Уроках математики, через средства информационных технологий




Скачать 72.91 Kb.
НазваниеУроках математики, через средства информационных технологий
Дата публикации27.07.2013
Размер72.91 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Математика > Урок
«Дидактическая игра, как средство обучения школьников с нарушением интеллекта устному счету на уроках математики, через средства информационных технологий».

Пасечник Светлана Георгиевна

Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 68(ГОУ СКОШИ VIII вида № 68)

город Москва

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Именно эти особенности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися с нарушением интеллекта.

Поэтому на уроках необходимо находить такие формы подачи материала, которые увлекают детей и делают процесс обучения интересным. 

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Важная роль на уроках математики отводится устному счету, на основе дидактических игр, упражнений и занимательных задач.

Для математики начало урока — это устный счёт. Ведь каждый учитель прекрасно знает, что успешное и интересное начало урока дает уверенность в том, что урок дальше пройдет для учащихся с большим интересом.

Устный счет имеет три формы восприятия:

  1. Слуховой (учитель читает, учащиеся воспринимают данные на слух, ничего не записывают и не пользуются пособиями.) - это самый сложный вид устного счета для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

  2. Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты)- запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Для детей с интеллектуальной недостаточностью без записи трудно и даже невозможно выполнить задание.

  3. Комбинированный - учитель читает и иллюстрирует примеры пособиями.

Естественно, что первый вид устного счета сложнее второго. Но он эффективен лишь в том случае, если этим видом счета удается привлечь всех учащихся, что для данной категории детей практически невозможно, в силу психологических особенностей. У детей с умственной отсталостью наблюдаются нарушения тех или иных анализаторов, память ослаблена, внимание не сосредоточено. Поэтому для большей эффективности занятий по устному счету на уроках отдается предпочтение третьему виду - комбинированному. Его можно представлять в виде мультимедийных презентаций. Данный демонстрационный материал - презентации, выполненные в программной среде PowerPoint, помогают учащимся специальной коррекционной школы VIII вида овладевать устным счетом в процессе уроков математики и усиливают практическое образовательное значение упражнений устного счета. Упражнения устного счета в виде презентаций с огромным удовольствием воспринимаются учащимися с интеллектуальной недостаточностью, не зависимо от возраста, будь то учащиеся 5-го или 9-го классов. На основе психологических исследований было доказано, что учащиеся специальных коррекционных школ VIII вида запоминают быстро и устойчиво тот материал, который вызвал у них эмоциональный всплеск. Учеников привлекает данное преподнесение устного материала тем, что сюжеты упражнений, игр динамичны, красочны, эстетичны, интересны и увлекательны, а главное презентация позволяет проиллюстрировать то или иное упражнение.

Устный счет должен быть тесно связан с темой и основной обучающей задачей урока. Однако в устный счет можно включать и такие упражнения, которые ставят перед собой цель беглость счета, закрепление пройденного материала, подготовка учащихся к восприятию нового и повторение пройденного материала. В процессе работы с устным счетом, задания, игры и упражнения построены таким образом, что помимо закрепления, повторения того или иного материала параллельно ведется работа по развитию математической речи и обогащением ее математическим словарем. Необходимо требовать от учащихся давать полные ответы, правильно склонять числительные, умения объяснять и описывать правильность и порядок действий в примерах и решениях задач.

Для повышения познавательного интереса учащихся с интеллектуальной недостаточностью, для того чтобы такой сложный предмет, как математика, стал для них интересен, устным заданиям целесообразно придавать занимательный характер, шире использовать дидактические игры математического содержания. Это позволяет поддерживать постоянный интерес учащихся к устному счету. Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль – подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных задач и упражнений.

Задания для устного счета необходимо подбирать с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, так как один ученик считает правильно, другой ошибается, третий считает верно, но медленно, четвертый медленно и допускает ошибки. Это позволит вести фронтальную работу и включить в активную учебную деятельность всех учащихся класса. Задания могут носить вычислительный характер, закрепление нумерации, разгадывание ребусов, задания на внимание, задания, содержащие геометрический материал.

Представляю некоторые виды игр, упражнений и заданий по устному счету используемые мною на уроках математики в 5 классе. Почему именно в пятом, возможно, спросите вы, потому что при переходе из начального звена в среднее, в жизни школьников наступает период адаптации. Именно в этот период необходимо помочь учащимся уменьшить уровень тревожности и улучшить условия благоприятного психического состояния на уроках, а упражнения, применяемые на уроках математики в игровой форме, как нельзя лучше способствуют этому.

Приложение 1 (презентация)

Упражнение№1. «Четвертый лишний» (слайд 2,3)

^ ВЫЧИТАЕМОЕ, СУММА, РАЗНОСТЬ, УМЕНЬШАЕМОЕ.

На доске сова написала 4 выражения, какое из них лишнее? Почему?

ДЕСЯТЬ, СТОДВЕНАДЦАТЬ, ВОСЕМЬСОТ, ТРИСТАПЯТНАДЦАТЬ (и т.п.)

На математическом автобусе Катя, Оля, Кирилл и Вася приехали в школу. У Оли были завязаны желтые бантики, определите возле какого окна сидит Оля? Как вы определили?

^ Игра « Назови число» (слайд 4)

В нашей математической школе живут цифры. Вы видите их они смотрят на вас из окна, помогите Незнайке определите какие числа «живут» рядом 126 и 129, 493 и 495, 217 и 219, 28 и 30.


^ Упражнение№2.«Числовая мельница или фейерверк» (слайд 5) В кружках мельницы записаны натуральные числа, на стрелках действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить последовательно действия, двигаясь от центра по стрелке

^ Упражнение№3. «ЭВМ» (слайд 6)

Винтик и Шпунтик придумали машины для вычисления. У Винтика машина увеличивает в 6 раз, а у Шпунтика уменьшает в 8 раз. Можно менять задания на увеличение и уменьшение чисел на несколько…

^ Упражнение№4. «Математическая яблоня» (слайд 10)

Решить пример на яблоне. Найди правильный ответ.

Занимательные задачи (слайд 15 - 16)

У одного паука 8 лап, сколько лап у пяти пауков? В пруду плавало 3 гуся, к ним прилетело 4 утки. Сколько гусей плавало в пруду? и т.п.

^ Игра «Заколдованный город» (слайд 11)

Прочитай правильно числовые разряды, образуй число, и ты узнаешь, кто живет в этом городе.

Упражнение№5 «Веселый будильник» (слайд 13)

На будильнике мышонка 15ч.55мин. Сколько ему осталось отдыхать, если будильник прозвенит в 16 часов?

^ Упражнение №6. «Дроби» (слайд 16)

На сколько частей разделили сыр? Какая часть сыра досталась мышонку? Сравнить часть мышонка с не оставшейся частью.

^ Упражнение №7. Геометрический материал. (слайд 17)

Сколько вы нашли треугольников?
Существует бесконечное множество и разнообразие видов упражнений, игр и занимательных задач по устному счету. Включение представленных методических приемов и задач делает уроки более насыщенными и разнообразными, что играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.

Кроме этого устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений у детей с ограниченными возможностями. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач. А это очень важное условие для учащихся с интеллектуальной недостаточность осознано усваивать учебный материал на уроках математики.
Литература
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.

М.: «Просвещение», 1994.

2. Капустина, Г. М. Коррекционные приемы обучения младших школьников математике / Г. М. Капустина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - N 2.

3. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: «Просвещение», 2003.

4. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. –

М.: «Просвещение», 1996.

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: «Народное образование». – 1998.

7. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.

8. Хилько А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – Ленинград, 1964

9. http://images.yandex.ru/ интернет ресурсы (картинки для презентации)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики, через средства информационных технологий iconИнновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями...
Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных...

Уроках математики, через средства информационных технологий iconУрок географии в 6 классе на тему: «Внутреннее строение Земли»
Способствовать развитию самостоятельных навыков работы уч-ся через работу с учебным пособием в группах, через систему само и взаимоконтроля,...

Уроках математики, через средства информационных технологий iconУроки математики. 2 класс
Самара Центр новых информационных технологий Самарского государственного аэрокосмического университета, 2001

Уроках математики, через средства информационных технологий iconМетодические указания для студентов 3-5 курсов
Рецензент – декан факультета математики и информационных технологий Ульяновского государственного университета

Уроках математики, через средства информационных технологий iconИспользование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы
Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает...

Уроках математики, через средства информационных технологий iconУроках математики
Поэтому одна из основных моих задач активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Уроках математики, через средства информационных технологий iconМоу «Гимназия №25»
В общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться...

Уроках математики, через средства информационных технологий iconУрок математики с применением информационных технологий по теме
Отработка способов решения квадратного уравнения, выработка умения выбрать нужный рациональный способ решения

Уроках математики, через средства информационных технологий iconУчебная программа курса или дисциплины «Дискретные структуры»
Ознакомить слушателей с фундаментальными понятиями, методами и алгоритмами дискретной математики, которые составляют теоретический...

Уроках математики, через средства информационных технологий iconКонтрольная работа не является рефератом или распечаткой материалов...
Интернет и использованию информационных технологий для поиска и обработки информации



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница