Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100»




Скачать 132.13 Kb.
НазваниеМои педагогические шаги по дороге «Школа 2100»
Дата публикации02.11.2014
Размер132.13 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Математика > Документы
Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100»

Свою педагогическую деятельность я, как и все учителя тогда, вначале 80-х годов, начала по традиционным образовательным программам и работала в трехлетней начальной школе. После первого выпуска, перешла на программы четырехлетней начальной школы. Уже тогда меня не совсем устраивала та модель обучения, цель которой была обычное формирование ЗУН, где учитель был субъектом с функцией транслятора знаний, а ученик – объектом с качеством хорошего исполнителя.

На тот момент меня заинтересовала другая модель обучения, которая была направлена на развитие личности. Это образовательная система Л.В.Занкова. Проработав 4 года по этой системе, я оценила её ориентацию на объединение обучения, воспитания и развития в единый процесс. Эта система создавала условия для всестороннего развития моих детей. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, принимать ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, работать над развитием всех учащихся: и самых слабых, и самых сильных – это не замечательно ли?! Да ещё в те годы в школьном учебном плане находилось место для спецкурсов в начальной школе: «Азбука вежливости» ( этика), «Азбука рынка» (экономика), « Наши истоки» ( обществознание) , «Культура речи» (риторика) – это ли не дополнительное образование, о котором сейчас прописано в ФГОС?

Но были и трудности, и недостатки. В те годы (1992-1996 гг.) по системе Занкова УМК был, по-моему, мнению, не на том уровне, который бы облегчил работу педагога. Были трудности в подготовке к проведению уроков, в приобретении учебников и методических рекомендаций.

В 1996 году я проходила курсы повышения квалификации в городе Ставрополе, и меня заинтересовало выступление невинномысских учителей, работавших по учебнику математики Л.Г.Петерсон . Я вспомнила ,что где-то уже видела и читала статьи об этом учебнике. Да, он входил в комплект учебников по образовательной программе «Школа 2000». Я читала об этом комплекте в газете, он меня заинтересовал ещё тогда, но информация была скудной, хотя где их приобрести я уже знала, и подумывала об этом. И вот удача! Коллеги подробно рассказали об одном из учебников, да еще и увидела математику, правда, в пробном черно-белом варианте. Я поставила перед собой задачу во чтобы это ни стало мне, изучить весь комплект « Школы 2000» и узнать всё об авторах программы и самой образовательной программе « Школа 2000».

Мне очень нравится парадигма этой модели обучения – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, выращивание функционально- грамотной личности, то есть личности способной и готовой с помощью ЗУН решать различные жизненные задачи. Здесь учитель – организатор процесса познания, а ученик субъект поисково- исследовательской деятельности. Новые способы работы на уроке: «открытие» нового знания, поисково – исследовательская деятельность, новые образовательные технологии: проблемно-диалоговая, проектная, информационно-коммуникативная технологии, формирование типа правильной читательской деятельности. Это всё то, чего мне так не хватало в моей работе. А после знакомства с учебниками, с учебным обеспечением, мониторингом мне ещё больше захотелось работать по образовательной программе « Школа 2000», которая позже стала называться образовательная система «Школа2100»

15 лет я работаю с детьми по системе « Школа 2100». Из года в год я убеждаюсь, что не ошиблась в выборе образовательной системы. Я очень довольна УМК этой системы, в котором учебники постоянно обновляются, содержат компоненты, выходящие за пределы стандарта, в них заложен принцип успешности в разрешении, как учебных, так и жизненных проблем.

На уроках чтения моей первой помощницей стала «Моя любимая азбука», сейчас «Мой любимый букварь». Слева - страница для начинающих, справа – для читающих. Уроки были очень интересными, все с удовольствием слушали друг друга, знакомились с буквами, со звуками, вместе разбирали новые слова. Уроки обучения грамоте и письма были интегрированными. В построении этих уроков очень помогли методические разработки к учебнику и прописи. На протяжении почти всех уроков обучения грамоте и чтения идет прогнозирование изучаемого:

  • Рассмотри иллюстрации.

  • Прочитай название произведения.

  • Знаком ли тебе автор?

  • С каким настроением ты будешь читать это произведение?

Скоро я обнаружила у своих учеников повышенный интерес к чтению и поспешила записать их в школьную библиотеку.

Во втором классе мы продолжали занятия в библиотеке. Если ребенок мотивирован на учебу, то у него возникает интерес к дополнительным заданиям. С тем, как подобрать литературу по определенной теме, нас знакомила библиотекарь.

Когда 3-м классе на уроках мы обращались к отрывкам из произведений, не имея возможности изучать их полностью, я заметила, что у детей возникло желание прочитать ту или иную книгу целиком.

Почти после каждого раздела программы предусмотрены творческие работы, сочинения-миниатюры. Но прежде, чем писать сочинение, мы с детьми проводили большую подготовительную работу. Например : выбери тему из нескольких заданных. Подчеркни ключевые слова в названии темы, обдумай её. Составь и запиши план. Подбери слова, которые помогут раскрыть тему: глаголы, имена существительные, прилагательные или сочетания слов.

А какое интересное задание по теме осень и осенние краски предлагается по теме «Осень и осенние краски» предлагается в тетради по чтению: сочини четверостишие об осени «Разная осень». Задание к произведению В.Бианки «Неслышимка» попробуй сочинить загадку о какой-нибудь птице. Тем детям кому трудно сочинить загадку, предлагается подобрать её из любой книги. Вот в тетради новая страничка- «Лето». Задание: выпиши на эту страничку понравившиеся тебе слова и выражения. Которые используют писатели, поэты, чтобы нарисовать картину летней природы. Дан пример С.Есенин « Горят серебряные росы». Нет никакого сомнения, что такие подготовительные задания, которые рекомендуют авторы, способствуют развитию творческих способностей и готовят детей к сочинению.

Вполне естественно, что в 4-м классе ребята радовали меня полными, интересными, смелыми ответами. Лес рук встречал меня на уроках чтения. Ученикам всегда хотелось, чтобы этот урок по расписанию был первым! Дети торопились показать, как они выполнили домашнее задание, прочитать наизусть стихотворение, показать зарисовки или инсценировки произведения. При этом следует отметить,что ребята уже самостоятельно ходили в библиотеку и по своей инициативе находили дополнительный материал о писателях, чьи произведения мы изучали.

Поскольку одним из основных учебных предметов школьного курса является русский язык и его изучение продолжается на протяжении 10 лет пребывания учащихся в школе, я хотела бы остановиться на этом предмете. Готовясь к выступлению на заседании методобъединения и анализируя контрольные работы в начальных классах, я заметила, что большинство ошибок в диктантах – на пропуск, замену, искажение букв и на безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением. При работе над безударной гласной в корне, проверяемую ударением, я составляю и вывешиваю последовательно все «шаги» на карточках, как это рекомендуется в методических разработках к урокам:

  • Читаю слово.

  • Ставлю ударение.

  • Выделяю корень.

  • Подчеркиваю безударные гласные в корне.

  • Подбираю проверочные слова ко всем безударным гласным в корне.

  • Обозначаю орфограмму.

В диктанте при проверке прошу обозначить орфограммы. Формулировка « обозначить орфограммы» означает, что ученик должен графически объяснить выбор написания. Во 2-м классе я часто проводила групповые и парные диктанты. О них рассказывали на курсах. Дети готовили дома слова и цепочкой каждый день диктовали их классу. Слова были необязательно с безударной гласной, но и те, которые озадачивают класс. Ребята очень любят это задание и с удовольствием его выполняют.

Считаю, что очень удачной оказалась находка авторов, предлагающих проводить на уроках русского языка «пресс-конференции». «Корреспонденты» задают вопросы «специалистам», например, по теме глагол. Это форма работы сопровождается большой активностью ребят, практически все участвуют в ней. Авторы методических разработок помогают эффективней построить работу над сочинением ,изложением. Как правило, сочинения моих учеников были содержательными, а изложения – полными. Очень удобны тетради для контрольных и самостоятельных работ. Я согласна с тем, что при работе над ошибками надо говорить только о продвижении учеников, без названия фамилий тех детей, кто огорчил учителя своими ошибками. При этом тон учителя должен быть доброжелательным, чтобы ребятам было комфортно на уроке.

Анализ учебников по русскому языку для начальной школы Образовательной системы « Школа2100», свидетельствует, что в них предусмотрена совместная с учителем учебно- познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Интересные упражнения предложены для организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Предложенные в учебниках задания дают возможность использовать выше названные формы при создании проблемной ситуации, поиски решения проблемы, закрепление знаний, а также во время организации тренинговых упражнений. Например, структура к упражнению 173 на с. 4 ( 4 класс) позволяет организовать этап развития новых знаний, работая в группе, поскольку последовательно ведет детей к открытию нового.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка, его речевая грамотность, способность усваивать родной язык в письменной форме.

2-й класс выступает основным этапом в развитии орфографической зоркости. Поэтому авторы предусмотрели систему упражнений для её формирования: при выполнении каждого упражнения дети подчеркивают, выделяют, обозначают орфограммы (пробел между предлогами и соседними словами – упр.140, 141;» опасные места» в словах и между словами – упр.139), сравнивают с образцом – упр.133; наблюдают, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки – упр.132; отрабатывают орфографическое чтение – упр.160; группируют орфограммы – упр. 163; пишут выборочный диктант с подготовкой, диктант с самопроверкой, диктант со зрительной подготовкой, когда дается алгоритм выполнения: прочитать текст, обозначить орфограммы, закрыть учебник, записать текст под диктовку учителя, обозначить орфограмму, проверить написанное по учебнику – упр.168.

При обучении орфографии организуется исследовательская деятельность, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, наблюдаемых или анализируемых фактов. В результате школьники овладевают исследовательскими умениями обобщать, систематизировать, классифицировать орфографические явления, выделять противоречивые данные, ставить проблемы и решать их, делать выводы.

В упр.215, 216,217 дети делают открытия о подвижном ударении в русском языке, тренируются в произношении слова звонит.

Коммуникативная мотивация орфографических действий обеспечивает высокую познавательную активность в раскрытии глубины и полноты связей между орфографическими явлениями, осознание необходимости в изучении правописания, положительную настроенность к орфографическим действиям и их результатам, радость познания.

Напомним слова М.Р. Львова о том, что «язык в устах поэта, в нашей классике, в литературе. Во главу языкового курса надо поставить живой язык в литературе». Уже первое упражнение в учебнике для 3-го класса соответствует этому призыву. Дети читают прекрасные строки Ф.И. Тютчева « есть в осени первоначальной…» и выполняют ряд орфографических, лексических, синтаксических, морфемных и фонетических заданий. Такой комплексный подход способен зародить интерес к слову – его звучанию, происхождению, правописанию.

Детям предлагается в тексте игру слов ( упр.300), отредактировать текст (упр.299), написать сочинение «О себе» (упр.302), найти в каждой строчке «четвертое лишнее» слово (упр.19).

В 4-м классе дети пишут сочинение на тему «Уроки слова» или « О чём рассказывает слово» (упр. 315,316), узнают , какую роль играет слово в речи (упр.314). Немало упражнений, в которых авторы предлагают после чтения стихотворных строк поделиться впечатлениями: какую картину ты себе представляешь, какое состояние природы и человека передаёт поэт, какие слова помогли тебе это понять (упр.25,28,29,312). Такое внимание к слову в художественном произведении рождает у школьников подлинный интерес к предмету, развивает звуковое чутьё.

Математику я преподавала 9 лет по программе и учебникам Л.Г. Петерсон.

Замечательный учебник! Для детей с высоким уровнем интеллекта, повышенной мотивацией к обучению и познавательной активностью этот учебник находка. Занимаясь по этому учебнику, мои дети были призерами на районных олимпиадах. Один учащийся был переведен в московскую школу, где учитель математики был приятно удивлен, что ученик, приехав из сельской глубинки, занимался по программе Л.Г. Петерсон и имел высокий уровень качества знаний по математике.

Однако, осваивать эту программу большинству наших учащихся было всё же трудно. И когда на встрече с Р.Н. Бунеевым я узнала, что их коллектив готовит новую программу и учебник по математике, которые соответствовали всем принципам системы « Школа 2100», меня это очень заинтересовало. Как только они появились, я их изучила. Прослушала выступление одного из авторов С.А. Козловой, посоветовалась с ней, выяснила преимущества учебников «Моя математика» (сейчас «Математика») авторов Т.Е.Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких и стала преподавать математику по этим учебникам.

Учебники привлекли моё внимание, во-первых, организацией материала, в основе которой лежит проблемно-диалогическая технология введения новых знаний, а во-вторых , тем, что в этих учебниках реализуются принципы, сформулированные академиком РАО А.А.Леонтьевым для системы «Школа 2100». Соответствие учебников личностно, деятельностно и культурно ориентированным принципам обучения позволяет развивать деятельностные и интеллектуальные способности младших школьников, целенаправленно формировать их математическую речь, а также формировать представление о математике как дисциплине общекультурного характера, готовить учащихся к восприятию и освоению современных реалий жизни. В-третьих, меня привлекло единство подходов в написании учебников, их согласованность с другими учебниками « Школа 2100», в – четвертых, задачный материал. Многообразие текстовых задач позволяет формировать у учеников умения решать задачи, а именно на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, осуществлять перевод её на язык математических отношений. А постепенный переход от предметных учебных задач к компетентностным, решение задач с альтернативными условиями обеспечивает интеллектуальное развитие школьников, формирует качество мышления, необходимые для математической деятельности.

Интересны эти учебники и тем, что кроме традиционных содержательных линий, авторы вводят две новые линии: «Элементы стохастики» (комбинаторика, теория вероятности, математическая статистика) и «Занимательные и нестандартные задачи». Работа с таблицами, организация перебора вариантов при решении задач, запись и чтение информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, изучение ряда комбинаторных задач, имеющих практическую направленность и основанных на реальных сюжетах, формирование представления о вероятности случайного события и вероятностных понятиях «чаще», «реже», «возможно», «невозможно», о сборе и первичной обработке статистической информации – это всё в содержательной линии «Элементы стохастики». Линия «Нестандартные занимательные задачи» включает в себя логические задачи разного рода, задачи на взвешивание, переливание, переправы; принцип Дирихле, числовые головоломки, арифметические ребусы, лабиринты, математические фокусы, задачи на разрезание и составление фигур, перекладывание палочек и т.д.

Замечательно, что в этих учебниках идет пошаговое построение этих линий.

Внимание привлекает и яркое, красочное оформление учебников. Выполняя задания, учащиеся вступают в диалог с персонажами учебника, друг с другом и с авторами учебников, что позволяет каждому ученику самостоятельно «открывать» новое знание, выбирать индивидуальную линию поведения в процессе учения, получать удовлетворение от своей учебной деятельности.

Вот передо мной программа и учебники по «Окружающему миру» А.А.Вахрушева и др. Сравнивая компетенции, заложенные в эту программу и в ФГОС, прихожу к выводу, приоритетные задачи совпадают: формирование уважительного отношения к России, родному краю, семье, истории, культуре, воспитание чувства гордости за свое отечество, изучение основ экологической грамотности, правил нравственного поведения в мире природы, выявление причинно-следственных связей и т.д. Способы овладения учебным материалом самими школьниками такие, как наблюдения, опыты, моделирование, выдвижение и проверка гипотез, сравнение, классификация. Учебники А.А.Вахрушева и др. нацелены на рациональное научное познание мира и, одновременно, его эмоциональное осознание. Это позволяет организовать деятельность учащихся, направленную на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов.

В новом стандарте ясно прописано духовно-нравственное воспитание личности учащегося. Чтобы достичь результатов в этой области, я считаю одним из важных моментов проведение уроков риторики как предмета практической направленности, базирующегося на нравственных основах. Профессор Т.А. Ладыженская предмет риторики соотносит с риторикой общения, задача которой- формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом ,коммуникативным намерением.

Риторика как предмет практической направленности, культурообразующего и интегрирующего характера позволяет считать её уникальной дисциплиной, способной влиять на развитие, совершенствование и самосовершенствование образованной, функционально грамотной, интеллигентной личности, на коммуникативно-речевое и нравственное развитие учащихся.

Очень жаль, что пока риторика не является тем предметом, который входит в число обязательных изучаемых в школе дисциплин.

Но как только в учебном плане школы нашлось место, я сразу взялась за риторику, пусть и с третьего класса.

Особо хочу выделить специальную рубрику в учебниках «Риторика», «Наедине с собой», позволяющую школьнику поразмыслить над своими действиями, поступками, определить возможные пути решения нравственных проблем.

«Риторика» содействует формированию надпредметных компетенций, общеучебных умений: отвечать устно, корректно вести дискуссию, выступать с публичной речью, владеть различными речевыми жанрами ( в том числе и жанрами речевого этикета), умело избегать конфликтов, строить гармонирующий диалог.

Все учебники образовательной системы « Школа 2100» - это учебники для детей, которые хотят открывать для себя новое, для взрослых, которые хотят им помочь в этом, словом, для тех, кто хочет быть успешным в жизни.

Я стараюсь помочь ребенку вырасти человеком думающим и действующим, умеющим самостоятельно добывать знания, способным свободно использовать их для решения жизненно важных задач, т.е. готовым справляться с проблемами в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и жизненных. Я уверена, что не ошиблась в выборе образовательной системы. Полный, разнообразный УМК, все учебники и учебные пособия которого от дошкольного пропедевтического курса до выпускного, 11 класса, имеют гриф Министерства образования и науки РФ, что свидетельствует об их признании, одобрении и высокой экспертной оценке.

Обеспечение преемственности между ДОУ и общеобразовательной школой, между ступенями общеобразовательной школы, что создаёт условия для получения качественного образовательного результата.

И наконец, соответствие компетенций, заложенных в ФГОС и в Образовательную систему « Школа 2100». Общеучебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные), сформулированные в ОС « Школа 2100» совпадают с УУД ( регулятивными, познавательными, личностными, коммуникативными), прописанных в ФГОС.

Я счастлива, что в моей педагогической деятельности есть такой этап – обучение детей по Образовательной системе « Школа 2100». И всем начинающим молодым моим коллегам я советую работать по этой системе.

Маслова Ирина Николаевна – учитель

начальных классов МОУ СОШ №9

с.Родыки, Красногвардейского района

Ставропольского края.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100» iconМои первые шаги по пути истины
Мои первые шаги по пути истины. Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад», 2008. – 136 стр. Пятое издание. Тираж: 000...

Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100» iconРабочие программы 1 класс ос «Школа 2100» Разработчик программ учитель...
Прописи (комплект из 5-ти тетрадей) «Мои волшебные пальчики» (автор О. В. Пронина)

Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100» iconАннотация 1 класс. Ос «Школа 2100»
Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго...

Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100» iconПрограмма "Школа 2100" Программа «Школа 2100»
«Попрыгать, поиграть…» (12 или 8 ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц,...

Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100» iconРабочая программа по литературному чтению образовательная система «Школа 2100»
Стандарты второго поколения), авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Литературное чтение» (Образовательная...

Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100» iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Минюсте России 3 марта 2011 г и Примерной образовательной программой начального общего образования Образовательной системы «Школа...

Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100» iconРабочая программа разработана на основе комплексной программы развития...
«Школа 2100» под науч ред. Д. И. Фельдштейна, образовательной программы образовательного учреждения в соответствии с Федеральными...

Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100» iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
«Школа 2100» под научной редакцией Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой. Она соответствует «Обязательному минимуму содержания образования...

Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100» iconРабочая программа по литературному чтению (умк «Школа 2100»)
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...

Мои педагогические шаги по дороге «Школа 2100» iconПрограммы логопедической работы по преодолению общего недоразвития...
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница