Уроках математики




Скачать 274.44 Kb.
НазваниеУроках математики
страница1/3
Дата публикации06.07.2013
Размер274.44 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Математика > Урок
  1   2   3
Методическая разработка
«Творческие задания на уроках математики»
« Только интерес и удивление

могут заставить учеников

задуматься над тем или иным

вопросом. Понимание

приходит тогда, когда вместе

с разумом работают чувства,

порождая творческую

активность».
Введение.

Надо признаться в том, что мы теряем управление познавательной активностью способных учащихся, развитием творческого потенциала школьников. Существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности и, как следствие - ухудшение успеваемости. Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению формируются на уроках математики. При этом инструментом (исходной клеточкой) должна выступать творческая задача.

Решение творческих заданий на уроках математики связано с формированием определённой гибкости мышления, умением и готовностью рассматривать нестандартные и проблемные математические ситуации. Опыт творческой деятельности усваивается с помощью продуктивных методов проблемного изложения материала, частичного поиска, исследования. Применение этих методов ведёт к развитию творческих способностей, умению применять знания в новой ситуации, увидеть в знакомом новое, увидеть явление во всей системе его связей. Выполняя творческие задания, учащиеся смогут узнать об увлекательных вещах, часто остающихся за страницами школьных учебников, попробовать свои силы в решении интересных задач, научиться самостоятельно работать с книгой и грамотно излагать свои мысли.

Чтобы решение творческих задач были результатом собственных поисков учащихся,

необходимо организовывать эти поиски, управлять ими, то есть развивать их познавательную деятельность. Групповой поиск требует от учащихся активной познавательной деятельности на уроках, проявления инициативы и самостоятельности результатом которой являются творческие достижения – пусть весьма скромные.

Систематическая работа с этими задачами на уроках математики способствует не только более глубокому усвоению знаний, но и закреплению умений пользоваться эвристическими приёмами, развитию творческого потенциала.

Цель:

Задачи:

  1. Улучшить качество математической подготовки сельских школьников.

  2. Развивать и совершенствовать природные задатки учащихся.

  3. Учить умению думать и решать творческие задания.

  4. Расширять, обогащать и перестраивать индивидуальный опыт познания.



Активная мыслительная деятельность всегда связана с определённого задания.

Проблема включения творческих заданий в учебный материал уроков математики 5 и 6 классов решается просто и естественно. Дело в том, что с начальной школы ученики приучены к дидактическим играм и использование творческих задач на уроках математики в 5 и 6 классах будет соответствовать требованию преемственности обучения и возрастным особенностям учеников 5 и 6 классов. Среди творческих заданий много задач учебного назначения, но поданных в нестандартной, занимательной, проблемной форме. Учебная целесообразность использования данных заданий в том, что у этих задач есть скрытый математический, познавательный и логический потенциал.

Говоря о содержании задачи, мы имеем в виду, во первых, её сюжет, который в соответствии с целью может носить либо абстрактно – математический характер, либо конкретно – бытовой, производственный, занимательный, и, во вторых, тот теоретический материал (понятия, свойства, правила и т.д.), усвоению которых будут способствовать задачи.

По структуре задачи могут быть сложными или простыми, но требовать творческих (нестандартных) способов решения. Они способствуют развитию сообразительности и активности учащихся.

При подборе или конструировании задач, которые учитель собирается рассмотреть на уроке, важно учесть все указанные аспекты. Можно сформулировать требования к задачам, способствующим развитию гибкости, самостоятельности, критичности мышления:

  • допускают несколько способов решения;

  • требуют конструирования нового способа из ранее изученных, применения вспомогательных приёмов;

  • требуют необычного способа решения;

  • решаются обычным способом, но необычное содержание задачи маскирует этот способ;

  • требуют перестройки прямого хода рассуждения на обратный.

Творческие задания можно объединить под условным названием.

  1. Задачи на сообразительность и внимание.

Можно убедиться, что математический, познавательный, развивающий потенциал таких задач соль велик, что, как правило, удаётся возложить на них определённую обучающую роль и включить их в систему тех или иных тем школьного курса математики. Например, такова задача: «Имеется 6 трехметровых брёвен, которые надо разрезать на полуметровые части. Сколько разрезов надо сделать?» Задача, как говорят с подвохом, поэтому она приучает различать близкие, но не идентичные понятия числа разрезов и числа частей, на которые режется каждое бревно. Частей получается 6, но разрезов будет не 6 ,а 5, что хорошо видно, если сделать рисунок.

Всего разрезов 5  60 = 300.Рещение данной задачи можно отнести к изучению тем «Умножение десятичных дробей» и «Деление десятичных дробей».

2.Задачи на поиск закономерностей.

Задачи на построение закономерности ряда направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображённые предметы по признакам или находить отличия. Задачи на поиск недостающей в ряду фигуры являются более простыми, поэтому их надо использовать первыми. Учащиеся анализируют фигуры или числа, расположенные в горизонтальном ряду, и выявляют закономерности повторяемых признаков. Обучая решению таких задач, мы развиваем у школьников умение анализировать, сопоставлять, обобщать. Дети проявляют при этом такую черту творческой деятельности, как альтернативность решения

3.Занимательные задачи.

«Через занимательность проникает в сознание ученика сначала ощущение прекрасного, а затем при последующем систематическом изучении математики, - и понимание красоты её методов».Б.А. Кордемский.

Решение занимательных задач требуют от учащихся изобретательности, смекалки, умения находить выход из нестандартной ситуации, укрепляют их веру в свои возможности, приносят радость и желание познавать. Многое здесь зависит от учителя. Задачи доступные, интересные необходимо регулярно включать в содержание уроков. На уроке в 6 классе по теме «Длина окружности» предлагается такая задача. Предположим, что земной шар обтянут по экватору громадным железным обручем, плотно прилегающим к земной поверхности. Если к этому обручу, длина которого равна длине экватора, т.е. свыше 40 тыс. км, прибавить ещё 10 м, то сможет ли через щель, которая образуется между Землёй и обручем, проскользнуть обыкновенная мышь? Удивлению нет границ, когда после решения получается, что под обручем пройдёт не только мышь, но и кошка, и даже любой ученик класса, поскольку расстояние между земным шаром и обручем будет равно 10: 2 = 1,59м.

Заинтересованный занимательными задачами учащийся начинает увлекаться математикой и переносит интерес к ней и на «скучные» разделы, неизбежные в каждом предмете. В конечном счёте это способствует быстроте и глубине усвоения, прочности запоминания.

4.Комбинаторные задачи.

В науке и практике часто встречаются задачи, решая которые приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать количество всевозможных комбинаций элементов, образованных по определённому правилу. Такие задачи получили названия комбинаторных задач. Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова combinare, которое означает «соединять, сочетать». В процессе составления разных комбинаций учащиеся начинают понимать структуру той или иной комбинации, а также усваивают различные способы рассуждений и подсчёта вариантов. Чтобы сделать правильный выбор, очень важно не упустить ни один из них.

Задача. Сколько двузначных чисел можно составить, используя цифры 1. 4 и 7? Решение. Для того чтобы не пропустить и не повторить ни одно из чисел, будем выписывать их в порядке возрастания: 11, 14, 17, 41, 44, 47, 71, 74.77. Таким образом, из трёх данных цифр можно составить 9 различных двузначных чисел. Существует единый подход к решению самых разнообразных комбинаторных задач с помощью составления специальных схем. Внешне такая схема напоминает дерево, отсюда название – дерево возможных вариантов.


Творческие задания для учащихся 5,6 классов

Задачи на внимание, на сообразительность.

1.1.


6 666666


Всего 1 секунду, но внимательно посмотрите, какие числа написаны на приведённом здесь рисунке.

Запомните числа, а когда закроете рисунок, сложите их и запишите сумму.

Теперь, не открывая рисунка, скажите, на каких фигурах какие числа написаны?

1.2. В 6 квадратах размещены кружки. Нарисуйте на листе чистой бумаги 6 пустых квадратов. Постарайтесь в течение минуты запомнить расположение кружков. Рисунок убирается. Перенесите кружки по памяти в нарисованные вами квадраты. Если вы наберёте 33 очка, вы очень внимательны.


О О

О


о о
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики
Поэтому одна из основных моих задач активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Уроках математики iconМетодическое объединение учителей математики Иванкив Л. И. г. Красноперекопск
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...

Уроках математики iconУроках математики
О математике же говорят как о науке абстрактной и сухой. Разумеется, у этой науки свой особый язык: язык рассуждений и доказательств....

Уроках математики iconУроках математики
Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем...

Уроках математики iconУроках математики
Дания положительной эмоциональной обстановки, для поддержания и развития интереса к предмету на уроках такой строгой науки, как математика,...

Уроках математики iconУрок №1. Тема: «Счёт предметов»
Учёные говорят: математика – царица наук. На этих уроках вы будете считать, решать задачи, играть в математические игры. На уроках...

Уроках математики iconУроках математики, через средства информационных технологий
Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная

Уроках математики iconЦелостного описания опыта
...

Уроках математики iconТемы вашего учебного проекта
...

Уроках математики iconУроков математики и практическая направленность на уроках физики....
Спд: «Подведение месячника по истории, обществознанию и предметам регионального компонента»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница