Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения




Скачать 172.77 Kb.
НазваниеБольшинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения
Дата публикации07.07.2013
Размер172.77 Kb.
ТипРеферат
lit-yaz.ru > Математика > Реферат
Пояснительная записка.

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%. Вторая причина – это введение ЕГЭ для выпускников 9-х классов. Задания 2-ой части содержат задачу, которая оценивается максимумом баллов, за нетрадиционной формулировкой этой задачи учащимся необходимо увидеть типовые задачи, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этим причинам возникла необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтому представленный элективный курс «Решение текстовых задач» рекомендуется вводить с 8-го класса.

^ Цель данного спецкурса: подготовка учащихся к итоговой аттестации, продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.

Задачи:

  • сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;

  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;

  • способствовать профориентации.

Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 34 часа. На изучение методов решения типовых задач выделено 14 часов. Провести их можно в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Основная деятельность учащихся на этом этапе – предварительная подготовка и самостоятельный поиск материалов, с последующим обсуждением на занятиях. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. Темы: «Задачи с экономическим содержанием», «Задачи на запись чисел», «Задачи повышенной трудности» - выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.

На практические занятия и отработку умений и навыков отведено 20 часов. В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности. После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:

  • уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;

  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

  • уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.

Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; анкетирование; творческие работы.

Сведения о прохождении программы элективного курса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале.
Учебно-тематический план спецкурса: «Решение текстовых задач»




занятия


Содержание учебного материала


Кол-во

часов

Вид

занятий




^ I. Введение в спецкурс.

1




1

Текстовые задачи и техника их решения.

1

Лекция с необходимым минимумом задач.




^ II. Задачи на движение.

11




2

3

Движение по течению и против течения.

2

Практикумы с элементами дидактической игры.

4

5

6

Равномерное и равноускоренное движение по прямой.

3

Беседа.

Групповая работа.

Практикум.

7

8

Движение по окружности.

2

Комбинированные занятия.

9

10

Графический способ решения задач на движение.

2

Практическая работа.

11

Практикум по решению задач.

1

Практикум по решению задач.

12

Творческий отчет по теме «Задачи на движение».

1

Контроль знаний.




^ III. Задачи на сплавы, смеси, растворы.

4




13

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

1

Комбинированное занятие.

14

15

Практикум по решению задач.

2

Практикум по решению задач.

16

Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы»

1

Урок «Математическое сочинение».




^ IV. Задачи на работу.

4




17

Задачи на работу.

1

Лекция с необходимым минимумом задач.

18

19

Практикум по решению задач.

2

Практикумы.

20

Зачёт по теме «Задачи на работу»

1

Урок - зачет




^ V. Задачи на проценты.

5




21

Задачи на проценты.

1

Комбинированное занятие.

21

23

24

Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов.

3

Практикум по решению задач.

25

Практикум по решению задач.

1

Практикум по решению задач.




^ VI. Задачи на числа.

4




26

Задачи на числа.

1

Лекция с необходимым минимумом задач.

27

28

Практикум по решению задач.

2

Практикум по решению задач.

29

Творческая работа по темам: « Задачи на проценты», « Задачи на числа».

1

Частично – поисковая деятельность.




^ VII. Рациональные методы решения задач.

2




30

Решение задач с конца.

1

Практикум по решению задач.

31

Решение задач с помощью графов.

1

Практикум по решению задач.




^ VIII. Задачи повышенной трудности.

3




32

33

Решение задач повышенной трудности.

2

Практикум по решению задач.

34

Итоговое занятие.

1

Математический калейдоскоп.



^ Содержание программы.

Текстовые задачи и техника их решения.(1ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

^ Задачи на движение.(11ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

^ Задачи на сплавы, смеси, растворы.(4ч)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

^ Задачи на работу.(4ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

^ Задачи на проценты.(5ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

Задачи на числа.(4ч)
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.

^ Рациональные методы решения задач.(2ч)
Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца.

^ Задачи повышенной трудности.(3ч)
Текстовые задачи из ЕГЭ за курс 11 класса.

 

Литература.

  1. В.Н. Студенецкая, З.С. Гребнева. Готовимся к ЕГЭ. Учебное пособие. Часть 1,2. – Волгоград: «Учитель», 2003г.

  2. М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2002г.

  3. Ю.В. Садовничий. Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Часть 6. Решение текстовых задач. Учебное пособие.– 3-е изд., стер. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003г. (серия «В помощь абитуриенту»).

  4. М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г.

  5. Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов. Пособие по математике для поступающих в вузы (избранные вопросы элементарной математики). – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1976г.

  6. Б.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Математика. Учебник для экономистов 10 – 11 классов. – М.: Сантакс - Пресс, 1996г.

  7. Г.Н. Тимофеев Математика для поступающих в вузы. Учебное пособие.– Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2001г.

  8. Н.И. Попов, А.Н. Марасанов. Задачи на составление уравнений. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003г.

  9. А. Тоом Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.

  10. А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г.

  11. ^ В. Булынин Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14, 2005г.


Тематический план изучения спецкурса «Решение текстовых задач»

№№ разделов

Наименование разделов, тем

^ Количество часов

Итоговая форма контроля


Всего

Классная работа

Внекл. работа

Лекции


Сем.


Практ.


Лаб.


Виды внекл. работы

I

Введение в спецкурс.

Текстовые задачи и техника их решения.

1

1










1 (работа с дополнительной литературой)

Устный опрос по задачам, реферат

II

Задачи на движение.

Движение по течению и против течения.

Равномерное и равноускоренное движение по прямой.

Движение по окружности.

Графический способ решения задач на движение.

11

2

1

8




1 (работа с дополнительной литературой)

Практическая работа, творческий отчет

III

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

Практикум по решению задач.

4

1




3




1 (работа с дополнительной литературой)

чёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы» (в форме математического сочинения) За

IV

Задачи на работу.

Задачи на работу. Практикум по решению задач. Зачёт по теме «Задачи на работу»

4

1




3




1 (работа с дополнительной литературой)

Письменный зачет

V

Задачи на проценты.

Задачи на проценты. Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. Практикум по решению задач.

5

1




4




1 (подготовка сообщений о финансовой математике)

Результат

и анализ работы по группам

VI


Задачи на числа.

Задачи на числа.

Практикум по решению задач.

Творческая работа по темам: « Задачи на проценты», « Задачи на числа».

4

1/2




3+1/2




1 (работа с дополнительной литературой)

Творческая работа по темам: « Задачи на проценты», « Задачи на числа».

VII

Рациональные методы решения задач.

Решение задач с конца.

Решение задач с помощью графов.

2







2




1 (подготовка сообщений об известных математиках)

Обмен мнениями.

VIII

Задачи повышенной трудности.

Решение задач повышенной трудности.

3

1/2




2+1/2




1 (работа с дополнительной литературой)

Анкета. Самостоятельная работа обучающего характера.





^ Итоговое занятие.










1







Математический калейдоскоп (разные задачи)


Программа самостоятельной работы учащихся.

п/п

Вид (наименование) работы

Форма отчетности

Срок отчетности

1

Конспектирование, слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы.

Дополнительные сообщения.


Следующее за лекцией занятие.


2

Реферирование литературы.

Рефераты.

Занятие 1.

3


Выполнение заданий поискового исследовательского характера.

Частично – поисковая деятельность

Занятие 29.


4


Работа по составлению графов.

Графы для решения задач.

Занятие 31.


5



Проведение практической работы.


Отчет о результатах практической работы.

Занятие 9,10..



6


Решение задач.


Письменный отчет.

Все занятия.


7


Участие в работе семинара: подготовка конспектов, сообщений.



Устные сообщения и демонстрации учащихся.

Занятие 4, 5.


8

Анализ научно – методической литературы.



Отчет о выполнении задания по работе с научной литературой.

Занятие 7.

9

Выполнение заданий творческого характера.

Творческая работа по темам: « Задачи на проценты», « Задачи на числа», творческий отчет

Занятие 12, 16, 29, 34.


Рекомендуемые технические и электронные средства обучения.

п/п

Название рекомендуемых технических и электронных средств.

Наименование раздела и темы.

1
2



Электронное учебное пособие «Интерактивная математика», 2003

Презентации, созданные учителем.

Элементы комбинаторики.
Основные понятия.

Перестановка.

Перемещение.


Протокол согласования программы спецкурса с дисциплинами учебного плана

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Методическое объединение

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения

Принятое решение (протокол, дата) методическим объединением, разработавшим программу

Математика

МО учителей математики

Принять курс в разработанной пропорции




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения iconРынка в связи с приобщением к ним все новых и новых предметных сфер...
ИС, и стандартных средств анализа, предоставляемых гис, может быть недостаточно для решения конкретных пользовательских задач. Важную...

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения iconКонспект урока на тему «Основы логики (повторение). Решение логических...
Основы логики; познакомить учащихся с методами решения логических задач; формирование у учащихся практических умений и навыков решения...

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения iconОтчет управления образования администрации города Невинномысска о...
Численный состав учащихся в общеобразовательных учреждениях по статистическим данным составляет 10786 человек. Общее количество классов...

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения iconПояснительная записка Авторам разработки хотелось бы, чтобы в школе,...
У педагогов есть опыт проведения подобных мероприятий в мбоу «сош п. Красное», поэтому данная методическая разработка является не...

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения iconХтурэ
В современных промышленных системах мп, работающих с большими словарями в широких областях знаний, семантический анализ представлен...

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения iconПроблема нравственных возможностей человека поднимается в тексте А. Н. Кузнецова
«прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук». Как можно судить о патриотизме, не...

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения iconСистема решения задач на графах
Маркова в теории вероятностей, различные задачи в программировании, в проектировании электронных систем, в экономике, в социологии...

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения iconСреди большого разнообразия математических задач существуют такие,...
Все это делает логические задачи необычайно привлекательными, и школьники (даже не отличающиеся успехами в математике) обычно с удовольствием...

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения iconРешение занимательных задач Вторник 2 марта «Прикладная математика»
Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся, расширению знаний по математике,...

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения iconИсторические этапы развития
Эволюция человечества – есть эволюция социальной коммуникации. В полной мере это относится и к рекламной коммуникации, поэтому анализ...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница