Тема проекта




Скачать 152.74 Kb.
НазваниеТема проекта
Дата публикации01.11.2014
Размер152.74 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Математика > Документы
Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 55


Тема проекта




Разработка средств для оценки уровня сформированности предметных и ключевых компетенций и описание инструментария их разработки.
Область изменения: оценка качества образовательных достижений обучающихся в новых условиях (новых образовательных результатов на основе макета госстандарта).
Предлагаемое нововведение: разработка фонда средств для оценивания качества образовательных достижений обучающихся в новых условиях и описание соответствующего инструментария
^ Суть предполагаемой разработки: разработанная система средств оценки (КИМов) по математике должна служить не только для коррекции и диагностики результатов обучения, но и для измерения уровня сформированности предметных и ключевых компетенций, а значит, помогать ребёнку добиваться успеха в выбранной им области через формирование (развитие) тех качеств личности, которые соответствуют поставленным им целям;

описанный инструментарий разработки средств для оценки уровня сформированности предметных и ключевых компетенций должен помогать в создании фонда средств по оценке качества образовательных достижений обучающихся в новых условиях на различных этапах и на всех ступенях обучения (возможно, в разных образовательных областях) даже при условии дальнейших изменений в образовательной стратегии;
^ Исполнители проекта:

- Михайлова А.М., учитель математики, зав. кафедрой математики и

информатики гимназии №55 г. Томска

- Галицкая Е.Т., учитель математики гимназии №55

- Ященко И.В., учитель математики гимназии №55

- Мишакова С.В., учитель математики гимназии №55

- Кирьянова Ю.Ю., учитель математики гимназии №55

^ Место реализации проекта: МОУ гимназия №55 г. Томска, 634059, ул. Ф. Мюнниха, д.12/1;


Начало: сентябрь 2009 г.

Окончание: сентябрь 2012 г.
Аннотация

Проблема: недостаточность объективных, разносторонних средств оценки качества образовательных достижений обучающихся в новых условиях (уровня сформированности предметных и ключевых компетенций) на всех ступенях обучения, отсутствие их системности, отсутствие единого инструментария создания фонда таких средств.
Цель: разработка и апробация фонда средств для оценивания качества обра-зовательных достижений обучающихся в новых условиях (уровня сформированности предметных и ключевых компетенций) по математике на всех ступенях обучения и описание инструментария разработки
Задачи:1) изучить имеющийся опыт методики создания и разработки фонда оценочных средств образовательных достижений обучающихся, в т.ч. и в новых условиях;

2) создать систему собственных оценочных средств, апробировать её;

3) описать инструментарий разработки системы оценочных средств в новых условиях.
Введение
Данный проект будут осуществлять педагоги кафедры математики и информатики гимназии №55 г. Томска, имеющие опыт работы по созданию оценочных средств качества образовательных достижений обучающихся на всех ступенях обучения по математике, а также опыт проведения ШПО, проблемных семинаров. Все они умеют работать с компьютером, что позволит им пользоваться информационными технологиями в работе над проектом.

Для материально-технического обеспечения проекта в гимназии имеется компьютерный класс, выход в Интернет, множительная техника, а также большое разнообразие дидактических материалов по математике.
^ Описание проекта и его обоснование.
Постановка проблемы



Неформально работа над проектом началась уже очень давно, т.к. кафедра математики и информатики гимназии №55 всегда отслеживала качество результатов обученности на различных этапах с учётом требований, предъявляемых к выпускникам основного и полного среднего образования по математике. С самого основания кафедры проводится ежегодный сравнительный анализ результатов входного, промежуточных и итогового срезов на каждой параллели, в т.ч. результатов независимого тестирования (ТОИПКРО, ИМЦ). В составлении средств оценки качества образовательных достижений обучающихся (тесты, контрольные работы) на всех ступенях обучения участвуют группы учителей по одному из следующих признаков:

- работают в одной параллели

- опытный учитель руководит работой неопытных по составлению/подбору КИМ

В любом случае, при таком подходе КИМы для разных параллелей не взаимосвязаны и составляются из уже имеющихся в дидактике задач. Но в этом случае не всегда проверяется даже результат по одной тематической линии (если не совпадают темы на данном этапе в различных параллелях), а об оценке уровня сформированности компетенции (ключевых, предметных или межпредметных) в этом случае вообще трудно говорить. Поэтому и сравнение носит часто формальный характер и не дает истинной картины относительно динамики качества образовательных результатов (кстати, этим же грешат и некоторые КИМы, присылаемые для независимой проверки качества образовательных достижений обучающихся), тем более, в новых условиях. Обобщая, можно сказать: дидактических единиц, проверяющих ЗУНы, есть огромное количество, даже с избытком, но они не всегда грамотно объединены в КИМы по ступеням обучения так, чтобы можно было действительно осуществить мониторинг качества образовательных достижений обучающихся и прогнозировать уровень успешности выпускника по предмету, его готовность к возможному продолжению образования, а тем более ─ к решению жизненных проблем. Таким образом, остаётся не решенным вопрос оценивания проявления обучающимися ключевых компетенций.

Актуальность проекта очевидна в условиях модернизации образования, когда возникла необходимость оценивать не только ЗУНы, но и новые результаты обучения (по макету госстандарта) и идёт обсуждение того, как это делать (да и что оценивать), когда развернулись острые дебаты вокруг вопроса о том, какими быть новому поколению КИМ для ЕГЭ по математике.
На наш взгляд, для изменения ситуации необходимо:

а) разработать систему КИМов для оценки уровня сформированности предметных и ключевых компетенций на всех ступенях обучения;

б) иметь единый инструментарий (в обобщённом виде) разработки фонда средств для оценивания уровня сформированности предметных и ключевых компетенций;

в) вносить своевременные изменения в содержание КИМов, гибко реагируя на довольно частые изменения требований, предъявляемых к подготовке обучающихся (что и позволит делать разработанный инструментарий);

г) сделать банк оценочных средств открытым (например, издать сборник), для чего требуется довольно большое количество дидактических единиц по каждой тематической линии.

Таким образом, проблема заключается в отсутствии единого инструментария разработки, в бессистемном использовании КИМов для оценивания качества образовательных достижений обучающихся на всех ступенях обучения, а также в структуре и содержании дидактических единиц.


Цель проекта:

разработка и апробация фонда средств для оценивания качества обра-зовательных достижений обучающихся в новых условиях (уровня сформированности предметных и ключевых компетенций) по математике на всех ступенях обучения и описание инструментария разработки
^

Задачи проекта:


1) изучить имеющийся опыт методики создания и разработки фонда оценочных средств образовательных достижений обучающихся, в т.ч. и в новых условиях

2) создать собственную систему средств для оценки образовательных достижений обучающихся в новых условиях и апробировать её в гимназии №55;

3) описать инструментарий разработки системы оценочных средств в новых условиях.

Стратегия, методы, механизмы достижения цели реализации проекта

Методы работы: теоретический анализ имеющейся литературы как дидактической, так и по методике создания оценочных средств; изучение и обобщение собственного педагогического опыта по созданию оценочных средств ; включенное наблюдение за ходом оценки качества образовательных достижений обучающихся по математике в Томской области, и, параллельно, в МОУ гимназии №55 ─ по вновь разработанной системе оценки качества образовательных достижений обучающихся на всех ступенях обучения; поэтапная разработка инструментария создания банка средств для оценивания качества образовательных достижений обучающихся гимназии №55 по математике в новых условиях в процессе разработки, апробации и коррекции созданной системы КИМов.

^ Выполнение проекта планируется на основе следующих основных принципов:

  1. Каждый этап реализации проекта (анализ, работа по составлению КИМов, их апробации и т.д.) начинается с обсуждения на заседании кафедры и заканчивается им с целью обеспечения согласованности и валидности (надежности) результатов работы, качества КИМов



  1. Каждый участник проекта подбирает/разрабатывает дидактические единицы по какой(им)-то конкретной(ым) тематическим линиям предмета МАТЕМАТИКА для всех (или почти для всех) параллелей, т.е. не по горизонтали, как раньше, а по вертикали с целью корреляции одного и того же результата. Задания в этой вертикали должны проверять результаты по освоению примерно одинаковым набором компетенций

  2. Задания по одной теме для каждой параллели должны быть разными по уровню и/или способу записи ответа*;

  3. Составленные КИМы должны быть ориентированы на КИМы для выпускников по структуре и тематике.

*Планируется составление заданий с выбором ответа, в которых предполагается несколько правильных ответов или напротив – ни одного, что и делает такие задачи разноуровневыми; к тому же, посредством такого рода заданий можно диагностировать проявление у обучающихся компетенций разного уровня, в т.ч. и ключевых, что, пожалуй, самое трудное по причине новизны. Кроме того, КИМы будут обязательно содержать задания без выбора ответа.

^ План-график реализации проекта

2006-август 2009 уч. г.

1 этап. Проблемно-ориентированный анализ
1. Заседания кафедры математики и информатики по вопросам проведения внутригимназического мониторинга по математике и анализа его результатов.

2. Изучение и теоретический анализ имеющейся литературы как дидактической, так и по методике создания оценочных средств в новых условиях (PISA, TIMSS); изучение и обобщение педагогического опыта по созданию оценочных средств через участие в проблемно-творческих группах города Томска, курсы ПК, Интернет.

3. Изучение опыта других образовательных учреждений по вопросу мониторинга через курсы ПК и литературу.

4. Анализ имеющихся предпосылок и ресурсов для создания системы оценивания качества новых образовательных достижений обучающихся на всех ступенях обучения в гимназии №55 и описания инструментария разработки оценочных средств для этого.
^ 2 этап. Постановка цели.
1.Заседание кафедры математики и информатики: определение цели
сентябрь2009 г.
3 этап. Выработка конкретных действий.
1. Заседание кафедры математики и информатики: обсуждение принципов реализации проекта, качества будущих КИМов, имеющихся инструментов создания оценочных средств; распределение обязанностей по подбору/разработке заданий участниками проекта.
2009-2010уч.г.
4 этап. Разработка и апробация средств для оценивания качества образовательных достижений обучающихся на всех ступенях обучения в новых условиях
1.Составление/подбор задач по вертикали по двум основным темам курса МАТЕМАТИКА и составление КИМов для оценивания качества образовательных достижений обучающихся на всех ступенях обучения в новых условиях

2. Организация мониторинга

3. Проблемно-ориентированный анализ результатов разработки и её апробации

4. Начало описания инструментария разработки оценочных средств в новых условиях
2010-2011уч.г.
5 этап. Необходимая коррекция и дальнейшая разработка и апробация средств для оценивания качества образовательных достижений обучающихся на всех ступенях обучения в новых условиях и описание

инструментария разработки
1. Коррекция разработанной и апробируемой системы оценочных средств

2. Апробация скорректированной системы оценочных средств

3. Проблемно-ориентированный анализ результатов коррекции

4.Составление/подбор задач по вертикали по всем основным темам курса МАТЕМАТИКА и составление КИМов для оценивания качества образовательных достижений обучающихся на всех ступенях обучения в новых условиях

5. Проблемно-ориентированный анализ результатов разработки и её апробации

6. Внесение дополнений в описание инструментария разработки оценочных средств в новых условиях

2011-2012 уч. г.
6 этап. Анализ полученных результатов. Формирование банка оценочных средств. Защита проекта
1. Анализ проделанной работы по реализации проекта и коррекция имеющихся результатов.

2. Апробация скорректированной системы оценочных средств

3. Формирование банка оценочных средств

4. Подготовка к печати сборника разработанных и апробированных оценочных средств.

5. Описание разработанного инструментария создания фонда средств, предназначенных для оценивания новых образовательных результатов (по макету госстандарта)

6. Защита проекта в форме презентации.

Ожидаемые результаты



  1. Создание системы мониторинга новых образовательных достижений (по макету госстандарта) по математике в гимназии №55 на основе разработанных и апробированных оценочных средств.

  2. Повышение качества проявления компетенций всех уровней обучающимися гимназии.

  3. Сборник разработанных и апробированных оценочных средств.

  4. Описание инструментария разработки фонда оценочных средств в новых условиях.


Основные формы промежуточной и итоговой отчетности по реализации проекта:

  1. Заседания кафедры математики и информатики гимназии №55

  2. Заседания кафедры математики и информатики совместно с НМС гимназии №55

  3. Публичный(ые) доклад(ы) (защита проекта в форме презентации)


Список используемой литературы:


  1. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ж. «Народное образование», №2/03, с.58-64

  2. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технологии конструирования. Ж. «Народное образование», №5/03, с.55-61

  3. Осмоловская И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе. Ж. «Народное образование», №5/06, с.77-80

  4. Ковалёва Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA*(Program for International Student Assessment)-2000. Ж «Школьные технологии», №5/03, с.85-96

  5. Международная программа PISA-2000. Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию/ сост. Ковалёва Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Москва, ЦОКО ИОСО РАО, Национальный Фонд подготовки кадров, 2003

  6. Материалы 10-й научно-практической конференции «Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах». Красноярск, Издательский центр КГУ, 2004

  7. Каспржак А.Г. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000. Москва, Университетская книга, 2005

  8. Ковалёва Г.С. PISA-2003: результаты международного исследования (инструментарий и алгоритмы), Ж «Школьные технологии», №1/05, с.154-163

  9. Ковалёва Г.С. Международное исследование TIMSS** (Trends in Mathematics and Science Study). Ж. «Народное образование», №9/05, с.35-42

  10. Дидактические материалы по математике ко всем действующим УМК

  11. Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА в 9 кл., 2002-2009

*международная программа оценки знаний и умений учащихся

**международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования

Отчёт о ходе реализации
I. Снтябрь 2009г.

1. Проанализированы характер, структура, достоинства и недостатки имеющихся в обиходе КИМов, в т. ч. для ГИА в 9 кл. и ЕГЭ через анализ результатов ГИА и ЕГЭ, анализ работы с учениками по решению задач, а также через проведение внутригимназического мониторинга и анализ его результатов; учтены все «минусы» и «плюсы» такого мониторинга; на основании всего этого сделаны наброски характера задач, через решение которых, скорее всего, можно отследить уровень проявления ключевых и предметных компетенций.

Вот пример такой задачи (подобные задачи давно предлагаются учащимся на уроках):

Решите уравнение sin(π+х) =.

1) 2) 3)

4) 5)

Сама задача позаимствована из печатного издания «Материалы для подготовки к ЕГЭ» за 2003 год, где к ней прилагался выбор ответов, среди которых только один правильный (тот, что подчёркнут). Некоторые ребята тогда «спотыкались» именно на этом задании части А, утверждая, что в тексте опечатка.

Выбор же, который предлагается здесь, содержит три правильных ответа (те, что выделены жирным). Если ученик выбрал только №1, то он проявил лишь базовый уровень знаний и умений (умеет применять формулу корней тригонометрического уравнения и выражать переменную в линейном уравнении), а если выбраны ещё и №4 и/или №2, то можно говорить уже о наблюдательности и/или о более глубоких знаниях. Но важнее то, что задания, в которых может быть несколько правильных ответов или, напротив, все ответы содержат ошибку, даёт возможность не только проверить уровень усвоении ЗУНов, но и уровень проявления ключевых компетенций ( многообразие способов деятельности, критичность, умение принять решение, ответственность, трудолюбие, наконец).
2. Уже проведена большая работа по изучению литературы, касающейся компетентностного подхода в обучении, а также результатов исследований образовательных достижений учащихся разных уровней; проведён анализ многих задач, включенных в КИМы для таких исследований.
3. На уроках нами применяются интерактивные, игровые технологии, которые наилучшим образом проявляют как сильные так и слабые стороны учеников, особенности их мышления, что даёт учителю возможность составлять оценочные средства с учётом индивидуальности и потребностей каждого ребёнка, а также ставить каждого ребёнка в позицию, когда он компетентен и может поделиться с другими своими умениями (может научить). Применение таких технологий или их элементов, как технологии проблемного обучения, критического мышления, диагностико-коррекционная позволяют включать самих ребят в активную деятельность по коррекции и созданию заданий. А ведь именно ученики зачастую подсказывают ответ на вопрос, который мучает учителя (в нашем случае ─ «Как проверить уровень проявления компетенций различного уровня? Как подготовить ученика к самостоятельному решению жизненных проблем через свой учебный предмет?»)

Огромную роль в изменении характера оценочных средств играет форма проведения урока.

Например, если урок (не важно по какой теме) называется «Редакция газеты «Математический вестник»» и дети на уроке играют соответствующие роли, то задачи к уроку естественно становятся компетентностными.

Другой пример.

9 класс. Тема «Прогрессии». Подборка задач по этой теме скорее всего не вызовет особого интереса у ребят этого возраста, даже если задачи носят явно прикладной характер и тема открывалась с этапа актуализации, с освещения широкого практического применения прогрессий в различных областях. Личная заинтересованность точно появляется (проверено на практике) тогда, когда задачи предложены по группам, в которых учеников объединяет выбранный ими профиль в будущем, т. е. когда каждый ученик примерит на себя будущую профессию (условно, разумеется).

Вот примеры задач к такому уроку:

Для математического профиля:

  1. Решите уравнения:

а) 4+7+10+…+х = 116;
б)
2. Из кубов строят башню, ставя их один на

другой, причём ребро каждого следующего

в два раза меньше ребра предыдущего. Зная,

что ребро нижнего куба равно 1 метру, найдите

объём башни, состоящей из трёх кубиков; из

семи кубиков; объём бесконечной башни.

3. Придумайте/подберите ещё задачу.

Для гуманитарного профиля

1. Вспомним строки А.С.Пушкина из романа «Евгений Онегин», сказанные о его герое: «…не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». А вы помните это отличие?
Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха.

^ Ямб ─ стихотворный метр с ударениями на чётных слогах ( Мой дядя самых честных правил…)

Хорей ─ стихотворный размер с ударениями на нечётных слогах стиха (Буря мглою небо кроет…)

С какой числовой последовательностью связаны эти литературные понятия?
Переведите на математический язык определение хорея, если ямб можно описать так:

или так:

и т. д.

Как вам известно, есть и другие стихотворные размеры. Опишите их и по возможности приведите примеры, если математически их можно описать так:

Дактиль:
Анапест: .
Амфибрахий:
2. Подберите/придумайте строки на каждый размер.

Для социально-экономического профиля

1. Сколько воды утечёт из неисправного крана

за сутки, если каждые 2 секунды из него вытекает

1 капля (будем считать, что в 1 капле содержится

0,04 мл воды). А сколько утечёт за месяц?

А если потери воды увеличиваются в полтора

раза каждые двое суток?...
2. Повышение себестоимости товара составля-

ет 5 % в год. Какой станет себестоимость

через 3 года, если первоначальная себестои-

мость товара равна 800 рублей? А через 10

лет (при условии, что рост себестоимости

останется прежним)?

3. Придумайте/подберите ещё задачу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема проекта iconКонкурса I тема проекта
Тема проекта «Духовно-нравственное воспитание школьников в проектной деятельности «Моя малая родина в стихах односельчан»

Тема проекта iconПроекта
Тема проекта: «использование сказки для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Тема проекта iconИсследовательская работа класса Тема проекта: Наш «Пчелиный» город в спектре разных наук
«пчела». Участники проекта знакомятся информацией, анализируют ее и обобщают факты. Конечным результатом работы являются субъективно...

Тема проекта icon«Здравствуй осень» Автор проекта: Волегова Людмила Михайловна
Тема проекта: Совместная игровая деятельность экологического содержания как средство развития познавательной активности у детей 2-...

Тема проекта iconПроект “Времена года”. Работа во время осенних каникул Тема:“Осень...
Тема:“Осень в нашем школьном саду”. продолжительность проекта : с 21-ого по 27-ое октября

Тема проекта iconТема проекта: Приметы зимы Тип проекта: творческий, групповой
Показать точность, меткость, выразительность и красочность примет, пословиц и поговорок о зимних месяцах, их живость и образность,...

Тема проекта iconМетодические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты»
Аннотация проекта (краткое содержание проекта, его история осуществления, общее количество участников проекта (география участников...

Тема проекта iconЗадачи проекта Проектная гипотеза Участники проекта Характеристика...
Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением...

Тема проекта iconПрезентация проекта. Защита микрогруппами своих проектов: 1 группа «Всё, что движется»
Детям объясняется суть проектной работы и предлагается тема будущего проекта с последующим обоснованием. Обсуждаются этапы проектной...

Тема проекта iconТема проекта
Цель проекта: расширить круг знаний обучающихся о земляках, мастерах поэтического слова посредством создания электронной презентации,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница