Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения)




Скачать 77.34 Kb.
НазваниеТема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения)
Дата публикации02.07.2013
Размер77.34 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Математика > Урок
Верижникова Т.В., учитель математики

МОУ «СОШ № 21» г.о. Саранск.
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения).
Класс: 5

Предмет: математика.

Автор учебника: Виленкин Н.Я., Жохов В.И.  Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.

Тип урока – комбинированный с элементами краеведения.

Цели урока:

- систематизировать, обобщить знания учащихся, проверить усвоение темы “Сложение и вычитание десятичных дробей”;

- усилить практическую направленность обучения;

- вырабатывать объективность в оценке своих знаний;

- прививать любовь к математике, расширять кругозор, связать математику с окружающей действительностью;

- развивать познавательный интерес к родному краю, способствовать формированию гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

Оборудование:

сигнальные карточки, карта Мордовии с отмеченными на ней флажкам Заповедниками и заказниками республики Мордовия, наглядный материал для решения задач, оценочные листы, презентация для сопровождения урока, учебники математики, рабочие тетради.
^ Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальный опрос.
Ожидаемые результаты обучения:

- развитие личности учащихся, способности к решению нестандартных учебно-практических задач;

- приобретение опыта творческой деятельности и реализация потенциала учащихся через задачи краеведческой направленности.

План урока

1. Организационный момент. (Слайд №1-3)

2. Актуализация знаний. Математическая разминка. (Слайд №4).

3. Сообщения о заповеднике им. П.Г. Смидовича, о его животном и растительном мире. ( Слайд № 5,6)

4. Решение задач краеведческого содержания. ( Слайд № 7-12)

  1. Игра «Составь слово».

  2. Физкультминутка.

7. Самостоятельная работа. (Слайд №13-15)

8. Домашнее задание. (Слайд № 16)

9. Подведение итогов урока. Рефлексия. ( Слайд №24)

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей». Цель нашего урока - закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей, научиться связывать математику с окружающей нашей действительностью. У нас будет не совсем обычный урок. На уроке мы отправимся в заочное путешествие по местам нашего родного края.
^ 2. Актуализация знаний. Математическая разминка.

Начнем наш урок с повторения ранее изученного материала. Возьмите в руки сигнальные карточки и оценивайте с их помощью ответы своих одноклассников. Отвечающие, должны комментировать свое решение, проговаривать правила вычитания, сложения, сравнения десятичных дробей.

1. Увеличьте число 0,1 на 2,5

2. Уменьшите число 2, 55 на 0,1

3. Прибавьте 0,1 к 2,555

4. Вычти из 2,55дробь 0,1

5. Решите уравнения:

а) х +2,3=4,7; в) х-0,2=0,12

6. Какая дробь больше?

А)0,7 или 1.7; Б)13,4 или 13,41; В)10,8 или 10,08

7. Из чисел 5,6; 5,006; 5,600; 5,060; 5,60 выбрать равные.

^ 3. Сообщения о заповеднике им. П.Г.Смидовича, о его животном и растительном мире.

А теперь, ребята давайте посмотрим, на карту нашей Республики Мордовия. Мордовский край… Он не велик, но очень живописен.

Этот край имеет свои достопримечательности — исторические, природные и культурные, которые в совокупности обогащают облик Мордовии многообразием красок и оттенков пейзажей. На территории Мордовии очень много природных достопримечальностей. Одним из таких достопримечальностей является заповедник. В настоящее время на территории Мордовии имеются 1 заповедник, 12 государственных заказников, 65 памятников природы. Самым крупным из них является заповедник имени П. Г. Смидовича.

^ Сообщение ученика.

Заповедник создан в 1935 г с целью сохранения природного комплекса в Темниковском районе Республики Мордовия. Его площадь 32 148 га. Администрация заповедника находится в посёлке Пушта. Там же расположен музей природы Мордовского государственного природного заповедника, в котором собраны образцы флоры и фауны, фотоснимки. Территорию заповедника с востока на запад рассекает долина небольшой реки Пушты, которая впадает в реку Сатис, а она - в реку Мокша. Все это вместе образует обширную, затопляемую вешними водами пойму. Животный мир заповедника в силу его территориального положения весьма разнообразен . В заповеднике очень много животных, которые занесены в Красную книгу Мордовии. Одним таким животным является …А про кого идет речь вы узнаете, отгадав загадку:

Есть в реке работники,

Не столяры не плотники,

А выстроят плотину-

Хоть пиши картину.

Есть на речках лесорубы
В серебристо - бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход.

О ком идет речь?

Верно, о бобрах!

^ Сообщение 2 ученика . В водоемах поймы и на лесных речках обитает ценный пушной зверек - речной бобр, настоящее время всем известный, а в прошлом находившийся на грани исчезновения. На территории Мордовии бобр исчез около 300 лет назад. В заповедник он завезен в 1936 году и успешно прижился. Бобр - крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики - хатки, поперек реки строит плотины длиной 5-6 метров. (демонстрируется слайд с изображением бобра)

Очень красивый зверек – бобер. Познакомимся с ним поближе.

^ 4. Решение задач с краеведческим направлением.

Задание 1.

Узнать длину бобра (в дм) нам поможет удивительный квадрат.

1. Из 1 строки выберите наименьшее число.


5,9

6,3


3,6

2,3

2,7


0

3,7

4,1


1,4
2. Из 2 строки выберите наибольшее число.

3. Из 3 строки выберите не наименьшее и не наибольшее число

4. Найдите сумму этих чисел – и вы получите ответ на вопрос : узнай длину бобра.

3,6+2,7+3,7=10дм - это средняя длина бобра .

Задание 2.

Узнать среднюю массу бобра (в кг) вы можете с помощью логической схемы:



Продолжим заочную экскурсию в заповедник . Как мы узнали из рассказов ребят, по территории заповедника протекает река Пушта и часть реки Сатис. Эти реки являются небольшими, длина реки Сатис –69,62 км. 28,7 км этой реки находятся за пределами заповедника.
Задание 3. Вычисли сколько км реки Сатис протекает по территории заповедника? (40,92 км).
^ 5. Игра «Составь слово».

А теперь, ребята, поиграем в игру «Составь слово». Я буду предлагать вам задания. На столе лежат карточки. На одной стороне записано число, которое будет ответом к решению примеров, а на другой стороне карточки записана буква. Ученик у доски будет решать примеры, а я буду искать найденный ответ на карточке и показывать букву. Из буквы должно сложиться слово. Сложив буквы, вы узнаем название очень красивой птицы, которая живет у нас в Мордовии и занесена в Красную книгу.

15,81-12,31=3,5

3,5+5=8,5

8,5+20,6=29,1

29,1- 7,9=21,2

21,2+3,8=25



25

29,1

21,2

3,5

8,5

С

К

О

П

А


^ Сообщение ученика. (демонстрируется слайд с изображением птицы)

Скопа - хищная очень редкая птица. Прежде гнезда скоп находили на реках Мокше, Ваде, реже Суре. В последние годы скопа практически исчезла из гнездовой фауны республики Мордовия. Птицы находятся под охраной государства. Для редких хищников на вершинах деревьев устраивают специальные помосты, на которых птицы охотно селятся. Кроме того, вокруг каждого поселения скопы создается охранная зона.

Строение тела и весь образ жизни скопы связаны с водной стихией и с охотой на рыб. Оперение у нее жесткое, влагоустойчивое. Ноги вооружены длинными, круто изогнутыми когтями, а подошвы лап покрыты мелкими шипиками. Все эти приспособления способствуют удержанию скользкой добычи. Весной, когда вода мутная и рыбу сверху не видно, скопа промышляет также на мышей и лягушек.
^ 6. Физкультурная минутка.
А теперь, ребята, отдохнем (дети показывают движения героя стихотворения, поднимая руки вверх, вниз. Вдох — потянулись; наклон — раз, два, три; развели руки в стороны; встали на носочки).

Стихотворение.

Буратино потянулся

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

^ 7.Самостоятельная работа

Вариант -1 Вариант – 2

№1. Вычислите

а)4,57 +12,16 а) 4,07 +12,9254

б)16,2 – 12 б) 49,82 -46

№ 2. Сравните

А) 2,4 и 2,7 А) 0,01 и 0,0101

Б)3,04 и 3,11 Б) 4,05 и 4,25

№3. Найдите значение выражения

4,92 – (а+2,3) при а =2,54 13, +в -29,51 при в=20,23
По окончании времени, отведенного на самостоятельную работу, ученики обмениваются тетрадями с соседом по парте и по розданным заранее ключам проверяют работу.

^ 6. Домашнее задание: придумать несколько задач на сложение и вычитание десятичных дробей.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какие правила мы повторили сегодня на уроке?

- С какими достопримечательностями Республики Мордовия мы познакомились?

- Что нового узнали?

Проводится оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументируются выставленные отметки, проговариваются замечания по уроку, обсуждаются допущенные ошибки и то, что необходимо для их коррекции.

Литература:

1. Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. Математика: учебник для 5 класса – М.: Просвещение, 2009. – 280с.

2. u.wikipedia.org/wiki/Мордовский_заповедник
3.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения) iconУрока: Систематизировать материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
...

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения) icon«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Ф. А. Гульбина, учитель математики Ι квалификационной категории, маоу «Гимназия №76»

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения) iconТема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Цель урока: научить правилам сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения) icon«сложение, вычитание, умножение десятичных дробей»
Федорова Ирина Анатольевна, мкоу «Средняя общеобразовательная школа №5» п. Большой Исток, учитель математики, Свердловская обл

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения) iconМатематика Тетрадь «Дружим с математикой»
Математика Тема «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», пункт №26 стр. 155. Решить упражнения №1014, 1016, 1017,...

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения) iconПлан-конспект урока тема Сложение смешанных дробей
Личностные: умение слушать и вступать в диалог, активность при решении задач, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли.,...

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения) iconУрок математики в 1 а классе, учитель Барабанова Марина Иосифовна....
В течение 2 четверти учителя начальных классов мбоу сош с. Талдан работали над методической темой «Отработка регулятивных ууд»

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения) iconКонспект урока в 5 классе «Умножение десятичных дробей»
Обучающие: Научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения...

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения) iconТема. "Решение задач и примеров в пределах 10"
Цели. Учить решать задачи разного вида, подбирать и составлять к ним схемы; решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;...

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (с элементами краеведения) iconПлан работы гимназии №2 на ноябрь 2012 года
Срез сун по математике в 4 классе по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница