Игра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики




Скачать 79.32 Kb.
НазваниеИгра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики
Дата публикации24.01.2015
Размер79.32 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Математика > Документы
Игра «Звездный час»

на тему «История русской математики»

( Из опыта работы учителя математики

МБОУ «Костровская средняя общеобразова-тельная школа» Рыльского района

Добыкиной Е.М. по теме «Духовно-нравствен-ное воспитание на уроках математики»)

с. Кострова

2011 г.

Звездный час «Из истории развития русской математики»

Цели мероприятия: формирование интереса к математике, расширение знаний по предмету, формирование познавательной деятельности учащихся, духовно-нравственное воспитание учащихся, расширение их кругозора, воспитание дисциплинированности, ответственности.

Ведущая: Дорогие друзья! Нас привела сюда общая любовь к математике.

Все вопросы, которые будут заданы, связаны с ней. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-нибудь науке свойственны красота, гармония, изящество и точность. Причем, мы сегодня коснемся истории развития именно русской математики.

О математиках ученых

Все мы слышали не раз,

И сегодня мы припомним

Славные их имена.

История помнит многих ученых не только за их математические открытия, но и за гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.

Представляю вам игроков:

1 пара-…

2 пара-…



Поприветствуем их.

Все участники представлены, теперь познакомлю с ее правилами.

^ Правила игры:

- За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.

- Если и его партнер правильно отвечают на вопрос, то они получают звезду.

- Если игрок ответил неправильно, а партнер – правильно, то звезда не дается.

- На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.

- После каждого тура , а их - четыре, будет отсеиваться одна пара игроков, набравшая наименьшее количество очков.

- Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.

- В супер-игре сразятся две пары, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут … . (состав жюри)

^ Дерзайте, играйте и выигрывайте!

Итак, начинаем первый тур.

1 тур.

  1. Как звали первую русскую женщину – математика, «принцессу науки»?

Фекла




Софья




Анна

1 2 3

Софья Ковалевская - великий математик, астроном. Стала первой в мире женщиной-профессором. Она была одаренным писателем, поэтом, публицистом.

c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\sonja.gif

  1. Кто из этих людей автор книг « Воспоминания детства», « Нигилистка»?



1 Л.Н. Толстой 2 М.В. Ломоносов 3 С.В. Ковалевская

c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\000039.jpg c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\kle-410.jpg c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\sonja.gif

№ 3 Ковалевская.

  1. А.С.Пушкин сказал о нем следующее: «Он обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию его души. Он был великий человек… . Он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он сам был первым нашим университетом» . Кто этот человек?


М.В. Ломоносов Н.Е. ЖУКОВСКИЙ П.Л.ЧЕБЫШЕВ

c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\kle-410.jpg c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\жуковский 2.jpg c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\чебышев.jpg

№ 1. М.В. Ломоносов

4.Кому из русских ученых наибольшую славу принесло решение задачи о вращении твердого тела- гироскопа?

1. Н.Е.Жуковский 2. П.Л.Чебышев 3.С.В.Ковалевская

c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\жуковский 2.jpg c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\чебышев.jpg c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\sonja.gif

№ 3 Ковалевской.

Данные приборы служат и сейчас для определения курсов самолетов, судов.

На этом первый тур закончен. Пока жюри подсчитывает очки, я предлагаю болельщикам стихотворение-загадку.

- Математики начала

По обоям изучала

И влюбилась в ту науку.

Только вот такая штука:

Ведь в России в это время

Не пускали в вузы женщин.

Чтоб в математике достичь вершин,

Пришлось уехать девушке в Берлин

И стать для этого фальшивою невестою,

Такой мы знаем Софью ……( Ковалевскую).

^ 2 тур.

Перед вами портреты великих русских ученых-математиков:

Н.И. Лобачевский В.К Магницкий А.Н КОЛМОГОРОВ А. П. КИСЕЛЕВ

c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\фотография николай лобачевский..jpg c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\магницкий василий константинович..jpg c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\а.н колмогоров.jpg c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\а. п. киселев.jpg

1 2 3 4

1.Этот человек родился в Тверской губернии. В 1700 г. Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Он автор первого русского учебника по математике и навигации для школы. Кто он?

№2. Магницкий.

В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой силой, с какой магнит притягивает к себе железо.

2.Все мы, я надеюсь, знаем, что в основе большинства школьных учебников по геометрии лежат «Начала» Евклида.

Кто является создателем первой неевклидовой геометрии?

№ 1. Н.И. Лобачевский (1792-1856). На заседании физико-математического факультета Казанского университета в феврале 1826 г. Лобачевский сделал доклад об основах своей геометрии. Она отличалась от евклидовой 5 аксиомой. «Через точку, не лежащую на данной прямой, проходят хотя бы две прямые, параллельные данным.

3.По учебникам этого российского математика учились, возможно, ваши бабушки и дедушки, а уж прабабушки и прадедушки точно. В 2002г. исполнилось 150 лет со дня его рождения. Как фамилия этого ученого?

№ 4 Киселев Андрей Петрович

4.Современный математический гений, великий гражданин своей Родины, автор современного учебника «Алгебра и начала анализа» 10-11 кл.

№ 3 А.Н.Колмогоров

5.Кому из молодых современных русских ученых-математиков присуждена американская премия тысячелетия за доказательство гипотезы Пуанкаре?

Г.Перельман

c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\mn-russia30_geni_0501411173.jpg

На этом второй тур завершен.

(Жюри подводит итоги)

Игра с болельщиками «Аукцион пословиц и поговорок»

3 ТУР

c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\000039.jpg c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\kle-410.jpg c:\documents and settings\школа\рабочий стол\фото матем\пушкин.jpg

1 Л.Н. Толстой 2 М.В. Ломоносов А.С. Пушкин

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

  1. Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?



№1. Л.Н. Толстой.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».

2) С кем из них произошёл следующий случай?

«...На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу: «Учёность выглядывает оттуда...» «Нисколько, сударь, - немедленно ответил он, — глупость заглядывает туда!»

№ 2. М.В. Ломоносов.

3)Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.
№ 1. Л.Н. Толстой.
4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?
№ 3. А.С. Пушкин.
5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?
№ 2. М.В. Ломоносов.
6) Мне кажется, что фамилиями этих людей названы города. Так ли это?
№1. Л.Н. Толстой.

Оказывается, в Ленинградской области есть города Пушкин и Ломоносов. Города Толстой пока ещё нет.
7) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя?
№ 2. М.В. Ломоносов.

На этом 3 тур завершен.

Пока жюри подводит итоги, болельщикам предлагаю ответить на мои вопросы:

  1. Как в Древней Руси назывался миллион?

-темень

- толпа

-тьма

2. Раздели полтину на половину:

-25

-100

-50

(Полтинник- 50 копеек)

  1. Сколько копеек было в одной пятиалтынной монете?

(15)

С большой грустью объявляю, что игровую площадку покидают…

4 тур.

Мы плавно перешли в 4 тур « Старинные русские меры»

Локоть




Аршин




Верста




Фунт

1 2 3 4

  1. Локоть, аршин, верста, фунт – по-моему, это единицы измерения длины. Так ли это?

№ 4. Фунт – мера веса.

  1. Расположите эти единицы в порядке убывания.

№ 3 – 1

Верста ≈ 1,07 км

Аршин ≈ 71,12 см

Локоть ≈ 46 см

3) Так назывались весы (приспособление для взвешивания ) в Древней Руси. Так ли это?

Безмен




Скалва




Золотник

№ 3. Золотник – мера веса (≈ 4,3 г).

4) На Руси единицей «поприще» пользовались для измерения больших расстояний. Какой величиной эта единица длины была заменена позднее?

  1. Миля

  2. Верста

  3. Сажень

№ 2

На этом 4 тур завершен.

Пока жюри подводит итоги, задания для болельщиков:

Переведите следующие выражения на русский язык.

  1. В поговорке «7 верст до небес и все лесом» найдите расстояние до небес.

  2. Про умного человека говорят «7 пядей во лбу». Сколько это.

^ Финал

А Р И Ф М Е Т И К А

Из слова «арифметика» за 2 минуты нужно составить как можно больше слов.

Две минуты истекли. Финалисты по очереди называют придуманные слова, но те слова, которые уже сказаны соперником - не засчитываются.

Побеждают …

Настал их звездный час!

Заключительное слово предоставляется победителю.

Заключительное слово ведущей:

Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Игра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики iconУрок – игра «Звездный час» Цели
Цели: способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта, расширять кругозор уч-ся, стремиться...

Игра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики iconПрезентация «Встреча с Королевой Математикой» 2 день. Игра-соревнование...

Игра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики iconМетодическое объединение учителей математики работает со дня открытия...
Методическое объединение учителей математики работает со дня открытия школы с 1972 года. В его состав входят 5 учителей математики,...

Игра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики iconУроков математики
Красоту математики (её простоту, симметрию, сжатость и полноту) можно и следует дать почувствовать даже очень малым детям. Когда...

Игра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики iconМетодические рекомендации по организации и проведению Недели математики...
В данном методическом пособии предложены рекомендации по проведению недели математики в средней школе, предложены сценарные разработки...

Игра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики iconУроках математики
Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем...

Игра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики iconАвтор: учитель математики и физики Шмакова Ольга Анатольевна (образование...
Место работы, должность: Озёрский филиал мбоу «Никифоровская сош №2» учитель математики и физики

Игра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики iconАвтор: учитель математики и физики Шмакова Ольга Анатольевна (образование...
Место работы, должность: Озёрский филиал мбоу «Никифоровская сош №2» учитель математики и физики

Игра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики iconОдной из форм внеурочной работы являются "недели математики", которые...
Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является хорошо организованная внеклассная работа. С чего...

Игра «Звездный час» на тему «История русской математики» Из опыта работы учителя математики icon«История математики. Термины в математике!»
Работы принимаются до 25 октября 2013 года, до 23 часов 59 минут по московскому времени



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница