Реактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели




Скачать 132.73 Kb.
НазваниеРеактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели
Дата публикации22.07.2013
Размер132.73 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Математика > Документы




Реактивное и “безопорное” движение.

Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели.

Несмотря на то, что официальная наука считает, что безопорного движения не бывает, так как это нарушает 3-й закон Ньютона, время от времени этот вопрос снова поднимается, что связано с появлением механических и электродинамических устройств, в работе которых ряд автров усматривает элементы безопорного движения. Некоторые из них при более подробном рассмотрении оказываются вполне “опорными”, а вот принципы работы других позволяют предположить, что на их основе можно сделать движители не образующие реактивной струи и не расходующие рабочего тела. К ним, в частности, можно отнести эдектродинамический конденсаторный движитель переменного тока, подробно рассмотренный в данной статье, а также фотонный двигатель.
^ 1. Кратко о ракетных двигателях
Вначале определимся с формулировками. Двигатель состоит из источника силы (тяги) – движителя и источника энергии, питающего движитель. В некоторых случаях, как например, в ракетном двигателе, движитель и источник совмещены. В других случаях – это отдельные агрегаты. Например, в электроракетных двигателях они разделены и источником энергии может являться солнечная батарея, атомный реактор и т.п.

Кратко остановимся на классических представителях реактивного движения – ракетных двигателях.

Как известно, тяга ракетных двигателей может быть определена двумя путями:

  • из уравнения импульс силы – количества движения,

  • из интеграла сил давления, приложенных к камере сгорания двигателя.


В первом случае берется уравнение импульса силы – количества движения в форме Эйлера: . Отсюда следует, что сила тяги двигателя равна , где V – скорость истечения газов, а - массовый расход топлива. Эта формула справедлива для так называемого “рабочего режима”, когда внешнее давление и давление газов на срезе сопла равны.

Во втором случае определяется интеграл сил давления, приложенных внутри и снаружи к камере сгорания. Возникновение тяги в данном случае можно проиллюстрировать следующим образом:

Предположим, что некий баллон находится под давлением. В этом случае силы давления приложены равномерно по всей внутренней поверхности баллона. Баллон растянут, силы, приложенные к противоположным стенкам баллона скомпенсированы и баллон неподвижен. Проделаем отверстие в баллоне. В результате получается нескомпенсированная сила, равная давлению (избыточному) в баллоне умноженному на площадь отверстия. В ракетной технике эта сила называется “основной составляющей тяги”.

Если давление в баллоне поддерживать каким-либо образом, то баллон будет работать как ракетный двигатель. Это рассуждение является, конечно, приближенным и не учитывает изменения статического давления газа за счет разгона потока, тяга, при этом, тяга получается больше чем “основная составляющая” примерно в 1,3 – 2 раза. Причем, тяга не зависит от топлива – это может быть все, что угодно: и горячие продукты горения и холодный сжатый газ, главное, чтобы поддерживалось давление в камере. То есть, выходит, что реактивная струя тут совсем не причем, она не создает тяги и тяга не является реакцией на движение струи. А вот поддержание давления требует непрерывной подачи топлива и его расход очень сильно зависит от его термодинамических характеристик, а термодинамические процессы расширения газа вызывают разгон струи.

Таким образом, получается, что создание тяги и разгон струи – явления независимые, но связанные законами сохранения. Кроме того, если компоненты не везти на борту, а брать, например, снаружи, то удельный импульс (, где - массовый расход, а F – тяга двигателя) очень существенно возрастает. Например, воздушно-реактивные реактивные двигатели, использующие забортный воздух как окислитель, имеют удельный импульс порядка 3000 [Кг тяги/кг массы израсходованного бортового топлива за секунду], в то время, как лучший результат для кислород- водородных ракетных двигателей не превышает 450 [Кг тяги/кг массы израсходованного топлива за секунду]. То есть, если каким-либо образом удасться дистанционно доставлять компоненеты для ракетного двигателя, то его удельный импульс будет стремиться у бесконечности.

Таким образом, ракетные двигатели теоретически могут обеспечить космическому аппарату любую, ничем не ограниченную скорость, а формула Мещерского – Циолковского не является фундаментальной и применима только для случая, когда ракета везет все компоненты с собой.

Рассмотрим теперь действие электродинамических сил на контура с током.

^ 2. Электродинамические движители
2. 1. Электроракетные двигатели

Рассмотрим силы, приложенные к замкнутому контуру с током, находящемуся в однородном магнитном поле (полем, создаваемым контуром пренебрегаем).



Рис. 1
В таком контуре течет ток равный , где - сопротивление контура, - внутренне сопротивление источника . Очевидно, что в данном случае контур равномерно растянут, силы скомпенсированы и, следовательно, контур неподвижен. При этом сила, приложенная к элементу проводника определяется по формуле: ().

Поменяем направление внешнего магнитного поля – контур будет равномерно сжат и, все равно, останется неподвижен.

Теперь, обрежем часть контура. Сопротивление возрастает до бесконечности и ток, соответственно, становится равным нулю. Поместим разомкнутые концы контура в проводящую жидкость или газ.



Рис. 2

Теперь контур снова замкнут, но через проводящую среду, никак механически не связанную с контуром. Ток, текущий в контуре определяется по той же формуле , где зависит от сопротивления проводящей среды.

Очевидно, что силы и , приложенные к боковым проводникам компенсируют друг друга. В то же время, силы и , равные по величине, приложены в противоположных направлениях к переднему проводнику и к проводящей жидкости. Так как проводящая жидкость или газ механически не связаны с контуром, то эти силы не скомпенсирваны – сила приложена к контуру, а сила - к жидкости (газу). Таким образом, контур разгоняется в одном направлении, а жидкость (газ) в противоположном. Силы и определяются по формуле: , где L – длина пути тока в жидкости (газе).

Все это выглядит как реактивное движение и на этом принципе работают электроракетные двигатели («электроракетные двигатели не эффекте Холла»). Но, если в случае газодинамического ракетного двигателя газ непосредственно контактирует с оболочкой камеры сгорания, обеспечивая тягу, то в данном случае механический контакт отсутствует и проводящая среда нужна только для пропускания тока и ее разгон никак не сказывается на силе, приложенной к контуру. В то же время проводящая среда разгоняется и безвозвратно улетает в противоположном направлении. Достать и сохранить ее не представляется возможным, так как в таком случае ее количество движения будет вычитаться из количества движения контура и в пределе (когда вся проводящая среда возвращается назад) система остановится.

Таким образом, тягу в электроракетных двигателях создает не реактивная струя, а нескомпенсированная сила, приложенная к внутреннему электрическому контуру двигателя. Точно такая же сила приложена к проводящей среде и, таким образом, количества движения рамки и разогнанной среды оказываются равны, что формально выглядит как реактивное движение.

Точно также работает униполярный мотор, крутящий и линейный.



Рис. 3

В данном случае проводящей средой, не связанной механически с контуром, является диск или пластина и одинаковые силы приложены и к диску (пластине) и к внешнему контуру, но в противоположных направлениях. Таким образом, диск вращается в одну сторону, а контур – в другую. Если закрепить контур, то будет вращаться один диск, а если закрепить диск то вращаться будет контур, что и подтверждено экспериментами.

Следовательно, проводящая среда только замыкает контур, создавая условия для протекания в нем тока, а нескомпенсированная сила пропорциональна ширине зазора в контуре, в котором находится проводящая среда.

Этот принцип используется в движителях по программе “Elecrodynamic Tether Propulsion”, где контур (20 км кабель) движется на орбите спутника в магнитном поле Земли, а проводящей средой является ионосфера. При протекании в контуре тока от внешнего источника, Tether разгоняет спутник, а, при замыкании контура на нагрузку, ЭДС, наведенная в контуре, вызывает ток, тормозящий спутник. Так как магнитное поле Земли – слабое (порядка 0.7 Гс), то и ощутимая сила достигается при ширине зазора в десятки километров.
^ 2. 2. Безопорные электродинамические движители
2. 2. 1. Движители с внешним магнитным полем

Как было отмечено выше, проводящая среда нужна только для замыкания контура.

В контурах этих двигателей течет постоянный ток, который создает постоянную тягу. Если же пустить переменный ток, то контур будет двигаться взад и вперед с частотой тока, оставаясь на месте.

В то же время, у переменного тока есть преимущество – он проходит через диэлектрики (за счет токов смещения), одним из которых является вакуум. В контуре, приведенном на Рис. 4 будет течь переменный ток.



Рис. 4

В данном случае (конденсатор С – вакуумный) переменный ток будет создавать переменную тягу с направлением, поочередно меняющимся на противоположное. В итоге, контур будет стоять на месте.

Теперь зарядим конденсатор С постоянным током и поставим вместо генератора G переключатель sw. Теперь замкнем переключатель. Конденсатор будет разряжаться, в контуре потечет постоянный ток, который вызовет импульс силы направденный в одну сторону. При этом сила будет пропорциональна расстоянию между пластинами конденсатора L. За счет этого контур начнет двигаться.

Теперь зарядим конденсатор. При зарядке конденсатора потечет постоянный ток, но направленный в противоположную сторону. Следовательно, при полном цикле зарядки-разрядки контур останется на месте.

^ 2. 2. 2. Движители с внутренним магнитным полем

Во всех приведенных случаях предпологалось, что контур находится в неком внешнем магнитном поле, а внутренне магнитное поле, вызванное протеканием тока в контуре мало, по сравнению с внешним.

Теперь уберем внешний источник магнитного поля и рассмотрим силы, действующие на замкнутый контур с протекающим в нем переменным током.



Рис. 5
В этом случае при перемене направления тока одновременно меняется направление вектора индукции В и, таким образом, силы (сила Ампера), приложенные к контуру НЕ МЕНЯЮТ НАПРАВЛЕНИЯ.

Таким образом, катушка с протекающим в ней переменным током всегда радиально растянута. Практика полностью это подтверждает. В частности, в экспериментах по получению сильного импульсного магнитного поля на соленоид подается мощный импульс тока. В результате, в течении короткого времени наводится сильное магнитное поле, а соленоид, фактически, взрывается - разрывается возникшими силами Ампера.

Возникающая в этом случае сила растяжения является переменной, с удвоенной частотой по сравнению с частотой тока.

Теперь установим в контуре воздушный (вакуумный) конденсатор.



Рис. 6

Очевидно, что в этом случае на контур будет действовать нескомпенсированная сила, ПРИЛОЖЕННАЯ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ. А как же реактивное движение? В случае с проводящей средой она формально образует “реактивную струю”. А что образует “реактивную струю” в данном случае? Вакуум? Это что, выходит, что конденсатор разгоняет вакуум или эфир?

Известно, что проводимость конденсатора обусловлена токами смещения в вакууме (эфире). Токи эти вполне реальные, создающие, в частности, магнитные поля. Что именно поляризуется в вакууме, современной физике не известно. В дорелятивистские же времена считали, что поляризуется эфир. Максвеллом была разработана модель эфира с деформируемыми вихрями, на основе которой он вывел свои уравнения (об этом современная физика старается не вспоминать). Так или иначе, вакуум (эфир) поляризуется и на этом основана вся электротехника, электроника и радиотехника..

Таким образом, устройство, приведенное на рис. 6 будет работать как безопорный двигатель, не тратящий на движение рабочее тело. Сила, приложенная к элементу контура определяется по уравнению: . В первом приближении сила, приложенная к контуру будет равна , где L – расстояние между пластинами конденсатора, I - ток в контуре, B – магнитная индукция – следствие протекания тока в контуре. Величина магнитной индукции может быть определена интегрированием уравнения Био-Савара, при этом магнитное поле определяется согласно принципу суперпозиции полей всеми проводниками, входящими в контур, включая боковые. Ток, протекающий в контуре, зависит от напряжения источника переменного тока и сопротивления конденсатора, определяемого по формуле: , где f – частота тока. Очевидно, что эффективность (тяга) двигателя возрастает с частотой, но в случае, когда длина волны в проводнике (, где с – скорость света) соизмерима с размером контура, эффективность двигателя может упасть.

Кроме того, надо отметить, что если использовать конденсатор с твердым диэлектриком, скрепленным с пластинами конденсатора, то такой движитель работать не будет (в таком диэлектрике токи смещения создаются за счет смещения зарядов в диэлектрике и, следовательно, сила, приложенная к диэлектрику полностью скомпенсирует силу тяги контура).

Оценим тягу, создаваемую таким движителем (Рис. 7).


Рис. 7
В первом приближении сила, приложенная к поперечному проводнику АВ определяется по формуле:

, где – ток, текущий в контуре, х и b – размеры контура, r – радиус проводника контура. При этом, магнитное поле, приложенное к проводнику AB, создается током, текущим в проводинках ВС и AD.

Получается, что при токе в 1 А тяга, развиваемая контуром приблизительно равна Н, а при токе в 30 А тяга будет составлять порядка Н или 1.5 грамма силы. Емкость воздушного конденсатора, приведенного на рис. 7, составит порядка 90 пФ, и его емкостное сопротивление составит порядка 200 Ом на частоте 10 МГц. То есть, для получения тока в 30 А, напряжение источника переменного тока должно быть порядка 6000 В.

Приведенный расчет является грубым оценочным, но тем не менее позволяет оценить параметры такого движетеля, которые оказываются похожими на параметры электроракетных двигателей.

Кроме того, необходимо помнить, что движитель, это только половина силового агрегата – двигателя, в который обязательно входит источник энергии. В химических двигателях топливо (продукты сгорания) является и источником энергии и обеспечивает движение, в то время, как у электроракетных двигателей эти функции разделены.

^ 2. 2. 2. Безопорный движитель с внутренним магнитным полем и подмагничиванием
Движитель, описанный в параграфе 2.2.1 можно усовершенствовать, существенно увеличив тягу за счет подмагнитчивания.

Схема такого движителя и его эквивалентная электрическая схема приведены на Рис. 8.



Рис. 8
Принцип движителя аналогичен приведенному в параграфе 2.2.1, то есть из одного витка вырезается часть и туда вставляется вакуумный конденсатор. В то же время, сам контур является многовитковым и эти витки пропроционально (в первом приближении) увеличивают магнитную индукцию в месте расположения «обрезанного» витка. При частоте генератора, равной резонансной частоте контура LC (последовательный резоноанс), сопротивление контура определяется только его активным сопротивлением.

Можно оценить тягу, создаваемую таким движителем.

Предположим, что цилиндрическая катушка диаметром 1 метр имеет 1000 витков провода диаметром 1 мм и вакуумный конденсатор (см. параграф 2.2.1) подключен в разрыв катушки в ее середине и его зазор (расстояние между пластинами) равно диаметру витка. Очевидно, что в данном случае нескомпенсированная сила приложена к половине одного витка (вне зависитмости, сколько витков в контуре), а магнитная индукция будет определяться количеством витков в катушке. Фактически получается, что тяга такого движетеля больше тяги движетеля с одним витком в N раз, где N –число витков.

Резонансная частота (последовательный резонанс) контура на рис. 8b составит порядка 11 МГц, а активное сопротивление катушки будет порядка 60 Ом. Так как сопротивление контура на частоте последовательного резонанася является чисто активным и равным активному сопротивлению катушки, то мощность, потребляемая таким контуром, будет равна , где R –сопротивление катушки.

Магнитная индукция, наведенная кольцевым витком в элементах витка определяется интегрированием уравнения Био-Савара:

, где I – ток в катушке, r – радиус катушки (0.5 метра), - центральный угол. То есть, интегрируется полукольцо (от 0 до π) и результат удваивается. Но верхний предел интегрирования не может быть равен π (как для случая бесконечно тонкого провода), так как тогда . Тогда верхний предел определяется углом, при котором элемент проводника, который участвует в наведении индукции, остается на поверхности проводника (это особенно очевидно для прямоугольного витка). Для провода диаметром 1 мм этот предел примерно составляет π – π/500.

Тогда выражение для магнитной индукции в любой точке одиночного витка будет следующим:

[Тл] при I = 4 А и r = 0.5 м.

Сила, растягивающая виток определяется по формуле: .

Тогда сила, растягивающая виток будет равна Н (для катушки, состоящей из одного витка диаметром 1 метр при токе в 4 А) и Н (или 10 Г) для катушки, состоящей из 1000 витков при том же токе в 4 А. В этом случае нескомпенсированная сила, опять же, приложена к половине ОДНОГО витка, но индукция определяется всеми 1000 витками, которые фактически осуществляют подмагнитчивание.

Мощность, потребляемая таким движителем, составит порядка 1КВт, что соответствует мощности, потребляемой классическими электроракетными двигателями, питаемыми солнечными батареями космических аппаратов.

Таким образом, тяга такого двигателя является примерно такой же, как у электроракетных двигателей при том же энергопотреблении, но, при этом, они не расходуют рабочее тело. Кроме того, тяга получается пропорциональной потребляемой мощности в соответствии с законом сохранения энергии.
^ 3. Фотонный двигатель - безопорный движитель
Для наглядности представим, что в фокусе некого параболического зеркала установлена лампа, излучающая в сферу (см. Рис. 9).



Рис. 9
Согласно любой модели (корпускулярной, фотонной и электродинамической) сила, действующая на такую лампу, скомпенсирована.

Часть излучения лампы перехватывается зеркалом, отражается и создает тягу.

Корпускулярную теорию не рассматриваем, так как она является устаревшей и, к тому же, неверной.

Согласно «фотонной теории» (так как фотоны сейчас официально признаны «безмассовыми частицами», не имеющими ни массы покоя ни «релятивистской массы») излучатель (лампа) не расходует рабочее тело и тяга происходит без «отброса массы».

Согласно электродинамическому объяснению светового давления, оно созается токами, наведенными в металле (диэлектрике) вектором Е электромагнитной волны. Этот ток взаимодействует с магнитным полем волны (вектор В), создавая силу – силу светового давления [1]. При смене фазы волны, фазы векторов Е и В меняются на противополодные одновременно, так что сила остается направленной вдоль вектора скорости волны (сила получается пульсирующей с удвоенной частотой волны). В этом случае тем более очевидно, что никакой «отброс массы» в создании тяги фотонного двигателя не участвует. Таким образом, фотонный двигатель является классическим представителем безопорных движителей.
4. Заключение
Многие случаи, являющиеся классическими примерами реактивного движения, на самом деле являются только видимостью реактивного движения. В этих случаях тяга создается нескомпенсированной силой, приложенной к оболочке двигателя или к электрическому контуру. Особенно это очевидно в случае фотонного двигателя, являющегося по сути безопорным, и электроракетных двигателей, где проводящая среда нужна только для замыкания электрического контура. Разновидностью такого двигателя является вакуумный конденсаторный двигатель переменного тока, где замыкание электрического контура достигается за счет токов смещения в вакууме. Такой двигатель (движитель) может считаться безопорным, не создающим реактивной струи с нулевым расходом рабочего тела. Характеристики таких двигателей (тяга и энергопотребление) близки к характеристикам современных электроракетных двигателей.

5. Список литературы

1. Яворский, Детлаф, “Справочник по физике”, “Наука”, Москва, 1964 г.

2. “Физические величины” Справочник, Под. ред. И.С. Григорьева, Е.3. Мейлихова. , Энергоатомиздат, Москва, 1991

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели iconРеактивное и “безопорное” движения Электродинамические безопорные двигатели
К ним можно отнести электродинамический конденсаторный движитель переменного тока, который подробно рассмотрен в данной статье

Реактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели iconРакетные Двигатели
Ют на несколько основных видов: разгонные (стартовые), тормозные, маршевые, управляющие и другие. Ракетные двигатели в основном применяются...

Реактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели iconРеферат по физике на тему: «Реактивное движение»
Заключение стр. 8

Реактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели iconПольское общественно-политическое движение в Беларуси 2-ой половины
I. Особенности польского общественно-политического движения на Беларуси второй половины XIX – начала XX веков

Реактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели iconХудожественно-выразительные средства экрана
В механике раздел "Динамика" изучает движение тел под воздействием приложенных к ним сил. Обилие движения, действия, состояние движения,...

Реактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели icon8. Занятие. Путешествие в страну веселых гномов. Задачи
Задачи: способствовать развитию умения выражать особенности внешности и движения средствами пантомимы; внимания, развитию эмоциональной...

Реактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели iconПриказ 07. 05. 2012 г. Красноперекопск №165 Об организации движения «Спасибо Вам за Победу!»
Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Автономной Республики Крым от 20. 04. 2012 №430 «Об организации движения «Спасибо...

Реактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели iconТема: Движение в искусстве
Цель: познакомить с понятием «движение» в различных видах искусства: живописи, музыке, поэзии

Реактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели iconПеречень вопросов по физике для подготовки к рубежной аттестации 8 класс
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и способы ее измерения. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического...

Реактивное и “безопорное” движение. Особенности реактивного движения. Электродинамические безопорные двигатели iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кинематическое исследование механизма, т е изучение движения звеньев механизма без учета сил, обусловливающих это движение, состоит,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница