Тема: «Архимедова сила»




Скачать 75.72 Kb.
НазваниеТема: «Архимедова сила»
Дата публикации22.12.2013
Размер75.72 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Математика > Документы
Тема: «Архимедова сила»

Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Вид: урок беседа с применением демонстрационного эксперимента
Методы: диалогический метод, постановка и наблюдение опыта, беседа, записи в тетради, работа у доски, тестовый метод
Структура урока:

  1. Актуализация знаний (оценка степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала) в виде фронтального опроса.

  2. Формирование новых понятий и способов действий (объяснение учителем нового материала путём демонстрации опыта и привлечением учащихся к его объяснению, вывод формулы для расчёта силы Ампера и её дальнейшее применение).

  3. Формирование умений и навыков (первичная проверка понимания изученного, анализ решения задач, задание на дом)


Цели:

  • Образовательные:

- добиться восприятия и усвоения учащимися закона Архимеда

- обеспечить учащимся возможность практического применения закона Архимеда при решении задач

  • Развивающие:

- развивать умение наблюдать, умение решать проблему

- умение работать в должном темпе

- умение делать расчёты

  • Воспитательные:

- воспитание добросовестного отношения к труду

- положительного отношения к знаниям

- дисциплинированности
Оформление:

Тема, эпиграф урока записаны на доске. На демонстрационном столе помещено оборудование, необходимое для демонстрации опыта по изучению закона Архимеда: штатив, ведёрко Архимеда, тело цилиндрической формы, динамометр, отливной сосуд, сосуд с водой, стакан. Формула закона Архимеда напечатана на карточке.

Эпиграф:

Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта.

Кант Иммануил

(Немецкий философ, 1724 – 1804г.г.)

Раздаточный материал:

- карточки с тестами по вариантам


^ Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Начальный этап (5 мин.)

  1. Осуществляет организационный момент



  1. Проводит фронтальный опрос по изученному материалу

Основной этап (15 мин.)

1. Сообщает учащимся, что выталкивающая сила иначе называется силой Архимеда. Интересуется у учащихся, почему.
2. Рассказывает легенду об Архимеде и рекомендует прочитать п. 8, стр. 183 учебника дома.
3. Сообщает учащимся, что любая сила, как физическая величина должна быть измерена. Направление выталкивающей силы и точка приложения были определены на прошлом уроке. Теперь необходимо измерить величину силы Архимеда.
4. Демонстрирует опыт (рис.139), привлекает учащихся к объяснению опыта.


  1. Обобщает, что Архимедова сила равна весу жидкости в объёме тела, т.е. FA = Pж = mж g; mж = ρж vж; vж = vт; Тогда получаем:

FA = ρж g vт

Привлекает к выводу формулы учащихся.



  1. Зачитывает стихотворение об Архимеде №1


7. Предлагает учащимся рассчитать вес тела, погружённого в жидкость (газ). Спрашивает учащихся формулу для расчёта веса тела: P = g m (в вакууме). Вводит обозначение веса тела в жидкости Р1 и спрашивает, чем отличаются эти два веса. Обобщает, что они отличаются на величину Архимедовой силы. Следовательно: Р1 = Р - FA
Физкультминутка(2 мин.)

Предлагает учащимся выполнить ряд физических упражнений, диктует их.
^ Итоговый этап (15 мин.)
Зачитывает стихотворение №2 .

Проводит тестирование по вариантам. Дополнительное задание: упр.24 №3 (для тех, кто быстро справился с тестом)

Осуществляет проверку

Зачитывает стих. №3
^ Заключительный этап (3 мин.)

Объявляет оценки, задаёт домашнее задание: п. 49, ответить на вопросы (устно), стр.119, упр. 24 (3); комментирует его;

п. 8 стр.183, задание 14 (для желающих повторить подвиг Архимеда)


Рассаживаются на свои места
Отвечают на вопросы
Высказывают свои мнения

Слушают


Наблюдают, стараются делать выводы
Выходят к доске, выводят формулу закона Архимеда под руководством учителя

Слушают

Отвечают

Выполняют физические упражнения под диктовку учителя


Слушают

Решают тест

Проверяют

Слушают
Записывают домашнее задание

^ Стихотворение об Архимеде.
Жидкости на тело давят,

Вверх его всё поднимают,

При этом силу создают,

Что Архимедовой зовут!

Её считать умеем мы:

Надо знать лишь вес воды,

Что-то тело вытесняет –

Всё закон нам объясняет.

Открыл его великий грек,

Ему имя – Архимед!
Стихотворение № 2
Есть сила одна, - вот вам ответ, -

Эту силу обнаружил Архимед.

Когда он опустился в воду,

То «Эврика!» - воскликнул он народу.

От чего зависит сила эта?

Нельзя оставить без ответа:

Если тело в воду бросить

Или просто опустить,

Будет сила Архимеда

Снизу на него давить.

Если вес воды в объёме

Погружённой части знать,

Можно силу Архимеда

Очень просто рассчитать.

Вы на уроке всё поймёте,

Когда задачки разберёте.

Начнём мы с простеньких пока,

Не трудных для ученика.

Стих. №3
Если ум, старанья прилагаются,

То задачи быстро разрешаются.

Как видите, - класс всё решил,

А кое–кто «пятёрки» получил.

Старанья, знания я требую от вас,

Мой удивительный, трудолюбивый класс.

Вопросы для фронтального опроса


  1. По какой формуле рассчитывается сила тяжести?

  2. Вес тела?

  3. Чему равна величина g?

  4. Как рассчитывается масса тела?

  5. В каких единицах измеряется плотность вещества?

  6. Чему равна плотность воды, спирта, керосина?

  7. Назовите известные вам виды сил.

  8. Почему под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе?

  9. В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?

  10. Существует ли море, в котором нельзя утонуть?

Да. Это знаменитое Мёртвое море Палестины. Воды его настолько солены, что в них не может жить ни одно живое существо. Утонуть в такой тяжёлой жидкости нельзя, человеческое тело легче её.

  1. Охарактеризуйте выталкивающую силу с точки зрения физики. (Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу.)



^ Задания для закрепления
1 вариант

  1. К чашкам весов подвешены два одинаковых шарика. Нарушится ли равновесие, если один из шариков отпустить в воду, а другой в керосин?

а) нет;

б) Да. Перетянет шарик, отпущенный в керосин

в) Да. Перетянет шарик, отпущенный в воду.
2. В сосуд погружены три железных шарика равных объёмов. Одинаковы ли силы, выталкивающие шарики?

а) Да.

б) Нет.

в) Зависит от глубины погружения.
3. К чашкам весов подвешены две гири равного веса: фарфоровая и железная. Нарушится ли равновесие весов, если гири отпустить в сосуд с водой?

а) Нет.

б) Да. Перевесит фарфоровая гиря.

в) Да. Перевесит железная гиря.



  1. Вес стальной детали в воздухе равен 3 Н, а в воде 2,7 Н. Чему равна выталкивающая сила?
    а) 5,7 Н;
    б) 0,3 Н;
    в) 3 Н;
    г) 2,7 Н.



  1. Чему равна выталкивающая сила, действующая на гранитную глыбу, которая при полном погружении в воду вытесняет её некоторую часть. Объём вытесненной воды равен 0,8м3

а) 800 Н

б)8 Н

в)8 кН

^ Ответы:

1) б; 2) а; 3) в; 4) б; 5) в
2 вариант

  1. К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объёма. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр погрузить в воду, а другой в спирт?


а) Да. Перевесит цилиндр, отпущенный в воду.

б) Нет

в) Да. Перевесит цилиндр, отпущенный в спирт.


  1. В воду погружены два цилиндра равных по объёму. Одинаковы ли силы, выталкивающие эти цилиндры?


а) Нет.

б) Да.

в) Зависит от глубины погружения.


  1. К коромыслу весов подвешены два цилиндра одинакового веса: свинцовый и алюминиевый. Нарушится ли равновесие весов, если цилиндры отпустить в сосуд со спиртом?

а) Да. Перевесит свинцовый цилиндр.

б) Нет

в) Да. Перевесит алюминиевый цилиндр.


  1. Вес железного бруска в воздухе 16 Н, а в воде 15,6 Н. Чему равна выталкивающая сила?

а) 31,6 Н

б) 15,6 Н

в) 0,4 Н


  1. Железобетонная плита объёмом 1,05м3 полностью погружена в воду. Вычислите Архимедову силу.

а) 10,5 кН

  1. 105 Н

в)1050 Н
Ответы:


  1. в; 2) б; 3) а; 4) в 5) а



Задачи для закрепления:
1 вариант

  1. В сосуд с водой положили два шарика одинаковой массы: сосновый и алюминиевый. На какой из шариков действует большая сила Архимеда?

  2. Деревянный брусок, погружённый в воду, вытесняет объём воды, равный 0,9м3. Чему равна выталкивающая сила?

  3. Железобетонная плита размером 4*0,3*2м погружена в воду. Какова Архимедова сила, действующая на неё?

2 вариант


  1. Два шарика одинаковой массы: деревянный и железный, опустили в сосуд с водой. На какой из шариков будет действовать меньшая сила Архимеда?

  2. Плавающий на воде деревянный брусок вытесняет воду объёмом 0,72м3. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок.

  3. Сосновый брусок размером 0,2*0,5*1м полностью погружён в керосин. Вычислите Архимедову силу, действующую на этот брусок.


Ответы:

1 вариант: 1) на сосновый; 2) 9 кН; 3) 24 кН

2 вариант: 1) на железный; 2) 7,2 кН; 3) 800 Н

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Архимедова сила» iconУрок-объяснение нового материала 7 класс на тему: «архимедова сила. Закон архимеда.»
Паскаля для объяснения давления жидкости или газа на погруженное тело, применять формулу для расчёта давления внутри жидкости, сравнивать...

Тема: «Архимедова сила» iconДжозеф Кэмпбелл «Мифы, в которых нам жить»
В японии те же формы религиозного отношения именуются тарики — «внешняя сила», или «сила извне», и дзирики — «собственная сила»,...

Тема: «Архимедова сила» iconСодержание введение прогулка в парке встреча сила подсознательных...
Джексон Адам "Десять секретов Богатства. Современная притча о мудрости и богатстве, которая изменит вашу жизнь"

Тема: «Архимедова сила» iconСценарий общешкольного мероприятия, проведённого в мбоу всош при...
Слово – великая таинственная сила, и сила эта, как всё великое, зреет в молчании (К. П. Победоносец)

Тема: «Архимедова сила» iconТема: «С. В. Михалков детям». Цели
Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч лиричен, и в этом его главная сила

Тема: «Архимедова сила» iconУрок путешествие Тема урока: Обобщение по теме: «Преобразующая сила музыки»
Обобщить и закрепить знания учащихся по пройденным композиторам и произведениям I четверти

Тема: «Архимедова сила» iconТема: «Молодежь в современном обществе»
Ценностно-значимая задача: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь –обновляющая сила общества?»

Тема: «Архимедова сила» iconВместе мы сила!
Соколе проводились Президентские соревнования, и наш шестой класс принял в них активное участие. Мы долго тренировались и готовились...

Тема: «Архимедова сила» iconВолшебная сила пейзажа (Подготовка к сочинению-описанию по картине...
Тема урока: Волшебная сила пейзажа (Подготовка к сочинению-описанию по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»)

Тема: «Архимедова сила» iconКонспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки»
Ланцова Виктория Валерьевна, учитель музыки и мхк, высшей категории, моу сош №47, г. Тверь



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница