанное...
Норбеков Мирзакарим Санакулович "Тренировка тела и духа" 2 переработанное издание

И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г iconЛюдмила Григорьевна Пучко Жизнь и здоровье человека в вопросах и ответах Многомерной медицины
Биолокация для всех», «Многомерная медицина», «Радиэстезическое познание человека», «Многомерный человек», «Многомерная медицина....

И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г iconСценарий: Ричард Эверетт
В ролях: Ким Хаспер, Дэвид Турба, Илона Шульц, Нена, Гельмут Краусс, Сантьяго Зисмер, Вилфрид Хербст, Ульрих Фосс, Майкл Пан, Стефан...

И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г iconИгра-путешествие «тропа безопасности» Автор С. И. Шульц, мдоу «Сказка», г. Надым Ход занятия
Звучит негромкая музыка на фоне голосов птиц, в зал входят дети, рассаживаются не места. Влетает Сорока-почтальон

И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г iconМедицина малышам

И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка. “Медицина”, 1985 г iconЗимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном...
Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница