Клуб любителей точных наук и кафе миф




Скачать 148.28 Kb.
НазваниеКлуб любителей точных наук и кафе миф
Дата публикации21.10.2014
Размер148.28 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Математика > Документы




Вечер «Посвящение в математики.»

«Пускай мы Пифагорами не станем!

А
вдруг?»





Клуб любителей точных наук и кафе МИФ



В зале между сценой и рядами зрителей расположились за столиками соревнующиеся команды (число членов команды 4-5 чел.). На каждом столе -сосуд с соком, стаканчиками, прибор с канцелярскими принадлежностями (карандаши, фломастеры, угольники, бумага, ножницы и пр.). Каждой команде выдается картонный флажок определенного цвета, такие же флажки находятся в зале среди болельщиков. С помощью этих флажков и члены команды, и их болельщики заявляют о своем желании ответить на вопросы. В ходе игры члены команд названы Магистрами точных наук, а болельщики – Любителями точных наук.
I. Слово учителя.

II. Ведущие:

Только что сумерки нахлынули,

И звезды вспыхнули в небе, вдруг.

На вечер математический пришел ты,

Наш любознательный, верный друг!

Пусть остроумие, находчивость

Будут с вами всегда,

А, неудачи, поражения

Уйдут, как талая вода!

1-й вед.: Команды на сцену.

III. 10 “А” (с песней)

Чтоб водить корабли,
^

Чтобы в небо взлететь


Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом – 2 раза

Вы заметьте-ка

Очень важная наука

Математика.

Капитан: Наша команда (все) “Геометр”. Наш девиз (все):
^

В геометрию тропинку


Одолеем без запинки

Внимание, всем (все) присутствующим


всем (все) сочувствующим

всем (все) отсутствующим

Юмор чувствующим!

Все: И тем, кто любит математику

Сердечный КВМ-ный привет!
^
Чтобы весело всем было

Поддержите все вы нас

Смейтесь, пойте, веселитесь

Вместе с нами вы сейчас!
/Выступление остальных команд/

IV. Группа юношей выходит на сцену и поет песню “Эврика” (мотив “Где-то на белом свете…”

Жил Архимед многоумный

В Греции Древней как-то,

Занят он был научным

Обоснованием факта.

Чтоб никаких сомнений,

Все объяснилось чтоб,

Морщил он свой огромный

Свой Архимедов лоб.
Вдруг из ванной крик раздался,

То желанный миг рождался!

“Мне – кричит – закон открылся!

Знал бы я, давно помылся!”
Древние греки сбежались:

  • Что тут за крик? В чем дело?

  • Смело друзья, погружайте,

  • В жидкость любое тело!

Стоит вам погрузиться

В жидкость в любом водоеме

Вы потеряете в весе

Все, что имели в объеме!
Кто-то мудрому поверил.

Кто-то сразу же проверил.

Колоссальная победа!

Все качают Архимеда!
V. 1-й вед.: Постойте, куда это мы забрели? Так увлеклись воспоминаниями

об Архимеде, что …

2-й вед.: … Что они привели нас в знаменитый кафе МИФ – кафе, где собираются любители точных наук!

1-й вед.: О! Все уже в сборе! По “морскому закону” кто-то из нас должен вести сегодняшнее собрание.

2-й вед.: Что ж, нам не привыкать. Друзья! Вот только что мы представили, как, возможно, был открыт закон Архимеда в физике. Но Архимед известен и др. изобретениями, сведения о которых более достоверны. “Официант”, будьте любезны, поднесите всем группам Магистров первое задание.
I задание. Изобразите на координатной плоскости множество точек, задаваемое следующей совокупностью условий:
|х| = 1,5 у = -х² + 3 х² +(у – 1,5) ² = 2,25

-1≤ у ≤ 3 |х| ≤ 2 х = -1,5

у = 3 у = 0 -1≤ у ≤ 1,5

|









х| ≤ 1,5 |х| ≤ √3

х² + у ² = 2,25 у = -х² + 3 у = -(х-1) ² +3

х ≥ -1 у = х² - 1 -1≤ х ≤ 3

х = -1 |х| ≤ √2

-1≤ у ≤ 3

у = 3

-1≤ х ≤ 1,5





VI. 1-й вед.: Пока команды выполняют первое задание – I конкурс болельщиков.

Сегодня не раз Архимеда мы вспомним,

Хоть физикам он и слывет в веках,

Но мы то ведь знаем с вами доподлинно:

Вела его ввысь матемы рука.

И посему слово 11А получает.

Об Архимеде он расскажет с душой,

Пусть высоко его величают,

Отцом математики прикладной.

Но прежде, болельщик, скажи нам открыто,

Что в слове «матема» веками сокрыто?

Ответ: Матема – греческое слово. Оно означает «учение», знание, полученное через размышления. В древности знали 4 матемы: 1) учение о числах (арифметика); 2) теория музыки (гармония); 3) учение о фигурах и измерениях (астрономия); 4) астрология.

Ответившему болельщику вручается приз.
2-вед.: А теперь сценка об Архимеде. В ней участвуют царь Гиерон в короне и царской мантии и Архимед – в философском клобуке и накидке. Все должны быть внимательны, т. к. по тексту выступления будут заданы вопросы.
VII. Сценка.

А: Государь! Какая неожиданность в столь поздний час! Чем я обязан чести визита царя Гиерона в мой скромный дом?

Г: Архимед, мой дорогой друг, сегодня вечером в моем дворце был пир в честь великой победы нашего маленького города Сиракузы над могущественным Римом. Я приглашал тебя, но твое место оказалось пустым. Почему же ты не пришел? Ты, кому мы главным образом, обязаны нашей победой? Ведь это с помощью твоей науки мы подожгли 10 из 20-ти кораблей римлян. Я не мог заснуть, не поблагодарив тебя. Сначала позволь передать тебе в дар лучшее, что я могу дать (передает поднос).

А: Какое замечательное произведение искусства!

Г: Поднос сделан из чистого золота.

А: О! На рельефе изображены приключения Одиссея. В центре я вижу беспечных троянцев, тянущих гигантского коня в свой город. Мне всегда хотелось узнать, использовали ли троянцы какую-нибудь систему блоков, чтобы выполнить такую работу.

Г: Дорогой Архимед, ради Зевса, забудь на минуту свои блоки! Как же я был удивлен, когда корабль – мой подарок царю Птолимею – ты спустил на воду простым поворотом рукоятки тройного блока!

А (рассматривая поднос): А это Цирцея, превращающая спутников Одиссея в свиней, а это сам Одиссей, которого привязали к мачте корабля, чтобы он не поддался очарованию песен сирен, а если вглядеться в лицо Одиссея, то услышишь эту песню. Изумительное произведение искусства! Благодарю тебя, мой государь! Это поистине царский подарок!

Г: Это лучшая вещь из моей сокровищницы, но ты заслужил ее. То, что ты сделал сегодня для Сиракуз сравнимо лишь с подвигами Одиссея. Ваш острый ум позволяет торжествовать над грубой животной силой (Архимед смущенно наклоняет голову в знак благодарности). А теперь Архимед, я хочу задать тебе несколько вопросов, не спрашивая при этом о твоих секретах.

А: Ради Сиракуз я поклялся не открывать тайн своих открытий. Однако думаю, что смогу ответить на твои вопросы, не нарушив клятвы.

Г: Почему тебе так важно, чтобы с твоими идеями о пользе математики согласились все?

А: Вероятно, я был просто глупцом, полагая, что могу изменить ход истории. Я был обеспокоен будущим Греции и думал, что, применяя математику в больших масштабах, – в конце концов, математика является изобретением греческого ума – мы смогли бы спасти наш образ жизни.

Г: Но даже если римляне возьмут Сиракузы, греческая культура не исчезнет бесследно. Римляне переймут ее. Они копируют наши статуи, переводят произведения нашей литературы, а Марцелл заинтересовался твоей математикой.

А: Римляне никогда не поймут ее – они слишком практичны.

Г: Они определенно заинтересовались ее практическим использованием.

А: Но эти вещи неразделимы. Нужно быть мечтателем из мечтателей, чтобы успешно применить математику на практике.

Г: Это звучит парадоксально. Я то думал, прежде всего, надо иметь практический склад ума для того, чтобы применить математику. Вот и мой первый вопрос: что является секретом новой науки – прикладной математики?

А: Прости, но я разочарую тебя. Не существует иной математики, кроме той, которой нас обучали.

Г: Ты хочешь сказать, что твои изумительные машины основаны на математике, которую знает каждый образованный человек?

А: Зеркала, уничтожившие флаги римлян, созданы на основе свойства параболы.

Г: Трудно поверить, что ты уничтожил половину флота Марцелла с помощью простой теоремы и свойства параболы. И мой второй вопрос. Один из учеников, изучавших геометрию, спросил Евклида: «Что я выиграю от изучения этих вещей?» Евклид позвал своего раба и сказал: «Дай ему монету, так как он хочет иметь доход от того, что изучает». Дорогой Архимед, разве математикам необязательно заботиться о практическом использовании результатов?»

А: Я, конечно, слышал про это, но ты удивишься, если знаешь, что я полностью согласен с Евклидом. Как я понимаю, Евклид хочет подчеркнуть тот замечательный факт, что математика награждает только тех, кто интересуется ею не столько из-за наград, сколько ради нее самой.

Г: Да, математика похожа на мою дочь Елену, которая всякий раз подозревает поклонника, что он интересуется ею только потому, что он хочет стать зятем царя. Она хочет иметь такого мужа, который любил бы ее за красоту, за ум, за обаяние, а не за силу и власть, которые можно получить, женившись на ней.

А: Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты.

Г: И те, кто делают так, вознаграждаются результатами практической важности.

А: Но если спрашивать себя на каждом шагу: «Какая польза от этого?», то невозможно достичь многого.

Г: Да, ты прав. Римляне никогда не смогут добиться успехов в прикладной математике: они слишком практичны. Я должен идти. Хочу немного поспать. Марцелл вновь идет на Сиракузы.

А: Я получил большое удовольствие. Не всегда бывает возможность поговорить о прикладной математике. Спасибо еще раз за удивительный поднос.

Г: Рад, что он понравился тебе. Спокойной ночи, мой друг.

А: Спокойной ночи, государь. Я не буду спать. Я хочу закончить письмо о моих последних открытиях. Ведь эта ночь может быть последней.

1ведущий: Прекрасно! А теперь прошу уважаемое жюри обнародовать ответы наших магистров точных наук.

(Члены жюри вывешивают на магнитный экран карточки с нарисованными в системах координат буквами в порядке их поступления в жюри. Скорее всего, это будет так. ОПЛРАБ)

VIII. 2 ведущий: Как интересно! У тех, кто на этом заседании «недобрал» очки есть возможность исправить положение. Вопрос ко всем присутствующим в зале: «Какое слово, имеющее отношение к деяниям Архимеда, можно составить из этих букв, добавив к ним дважды одну из них.

(На магнитном экране появляется слово ПАРАБОЛА) (второй приз)

1 ведущий: Да! Архимед прекрасно знал свойства фокуса параболы и, основываясь на нем, изготовил параболическое зеркало! Мы же на уроках алгебры знакомимся с параболой как с графиком квадратичной функции.

IX. (Стук в дверь)

2 ведущий: Входите! Кафе МИФ открыто для одиночных посетителей.

(Появляется Линейная Функция в маске, к ее плащу приколоты графики с различными угловыми коэффициентами)

О, мадам! Ваш вид так загадочен! Кто вы, прекрасная незнакомка?

(Незнакомка поет романс)

Я – Линейная Функция. С вами отныне я

подружиться хочу. Я не то, чтоб идейная.

Но мой график – прямая и четкая линия,

Оттого и зовут меня люди – Линейная.

Я – Линейная Функция. Дайте мне санкцию

Я пройду равномерно любую дистанцию

Нелинейность во мне вызывает презренье,

И всегда постоянно мое ускорение.

Чту законы, с которыми лично знакома.

Например, знаменитое правило Ома

Для цепей, по которым бежит электричество

И в торговле я смыслю: чем больше количество

Покупаемых тряпок, колбас или «фенек»,

Тем в мошне твоей меньше останется денег

Для всего, что хоть как-то линейно зависимо

Тут же выстрою график – и браво! Брависсимо!

Замечательна роль для любого клиента

Моего Углового Коэффициента.

Если он положительный – я возрастаю,

Отрицательный – я постепенно растаю.

Его модуль приводит меня в обалдение:

Чем он больше, тем круче мое поведение!

И меня не страшит президентский указ

Или, скажем, проклятие президентского нунция

Равномерна, свободна, живу напоказ

Вот такое я чудо – Линейная Функция!

1 ведущий: Садитесь, милая Линейная Функция.

ЛФ: Я принесла угощение для магистров точных наук. Помогите, пожалуйста, раздать.

X. (Официанты разносят конверты с задачей)

^ II задание. Постройте график уравнения:


1

) х ≥ 0, у ≥ 2, х + у – 2 = 4, у = -х +6

2) х ≥ 0, у < 2, х - у + 2 = 4, у = х – 2

3) х <0, у ≥ 2, -х + у – 2 = 4, у = х +6

4
) х < 0, у < 2, -х - у + 2 = 4, у = -х – 6
2 ведущий: О, я вижу, что для быстрого решения задачи потребуется провести прямые линии… А помните, как один математик воспел прямую линию в стихах?
Стих. А. Клюнского «Прямая»

Ах, прямая, прямая,

Прямая, прямая,

Это график простейший

Большого пути.

Сколь далек этот путь?

Мы сегодня не знаем…

Его нужно увидеть

И смело к вершинам идти!

Как же график пойдет?

Неизвестны наклоны,

Неизвестна и скорость на этом пути.

В новый век путь ведет.

Будут горы и склоны

Их нельзя обойти,

Их придется достойно пройти!

В жизни сложной бывает

И радость и горе…

Жизнь – не пруд, не ручей,

Где воды мал объем

Из линейной реки в нелинейное море

Мы бесстрашно войдем

И отважно вперед поплывем
1 ведущий: Пока Магистры заняты решением задачи второго задания и так счастливы, что на часы не смотрят, посмотрим мы на циферблат. Задание болельщикам: проведите через центр циферблата прямую так, чтобы сумма чисел, оказавшихся по одну сторону от прямой была равна сумме остальных чисел.

(После ответа на этот вопрос жюри прибавляет очки соответственно той команде, за которую «болеет» выступивший).

2 ведущий: Но кто там так грустно поет? Это параллельные прямые. Они боятся того, что придется покинуть эвклидово пространство и очутиться в геометрии Лобачевского.

Параллельные прямые – 4 ученицы. Они исполняют танец и жалобно поют на известный мотив из оперы А.Верстовского « Аскольдова могила».

Ах, подруженьки, печальные,

Нас увозят в дали дальние.

Там в пространстве Лобачевского

Ляжем тесно как в гробу,

И спросить нам будет не с кого

За разбитую судьбу (2 раза)

Ах, подруженьки, параллельные,

Ждут нас беды беспредельные

Остается плакать с горя нам

И молитвы повторять,

Ведь придется, видно, вскоре нам

Параллельность потерять!

1-я прямая: В чертогах мудрого Эвклида

Так веселились мы попарно!

2-я прямая: Но вот жестокая планида

Нас гонит в мир, где все кошмарно.

3-я прямая: Тот мир, куда мы попадем,

Не геометрия – Содом.

4-я прямая: Там сможешь отделить с трудом

От сердцевины оболочку.

1-я прямая: Седло там заменяет дом.

Все: Там все мы, бедные пройдем

Через одну и ту же точку!

2-я прямая: Там не споет нам по утрам

Красавец – Параллелограмм.

XII (Выходит Параллелограмм и поет на мотив из фильма «Три мушкетера»)

Я пара-пара-пара-пара-параллелограмм!

Я стройный, симметричный, и не знаю драм!

И все во мне продумано, и все во мне попарно,

И я собой любой украшу храм!

Пора-пора- по - разному устроен я вполне:

Все ромбы и квадраты содержатся во мне.

180° - не больше и не меньше.

Имею я при каждой стороне!

1 ведущий: Ах, как мило, Параллелограмм, что вы пришли украсить наше собрание!
П: Я тоже рад встрече с Любителями точных наук и приготовил угощение Магистрам.

XIII III задание Два параллелограмма ABCK и ABCK имеют общую вершину В и по одной вершине каждый на стороне другого (А€ АК, С € СК)

Докажите, что площади этих параллелограммов равны.

2 ведущий: Команду 11А благодарим

За историческую повесть.

И слово их соперникам дадим

Они, конечно, выступят на совесть

А вы запоминайте чутко все:

Ведь капитанов ринг ждет впереди

На все вопросы, поднятые в тексте,

Ответить нам должны будут они.
XIV Выступает команда ГЕОМЕТР. Появляются двое: Парабола и ее собеседник. Парабола одета в платье, на котором приколоты надписи: y=ax², y=ax²+c, y=ax²+bx, y=ax²+bx+c и изображения различных графиков парабол.
ПР: Я есть парабола! Взгляните!

С: Как ты стройна, изящна и горда!

ПР: Ну, да (с сожалением)

Ведь если модуль, а превысит единицу

То дерзко прочь направлюсь я тогда

А если он поменьше единицы,

То плавно и изящно приближусь я к Ох,

Ведь существо мое подобно птице,

Я не могу обидеть ось абсцисс

Мне буква, а указ и назиданье

(жалуясь и соглашаясь)

Лишь только от нуля

Она по праву руку встанет

Как лебедь гордая, я крылья вверх

Стремлю с огромнейшим желаньем

А слева от нуля

Немилосердна и жестока

Приходится мне вниз лететь

От дорогой оси абсцисс далеко.
С: А что еще ты скажешь о себе,

И чем порадуешь нас или огорчишь?
ПР: А если в² побольше 4 ас

То дважды с великою Ох я встречусь

А если же они равны,

То лишь однажды к абсцисс я

Прикоснусь заветным поцелуем

И жаль до слез, что встречи не бывает

Когда меньше нуля их разность будет.

С: Я знаю о тебе немножечко побольше:

Ты демоновской силой обладаешь.

ПР: Да, если солнышко свои лучи

моей оси протянет параллель,

То отраженные, они не могут жить отдельно

И в фокусе моем, сходясь, все вместе,

Мне силу дивную дают!

С: И римляне бегут, оставив Сиракузы!

И спутник вверх, умчался как шальной.

Красавицы параболы великое искусство,

Нам позволяет облететь весь шар земной.

1 ведущий: Благодаря «Геометра» за выступленье,

Попробуем все вместе

Продлить познанья мгновенья

И капитанам слово дать.

XV Конкурс капитанов

  1. Что для Архимеда было дороже жизни и почему?

(Чертежи. Это единственное, что он защищал от римского воина, занесшего над ним меч).

  1. Каким образом греки подожгли корабли римлян?

(с помощью вогнутых зеркал)

  1. Что они использовали при изготовлении этих зеркал?

(свойства параболы)

  1. Как-то Архимед долго мучился над вопросом определения количества серебра и золота в жертвенной короне Гиерона и вот однажды…

(Архимеда осенило, когда он садился в ванну и с криком «Эврика» он нагим побежал домой записывать «решение»)

  1. Продолжите фразу Архимеда: «Дайте мне точку опоры …

(и я переверну землю»)

  1. Как называется разность, о которой говорила парабола?

(дискриминант)

  1. Какое поведение он диктует квадратичному трехчлену и параболе?

XVI Пока жюри готовится объявить победителей встречи ведущие проводят конкурс болельщиков «Задачи-шутки»

  1. Число и нота рядом с ним

Да букву припишем согласную

А в целом мастер есть один

Он мебель делает прекрасную (сто-ля-р).

  1. Предлог и малое число

За ними букву скажем

А в целом ты найдешь его

Почти под каждым домом (по-два-л).

  1. Арифметический знак я

В задачах найдешь во многих строчках

Лишь «О» вставишь, зная как

И я географическая точка (п-о-люс).

  1. Я нелюбимая оценка в дневнике

Из-за меня у школьников меркнет вся природа

Но если внутри меня поставить «Е»

То среди женского я рода (д-е-ва).
Итог, поздравление победителей и песня (на музыку Сольева-Седого из к/ф “Небесный тихоход”)

  1. В глубокой древности³

Когда науки были выше повседневности

Герон, Фалес и Архимед

Обогатили белый свет

И нам послали зажигательный привет

Во славу науки

Мы клятву верности, дерзости, доблести даем

Мажорные звуки

Из нас посыпались – и мы поем

Пускай мы Пифагорами не станем!

А вдруг?

Ведь столько не разгадано еще вокруг

И творчества муки

Нам интереснее сердечных мук.

  1. Мы скоро в третье³,

Мы скоро в третье перейдем тысячелетье

«Зашьем» озонную дыру

Найдем друзей в антимиру

И к марсиянину заявимся в нору.

  1. Мы парни бравые³

И нас нередко посещают мысли здравые

Мы математике верны

Мы с информатикой дружны

И, как ни странно, мы в искусство влюблены.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Клуб любителей точных наук и кафе миф iconМайкл Гербер «Предпринимательский миф»
П-миф это миф о предпринимательстве. Он глубоко укоренился в Америке, и повествует о героизме

Клуб любителей точных наук и кафе миф icon«Нескучная математика» и во время перемен представили их вниманию всей школы
«В царстве трех наук». Учителя математики, физики и информатики ознакомили ребят с планом мероприятий, которые будут проводиться...

Клуб любителей точных наук и кафе миф iconМгиа) «Клуб Любителей Истории и Обществознания» (клииО) Общероссийский...
Волкова Светлана Александровна, организатор внеклассной внешкольной воспитательной работы с детьми

Клуб любителей точных наук и кафе миф iconСценарий внеклассного мероприятия по литературе. Музыкально-литературный...
Ермилова К: а вот его философское стихотворение, читает стихотворение «Памятник»

Клуб любителей точных наук и кафе миф iconКлуб Любителей Иностранных Языков Сценарий «Рождественского десанта»...
В1 И хотим рассказать вам о Рождестве в Великобритании, Германии, Австрии и других странах Европы. Хотите послушать о европейском...

Клуб любителей точных наук и кафе миф iconМаоу сош №11 Школьный конкурс «Учитель года 2013» Учитель английского...
«Клуб любителей английского языка с углублённым изучением через внеурочную деятельность»

Клуб любителей точных наук и кафе миф iconКонкурс чтецов. Математика и стихи, Геометрия и поэзия, Физика и лирика
Ведущий: Сегодня в рамках недели точных наук проводится традиционный конкурс чтецов

Клуб любителей точных наук и кафе миф iconКонкурс чтецов. Математика и стихи, Геометрия и поэзия, Физика и лирика
Ведущий: Сегодня в рамках недели точных наук проводится традиционный конкурс чтецов

Клуб любителей точных наук и кафе миф iconКалендарно-тематический план по литературе 5 класс
Миф и мифология. Античный миф. Мифологические рассказы о происхождении мира и богов

Клуб любителей точных наук и кафе миф iconВиктория Холт Пленница Scan: Sunset; ocr & SpellCheck: Larisa F
Холт В. Х73 Пленница [Текст]: пер с англ. Е. Барышевой. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница