Уроках математики




Скачать 36.39 Kb.
НазваниеУроках математики
Дата публикации04.05.2014
Размер36.39 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Математика > Урок
Поэзия на уроках математики. Одной из форм эстетического воспитания на уроках математики является математическая поэзия. Кажется, нет никакого смысла в связи математики и поэзии. Математика и лирика... Слова, которые редко стоят рядом. Когда речь заходит о лирике - чаще подразумевают уроки лите­ратуру, музыки, изобразительного искусства. О математике же говорят как о науке абстрактной и сухой. Разумеется, у этой науки свой особый язык: язык рассуждений и доказательств. Но означает ли это, что на уроке математики не найдется места ли­рике? Вот что пишет по этому поводу М. Бромлей:

Это ложь, что в науке поэзии нет...

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке прильнув, математик...

Настоящий ученый, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть!

Математическая поэзия очень бедна, но и то, что имеется стараюсь с первых лет своей педагогической деятельности использовать на уроках.

Уроки математики проходят более эмоционально насыщенными, благодаря использованию мною стихотворений, сказок, инс­ценировок. Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют важную роль: художественный текст создает картинно-образный облик мира; поэтическая речь воз­действует на воображение, обуслав­ливает внутреннюю активность, а то, что вызывает эмоции у учащихся, запоминается и осмысливается ими луч­ше.

Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем эмоциональным аккомпанементом к уроку, который позволяет сделать его красочным и ярким. В стихотворной форме сообщаю цель урока, преподношу правила, понятия, решаю задачи в стихотворной форме, формулы.

Из опыта работы знаю, что некоторым учащимся трудно запоминается правило раскрытия скобок. Предлагаю им это же правило, но в стихотворной форме, и его запоминают все:

Перед скобкой вижу плюс – ошибиться не боюсь,

Знаки все я сохраняю, значит, правило я знаю.

Минус повстречается – будьте осторожные:

Знаки заменяете на противоположные.
Также легко запоминается теорема Виета, когда она дается в стихотворной форме. И когда изучаются эти и многие другие темы, то на уроке можно услышать и строгую математику, и математическую поэзию.

Математическая поэзия способствует развитию у учащихся логического мышления. Учащимся 7, 8 класса я всегда предлагаю задачу в стихах «Сколько страниц в книге?». Вот эта задача:

^ Сколько страниц в книге?

Середина книги. "С" и "Д" – так я назвал ее страницы.

"Е" и "F" – страницы после "Д"

А перед "С" – "А" и "В" страницы.

Когда я "А" на "В" умножил

Ответ отметил буквой N.

"E" и "F" страницы перемножил

И обозначил буквой М

От М отнял я N, и вот

Какая разность получилась:

Та разность – тысяча семьсот,

Она то нам и пригодилась.

Теперь же, юный математик,

Путем решения пойди,

И сколько всех страничек в книге,

По этой разности найди.

Наблюдения показали, что учащиеся при анализе задачи вдумываются в смысл предложений, улавливая связь с неизвестными величинами, причем некоторые учащиеся прибегают к наглядности: берут книгу и открывают воображаемую ее середину. В кабинете математики есть много раздаточного материала – задач в стихах. На моей личной странице школьного сайта помещена презентация «Минуты поэзии на уроке математики».

Кроме стихотворных задач применяю на уроках стихи с теоретическим содержанием. У меня сложился свой метод использования таких стихов в работе, определяю моменты их использования, чтобы они оказали наибольшее воздействие на детей. Но есть стихи, которые сами по себе говорят о времени их применения: «О процентах», «Отношение», «Действия с рациональными числами», «Теорема Пифагора», «Теорема Виета» и т.д.

Внеклассная работа по математике имеет своей целью расширение познаний по математике и привития любви к этому предмету. если проводить внеклассную работу сухо, то это будет отталкивать детей от такой лишней для них нагрузки. И математическая поэзия является для меня в этом случае подспорьем для оживления внеклассной работы.

Большое место уделяю я в своей работе изучению исторических материалов по математике, изучению биографических справок великих древних и русских математиков. Для этой цели есть много известных стихов: «Теорема Пифагора», «Смерть Архимеда», «На смерть Ковалевской», «Лобачевский» и др.

О поэзии в математике могу говорить много. У меня сложился свой опыт работы применения поэзии на уроках математики. За время работы накопилось много материала по данной теме: задач в стихах, правил в стихах, стихов о математики и математиках. И так как нет популярной математической литературы для учителей и учащихся, где бы была сосредоточена математическая поэзия, я предложила учащимся 8 класса проект «Поэзия в математике». Конечным продуктом проекта стал сборник материалов «Поэзия в математике».

Опытом работы с поэзией на уроках математики делилась во время презентации сборника на районном методическом объединении учителей математики. Данный сборник использую в своей работе почти все учителя математики Кожевниковского района и некоторых районов области (Первомайский, Шегарский).

Уроки с применением математической поэзии выставлен на моей личной странице: http://kog-pdubschool.edu.tomsk.ru/?ur=1183

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики
Поэтому одна из основных моих задач активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Уроках математики iconУроках математики
Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Наиболее эффективные способы и условия формирования...

Уроках математики iconМетодическое объединение учителей математики Иванкив Л. И. г. Красноперекопск
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...

Уроках математики iconУроках математики
Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем...

Уроках математики iconУроках математики
Дания положительной эмоциональной обстановки, для поддержания и развития интереса к предмету на уроках такой строгой науки, как математика,...

Уроках математики iconУрок №1. Тема: «Счёт предметов»
Учёные говорят: математика – царица наук. На этих уроках вы будете считать, решать задачи, играть в математические игры. На уроках...

Уроках математики iconУроках математики, через средства информационных технологий
Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная

Уроках математики iconЦелостного описания опыта
...

Уроках математики iconТемы вашего учебного проекта
...

Уроках математики iconУроков математики и практическая направленность на уроках физики....
Спд: «Подведение месячника по истории, обществознанию и предметам регионального компонента»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница