Целостного описания опыта




Скачать 349.43 Kb.
НазваниеЦелостного описания опыта
страница1/3
Дата публикации10.07.2013
Размер349.43 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Математика > Документы
  1   2   3


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края

Описание опыта инновационной педагогической деятельности

«Развитие логического мышления через использование рациональной систематизации учебных задач на уроках математики в начальной школе»

Горбань Галина Михайловна,

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

учитель начальных классов


2010г.

Амурск

Содержание


  1. Информационный раздел…………………………………………………………………..3

  2. Технологический раздел…………………………………………………………………..5

  1. Обоснование выбора темы……………………………………………..........................5

  2. Теоретическое обоснование опыта……………………………………………………………8

  3. Система работы по развитию логического мышления учащихся.....................................................................................12

  4. Результативность опыта………………………………………………....................23

  1. Внедренческий раздел…………………………………………………………………..28

  2. Библиографический список………………………………………………..............................30

  3. Приложение…………………………………………………………… 32



  1. Информационный раздел

Тема целостного описания опыта: Развитие логического мышления через использование рациональной систематизации учебных задач на уроках математики в начальной школе.

Опыт представлен исследованием, содержащим следующие материалы:

- описание системы по развитию логического мышления, включающей последовательную деятельность учителя и учащихся, основанную на возрастных и психологических особенностях младших школьников;

- описание отдельных методических приемов, способствующих развитию логического мышления учащихся при работе по учебнику математики;

- поэтапное отслеживание результатов деятельности учащихся.

Новизна заключается в усовершенствовании и рационализации методических приемов, направленных на развитие логического мышления учащихся 7 – 11 летнего возраста на базе материала учебника математики.

^ Цель работы: Систематизация методических приемов развивающей технологии в соответствии с этапами психологического развития личности учащихся начальной школы.

Объектом данного исследования является развитие логического мышления учащихся.

Предметом является системный подход к развитию логического мышления как средству целостного развития личности.

Гипотеза состоит в том, что если учитель будет подходить к развитию логического мышления системно, то возможно его оптимальное развитие через материал учебника математики без привлечения дополнительных пособий.

Работа проводилась на базе МОУ СОШ № 3 г. Амурска. Начало эксперимента февраль 2006г., окончание: май 2009г – выпуск 4-го класса.

Цель работы и гипотеза обусловили задачи исследования:

  1. Изучение и теоретический анализ психолого – педагогической и методической литературы.

  1. Проведение ежегодной диагностики развития учащихся по параметрам: внимание, память, восприятие, словесно - логическое мышление, абстрактно – логическое мышление. Анализ результатов диагностики.

  2. Изучение и анализ результатов учебной деятельности учащихся.

  3. Разработка рекомендаций по проведению упражнений, направленных на развитие логического мышления учащихся начальной школы.

Способ получения нового: опытничество.

^ Практическая значимость исследования

Опыт направлен на усовершенствование педагогической технологии развивающего обучения: поэтапное формирование у учащихся логического мышления. Этапы определены с учетом возрастного и психологического развития личности младшего школьного возраста. Итогом работы является создание оптимальных условий для достижения цели. Технология помогает учителю ставить выполнимые цели по формированию логического мышления учащихся, не допускать перегрузок, что способствует сохранению психического и физического здоровья учащихся. Результатом данной работы являются работы учащихся по математике, выполнение заданий повышенной сложности, результативность участия в математических олимпиадах, конкурсах (учрежденческого, районного, регионального уровней).


^ II. Технологический раздел

1. Обоснование выбора темы

В любые времена школа была призвана выполнять социальный заказ. Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было вооружить учащихся знаниями и умениями, то современная школа должна создать условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, сформировать желание и умение учиться. [11, с13]

Президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич в ежегодном Послании Федеральному Собранию озвучил пять векторов развития системы, определяющие модель новой школы, которая должна способствовать формированию человеческого потенциала через:

- обновление образовательных стандартов;

- поддержку одаренных детей;

- укрепление здоровья школьников;

- развитие учительского потенциала;

- совершенствование школьной инфраструктуры.[1, с 3]

В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определен новый образовательный стандарт как совокупность трех систем требований:

- К результатам образования основных образовательных программ;

- К структуре основных образовательных программ (к организационно педагогическим условиям);

- К условиям реализации основных образовательных программ (материальной базе и ресурсам).

Стандарты второго поколения определяют требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе и для начальной школы. Выпускник начальной школы:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир

- владеющий основами умения учиться…[5,с10]

Проект «Наша новая школа» определяет понимание результата образования как:

- личностные, метапредметные (универсальные способы учебных действий);

- предметные (универсальные способы действий, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных областях). [5,с13]

По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно каждые десять лет. Следовательно, чтобы человек не отстал от науки, жизни, он должен непрерывно заниматься самообразованием. Школа обязана найти в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы максимально способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также их продвижению в умственном развитии.

Важнейшим условием развития личности является развитие логического мышления учащихся. Неоспоримо велика роль математики в развитии логического мышления. Математика – самая теоретическая из всех наук, изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. [3, с32]

В начальной школе математика должна не только научить математическим операциям, но и научить детей учиться, т.е. сформировать у них следующие умения:

- организационные (планирование учебной деятельности, умение ставить перед собой цели и задачи);

- коммуникативные (умение слушать, наблюдать, читать);

- интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы);

- оценочные (умение оценивать и при необходимости изменять свои учебные действия).

Я в своей работе хочу раскрыть основные этапы формирования теоретического мышления у детей младшего школьного возраста на основе учебного материала без привлечения дополнительных пособий.

В 2005 году я начала работать по развивающей системе Л.В. Занкова. Целью обучения является достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Программный материал по математике (автор И.И. Аргинская) построен с соблюдением основных дидактических принципов: обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп прохождения материала, ведущая роль теоретических знаний обеспечиваются учебником «Математика», автор И.И. Аргинская, тетрадями на печатной основе авторов Е.Л. Бененсон, Л.С. Итиной. Для данных учебных пособий характерен большой объем содержания, сложный уровень формулировки заданий, разнообразие видов заданий в одном уроке. Программа предусматривает рассмотрение числовых головоломок, арифметических ребусов, логических задач на поиск закономерностей и классификацию. Чтобы успешно решить возникшие проблемы, я решила направить работу на каждом уроке на развитие логического мышления учащихся.

В последнее время Центр Занкова издает огромное количество дополнительных пособий, умеющих узкую развивающую направленность (Бененсон Е.Л., Итина Л.С. «Многогранники и многоугольники»; «Геометрические фигуры»; «Математика (тетрадь №1, №2 для индивидуальных работ)» и т.д.). Проблема в том, что объем предлагаемых учебных пособий очень велик и охватить их невозможно, поэтому я решила ограничить коллективную работу с классом рамками учебника И.И. Аргинской «Математика» для 1, 2, 3 и 4 классов.


^ 2.Теоретические обоснование темы

Чтобы правильно спланировать свою деятельность, я обратилась к работам ведущих педагогов, методистов, психологов. В.А. Сухомлинский утверждал, что «Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями». [8, с 124]

Проблемой развития логического мышления учащихся начальных классов занимались ведущие педагоги, психологи, методисты: Выготский Л.С., Занков Л.В., Давыдов В.В., Талызина Н.Ф. и др. Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Ведущий психолог современности Ж.Пиаже экспериментальным путем доказал способность семилетних детей к планированию мыслительной деятельности.

Логика – от латинского «λογος» (речь, рассуждение) - «наука о рассуждении», «искусство рассуждения». Логика – наука о формах, методах, и законах интеллектуальной познавательной деятельности. Поскольку знание получено разумом, логика определяется как наука о правильном мышлении, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений.

Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому ее можно так же определить как науку о способах получения выводного знания.

Одна из главных задач логики – определить, как перейти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Логика служит одним из инструментов почти любой науки.

Основная цель (функция) логики всегда остается неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно сделать другие. Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием, этот вывод называют логическим выводом и основным предметом логики. [4, с 52]

Логические и психологические исследования последних лет (в особенности работы Ж. Пиаже) вскрыли связь некоторых «механизмов» детского мышления с общематематическими и общебиологическими понятиями.

От момента рождения до 7-10 лет у ребенка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире, и закладывается фундамент содержательно – предметного мышления. Причем на сравнительно узком эмпирическом материале дети выделяют общие схемы ориентации в пространственно – временных и причинно – следственных зависимостях вещей. Эти схемы, образно говоря, являются интуитивной формой организации поведения ребенка. [9, с 309]

Ж. Пиаже приводит экспериментальные данные о генезисе и формировании у детей таких элементарных логических структур, как классификация и сериация. Классификация предполагает выполнение операции включения (например: А+В=С) и операции, ей обратной (С-В=А). Сериация – упорядочение предметов в систематические ряды (палочки разной длины можно расположить в ряд, каждый член которого больше всех предыдущих и меньше всех последующих). Анализируя становление классификации, Ж. Пиаже и Б. Инельдер показывают, как от ее исходной формы, от создания «фигурной совокупности», основанной лишь на пространственной близости объектов, дети переходят к классификации, основанной уже на отношении сходства («нефигурной совокупности»), а затем к самой сложной форме – к включению классов, обусловленному связью между объемом и содержанием понятия. Таким образом, было доказано, что у детей сформировано умение изменять основание классификации при добавлении новых элементов, т.е. такое свойство ума, как обратимость – когда операции и действия могут развертываться в двух направлениях, и понимание одного из этих направлений вызывает понимание другого. Традиционной психологией это не учитывалось, не учитывается это свойство и в традиционной математике. [9, с 96]

К 7-ми годам у детей уже в достаточной мере развит план мыслительных действий, и, обучая по соответствующей программе, можно быстрее подвести детей к уровню «формальных» операций. Значительное место в этом процессе отводится развивающему обучению.

Термин «развивающее обучение» используется в психологической, педагогической и методической литературе. Развивающее обучение современная методология рассматривает как приоритет развивающей функции в образовательном процессе. Эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащегося, т.е. тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.

Развивающее обучение нацелено на организацию продуктивной деятельности учащихся. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции в психолого – педагогической литературе принято называть логическими приемами мышления или приемами умственных действий. [2, с 35]

Изучив теорию, я поставила перед собой промежуточные задачи:

1.Систематизировать работу по развитию логического мышления в начальной школе. Для этого упорядочить совместную деятельность учащихся и учителя на уроках.

2. Определить основные этапы урочной деятельности, направления деятельности и их организацию в уроке.

3. Определить требования к теоретическим познаниям учащихся на каждом этапе, не допускать перегрузок учащихся.

4. Проводить работу по развитию теоретического мышления в опоре на задания учебника, привлекая дополнительный материал дифференцированно и во внеурочное время.

5.Отслеживать эффективность работы через анализ достижений учащихся в выполнении заданий повышенной сложности и проведением ежегодной диагностики развития логического мышления.

Важной задачей образовательного процесса является сбережение здоровья учащихся. Ограничив объем работы на уроке заданиями учебника, я тем самым не допускала перегрузок учащихся, что способствует укреплению физического и психического здоровья учеников.

Работа проводилась в общеобразовательной школе. Класс в количестве 29 человек обучался по развивающей программе Л.В. Занкова. Дети пришли в школу с разным уровнем подготовки, с разными способностями и уровнем восприятия материала. Общей характеристикой можно назвать медленный темп выполнения работы любого вида. Медлительность учащихся привела к тому, что большинство слабо справлялись с учебным материалом. Я поняла, что нужно искать иные пути достижения учебных целей и решила сосредоточить свою деятельность на развитии логического мышления, как наиболее полном и разностороннем процессе формировании личности.


^ 3.Система работы по развитию логического мышления

Я выделила пять основных этапов в развитии теоретического мышления школьников начальных классов. Данная таблица помогла мне определять цели работы на уроке, систематизировать деятельность по развитию логического мышления учащихся, отслеживать уровень их развития на каждом этапе.

Класс

Этап

Название этапа

Направление деятельности

Примечание

1 – 2 классы

Первый

Знакомство с признаками понятий.


Определение существенных и несущественных признаков предметов.


Понятие – обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков.

Второй

Абстрагирование

Формирование умения оперировать существенными признаками понятий.

Опустить несущественные признаки предмета.

Третий

Организация восприятия и наблюдательности через операцию сравнения.

Формирование операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений.

Анализ отдельного предмета. Поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов, явлений.

3-4 классы

Четвертый

Формирование умения давать определение понятиям.

Установление связи между более общими родовыми понятиями и видовыми отличительными признаками.

Выстраивание иерархии понятий, вычленение более широких и более узких понятий.

Пятый

Развитие аналитической деятельности.

Развитие умений анализировать связи между предметами и явлениями.

Часть и целое, рядоположенность, противоположность, причина, следствие, наличие функциональных отношений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Целостного описания опыта iconН. В. Самохвалова, начальник отдела использования и публикации огу гасо
Особенности археографического описания документов по истории Саратовского края XIX xx вв. (из опыта подготовки сборника «Земли родной...

Целостного описания опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»

Целостного описания опыта iconВнеклассное мероприятие «Мои любимые родители». Цель: способствовать...
Цель: способствовать развитию целостного восприятия семейных ценностей, воспитанию любви и уважительного отношения к родителям

Целостного описания опыта iconТема опыта
Автор опыта: Рассохина Марина Юрьевна, музыкальный руководитель мбдоу детский сад общеразвивающего вида п. Красное

Целостного описания опыта iconОпыта
Автор опыта: Бодолан Лариса Васильевна, музыкальный руководитель мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара»

Целостного описания опыта iconОпыта
Обобщение педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как...

Целостного описания опыта iconОпыта
Автор опыта: Коткина Галина Феодосьевна, воспитатель по познавательному развитию Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...

Целостного описания опыта iconТема опыта
Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка

Целостного описания опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена...

Целостного описания опыта iconТема опыта: «Условия организации литературного творчества младших...
Опыт работы по данной теме внесён в районную базу данных передового педагогического опыта



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница